Файл: Мордашкин И.В. Асфальтобетонщик на устройстве асфальтобетонных и асфальтовых покрытий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
18—20°С упруги и хрупки, вследствие этого в дорожном асфальтобетоне их не применяют.
Полутвердые (вязкие) нефтяные битумы при температуре 18—20° С становятся пластич ными, при температуре от 25 до 50° С размяг чаются, при температуре от 120 до 180° С при обретают подвижность. Полутвердые битумы являются главнейшими вяжущими в асфальто бетонных смесях, применяемых для верхних слоев дорожных покрытий. Они делятся на че тыре основные марки и в зависимости от кли матических зон распространяются:
БН-0— в умеренном и суровом климате для приготовления теплых асфальтобетонных сме сей;
БН-1 •— в умеренном климате для приготов ления теплых смесей;
БН-П — в умеренном климате для приго товления горячих асфальтобетонных смесей;
БН-Ш —в южных областях |
для приготов |
ления горячих смесей. |
|
Природные дорожные битумы имеют при |
|
менение на Дальнем Востоке, |
Средней Азии |
и Сибири. Качество природных битумов, при меняемых для приготовления смесей асфаль тобетонных дорожных покрытий, не уступает качеству нефтяных. Погодоустойчивость и при липание к каменным материалам у природных битумов выше нефтяных. Технические требова ния на природные дорожные битумы одинако вы с нефтяными. Нефтяные жидкие битумы промышленность выпускает двух классов:
А — быстрогустеющие, получаемые в ре зультате разжижения нефтяных битумов керо сином или лигроином;
10
Б — медленногустеющие, получаемые раз жижением нефтяных битумов маслами.
Жидкие битумы при температуре 18—20°С содержат летучие углеводороды и загустевают по мере их улетучивания, при загустении ста новятся близкими по свойствам к вязким неф тяным битумам. Их применяют для приготов ления теплых и холодных асфальтобетонных смесей.
Сланцевые жидкие битумы класса С полу чают в виде остатка от перегонки, сланцевой смолы и по физико-химическим свойствам за нимают промежуточное положение между неф тяными жидкими битумами классов А и Б. Сланцевые битумы отличаются от нефтяных большим содержанием кислорода и азота, спо собствующих хорошему сцеплению и прилипа нию битума к частицам минеральных материа лов. При нагревании сланцевые битумы силь но изменяются и теряют вес. Погодоустойчи вость их ниже нефтяных. Но в дорожном строи тельстве они применяются наравне с нефтя ными жидкими битумами.
Жидкие битумы классов А, Б, С выпускают по шести марок каждый. Для асфальтобетон ных покрытий применяют только марки с наи большей вязкостью по стандартному вискози метру в пределах 100—200 сек — А-6, Б-6 и
С-6.
Д е г о т ь . Продукты коксохимической про мышленности, получаемые разложением орга нических веществ каменного угля без доступа воздуха в коксовых печах при температуре 900—1000° С или газовых печах при температу ре 1100—1200°С, называют дорожным сырым
11
дегтем. Применение их в дорожном строитель стве ограничено вследствие содержания воды по объему до 3% и ненормированного содер жания фенолов и нафталина. Химический со став сырого дегтя представляет сложную раз дробленную структуру. Наряду с сырым дегтем заводы выпускают составленные и отогнанные дегти. В дорожном строительстве получили на ибольшее распространение составленные дег ти. Их называют так по способу приготовле ния — составляют из подобранных соотноше ний горячего пека и каменноугольного холод ного масла. В производственных условиях со ставленный деготь приготовляют в обычных битумоварочных котлах емкостью 15 000 л. Отогнанный дорожный деготь приготовляют отбором из сырого каменноугольного дегтя при его фракционной перегонке до получения требуемой вязкости.
Дорожные дегти обладают физико-механи ческими свойствами, аналогичными битумам, однако теплоустойчивость у дегтей ниже, чем у битумов, а прилипание к каменным частицам выше, чем у битумов. При низких температу рах наружного воздуха дегти хрупки, стареют быстрее битумов.
Каменноугольные дегти изменяют свои свойства главным образом под воздействием атмосферных факторов.
Дегти выпускают восьми марок, но для дегтебетонов применяют только четыре: Д-5 и Д-6— для холодных смесей, Д-7 и Д-8 — для ■горячих смесей.
Скелет асфальтобетонных и дегтебетонных смесей составляют горные породы (гранит,
•12
сиенит, кварцит), применяемые в виде щебня и песка и имеющие сухую или влажную по верхность. Прилипание вяжущего к таким по верхностям обычно слабое. Под воздействием воды и изменений температуры наружного воздуха происходит отслаивание битума или дегтя от поверхности каменных частиц. Для повышения прилипания вяжущего к поверх ности зерен щебня и песка в смесь вводят до бавки — поверхностноактивные или активато ры.
Поверхностноактивными являются фенолы, содержащиеся в торфяных дегтях, фенолы и жирные кислоты в древесных дегтях, специ альные составы, а также отходы жировой и нефтяной промышленности. В зависимости от типа добавок количество их от веса битума со ставляет от 3 до 10%.
Активаторами являются известь (пушонка, кипелка), цемент, сланцевая зола, которые предназначаются для подготовки сухих или влажных поверхностей частиц кислых мине ральных пород к взаимодействию с поверхно стноактивными добавками.
Процентное содержание активаторов от веса минерального материала составляет: из вести 0,5—1%, цемента 0,8—1,5%, сланцевой золы 2—3%.
В производственных условиях в минераль ную смесь вначале вводят активатор, затем поверхностноактивную добавку и вяжущие (битумы и дегти).
Такая технологическая последовательность обусловливает повышение качества асфальто бетона.
13
2.СМЕСИ
Вдорожном строительстве асфальтобетон ные, дегтебетонные и асфальтовые смеси пос ле укладки и уплотнения называют соответст венно: асфальтобетон, дегтебетон, асфальт.
Дорожные покрытия устраивают в один и несколько слоев. Толщина однослойных покры тий колеблется от 30 до 50 мм, многослой
ных — от 70 до 180 мм.
Высокие физико-механические и эксплуа тационные качества асфальтобетона позволи ли распространить его в городах, промышлен ных и курортных зонах и на транспортных свя зях между населенными пунктами.
Асфальтобетонные покрытия устраивают из минеральных смесей, обработанных в горячем состоянии органическими вяжущими. Смеси, приготовленные на битуме, называют асфаль тобетонными (асфальтовыми), на дегте — дег тебетонными (дегтевыми).
По роду материала, содержащегося в пре обладающем количестве, асфальтобетон мо жет быть щебеночным, гравийным, песчаным, грунтовым.
По наибольшим размерам частиц, состав ляющих скелет, асфальтобетон делится на крупнозернистый — с содержанием по весу частиц размером от 5 до 40 мм в количестве 35—70%; среднезернистый — от 5 до 25 мм в количестве 30—65%; мелкозернистый — от 5 до 15 мм в количестве 20—25% и песчаный — от 3 до 5 мм в количестве 25%.
По плотности асфальтобетон разделяют на плотный и пористый,
14
В дорожных покрытиях с интенсивным ав томобильным движением асфальтобетон слу жит до 50 лет. В отличие от других типов по крытий он обладает рядом преимуществ: мо жет быть приготовлен из местных материалов (за исключением вяжущего), водонепроница ем, теплоустойчив, погодоустойчив, обладает высокой износостойкостью, эластичен, ровен, прочен, обеспечивает круглогодичное движе ние автомобилей без снижения скоростей, удо бен при ремонте и эксплуатации, не меняет физико-механических свойств в период экс плуатации. При благоприятных грунтовых и гидрогеологических условиях капитальные за траты и эксплуатационные расходы обычно не велики.
К недостаткам асфальтобетона относятся: ограниченность сезона производства асфальто бетонных работ, невозможность укладки сме сей в период выпадания атмосферных осадков, трудность уплотнения смесей при значитель ных уклонах покрытия, скользкость поверхно сти асфальтобетона в периоды дождей и голо леда.
В дорожном строительстве применяют го рячие, теплые и холодные асфальтобетоны.
Наибольшее применение получили горячие смеси, приготовленные на вязких битумах. Эти смеси, как правило, укладывают в усовер шенствованные однослойные и многослойные покрытия. Асфальтобетон из горячих смесей достигает наилучшей плотности в процессе уп лотнения. Быстрое формирование покрытия уже через 2 ч после укатки позволяет открыть по нему автомобильное движение.
15
Теплые асфальтобетонные смеси по своему составу ничем не отличаются от горячих сме сей, исключая марок битума Б-Н-0 и БН-1, ко торые имеют пониженную вязкость, однако теплые смеси имеют значительные преимуще ства по сравнению с горячими.
применяемые марки битума облегчают те пловой режим приготовления смесей, улучша ют перемешивание, удобоукладываемость и удобоуплотняемость, удлиняют сезонность ас фальтобетонных работ. Например, границы уп лотнения теплых смесей могут быть снижены до 35—100° С. Покрытие формируется в про цессе уплотнения, но несколько продолжитель нее горячих смесей. Это позволяет применять теплые смеси при пониженных температурах наружного воздуха. Несмотря на ряд положи тельных качеств, теплые смеси пока не получи ли широкого применения.
Покрытия из холодных мелкозернистых ас фальтобетонных и дегтебетонных смесей преи мущественно устраивают однослойными тол щиной до 25 мм. Толщина двухслойных холод ных покрытий составляет 50—60 мм. Укладку смесей производят асфальтоукладчиками или автогрейдерами. Уплотняют холодные смеси легкими катками весом 3—6 г по три-четыре прохода в одном направлении.
Холодные асфальтобетонные смеси приго товляют на жидких битумах марок А-5 и А-6. Особенность применения этого вида смесей со стоит в том, что их можно укладывать в остыв шем состоянии. Это дает возможность расши рить область применения асфальтобетона без ограничения расстояний перевозки.
16
Такая смесь может лежать на месте уклад ки в кучках несколько дней. После этого хо лодную смесь можно уложить в покрытие и не спешить с укаткой. Она может быть уката на на следующий день или через декаду. По крытие из холодной асфальтобетонной смеси формируется в зависимости от скорости густения битума, интенсивности автомобильного движения и условий погоды; окончательное от вердение наступает в течение 15—25 суток.
Холодные асфальтобетонные смеси имеют зерновой состав каменных материалов с мак симальным размером частиц не более 10 мм.
По прочности холодный асфальтобетон ус тупает горячему в соотношении 1 : 1,5. Практи ческое значение он имеет на автомобильных дорогах, имеющих местное, хозяйственное и административное значение, при интенсивно сти движения от 200 до 1000 автомобилей в сутки.
Дегтебетонные смеси приготовляют горя чим способом. По зерновому составу они ана логичны асфальтобетонным. В качестве вяжу щего применяют каменноугольные дегти. По физико-механическим свойствам дегтебетон ус тупает асфальтобетону: у него невысокая во доустойчивость и теплоустойчивость, он менее пластичен и недостаточно морозоустойчив, об ладает высокой истираемостью. Такие качест ва не позволяют применять его в верхние слои дорожных покрытий. Дегтебетонные сме си применяют преимущественно на автомо бильных дорогах вне населенных пунктов и ис пользуют в слоях усиления и нижних слоях. Верхний слой в таких случаях устраивают из
2 И. В. Мордашкий |
‘ ;■;,.J ПУЬЛИЧпЛЛ |
i |
17 |
i |
^.техническая |
I |
|
! |
.. |
. |
Л П А Ш |
I |
плотного асфальтобетона. Толщина слоев в покрытии одинакова с крупнозернистым и среднезернистым асфальтобетоном.
Деготь очень чувствительный к темпера турным изменениям материал, поэтому при приготовлении смесей необходимо строго со блюдать температурный режим, особенно при нагреве минеральных материалов. Дегтебетон ная смесь при выпуске из смесителя должна иметь температуру в пределах 100—120° С. Дегтебетонные смеси по способу укладки и уплотнению применяют в горячем и холодном состоянии.
Укладка и уплотнение дегтебетонных сме сей не отличается от укладки и уплотнения ас фальтобетонных смесей.
Литой асфальт приготовляют из смеси гра вия, песка и асфальтовой мастики или асфаль тового порошка.
Количество крупной фракции 2—10 мм со держится в пределах 30—35%, песка 20—30%, асфальтовой мастики (в плитках) около 50%, в которой количество битума составляет
10-15% .
При отсутствии асфальтовых вяжущих ис пользуют для литого асфальта природные и нефтяные битумы марок БН-1П и БН-IV. Ли той асфальт применяют главным образом в стесненных условиях, где уплотнение смесей катками невозможно, в покрытиях тротуаров и на полах производственных и складских поме щений.
В условиях городского дорожного строи тельства литой асфальт практического приме нения почти не имеет.
18
3. ОСНОВАНИЯ И ИХ ПОДГОТОВКА
Основание представляет важнейшую часть конструкции дорожной одежды. Совместно с покрытием оно передает нагрузки от воздейст вия автомобильного транспорта на подсти лающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.
Для асфальтобетонных покрытий применя ют прочные и долговечные основания. Установ лено, что срок службы асфальтобетонного по крытия зависит прежде всего от прочности и жесткости основания. Устойчивое основание не допускает перерывов в работе покрытия круглый год. Недостаточно прочное и нежест кое основание прогибается от колес автомоби лей, а в случае промерзания переувлажнен ного грунта под основанием приводит покры тие к деформациям. Вначале появляются во лосяные трещины, затем после первого перезимования трещины становятся видимыми; на третий год трещины достигают толщины 2—3 мм, а еще через год покрытие оконча тельно разрушается и требует замены.
Лучшим основанием для асфальтобетонных покрытий является цементобетон. Это высоко прочное и жесткое основание устраивают из монолитного неармированного или армирован ного бетона или из сборных железобетонных дорожных плит. Толщину цементобетонного основания назначают в зависимости от грунто вых условий земляного полотна и характера движения автомобильного или городского транспорта (рис. 2 и табл. 1).
Швы расширения в бетонных основаниях
2* |
19 |