Файл: Мордыш Ю.З. Профильное шлифование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое большое повышение производитель: ности труда возможно лишь при крутых про­ грессивных сдвигах в оснащенности нашей промышленности, при внедрении автоматики, телемеханики.

ЦЕХ МЕНЯЕТ ПРОФИЛЬ

Автоматические линии получили повсеме­ стное признание. Естественно, что курс на автоматизацию не мог не затронуть и инстру­

ментальную промышленность.

А при

работе

на автоматических

линиях

нельзя

пользо­

ваться универсальным мерительным

инстру­

ментом— пришлось

бы во много раз увели­

чить число контролеров, обслуживающих ли­

нию, а их у нас и без того слишком

много.

Да и время, затраченное на контроль,

было

бы так велико по сравнению с машинным, что подналадка линий задерживала бы производ­ ство.

Возникла необходимость создать такие контрольные приборы, которые могут конт­ ролировать обрабатываемые детали в едином темпе с ходом автоматической линии и не­ медленно сообщать о всех отклонениях в па­ раметрах детали, приборы, встроенные в линию, являющиеся ее органической частью.

Постановка такой задачи вызвала перест­ ройку нашего завода. Все большее и большее место в номенклатуре продукции завода за­ нимают приборы активного контроля, авто­ матические устройства, контрольно-измери­ тельные автоматы. А изменения и номенкла­

56

туре выпускаемой продукции не могли не вызвать организационных изменений, кото­ рые затронули и нашу группу шаблонов.

В целях создания более мощного цеха сначала были объединены цехи эталонов и приборов № 2, затем ликвидировали участок шаблонов. В это время работниками институ­

тов были разработаны чертежи

на

детали

для компоновок универсально-сборных

прис­

пособлений (УСП).

нашей про­

Создание баз УСП помогает

мышленности сэкономить много материаль­ ных средств и труда, ранее затрачиваемых на изготовление различных приспособлений и кондукторов, высвободило сотни квалифици­ рованных рабочих, уникальных станков. Но, чтобы базы могли работать на полную мощ­ ность, необходимо было быстро и точно изго­ товить десятки тысяч различных деталей для УСП. Вместе с другими заводами эту задачу поручено было выполнить и нашему. Так на заводе «Калибр» появилась группа УСП, яд­ ро которой составила бывшая группа шабло­ нов.

Участок производства УСП пополнили шлифовальными станками, число квалифици­

рованных рабочих здесь

выросло вдвое. Од­

нако

и такое усиление

не сразу

принесло

успех.

 

 

всех мы

От дробления партий деталей на

сразу

отказались — это

экономически невы­

годно. Дать каждому по

большой

партии —

значит отказаться от борьбы за комплектность

иравномерность сдачи по графику.

Акак быть с доводкой? Производить ее

57


после полной обработки деталей шлифоваль­ щиками? Тогда не будет достигнута основная ее дель: приблизить все размеры к номиналу, а параллельность . и ,перпендикулярность сто­ рон делать с минимальным отклонением от нуля. А ведь только при выполнении этих ус­ ловий доводка могла бы ускорить выпуск деталей, помочь выполнить заказ при нехват­ ке шлифовальных станков.

А как организовать межоперационный контроль? Где взять нужное число контроле­ ров?

Очень много вопросов возникло перед на­ шим, вновь созданным коллективом. В реше­ нии их помог опыт, накопленный в группе шаблонов.

Посоветовавшись, мы решили, что лучше всего давать партию деталей группе шлифов­ щиков из 2—4 человек; что доводчиков надо

включить в общую группу,

а доводку произ­

водить

непосредственно

после

шлифовки

к а ж д о й

стороны детали — это

облегчит

труд доводчиков и обеспечит выполнение тре­ бований, предъявляемых в данном случае к доводке; что. межоперационный контроль на­ до, по мере продвижения детали по техноло­ гической цепочке, осуществлять самим рабо­ чим при поступлении детали с предыдущей операции.

Таким образом, в основу изготовления деталей УСП, начиная с чернового фрезеро­ вания и кончая выпуском, был положен прин­ цип малого потока. Каждый рабочий нала­ живался на одну операцию и после ее выпол­ нения передавал деталь другому, закончив

58

партию, настраивался на следующую опера­ цию по техпроцессу и т. д.

Пример. Один шлифовщик обрабатывает первую плоскость и отдает на доводку; вто­ рой, получив деталь с доводки, шлифует вто­ рую сторону и опять передает на доводку; третий, беря размер от доведенных двух сторон, шлифует первое ребро в. угол к плоскостям и снова отправляет доводить. К этому времени первый шлифовщик, закончив шлифовку плоскостей, переходит к шлифовке второго ребра параллельно первому. После доводки второго ребра второй шлифовщик шлифует в угол к ребрам и плоскостям детали первый то­ рец. Так от операции к операции продвигает­ ся деталь вплоть до шлифовки последнего паза.

Мы не стали создавать стабильных рабочих групп. В каждом отдельном случае—в зависи­ мости от количества деталей в партии, конфи­ гурации детали, количества партий в работе, срока выпуска — группы создавались вновь. При этом старались как можно полнее исполь­ зовать мощность оборудования и квалифика­ цию каждого рабочего.

Оставалось решить вопрос об оплате труда рабочих. Этот вопрос обсуждался в партийной и профсоюзной организации, на общем собра­ нии рабочих группы. Единогласно было решено оплату производить по принципу коллективной сдельщины, дифференцировано, в зависимости от опыта, разряда и количества труда каждого работника.

Организовав таким образом производство, группа УСП сумела в короткий срок увеличить

59



выпуск деталей почти в 2 раза (по стоимости), а если при этом учесть периодическое сниже­ ние отпускных цен, то выпуск возрос в не­ сколько раз. К этому необходимо добавить, что число рабочих не увеличилось. Наоборот, часть квалифицированных шлифовщиков была переведена в другие цехи, а их заменили моло­ дые, не имеющие стажа и квалификации.

Опыт коллективной работы помог нам раз­ работать наиболее прогрессивный способ изго­ товления деталей УСП, получивший высокую оценку. Руководитель участка Иван Николае­ вич Зайков награжден бронзовой медалью ВДНХ. На нашем участке часто бывают пред­ ставители предприятий других совнархозов с целью изучения метода коллективной обработ­ ки деталей УСП.

В настоящее время наш цех от квартала к кварталу увеличивает выпуск приборов актив­ ного контроля. Группе УСП постепенно также придется переключаться на изготовление этих приборов. Сейчас трудно предугадать, какая форма организации работы окажется лучше при изменении номенклатуры. Но, по-видимо­ му, коллективный принцип, неоднократно себя оправдывавший, будет основой для создания технологии шлифовки и сборки приборов.

ШЛИФОВЩИК — «УМИРАЮЩАЯ» ПРОФЕССИЯ!

Курс на автоматизацию производства, взя­ тый в нашей стране, наводит некоторых шли­ фовщиков на мысль, что, дескать, профильное

60

шлифование начинает дышать на ладан, тем более, что шаблоны, как мерительный инстру­ мент, особенно в массовом производстве, явно уступает место совершенным приборам конт­ роля. А шлифование деталей сложного профи­ ля, развивают свою мысль сомневающиеся товарищи, будет производиться на специаль­ ных автоматических и полуавтоматических станках. Выходит, что шлифовщикам, рабо­ тающим на профильной шлифовке, вроде и де- лать-то нечего!

На первый взгляд такие мысли могильщи­ ков профессии шлифовщиков могут показаться логичными и правильными. В самом деле, если автоматика все увереннее проникает букваль­ но во все отрасли производства, то почему ей не завладеть и профильной шлифовкой? Одна­ ко практика, жизнь на каждом шагу преду­ преждают от подобных скороспелых выводов. С каждым годом, с каждым шагом по пути развития промышленности доля профильного шлифования в технологии металлообработки возрастает, и это вполне закономерно. Объем нашей промышленной продукции достиг такой величины, что экономия грамма металла на каждом изделии сберегает государству в об­ щей сложности сотни и тысячи тонн металла. Кузнечные цехи все увереннее переходят от свободной ковки к штамповке. А изготовление штампов — наиболее трудоемкий процесс в ин­ струментальном хозяйстве. Задача шлифовщи­

ков — найти

наиболее рациональные

методы

шлифования

пресс-форм, штампов,

макси­

мально

приблизить

конфигурацию штампа к

заданной

геометрии

изготовляемой

детали,

61


максимально облегчить последующую обра­ ботку детали, оставив минимальный припуск.

На многих заводах ведутся поиски путей замены ручного труда слесаря по штампам бо­ лее производительным трудом шлифовщика, тем более что шлифование дает возможность увеличить долговечность штампов. Шлифован­ ные штампы более стойки в работе, ибо обезуглероженный слой глубиной от 0,1 до 0,3 мм, получающийся в процессе термической обра­ ботки, нельзя снять вручную, но он легко сни­ мается шлифовальным кругом. При шлифова­ нии штампов устраняются деформации, возни­ кающие в период термообработки.

Из сказанного можно сделать только один вывод: до тех пор, пока не изобретен какой-то совершенно новый, пока никому не ведомый способ точной обработки штампов и прессформ, — а потребность в них, повторяю, с каждым днем увеличивается,— роль профиль­ ного шлифования в машиностроении не поте­ ряет своего значения. Шлифовщики могут быть спокойны — их профессия будет нужна обществу еще много лет.

** *

Для того чтобы сделать возможной шли­ фовку профиля матрицы, конструктор штампа должен проектировать ее сборной. По этому пути идет большинство наших заводов. Осо­ бенно много в области создания сборных мат­ риц и шлифовки их профиля сделано на Горь­ ковском автозаводе. Автозаводцы не только хорошо отработали технологию и освоили из­

62

готовление сборных штампов, но и энергично внедряют свои методы на других предприятиях Горьковского совнархоза.

При шлифовке штампов с внутренним про­ филем, не имеющих углов, можно использо­

вать другой метод, позволяющий

шлифовать

полость цельного (не разборного)

Штампа —

метод, разработанный чехословацким шлифов­ щиком Франтишеком Гамром.

Сущность его такова. К головке плоско­ шлифовального станка прикрепляется верти­ кально расположенная фортуна, получающая вращение от укрепленного на колонке электро­ мотора. В нижней части фортуны закрепляется шлифовальный круг диаметром 8—10 мм от внутришлифовального станка. На магнитную плиту станка устанавливается металлический столик с небольшим штырем-пальцем. При по­ мощи сменных колец диаметр пальца можно увеличить, сделать равным диаметру шлифо­ вального круга. Палец столика при помощи подач стола станка устанавливается соосно шлифовальному кругу фортуны.

Вначале обычным методом (профилирован­ ными кругами или в накладных центрах) шли­ фуется пуансон. Если по каким-либо причинам шлифовка пуансона затруднительна, шлифует­ ся пластинчатый контршаблон, соответствую­ щий внутреннему профилю штампа. Отшлифо­ ванный пуансон или контршаблон кладется в деревянную коробку и заливается пластмас­ сой— дентокрилом. Эта пластмасса хороша тем, что быстро твердеет и не дает усадки по профилю, кроме того, для приготовления ее не требуется специальных условий: чтобы полу-

63