Файл: Мордашкин И.В. Асфальтобетонщик на устройстве асфальтобетонных и асфальтовых покрытий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Т а б л и ц а

 

Толщина плит основания в см

Автомобильное

монолитного

сборного

движение

 

цементобетона

железобетона

Т я ж е л о е ....................

22 -26

2 0 -2 2

С р е д н е е ....................

18-22

16—18

Л егк о е.........................

16—18

14-16

не нужны. Продольные и поперечные швы сжа­ тия устраивают через 6—8 м. Для обеспечения прочного сцепления покрытия с основанием и предохранения асфальтобетона от сдвига по­ верхность цементобетона обрабатывают биту­ мом толщиной пленки 0,3—0,4 мм.

Рис. 2. Типы дорожных одежд с асфальтобетон­ ным покрытием

а — песчаное однослойное покрытие на основании и.< сборных железобетонных плит: 1 — песчаный асфальтобе тон 3,5 см; 2 — сборный железобетон 14—20 см; 3 — пе­ сок 10—40 см; б — мелкозернистое и крупнозернистое двухслойное покрытие на монолитном бетоне: / — мел козернистый асфальтобетон 4 см; 2 — крупнозернистый асфальтобетон 4,5 см; 3 — монолитный бетон 18—24 см\

4 — песок 10—40 см

Основания из щебня или гравия, обрабо­ танные битумом или дегтем, называют основа­ нием из черного щебня или черного гравия, имеющего толщину 6—8 см. При двухслойном

20

основании из черного щебня или черного гра­ вия нижний слой имеет толщину 7—8 см, верх­ ний — 6—7 см. Двухслойное черное основание на слое щебня 20—24 см является достаточно прочным для тяжелого автомобильного дви­ жения.

Основания из черного щебня или черного гравия на городских дорогах и улицах почти не применяют. В условиях города предпочтитель­ нее применять плотную смесь вместо пори­ стой. Только этим объясняют причину, которая не допускает широкого внедрения черных ос­ нований.

Основания, устраиваемые из щебня или смеси щебня и гравия, называют соответствен­ но щебеночными или щебеночно-гравийными. Наиболее распространенным видом основания является щебеночное. На строительстве город­ ских дорог и улиц основанием дорожных одежд служит главным образом щебень. На дорогах общей сети устраивают щебеночные и щебеночно-гравийные основания. Прочность таких оснований достигается за счет значитель­ ного утолщения слоя щебня или щебеночно­ гравийной смеси. Как правило, щебеночные и щебеночно-гравийные основания устраивают двухслойными толщиной нижнего слоя 12—15 см и верхнего 10—14 см. Однослойные щебеночные основания применяют толщиной 14—18 см. На пучинистых грунтах поверх двухслойного щебеночного основания устраи­ вают слой усиления из черного щебня или чер­ ной гравийной смеси толщиной 6—7 см.

Основания, устраиваемые из гравийного материала, называют гравийными. В зависи­

21


мости от грунтовых условий толщину гравий­ ного основания назначают от 20 до 40 см. При недостаточном содержании в гравийной смеси крупной фракции (2—60 мм) добавляют ще­ бень до 30% по объему. Гравийное основание устраивают на дорогах со слабым автомобиль­ ным движением.

Поперечные уклоны новых оснований из черного щебня или черного гравия и из щебня или гравийного материала устраивают приме­ нительно к поперечным уклонам асфальтобе­ тонного покрытия не более 20%.

Недостаточная очистка препятствует хоро­ шему сцеплению покрытия с основанием. Осно­ вание должно быть перед укладкой смеси су­ хим. В периоды кратковременных дождей су­ хое основание покрывают брезентами на пло­ щади 100—150 м2. Такая площадь позволяет продолжать укладку смеси сразу после дождя. Влажное основание немедленно высушивают сушильными машинами. Пленка влаги, равно как и пленка пыли, не создает монолитности покрытия и основания. В продолжительные до­ жди укладку асфальтобетонных смесей пре­ кращают.

За 2—3 ч до укладки горячей или теплой смеси однослойного асфальтобетонного покры­ тия по очищенной поверхности основания раз­ ливают жидкий битум марок А-1, А-2, Б-1, Б-2 или битумную эмульсию при норме разлива 0,5—0,6 л/м2. На укладке смеси холодного ас­ фальтобетона норму разлива вяжущего не­ сколько увеличивают от 0,6 до 1 л/м2. Эти раз­ ливы обеспечивают лучшие сцепления покры­ тия с основанием.

-22

III.

АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Лучшим временем для укладки горячих ас­ фальтобетонных смесей является сухая, теплая погода. Смеси укладывают весной при темпе­ ратуре наружного воздуха не ниже + 5 °С и осенью не ниж е+ 10° С. Укладка горячих ас­ фальтобетонных смесей практиковалась при —20° С и ниже. Но такие погодные, условия не­ льзя назвать благоприятными, несмотря на то, что асфальтобетон, уложенный зимой, по каче­ ству почти не уступает асфальтобетону летней укладки. Необходимо помнить, что зимние на­ ружные асфальтобетонные работы по стоимо­ сти значительно дороже работ, выполняемых в нормальных условиях, и требуют изменения обычной технологии строительного производ­ ства.

Горячие асфальтобетонные смеси, приготов­ ленные на битумах марок БН-П и БН-Ш, ук­ ладывают в покрытие при температуре 140— 170° С. Теплые смеси, приготовленные на нефтяных битумах марок БН-0 и БН-1, укла­ дывают с температурой ПО—140°С, на жид­ ких битумах марок А-6 и Б-6 — с температу­ рой соответственно 100—110° и 100—130° С. Хо­ лодные смеси, приготовленные на жидких би­ тумах класса А и Б, укладывают при тех же температурах, которую имеют теплые асфаль­ тобетонные смеси на битумах этих марок.

Асфальтобетонные смеси с поверхностно­ активными добавками укладывают: горячие—

23


при температуре не ниже 120° С, теплые — на нефтяных битумах БН-0 и БН-1 не ниже 70° С, на жидких класса А и Б — не ниже 50° С.

Температура смеси выше или ниже указан­ ных пределов приводит покрытие к браку. Вы­ сокая температура свидетельствует о пережо­ ге. Такая смесь внешне выглядит сухой, с ры­ жеватым оттенком, под вальцами катка уплот­ няется плохо, образуются мелкие частые тре­ щины. Смесь, имеющая низкую температуру, комкуется, трудно -укладывается, под вальцем легкого катка уплотняется недостаточно, по­ крытие получается неприглаженным, пори­ стым. Тяжелый каток не компенсирует плохую укатку легкого катка, создает волнистость, в результате под 3-м рейкой просветы на покры­ тии превышают допускаемую величину. Ис­ правление профиля в процессе укатки вызыва­ ет дополнительные затраты труда и времени, снижает качество покрытия, поэтому смесь, до­ ставленную к месту укладки, проверяют в ав­ тосамосвале осмотром и измерением ее темпе­ ратуры термометром. Смесь с температурой выше или ниже рекомендуемой отправляют об­ ратно на завод или укладывают в нижний слой. Пережженную смесь с температурой не выше 185° С можно укладывать в нижний слой; при остывании ее до 140—150° С сверху добавляют хорошую крупнозернистую смесь до проектной толщины.

Асфальтобетонные смеси укладывают в по­ крытия механическим и ручным способами. При больших объемах асфальтобетонных ра­ бот устройство покрытий на магистральных ав­ томобильных дорогах, улицах и площадях про­

24

изводится только асфальтоукладчиками (рис. 3). При малых объемах работ, где в те­ чение смены машины недостаточно загружены, применяют ручной способ укладки.

Рис. 3. Схема асфальтоукладчика и движение смеси

/ — двигатель; 2 — верхняя рама;

3 — заслонка

бункера;

4 -

асфальтобетонная смесь;

5 — бункер;

5 —толкающие

ролики;

7 — нижняя рама;

8 — гусеница;

9 — несущий

рычаг;

10 —

шнек; // — трамбующий

брус;

12 — выравнивающая

плита;

13 — регулировочный

винт;

14 — рукоятка винта;

15 — сидение

машиниста; 16 — рычаги управления;

17 — крыша; 18

труба

2. МЕХАНИЗИРОВАННАЯ УКЛАДКА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Укладка смесей асфальтоукладчиком в 3 раза производительнее ручной, при этом ров­ ность, однородность и качество отделки по­ крытия значительно выше. Толщина уклады-

25


ваемого слоя не влияет на затраты труда, как это происходит при ручной укладке. Например, на устройство покрытия площадью 1000 м2 из мелкозернистой асфальтобетонной смеси тол-

Направление

Рис. 4. Технологическая схема устройства асфальтобе­ тонного покрытия асфальтоукладчиком

А — первая полоса

укладки смеси; Б — вторая полоса уклад­

ки смеси;

/ — механическая щетка; 2 — автосамосвал, разгру­

жающий

смесь; 3

— асфальтоукладчик; 4 — легкий каток; 5 —

 

 

тяжелые катки

щиной слоя 40 мм при работе асфальтоуклад­ чика затрачивают 190 чел.-ч, при ручной — 580

чел.-ч.

На устройстве покрытий бригады асфальтобетонщиков работают эффективно в том случае, если они обеспечены необходимым комплексом дорожных машин, работающих позвенно в определенном ритме. Поток работы машин представлен по схеме (рис. 4).

Машины, участвующие в потоке, комплек­ туют по технологии, принятой в проекте про­ изводства работ. Смесь укладывают одним или несколькими асфальтоукладчиками. При ас­ фальтировании улиц и дорог с проезжей ча­ стью шириной 6—7 м в один слой смесь укла­ дывают одним укладчиком (рис. 5). Такая технология предусматривает укладку смеси

вдве полосы попеременно с захватками от 50

-26

до 200 м. Захватки большей длины создавать не рекомендуют, так как качество заделки продольного стыка асфальтобетонного слоя не­ высокое. Обычно на коротких захватках на

Направление

Направление движения

движения,

/ асфалЬто бетонной смеси

2

3

Ч5

6

Рис. 5. Схема работы асфальтоукладчика

/ — кузов автосамосвала;

2 — бункер

с

питателем; 3 — шнек;

А— трамбующий виброгруз; 5 — выглаживающая плита; 6 — уплотнение смеси

продольный слабоуплотненный край асфальто­ бетона первой полосы накладывают валик го­ рячей смеси: асфальтобетон разогревается. При укладке второй полосы валик горячей смеси сдвигают в сторону, а разогретый асфальтобетон разрыхляют граблями вруч­ ную, перемешивают с горячей смесью и пус­ кают легкий каток, который раскатывает смесь на стыке. Такой метод позволяет слиться обеим полосам в одно сплошное покрытие без видимого стыка. При длинных захватках высо­ кого качества стыкования достичь труднее. Как правило, плохо выполненные продольные стыки образуют глубокие щели, разделяющие проезжую часть надвое. При эксплуатации дороги или улицы заливка таких щелей масти­ кой не всегда достигает цели. В последующие годы ширина этих щелей увеличивается, стык

27