Файл: Касаткин В.Н. Азбука кибернетики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формула второго автомата такова:

у ч )ш ;^ с + д ]Ю 1 А в б

Попробуем упростить формулу автомата с вы­

ходом У.

В данную формулу добавим два одинаковых сла­ гаемых АВС — ты помнишь, что в алгебре высказы­ ваний можно в сумму добавлять слагаемые (А-)-А == = А ). После этого формула примет вид:

^АВСГ+АВС+ЖВСГ+

+АВС+АВС+АВС

Итеперь проведем склеивание рядом стоящих сла­ гаемых. Вот что получится:

.Зг-АВ(С-К0+Д.С(О+В)+ +ВС(Л+А)«АВ>АС4-ВС

Сейчас можно переходить к составлению функ­ циональной схемы:

100

Интересно, что построенный автомат пригоден и для другой работы. Этот автомат может суммировать три двоичных одноразрядных числа. Проверь это утверждение, понимая под А, В и С значения сла­ гаемых — одноразрядных двоичных чисел (А может быть равно 1 или 0, также и остальные слагаемые).

Такой автомат называется с у м м а т о р о м — это один из важных в вычислительной технике узлов настоящих вычислительных машин.

Сумматор обязательно нужно изготовить — это необходимый шаг для каждого школьника, решивше­ го познакомиться с кибернетикой. Это нетрудно, го очень увлекательно.

1С1

РАССКАЗ КИВИ „О ГАДКОМ УТЕН К Е »

«Гадкий утенок» Алеши Кузнецова смышлен не менее, чем его однофамилец по сказке Андерсена.

«Утенок» Алеши чувствует препятствия и обхо­ дит их, реагирует на свет и умеет вырабатывать ус­ ловные рефлексы.

В Америке организована выставка лучших работ юных техников Советского Союза, и работа Алеши попала на эту выставку, как одна из самых тща­ тельно изготовленных и интересных моделей.

Копия

«Гадкого

утенка» демонстрируется на

В Д Н Х -

ЭТО не первая модель симферопольского

школьника. Молодец Алеша — золотые руки!

Мне пришло на память мое недавнее посещение

лаборатории

юных

кибернетиков Малой

академии

в Симферополе. Две

модели вспоминались

мне — два

играющих автомата. Я проиграл обоим. Обидно, но авторы Саша Веселов и Алеша Лебедев успокоили меня тем, что я не первый и, наверное, не последний.

«Побеждает чёт» — так называется автомат Але­ ши. На панели 13 ламп, каждый из играющих, че­ ловек или автомат, может за каждый свой ход зажи­

гать не более 4 ламп. Побеждает тот, у кого

в кон*

це будет на счету четное число зажженных

ламп.'

Игра Саши — игра на 21 лампу — здесь также нужно друг за другом зажигать лампы. Победителем

считается тот из играющих, кто

оставит сопернику

для зажигания последнюю лампу.

 

— Много ли нужно знать, чтобы научиться стро­

ить

такие автоматы?

— спросил я.

Во всяком случае,

«Азбуку

кибернетики» обя­

зательно — в ней все необходимое, — так ответили

мне

Саша и

Алеша.

Им можно

верить — они действительные чле­

ны

«Искателя».

102


вэтой, последней главе тебе будут предложены конкретные задания на изготовление различных

автоматов. Если ты хорошо разобрался во всем ра­ нее изложенном, то все задания будут тебе по плечу.

Большинство из предлагаемых для построения ав­ томатов изготовили ребята из крымской Малой ака­ демии наук «Искатель».

Попробуй свои силы и ты. Если у тебя не хватит деталей, то решением задачи считай составление электрической схемы автомата.

Глава

шщ

ЗАДАЧИ ДЛЯ УМЕЛЫХ

Задана

1. Построить

автомат, управляющий лам­

пой

в комнате. Имеется

один выключатель у

входа

(А )

и два

выключателя

у постелей (В и С).

Войдя

в неосвещенную комнату, можно выключателем А включить лампу. Раздевшись и ложась в постель, любым выключателем В или С можно свет погасить. В дальнейшем «включение» любого выключателя А, В или С должно включать лампу.

Замечание. Эта задача напоминает задачу о лампе, освещающей подъезд. Автомат, как и раньше, имеет один выход, но не два. а три входа.

Задача 2. В подъемник помещается две вагонетки, закатываемые обычно с противоположных сторон. Сконструируйте автомат, который выдавал бы один и тот же сигнал при заполненном подъемнике п при освободившемся совершенно.

105

Задача 3. Ребята изготовили для своей лаборато­ рии замок с секретом. Для того чтобы замок открыть, нужно было нажимать на кнопки А , В и С. Замок открывался только в случае одновременного нажатия на все три кнопки одновременно или на какую-нибудь одну, или при нажатии двух кнопок А и В.

Замечание. Не забудьте упростить формулу ав­ томата.

Задача 4. Этот же замок необходимо снабдить сигналом тревоги. Сигнал тревоги должен подавать­ ся тогда, когда на вход замка подается посторонняя комбинация сигналов. Сигнальная приставка должна обнаруживать того, кто пытается подбирать верные комбинации для открывания замка. Составь схему уст­ ройства, включающего сигнал тревоги.


Задача 5. Соревнования по поднятию тяжестей (штанги) обслуживает судейская коллегия в составе трех человек. Если, по мнению судьи, «вес» взят правильно, то он дает об этом сигнал, нажимая кнопку. Старший судья имеет кнопку А, два других судьи имеют кнопки В и С.

В 1Г В З Я Т

107

Коллективное решение «Вес взят» (загорается та­ кая надпись) выдается только в случае единогласно­ го решения всех судей либо в случае, когда один из двух судей, давших сигнал, есть старший судья.

Сконструируй автомат, получающий сигналы от судей и включающий транспарант «Вес взят», в со­ ответствии с разобранными условиями.

Задача 6. Для таких же состязаний построен ав­ томат, который выдает сигнал «Вес взят» в случае единогласного решения трех судей либо в случае простого большинства.

По'строй такой автомат и ответь на вопрос: может ли один из судей при зажженном транспаранте «Вес взят» узнать, было ли решение судей единогласным? Что ему для этого нужно сделать?

Задача 7. Некто придумал автомат для проведе­ ния следующего фокуса. В темной комнате устанав­ ливались три стула за столом. У каждого места на столе была кнопка для подачи сигналов. Пусть в фо­ кусе участвуют А, В и С.

При входе в комнату А и С всегда нажимают кнопки, а В не нажимает. Автомат должен выдавать сигнал, если В сидел между А и С. Построй функ­ циональную схему автомата. Сколько одноконтактных реле потребуется для изготовления этого автомата?

Задача 8. Условия фокуса видоизменяются. А в­ томат должен выдавать сигнал, если А и С сядут рядом.

Построй автомат. Сколько теперь потребуется од­ ноконтактных реле для его создания?

Задача 9. На входе А цифра за цифрой показы­ вается двоичное число, которое сравнивается с двоич­ ным числом, показываемым на входе В.

Показ чисел начинается с одинаковых старших разрядов и происходит так, что одновременно идет обозрение цифр тех же разрядов каждого числа.

108

Построить автомат для определения наибольшего из рассматриваемых чисел. Автомат должен указать большее число. А меньшее?

Задача 10. Составьте электрическую схему сумма­ тора для сложения трех одноразрядных двоичных чи­ сел, используя не более трех реле, но с произволь­ ным набором контактов на каждом из них.

Задача 11. Построить устройство (автомат) для умножения двух двухразрядных двоичных чисел.

Замечание. Автомат имеет четыре входа и четыре выхода. Два входа для 1-го числа АВ, два — для 2-го числа СД и четыре выхода для произведения.

Задача 12. Построить дешифратор-автомат, кото­ рый мог бы от трехразрядных двоичных чисел, полу­ чаемых на его входе, выдавать сигнал для печатания соответствующих десятичных цифр.

Задача 13. Построить дешифратор-автомат, кото­ рый, получая десятичные цифры на входе, давал бы на выходе двоичные числа.

Мы надеемся, что упражнения этой главы помогут не только закрепить пройденное, но и подскажут те­ мы для создания новых моделей.

ю э



Все эти упражнения и задачи, как и предыдущие, попробуй решить самостоятельно и только затем све­ ряй свои решения с ответами.

Помни, что решений одной и той же задачи мо­ жет быть несколько. Советуем находить их и сравни­ вать.

Попробуй сам находить задачи — их можно най­ ти на каждом шагу.

Записывай эти задачи и предлагай товарищам — составляйте задачник по автоматам. Это очень полез­ ное дело.

Обращаем внимание твое на то, что ты познако­ мился только с самыми началами теории автоматов — изучил так называемые однотактные автоматы, то есть автоматы, вырабатывающие сигнал как ответ, как реакцию на определенную комбинацию сигналов на его входах.

Большой класс автоматов — так называемые ав­ томаты с «памятью» — в книжке совсем не рассмат­ ривался. Автоматы с «памятью» также можно изго­

товить,

используя три логических

элемента: «И»,

«И ЛИ »

И «Н Е ».

 

Автоматы

с «памятью» — это

самые важные в

кибернетике

автоматы.

 

О том, как их конструируют, речь пойдет в/следующей книжке.

/

*

РАССКАЗ КИВЕРА

ТЫГне пришло необыкновенное письмо — приглаше-

1 — ние

участвовать в олимпиаде

по

кибернетике.

«Как по

кибернетике? — удивился

я. —

Разве есть

такие олимпиады, да еще для школьников? Какие же там задачи?» Открываю конверт — действительно за­ дачи. Вот несколько из них. Не возьметесь ли и вы, а?

Задача /. Напишите формулу высказывания и упростите ее. «Если Коля ко мне придет, я обяза­ тельно буду делать модель, в противном случае, мо­ жет быть, буду, а может быть, и не буду, делать ее».

Задача

2. В санатории

отдыхают:

отец

— О,

мать — М, сын — С и

две дочери — Д

и Е. На

купа­

ние в море семья ходит, соблюдая условия:

 

1. Если отец идет

купаться, то с ним обязатель­

но идут

купаться и

мать

и сын.

 

 

2.Если купаться идет сын, то с ним обязательно идет сестра Д.

3.Вторая дочь — Е — купается тогда и только

тогда, когда купается мать.

4. Каждое утро купается по крайней мере один из

родителей.

Если в воскресенье купалась одна из дочерей, то кто из членов семьи ходил в этот день на море?

Задача 3. Докажите, что в системе счисления, в которой основание, уменьшенное на единицу,_ делит­ ся на 3, признак делимости на 3 формулируется так же, как и в десятичной системе.

Такие и подобные этим задачи, оказывается, пред­ лагаются ребятам из Малой академии «Искатель» на олимпиадах по кибернетике.

, Не забывают на олимпиадах и проверку знаний

по электротехнике.

«Интересный опыт», — подумал я. А потом уз­ нал, что и ребятам такие олимпиады нравятся.

111