Файл: Мордыш Ю.З. Профильное шлифование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чить ее, достаточно развести порошок раство^ рителем.

Поверх полученной пластмассовой формы струбцинами или прижимами укрепляется об­ рабатываемый штамп. Для шлифования его ставят так, чтобы палец столика входил в пластмассовую формула шлифовальный круг вертикальной подачей вводят в полость штам­ па. Прижимая стенкой форму и двигая ее по пальцу столика, мы тем самым заставляем шлифовальный круг снимать припуск со стенок штампа, делая его идентичным профилю пластмассовой формы, а следовательно, пуан­ сону.

Чтобы избежать излишних нагрузок на шлифовальный круг и фортуну, предохранить круг от быстрого износа, получить более точ­ ный профиль, рекомендуется вначале брать сменные кольца диаметром несколько больше, чем диаметр шлифовального круга. Постепен­ но, меняя кольца на меньшие, можно снимать припуск равномерно по всему профилю. Коль­ цо, диаметр которого точно равен диаметру шлифовального круга, и даст нам профиль, со­ ответствующий профилю пуансона.

Иногда требуется, чтобы пуансон входил в матрицу штампа с определенным зазором. Для получения зазора достаточно взять съемное кольцо диаметром меньше, чем шлифовальный круг, на величину, равную зазору.

Таким же способом можно отшлифовать и высвобожденную часть профиля у матрицы. Если ее необходимо сделать конусной, доста­ точно повернуть столик с пальцем на заданный угол, а шлифовку производить лишь одной

64

стороной круга, той, которая расположена над наименее поднятой частью столика.

Этот метод дает возможность получить очень точные (по соответствию между матри­ цей и пуансоном) штампы. При этом полно­ стью исключается ручная подгонка штампов, снимается образовавшийся при закалке обезуглероженный слой, что повышает износо­ устойчивость и долговечность штампа.

Для полуавтоматических и автоматических станков и линий требуются инструменты, слож­ ные по конфигурации режущей части. Заточка и доводка фасонных резцов всегда были и ос­ таются длительными и трудоемкими процесса­ ми. При изготовлении таких инструментов при­ ходится производить довольно сложные рас­ четы и делать специальные шаблоны, так как. шаблоны, служащие для контроля готовой де­ тали, для проверки резца непригодны.

Большинство этих трудностей устраняется при шлифовании резцов профилированным кругом. А профилировать круг очень удобно при помощи копировального приспособления «Блеск» чехословацкого шлифовщика Ф. Гамра. Для получения правильной проекции про­ филя достаточно наклонить шаблон, употреб­ ляемый для контроля детали, на определенный угол. Этот шаблон и будет служить копиром при профилировании: палец приспособления «Блеск» будет ходить по нижней кромке шаб­ лона, а алмаз — создавать на круге нужный профиль. Этим методом можно пользоваться при шлифовании различных резцов для токар­ ной, строгальной и долбежной обработки, фа­ сонных ножей к сборным протяжкам и т. п.

5

65


Метод Гамра очень выгоден еще и тем, что вся оснастка для шлифования фасонных рез­ цов состоит из копировального приспособле­ ния «Блеск», опорной плиты с угольником для закрепления шаблона-копира под требуемым углом и приспособления для крепления рез­ цов.

Несколько сложнее шлифование резцов с положительным передним углом, какие приме­ няются на станках с прямолинейным движе­ нием (строгальные, долбежные и т. п.). Я не буду здесь говорить о подробностях этой рабо­ ты, а рекомендую прочесть книгу Гамра «Шли­ фование фасонных деталей», изданную Профиздатом в 1956 г., в которой дано описание метода проекционного шлифования. На мой взгляд, этот метод шлифования резцов дол­ жен получить широкое распространение во всех инструментальных цехах наряду со многи­ ми методами, созданными и разработанными советскими шлифовщиками. Я считаю, что в области профильного шлифования режущего инструмента еще очень много интересной для наших шлифовщиков, можно сказать, исследо­ вательской работы. Создание автоматических линий и широкое развитие приборостроения открыло перед шлифовщиками богатейшие возможности для творчества, выдумки, изобре­ тательства. Ведь во всех приборах и автомати­ ческих станках очень много деталей, имеющих сложный профиль. Современный шлифовщик должен хорошо знать все тонкости своего де­ ла, интересоваться всеми новинками, уметь технологически мыслить, чтобы правильно вы­ полнить заданную работу.

66

Не так давно мне и Пшеничникову нужно было отшлифовать детали к одному контроль­ ному прибору. Деталь очень тонкая (всего 5,5 мм) и длинная (270 мм). По всей длине ее расположен выступ радиусом 20 мм' чі высотой над плоскостью детали 1,5 мм. Шлифование этого выступа усложнялось тем, что вершина радиуса лежит в одной плоскости с центровы­ ми отверстиями, расположенными на торцах детали на расстоянии 60 мм от выступа. Шли­ фовать пришлось в переносных центрах, всей плоскостью профилированного круга. Деталь при этом лежала на двух подставках и была закреплена в центрах. Только при этих усло­ виях соблюдалась соосность центровых отвер­ стий и вершины шлифуемого радиуса в пре­ делах 0,01 мм. Шлифовать эту деталь было очень трудно, она нагревалась, коробилась и размеры нарушались. На шлифовку только од­ ного радиуса первой детали ушло более часа. Тогда мы попробовали шлифовать с охлажде­ нием туманом. (На наше счастье, на заводе была уже сделана опытная установка для ох­ лаждения туманом в зоне резания.) Эффект превзошел все ожидания. Вся партия деталей (28 штук) была отшлифована за две смены. Таким образом, литературное знакомство с новыми прогрессивными видами шлифования помогло нам выполнить задание в срок. Это только один пример из многих и самых раз­ личных.

Умение найти наиболее эффективный и де­ шевый метод шлифования, обеспечивающий заданную точность и облегчающий труд на пос­ ледующих операциях, приходит только при

5*

67


знакомстве с достижениями шлифовщиков других заводов. Большую помощь в этом мог­ ли бы оказать бюро технической информации, если бы они систематически обобщали опыт шлифовщиков и описания его передавали всем заводам.

ЧТО НАМ МЕШАЕТ

Профильное шлифование давно получило повсеместное признание, и его роль в механиза­ ции лекальных работ повышается. Однако есть еще и немало причин, тормозящих его разви­ тие и распространение, и о них нельзя мол­ чать.

Из всех причин главная — отсутствие се­ рийного выпуска инструментальных плоско­ шлифовальных станков. Конструкторы заво­ дов, изготовляющих шлифовальные станки, весь свой пыл отдали созданию мощных плос­ кошлифовальных станков. Конечно, эти станки очень нужны, но нельзя же забывать об инст­ рументальных цехах и заводах, которым необ­ ходимы станки, дающие возможность шлифо­ вать сложные фигурные детали с высокой точностью. Как правило, это детали неболь­ шого веса и габарита, на станках-гигантах их не сделаешь, а если и сделаешь, то обойдутся они втридорога.

Сейчас делаются первые, очень робкие ша­ ги в сторону создания малых моделей плоско­ шлифовальных станков. Были выпущены стан­ ки Витебским и Оршанским заводами, но, к сожалению, они не отвечают тем требованиям, которые предъявляются к современному плос-

68

кошлифовальному инструментальному станку. Пока наилучшим для профильного шлифова­ ния является малогабаритный ставок типа «К. Юнг». На его шпиндель можно поставить различные шлифовальные круги диаметром от 70 до 250 мм. Оправки с кругами легко сни­ маются. ,

О преимуществах станков этого типа неод­ нократно говорили шлифовщики на различных совещаниях, проходивших в Москве. А сове­ щание по профильному шлифованию, прове­ денное в начале 1961 г. ЦБТИ Мосгорсовнархоза, даже записало в своих рекомендациях руководству совнархоза о необходимости кон­ струирования и промышленного выпуска плос­ кошлифовальных инструментальных станков, взяв за основу станок типа «К. Юнг». Об этом же говорилось и на совещании по профильно­ му шлифованию, созванном ВДНХ в начале 1962 г. в связи с тематической выставкой, пос­ вященной прогрессивным методам абразивной обработки металлов.

Но пока к насущным просьбам шлифовщи­ ков наши станкостроители не прислушиваются.

А в то же время потребность в инструмен­ тальных плоскошлифовальных станках 'так велика, что многие машиностроительные и ин: струментальные заводы строят их в ремонтно­ механических цехах собственными силами, кустарным способом, конечно, без учета новей­ ших достижений в станкостроении. Правда, на большинстве заводов в основу создания таких станков была взята модель «К. Юнг». Но нель­ зя же идти по пути слепого копирования! Воз­ можности советского станкостроения сегодня

6 9



позволяют создать станок, который гораздо больше соответствует требованиям профильно­ го шлифования, чем «К. Юнг». Надо только, чтобы конструкторы поездили по машинострои­ тельным и инструментальным заводам, пого­ ворили со шлифовщиками, выяснили и попыта­ лись удовлетворить их требования и пожела­ ния.

Короче говоря, конструкторы должны по­ нять, почувствовать необходимость создания

такого станка и вложить в это

наиважнейшее

в развитии инструментального

производства

дело свою душу. Чем скорее это будет сдела­ но, тем лучше.

Я мечтаю и верю, что мне еще удастся по­ работать на станке, который будет иметь мно­ гошпиндельную головку, позволяющую шлифо­ вать как внутренние, так и наружные, откры­ тые и замкнутые профили. Стол этого станка, кроме возвратно-поступательного движения, будет иметь возможность перемещаться по дугам окружности в горизонтальном и верти­ кальном положении. Мотор шпинделя такого станка будет многоскоростным, позволяющим подбирать необходимую скорость и наилучшие режимы резания и профилирования, в зависи­ мости от диаметра шлифовального круга, что значительно сократит расход алмазов и абра­ зива...

Наряду с отсутствием инструментальных плоскошлифовальных станков есть и другие причины, тормозящие развитие профильного шлифования. Одна из них — низкое качество абразивных шлифовальных кругов, выпускае­ мых нашими заводами. Кстати сказать, соз-

70

о

дать хорошие абразивные круги могли бы по­ мочь наши чехословацкие друзья. Качество кругов, выпускаемых в Чехословакии, намного лучше, чем у нас. Их круги обладают большой стойкостью, лучшими режущими свойствами и выпускаются в широком ассортименте по про­ филю. Правда, за последнее время наша абра­ зивная промышленность значительно улучши­ ла свою продукцию. Соревнование, проходя­ щее под лозунгом: «советское — значит луч­ шее», очень способствовало этому. Но нужны еще новые и немалые усилия, чтобы наши абразивы стали действительно лучшими в ми­ ре. Надо как следует изучить опыт передовых абразивных заводов внутри страны и за ее рубежом, сделать этот опыт достоянием всех заводов. Тогда шлифовщики скажут свое рабо­ чее спасибо работникам абразивной промыш­

ленности.

Хочется верить, что это произойдет в самом недалеком будущем.

Мне кажется, что нашим техническим орга­ низациям пора глубоко изучить и обобщить опыт заводов в области профильного шлифова­ ния и на основании этого обобщения разрабо­ тать и выпустить чертежи на основную осна­ стку, применяемую при профильном шлифова­ нии и профилировании шлифовальных кругов. Имея такие чертежи, можно будет от кустарничания на каждом заводе перейти к промыш­ ленному выпуску оснастки. А это значительно удешевит ее и повысит качество ее изготовле­ ния. Ведь далеко не каждый завод обладает достаточно опытными специалистами и обору­ дованием, чтобы сконструировать и изготовить

71