Файл: Потекушин Н.В. Механизация и автоматизация холодноштамповочных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
Глава IV
МЕЖОПЕРАЦИОННАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА ДЕТАЛЕЙ
Холодной листовой штамповкой на заводе обрабаты вается несколько тысяч наименований узлов и деталей различных по весу, форме и габаритам.
Для передачи деталей с одной операции на другую в холодноштамповочном цехе применяются различные средства механизации (мостовые краны, конвейеры, транспортеры и др.). Некоторые из них, как например, подвесные конвейеры требуют применения для навески и съема транспортируемых деталей специальных устройств и приспособлений.
1. Применение транспортеров для передачи деталей
Башмаки трактора изготовляют на заводе из башмач ных полос, длина которых достигает 8200 мм. Применяе мое оборудование для изготовления башмаков установ лено в три параллельных линии (фиг. 16). Одновременно работа ведется на одной или двух линиях.
Башмачные полосы со стеллажа 1 передаются на транспортер 2 и по одной подаются в пресс-ножницы 3 для резки деталей.
Отрезанная заготовка по лотку 4 поступает в выруб ной штамп, установленный на гидропрессе 5. После это го заготовка скатывается на транспортер би по транс-' портеру 7 направляется к вертикально-сверлильному станку 8 для сверления отверстий под болты. От станка готовая деталь подается на транспортер 9, с которого снимается Х'.помощью автоматического устройства 10- и
34
уносится подвесным конвейером 11 на сборку. По тран спортеру 7 можно передавать детали к любому из трех сверлильных станков с любой штамповочной линии.
Фиг. 16. Схема расположения штамповочных линий для изготовления башмаков трактора:
/ — стеллаж, 2, 6, 7, 9 — транспортеры, 3 — пресс-ножни- цы, 4 — лоток, 5 — гидропресс, 8—сверлильный станок, 10— устройство для автоматической навески башмаков на подвесной конвейер, 11 — подвесной конвейер
2. Автоматическая навеска башмаков трактора на подвесной конвейер
Навеска башмаков дусеницы трактора на подвесной конвейер осуществляется с .помощью оригинального уст ройства, схема которого изображена на фиг. 17.
35
био по стреме и
Фиг. 17. Устройство для автоматической навески башмаков трактора на подвесной конвейер:
— трасса конвейера, 2—подвеска, |
3—направляющие башмака, 4—пневмотолкатель. 5 — заградитель |
ный щиток, 6 — склиз, 7 — упор, |
8 — контактная рамка, 9 — пневматический золотниковый кран, |
|
10 — транспортер |
Скорость подвесного конвейера 1 равная 3 м/мин. оп ределена по формуле
у= 01
|
|
|
|
|
|
чТ<я |
|
|
|
где G — общий вес |
транспортируемых |
конвейером |
гру |
||||||
q |
зов за сутки в |
кг, |
|
|
|
||||
— средний вес подвешенного изделия в кг, |
конвей |
||||||||
I |
—расстояние |
между |
осями подвесок |
||||||
|
ера в |
м. |
номинальный фонд |
времени |
работы |
||||
То — суточный |
|||||||||
|
конвейера |
в |
мин. |
|
подвесного |
кон |
|||
■>] — коэффициент |
использования |
||||||||
|
вейера |
равный 0,97. |
|
|
|
||||
Приводной |
роликовый |
транспортер 10 доставляет |
|||||||
башмаки к месту навески со скоростью.6 м/мин. |
|
|
|||||||
Увеличенная скорость транспортера позволяет при |
|||||||||
подходе башмаков |
к |
месту |
навески сокращать зазоры |
между ними и поджимать предыдущий башмак после дующим, что обеспечивает захват башмака каждой сво бодной подвеской 2 конвейера 1.
Пока движущийся по транспортеру башмак не на жмет через контактную рамку 8 на шток пневматическо го золотникового крана 9, заградительный щиток 5 на ходится в крайнем верхнем положении и предотвращает захват подвеской башмака.
Подвеска скользит по щитку, перескакивает через башмак и уходит свободной.
Нижняя полость пневмотолкателя 4 через воздухопро вод и золотниковый кран соединена в это время с цент ральной воздушной магистралью.
Как только очередной башмак расположится симмет рично относительно осевой трассы конвейера, т. е. на жмет на шток крана, золотник откроет воздухоканал, соединяющий верхнюю полость пневмотолкателя с сетью. В результате этого сжатый воздух заставляет поршень штока занять нижнее положение, и тогда заградительный щиток опускается. Подошедшая свободная от башмака подвеска легко подхватывает башмак и уносит его. Для облегчения подхвата башмака установлен упор 7 с окном в нем для контактной рамки. Башмак также'скользит по направляющим склизам 6.
37
Контактная рамка предназначена для передачи уси лия от башмака на шток крана.
Заградительный щиток занимает верхнее положение сразу же, как только башмак, подхваченный подвеской, освободит контактную рамку. Описанный процесс повто ряется с каждым следующим башмаком.
Если подвеска несет на себе башмак, не снятый по какой-нибудь причине на сборке или подхваченный с рольганга соседней линии, то он проходит над лежащим на транспортере башмаком по направляющим башма ка 3 и в конце их легко и беспрепятственно подхваты вается этой же подвеской.
Описанное автоматическое устройство в эксплуатации оказалось надежным и безотказным.
Особенностью его является то, что пневматический толкатель вступает в действие без помощи соленоида и конечного электропереключателя, что значительно уде шевляет стоимость всего устройства.
Простое по конструкции и изготовлению, оно позволи ло полностью заменить ручной труд автоматической ра ботой, высвободить одного рабочего в смену, ликвидиро вать целый ряд неудобств, которые тормозили нормаль ную работу конвейера, синхронизировать работу участка изготовления башмаков холодноштампового цеха с уча стком сборки гусеницы трактора. От внедрения в произ водство описанного устройства завод получил значитель ную экономию.
3. Применение безрельсовых транспортных средств
Безрельсовый транспорт незаменим при работе на не больших расстояниях, при большой разветвленности движения с крутыми радиусами поворота.
По роду двигателя безрельсовый транспорт можно разделить на три группы:
1)ручные тележки,
2)электрические тележки (электрокары),
3)автотележки (автокары).
Количество автокар и электрокар, требующихся для цеха, определяется формулой:
N 0.003 — (- +1 q \ V 1 ■
38
где G — вес грузов, перевезенных в смену, в т, ш—-среднее количество рейсов на 1 т груза,
q —средняя нагрузка автокары (электрокары) в т, 1 — средняя длина пробега автокары (электрокары)
в оба конца в м,
V—-средняя скорость передвижения автокары (элек трокары) в MfMUH.,
t —суммарное время Погрузки и разгрузки за один рейс в мин.
Кроме рассмотренных средств межоперациоиной пе редачи деталей на заводе применяют простейшие пере дающие устройства. К их числу относятся наклонные рольганги, склизы и лотки.
Склизы для передачи мелких деталей и полуфабрика тов нецилиндрической формы должны иметь уклон от 1 : 2 до 1 : 5, а для передачи деталей цилиндрической фор мы от 1 : 10 до 1:15.
Глава V
ТИПОВЫЕ ПОДЪЕМНЫЕ И ПОВОРОТНЫЕ УСТРОЙСТВА
При проектировании поточных линий очень часто пре дусматривается переворачивание деталей, подъем и опу скание их. Для этих целей на ЧТЗ применяются различ ные устройства. Описание некоторых из них приводится ниже.
1. Стенд — кантователь нижнего кожуха радиатора трактора при сварке
Одной из технологических операций изготовления ко жуха радиатора является электродуговая сварка трех его сторон, требующая предварительного зажима свари ваемых мест до плотного сжатия. Раньше этот зажим производили вручную на металлической плите с помощью упоров и клина с затратой как значительного времени, так и больших физических напряжений рабочих.
Теперь зажим детали осуществляется на пневматиче ском стенде-кантователе (фиг. 18), предложенном техно логом Т. В. Вязовской.
Рабочий-сварщик укладывает на держатель 3 деталь 2 и зажимает ее с двух сторон двуплечными рычагами 5, действующими от пневмотолкателей 7.
После окончания сварки сторон (в углах детали) опорно-поворотная рамка 1 вместе с деталью посредст вом штурвала 4 и рукоятки 6 легко поворачивается на 90°. Затем приваривают четыре крепежные гайки по их периметру, и деталь, повернутая в первоначальное поло жение, снимается.
'0
Применение этого простого устройства позволило лик видировать ручной труд при зажиме детали, высвободить одного рабочего и снизить трудоемкость.
Фиг. 18. Стенд-кантователь кожуха радиатора трактора:
/ — опорно-поворотная рамка, |
2 — деталь, 3 — держатель, |
4 — штурвал, 5 — двуплечный |
рычаг. 6 — рукоятка, |
7 — пневмотолкатель
2. Пневматический кантователь длинных деталей
Кантователь (фиг. 19), предложенный инж. Ф. В. Юр ковым, предназначен для переворачивания длинных и тяжелых деталей на 180° и может устанавливаться в поточной линии. Работает кантователь следующим об разом.
Деталь 1 поступает с предыдущей операции в прием ник 3. Приемник жестко соединен со ступицей ведущей шестерни 2, которая находится в зацеплении с верхней шестерней 6.
Рольганг 7 поворачивается при вращении шестерни 6. При подаче сжатого воздуха в нижнюю полость пнев моцилиндра подъемника 4 приемник и рольганг благода ря зубчатому зацеплению шестерен одновременно пово рачиваются относительно осей малой и большой шестерен. После поворота рольганга на 75° деталь передается с приемника на рольганг. При обратном ходе штока подъ
41
емника приемник и рольганг с деталью опускаются в ис ходное положение.
С рольганга перевернутая деталь передается на сле-- дующую операцию. При необходимости кантователь лег ко переносится на другое место. Конструкция рамы 5 обеспечивает необходимую устойчивость кантователя при работе.
Фиг. 19. Пневматический кантователь длинных деталей:
/—деталь, 2—малая ведущая цилиндрическая шестерня. 3 — приемник деталей. 4 — пневмоподъемник, Ь — рама,
6 — большая ведомая шестерня. 7 — поворотный рольганг
Глава VI
РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ АВТОМАТИЧЕСКИХ ПОДАЮЩИХ УСТРОЙСТВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ
Производительность автоматических подающих уст ройств при условии непрерывной подачи заготовок (лен та, штучные заготовки) на штамп определяется следую щей формулой:
N„ = 60-« |
(1) |
где п — число ходов пресса в мин.,
Nu— количество деталей в штуках в час.
При прерывной подаче (штамповка из полос) произ водительность Nd уменьшается, т. е.
Na<Wu.
Общая формула для случая прерывной подачи запи шется в следующем виде:
Nd = (60— ТК)п, |
(2) |
где Т — вспомогательное время, потребное для снятия отхода и подачи очередной полосы из пакета на штамп, примерно равное 0,058 — 0,066 мин. (3,5—4 сек.).
—количество деталей в штуках в час.
К— количество полос, подаваемых на штамп в те чение часа.
Время одного хода пресса равняется t = ~ мин. Так
как на длине одной полосы производительность выра жается формулой (1), то время, потребное для изготов-
43
ления деталей из одной полосы (без Т), определяется из выражения:
tn= t-nd= — мин, |
(3) |
п |
|
где пд — количество деталей, получаемых из одной |
по |
лосы. |
|
Суммарное время, затрачиваемое на изготовление де талей из одной полосы с учетом вспомогательного време ни на ее смену (Т), может быть найдено по формуле:
4= — + Тмин
п
Тогда количество полос, подаваемых на штамп в те чение одного часа, равно:
ir 60 |
60-п |
К— — —----------шт. |
|
ts |
Пд+Т-п |
Подставив значение К в формулу общего вида (2) и произведя соответствующие преобразования, получим окончательную формулу для определения производитель
ности устройства для случая прерывной |
подачи заго |
||
товок: |
|
|
|
бОл-Пя |
шт. |
в нас |
(4) |
N.,=-------- |
|||
пд+Т-п |
|
|
|
Производительность устройства повышается с увели чением числа ходов пресса и количества деталей, штам пуемых из одной полосы.
Величина вспомогательного времени соответственно снижает производительность.
Формула (4) пригодна также для определения про изводительности устройств и установок, подающих заго товки в штамп.
Стоимость вновь проектируемых устройств и приспо соблений, а также механизированных линий в целом можно определить по стоимости существующих анало гичных конструкций.
В таблице 2 с этой целью приведены ориентировочные данные о стоимости некоторых из рассмотренных выше средств механизации и автоматизации.
44