ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
чить ее, достаточно развести порошок раство^ рителем.
Поверх полученной пластмассовой формы струбцинами или прижимами укрепляется об рабатываемый штамп. Для шлифования его ставят так, чтобы палец столика входил в пластмассовую формула шлифовальный круг вертикальной подачей вводят в полость штам па. Прижимая стенкой форму и двигая ее по пальцу столика, мы тем самым заставляем шлифовальный круг снимать припуск со стенок штампа, делая его идентичным профилю пластмассовой формы, а следовательно, пуан сону.
Чтобы избежать излишних нагрузок на шлифовальный круг и фортуну, предохранить круг от быстрого износа, получить более точ ный профиль, рекомендуется вначале брать сменные кольца диаметром несколько больше, чем диаметр шлифовального круга. Постепен но, меняя кольца на меньшие, можно снимать припуск равномерно по всему профилю. Коль цо, диаметр которого точно равен диаметру шлифовального круга, и даст нам профиль, со ответствующий профилю пуансона.
Иногда требуется, чтобы пуансон входил в матрицу штампа с определенным зазором. Для получения зазора достаточно взять съемное кольцо диаметром меньше, чем шлифовальный круг, на величину, равную зазору.
Таким же способом можно отшлифовать и высвобожденную часть профиля у матрицы. Если ее необходимо сделать конусной, доста точно повернуть столик с пальцем на заданный угол, а шлифовку производить лишь одной
64
стороной круга, той, которая расположена над наименее поднятой частью столика.
Этот метод дает возможность получить очень точные (по соответствию между матри цей и пуансоном) штампы. При этом полно стью исключается ручная подгонка штампов, снимается образовавшийся при закалке обезуглероженный слой, что повышает износо устойчивость и долговечность штампа.
Для полуавтоматических и автоматических станков и линий требуются инструменты, слож ные по конфигурации режущей части. Заточка и доводка фасонных резцов всегда были и ос таются длительными и трудоемкими процесса ми. При изготовлении таких инструментов при ходится производить довольно сложные рас четы и делать специальные шаблоны, так как. шаблоны, служащие для контроля готовой де тали, для проверки резца непригодны.
Большинство этих трудностей устраняется при шлифовании резцов профилированным кругом. А профилировать круг очень удобно при помощи копировального приспособления «Блеск» чехословацкого шлифовщика Ф. Гамра. Для получения правильной проекции про филя достаточно наклонить шаблон, употреб ляемый для контроля детали, на определенный угол. Этот шаблон и будет служить копиром при профилировании: палец приспособления «Блеск» будет ходить по нижней кромке шаб лона, а алмаз — создавать на круге нужный профиль. Этим методом можно пользоваться при шлифовании различных резцов для токар ной, строгальной и долбежной обработки, фа сонных ножей к сборным протяжкам и т. п.
5 |
65 |
Метод Гамра очень выгоден еще и тем, что вся оснастка для шлифования фасонных рез цов состоит из копировального приспособле ния «Блеск», опорной плиты с угольником для закрепления шаблона-копира под требуемым углом и приспособления для крепления рез цов.
Несколько сложнее шлифование резцов с положительным передним углом, какие приме няются на станках с прямолинейным движе нием (строгальные, долбежные и т. п.). Я не буду здесь говорить о подробностях этой рабо ты, а рекомендую прочесть книгу Гамра «Шли фование фасонных деталей», изданную Профиздатом в 1956 г., в которой дано описание метода проекционного шлифования. На мой взгляд, этот метод шлифования резцов дол жен получить широкое распространение во всех инструментальных цехах наряду со многи ми методами, созданными и разработанными советскими шлифовщиками. Я считаю, что в области профильного шлифования режущего инструмента еще очень много интересной для наших шлифовщиков, можно сказать, исследо вательской работы. Создание автоматических линий и широкое развитие приборостроения открыло перед шлифовщиками богатейшие возможности для творчества, выдумки, изобре тательства. Ведь во всех приборах и автомати ческих станках очень много деталей, имеющих сложный профиль. Современный шлифовщик должен хорошо знать все тонкости своего де ла, интересоваться всеми новинками, уметь технологически мыслить, чтобы правильно вы полнить заданную работу.
66
Не так давно мне и Пшеничникову нужно было отшлифовать детали к одному контроль ному прибору. Деталь очень тонкая (всего 5,5 мм) и длинная (270 мм). По всей длине ее расположен выступ радиусом 20 мм' чі высотой над плоскостью детали 1,5 мм. Шлифование этого выступа усложнялось тем, что вершина радиуса лежит в одной плоскости с центровы ми отверстиями, расположенными на торцах детали на расстоянии 60 мм от выступа. Шли фовать пришлось в переносных центрах, всей плоскостью профилированного круга. Деталь при этом лежала на двух подставках и была закреплена в центрах. Только при этих усло виях соблюдалась соосность центровых отвер стий и вершины шлифуемого радиуса в пре делах 0,01 мм. Шлифовать эту деталь было очень трудно, она нагревалась, коробилась и размеры нарушались. На шлифовку только од ного радиуса первой детали ушло более часа. Тогда мы попробовали шлифовать с охлажде нием туманом. (На наше счастье, на заводе была уже сделана опытная установка для ох лаждения туманом в зоне резания.) Эффект превзошел все ожидания. Вся партия деталей (28 штук) была отшлифована за две смены. Таким образом, литературное знакомство с новыми прогрессивными видами шлифования помогло нам выполнить задание в срок. Это только один пример из многих и самых раз личных.
Умение найти наиболее эффективный и де шевый метод шлифования, обеспечивающий заданную точность и облегчающий труд на пос ледующих операциях, приходит только при
5* |
67 |
знакомстве с достижениями шлифовщиков других заводов. Большую помощь в этом мог ли бы оказать бюро технической информации, если бы они систематически обобщали опыт шлифовщиков и описания его передавали всем заводам.
ЧТО НАМ МЕШАЕТ
Профильное шлифование давно получило повсеместное признание, и его роль в механиза ции лекальных работ повышается. Однако есть еще и немало причин, тормозящих его разви тие и распространение, и о них нельзя мол чать.
Из всех причин главная — отсутствие се рийного выпуска инструментальных плоско шлифовальных станков. Конструкторы заво дов, изготовляющих шлифовальные станки, весь свой пыл отдали созданию мощных плос кошлифовальных станков. Конечно, эти станки очень нужны, но нельзя же забывать об инст рументальных цехах и заводах, которым необ ходимы станки, дающие возможность шлифо вать сложные фигурные детали с высокой точностью. Как правило, это детали неболь шого веса и габарита, на станках-гигантах их не сделаешь, а если и сделаешь, то обойдутся они втридорога.
Сейчас делаются первые, очень робкие ша ги в сторону создания малых моделей плоско шлифовальных станков. Были выпущены стан ки Витебским и Оршанским заводами, но, к сожалению, они не отвечают тем требованиям, которые предъявляются к современному плос-
68
кошлифовальному инструментальному станку. Пока наилучшим для профильного шлифова ния является малогабаритный ставок типа «К. Юнг». На его шпиндель можно поставить различные шлифовальные круги диаметром от 70 до 250 мм. Оправки с кругами легко сни маются. ,
О преимуществах станков этого типа неод нократно говорили шлифовщики на различных совещаниях, проходивших в Москве. А сове щание по профильному шлифованию, прове денное в начале 1961 г. ЦБТИ Мосгорсовнархоза, даже записало в своих рекомендациях руководству совнархоза о необходимости кон струирования и промышленного выпуска плос кошлифовальных инструментальных станков, взяв за основу станок типа «К. Юнг». Об этом же говорилось и на совещании по профильно му шлифованию, созванном ВДНХ в начале 1962 г. в связи с тематической выставкой, пос вященной прогрессивным методам абразивной обработки металлов.
Но пока к насущным просьбам шлифовщи ков наши станкостроители не прислушиваются.
А в то же время потребность в инструмен тальных плоскошлифовальных станках 'так велика, что многие машиностроительные и ин: струментальные заводы строят их в ремонтно механических цехах собственными силами, кустарным способом, конечно, без учета новей ших достижений в станкостроении. Правда, на большинстве заводов в основу создания таких станков была взята модель «К. Юнг». Но нель зя же идти по пути слепого копирования! Воз можности советского станкостроения сегодня
6 9
позволяют создать станок, который гораздо больше соответствует требованиям профильно го шлифования, чем «К. Юнг». Надо только, чтобы конструкторы поездили по машинострои тельным и инструментальным заводам, пого ворили со шлифовщиками, выяснили и попыта лись удовлетворить их требования и пожела ния.
Короче говоря, конструкторы должны по нять, почувствовать необходимость создания
такого станка и вложить в это |
наиважнейшее |
в развитии инструментального |
производства |
дело свою душу. Чем скорее это будет сдела но, тем лучше.
Я мечтаю и верю, что мне еще удастся по работать на станке, который будет иметь мно гошпиндельную головку, позволяющую шлифо вать как внутренние, так и наружные, откры тые и замкнутые профили. Стол этого станка, кроме возвратно-поступательного движения, будет иметь возможность перемещаться по дугам окружности в горизонтальном и верти кальном положении. Мотор шпинделя такого станка будет многоскоростным, позволяющим подбирать необходимую скорость и наилучшие режимы резания и профилирования, в зависи мости от диаметра шлифовального круга, что значительно сократит расход алмазов и абра зива...
Наряду с отсутствием инструментальных плоскошлифовальных станков есть и другие причины, тормозящие развитие профильного шлифования. Одна из них — низкое качество абразивных шлифовальных кругов, выпускае мых нашими заводами. Кстати сказать, соз-
70
о
дать хорошие абразивные круги могли бы по мочь наши чехословацкие друзья. Качество кругов, выпускаемых в Чехословакии, намного лучше, чем у нас. Их круги обладают большой стойкостью, лучшими режущими свойствами и выпускаются в широком ассортименте по про филю. Правда, за последнее время наша абра зивная промышленность значительно улучши ла свою продукцию. Соревнование, проходя щее под лозунгом: «советское — значит луч шее», очень способствовало этому. Но нужны еще новые и немалые усилия, чтобы наши абразивы стали действительно лучшими в ми ре. Надо как следует изучить опыт передовых абразивных заводов внутри страны и за ее рубежом, сделать этот опыт достоянием всех заводов. Тогда шлифовщики скажут свое рабо чее спасибо работникам абразивной промыш
ленности.
Хочется верить, что это произойдет в самом недалеком будущем.
Мне кажется, что нашим техническим орга низациям пора глубоко изучить и обобщить опыт заводов в области профильного шлифова ния и на основании этого обобщения разрабо тать и выпустить чертежи на основную осна стку, применяемую при профильном шлифова нии и профилировании шлифовальных кругов. Имея такие чертежи, можно будет от кустарничания на каждом заводе перейти к промыш ленному выпуску оснастки. А это значительно удешевит ее и повысит качество ее изготовле ния. Ведь далеко не каждый завод обладает достаточно опытными специалистами и обору дованием, чтобы сконструировать и изготовить
71