Файл: Пауков П.В. От станков-автоматов к заводу-автомату.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первой автоматической линией, созданной коллективом завода, явилось объединение двух автоматов для сверле­ ния 19 отверстий и фрезерования трех пазов у поршня ГАЗ-51 в единую автоматическую линию.

До создания автоматической линии эти операции вы­ полнялись как пять самостоятельных с использованием в одну смену семи станков. Созданные автоматические ли­ нии обслуживаются одним рабочим, который загружает деталями автомат и следит за его работой.

Поршень шаговым транспортером подается на загру­ зочную позицию, захватывается авторукой и опускается на рабочую 'позицию, где происходит одновременная обра­ ботка всех 19 отверстий. Характерной чертой созданного сверлильного автомата явилось то, что все сверлильные головки станка работают от единого привода (а, напри­ мер, Харьковский завод агрегатных станков выпускает станки с индивидуальным приводом на каждую головку). После обработки на сверлильном автомате поршень с по­ мощью шагового транспортера передается на второй

.автомат, где производится фрезеровка трех пазов в юбке поршня. Установка и снятие поршня происходят так же, как на сверлильном автомате.

Работа фрезерного станка основана на гидропневмати­ ке. К станине под углом 120° крепятся два электромотора мощностью 2,8 кет, каждый из которых через шестерни передает вращение двум горизонтальным шпинделям с закрепленными на них фрезами для выработки вертикаль­ ных пазов. Фреза для обработки горизонтальной прорези в поршне укреплена на поворотной горизонтальной голов­ ке и получает вращение через ременную передачу от третьего электромотора мощностью 2,5 кет, прикреплен­ ного к станине. Подвод и отвод режущего инструмента осуществляются с помощью гидропневматической систе­ мы. Фрезы для обработки вертикальных пазов переме­ щаются ползуном через шарнирные тяги. Головка с го­ ризонтальной фрезой перемещается таким же ползуном, связанным с пневмогидравлическим устройством.

_24

Внедрение в производство этой автоматической линиіт дало экономический эффект свыше 10 тысяч рублей.

Следующая автоматическая линия была изготовлена для финишных операций — развертывания пальцевого от­ верстия и промывки — просушки. Операция развертыва­ ния много лет выполнялась вручную. Развертка приводи­ лась во вращение механическим редуктором с малым числом оборотов шпинделя, а рабочий удерживал поршень руками. Поскольку охлаждающей жидкостью при выпол­ нении этой операции был керосин, то руки рабочего были подвержены кожным заболеваниям. Промывка поршней велась в моечной машине, но загрузка деталей, съем и обдувка велись вручную.

В настоящее время на всех технологических линиях созданы автоматически работающие агрегаты разверты­ вания отверстий под поршневой палец и для мойки пор­ шней.

Принцип работы этого агрегата состоит в следующем. Станок-автомат для развертывания пальцевого отверстия имеет две независимо действующие головки, и на нем одновременно обрабатываются два поршня. Но непосред­ ственно процесс развертки осуществляется только на од­ ной из головок. То есть, если на одной головке идет раз­ вертка отверстия, то другая головка находится на исход­ ной позиции. Как это происходит?

Поршни с шаговых транспортеров поступают на загру­ зочную позицию, находящуюся ниже осп разверток, н останавливаются над вилкой, после чего толкатель, оста­ новивший поршень, возвращается в исходное положение. Вилка поднимает поршень на уровень оси развертки. После этого осуществляется ход головки с инструментом вперед. Начинается процесс развертывания пальцевогсг отверстия, в конце которого толкатель второй головки ставит поршень на вилку..После чего весь цикл повто­ ряется. В это время первая головка возвращается на ме-

25


J

Рис. 9. Автоматический агрегат развертывания отверстий

под поршневой палец и мойки поршней.

сто. Вилка с поршнем опускается; и поршень направляет­ ся по склизу в -агрегат мойки и сушки.

Толкатель разверточного станка работает одновремен­ но с первой подвижной планкой (передвигающей поршни по склизу на один шаг от данной головки), с полукруглой головкой (сталкивающей поршень с вращающегося диска обдувки на общий склиз) и со второй подвижной планкой (передвигающей поршень по общему склизу на один шаг).

В тот момент, когда подвижная планка, двигающая поршень по склизу от одной из головок, возвращается в исходное положение, полукруглая головка должна пере­ ставить поршень с данного склиза на вращающийся диск обдувки.

Поршни по двум склизам проходят, через моечную

26

27

ванну, передвигаясь на один шаг в период, когда со стан­ ка сходит очередной обработанный поршень. После про­ мывки поршни проходят зону просушки, подвергаясь об­ дувке воздухом, и поступают для приемки в отдел тех­ нического контроля.

Особо следует рассказать о том, что на протяжении 1960 года было осуществлено комплексно-автоматизиро­ ванное производство изготовления поршней КДП-35 с пропускной способностью в 1,5 млн. штук в год при трех­

сменной работе.

Уместно спросить, почему решили в первую очередь автоматизировать именно линию поршней КДП-35, а не другую, ведь наращивать мощность необходимо на всех линиях?

Поршень КДП-35 по своей конструкции является ори­ гинальным: у поршня овальная юбка, в дне поршня выта­ чивается смещенная сфера, в маслоканавках и поясках сверлится 44 отверстия. В этом поршне как бы собраны, все элементы, встречающиеся у поршней других двигате­ лей, поэтому технологический процесс выглядит наиболее полным по разновидности операций. В случае необходи­ мости такая линия быстро может быть перелажена для изготовления поршня другого типа и размеров.

Как выглядит комплексная автоматическая линия по производству поршней КДП-35 и какой от нее эффект?

На первом станке производится растачивание базового пояска, подрезание открытого торца со снятием фаски и одновременным центрованием дна поршня. Это условие необходимо для того, чтобы установочная база и центро­ вое отверстие располагались на одной оси. Операция вы­ полняется на автомате, подача деталей на станок и пере­ дача их на следующую операцию обеспечиваются шаго­ вым транспортером.

Вторая операция выполняется на автомате типа Э102, приспособленном для выполнения операций: чистовое об­

28


тачивание (под шлифовку) наружной поверхности юбки,

окончательное

обтачивание

буртов поршня (двух разных

по диаметру

цилиндров),

протачивание пяти кольцевых

канавок и двух маслопоясков, обтачивание фасок. Харак­ терной особенностью автоматизации этой операции яви­ лась необходимость создания специального тормозного устройства для ориентированного останова шпинделя.

Операция зенкерования пальцевого отверстия выпол­ няется на двухстороннем четырехшпиндельном автомате, одновременно выдающем два обработанных поршня по двум параллельным транспортерам. Особенностью авто­ матизации этой операции при встраивании ее в автома­ тическую линию явилось применение специального рас­ пределительного устройства, которое из двух ручьев транс­ портера направляет поршни в один шаговый транспортер.

Операция сверления 44 отверстий выполняется на двух автоматах типа ХА-547, из которых первый в автоматиче­ ской линии сверлит 24 отверстия 0 4,5 мм и второй 20 отверстий 0 3 мм.

Далее детали поступают на площадку компенсацион­ ного задела. Последующие операции выполняются на ко­ пировально-шлифовальных станках типа ХШ79 HI9/2, на которых выполняются операции предварительного и чисто­ вого шлифования юбки поршня на овал и шлифования холодильников со снятием фасок у кольцевых канавок.

Алмазная расточка отверстия под поршневой палец выполняется на двух алмазно-расточных станках с полным автоматическим циклом и одновременной обработкой че­ тырех деталей. На этой операции также применено рас­ пределительное устройство, принимающее обработанные поршни с двух станков и направляющее их по одному ручью шагового транспортера на следующую операцию.

Начиная с этой операции и до конца процесс изготов­ ления полностью автоматизирован. Линия состоит из вось­ ми автоматов, связанных между собой шаговыми транс­ портерами.

Фрезерование дна, фрезерование и полирование сферы

29


выполняются на автомате роторного типа Т6970. Раста­ чивание канавок под стопорные кольца в бобышках поршня выполняется на автомате Т2240А. Подгонка по весу с одно­ временным взвешиванием детали до обработки и после обработки выполняется на автомате оригинальной кон­ струкции. Следующая операция — снятие фасок у отвер­ стия под поршневой палец и зачистка заусенцев, получен­ ных при растачивании канавок под стопорные кольца, ве­ дется на автомате Т2240А.

Развертывание отверстия под поршневой палец ведет­ ся сразу у двух поршней на автомате Т4040А. Для этого установлено раздаточное устройство, которое принимает поршни из одного ручья, а подает на операцию разверты­ вания по двум параллельным шаговым транспортерам. Промывание и обдув поршня выполняются в моечном ав­

томате типа ВМК-1. После

этого

продукция поступает

на стол финальной приемки,

где

проходит технический

контроль.

 

 

Конечной операцией является консервация и оберты­ вание поршня бумагой. Эту операцию выполняет также специальный автомат. Поршни к автомату поступают по склизу с окончательного контроля, где в зависимости от рамерной группы поршень направляется по одному из трех склизов.

Что дало создание комплексно-автоматизированного производства поршней КДП-35?

Трудоемкость изготовления поршня снизилась более чем в три раза. Если для выполнения государственного плана без учета автоматизации потребовалось бы 49 еди­ ниц оборудования и 33 рабочих в одну смену, не считая наладчиков, то при автоматизации этой линии 23 единицы автоматического оборудования обслуживаются 5—6 рабо­ чими и 3—4 наладчиками! Больше чем на 50 процентов сокращается производственная площадь, занятая под обо­ рудованием. Внедрение комплексного автоматического

производства

поршней КДП-35 дало экономию только

по зарплате

свыше 60 тысяч рублей. Если учесть высво-

30


бождение оборудования, сокращение расхода электро­ энергии, то, конечно, сумма экономии будет значительно выше 100 000 рублей.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ВКЛАДЫШЕЙ п о д ш и п н и к о в

На протяжении последних лет коллектив нашего заво­ да в содружестве с коллективом Научно-исследователь­ ского института тракторного и сельскохозяйственного ма­ шиностроения разработал и освоил целый ряд автома­ тических станков и участков для изготовления вкладышей. Причем опытные образцы станков для будущих автома­ тических линий уже работают в цехах.

Вкладыши подшипников как коренных, так и шатунных имеют очень сложную технологию изготовления, поскольку к каждой операции предъявляются высокие технические требования. Материалом для изготовления вкладыша, является биметаллический лист определенных размеров, где стальная основа плакирована сплавом ACM (алюминий., сурьма, магний).

Процесс автоматизации производства вкладышей нача­ ли с заготовительных операций. Расконсервация биметал­ лического листа означала промывку в горячей воде с по­ следующей протиркой вручную опилками и салфетками. Сейчас эта операция выполняется на автомате, который,, кроме того, снимает со стальной поверхности слой окали­ ны, оказывающей отрицательное действие при формовке вкладышей на прилегаемость. А прилегаемость сформо­ ванного (согнутого по радиусу) и отчеканенного вклады­ ша к эталонному гнезду должна быть не менее 85 про­ центов при пользовании тонкой лазурью.

Основным оборудованием линии являются камеры и сушилки, соединенные между собой прямолинейно.

Через камеры и сушилки проходит двухниточный цеп­ ной конвейер. На цепях конвейера смонтированы спецн-

’Льные держатели для шаговой укладки полос. Каждая камера оборудована душевым устройством, ванной и на­ сосом для циркуляционной подачи воды или раствора. В душевых устройствах раствор или вода нагревается труб­ чатым электронагревателем с автоматическим регулиро­ ванием температуры.

Чтобы предохранить цепи конвейера в камере трав­ ления от воздействия кислоты, предусмотрен специальный еннипластовый короб с двумя боковыми щелями для вы­ хода держателей цепей. Камеры оборудованы общей вы­ тяжной вентиляцией с двумя сепараторами для отделения взвешенных частиц влаги.

В цех полосы могут поступать в ящиках или в стоп­ ках. В первом случае ящик с полосами подается на ме­ таллическую рамку, установленную на столе. После рас­ купорки крышки и боковых стенок ящика, пачка пластин переносится тельфером в ванну и прогревается в горячем масле. Затем пачка опускается тельфером на конец при­ водного рольганга, по которому передвигается на позицию перекладывания.

Автоматический перекладчик состоит из подвижной траверсы с четырьмя электромагнитами, к которой сверху прикреплен вертикальный пневмоцилиндр, а сбоку — го­ ризонтальный, предназначенный для горизонтального пе­ ремещения первого.

Автоматически осуществляются операции обезжирива­ ния, травления, промывки, пассивирования и сушки по­ лос. Обработанные таким образом полосы выталкиваются пневмоцилиндром на приемные валки линии автоматиче­ ской рубки на карты и заготовки. После вырубки карты заготовка прокатывается через специальные вальцы, где и удаляются заусенцы. Причем заготовка карты произво­ дится безотходным способом, что экономит 15—20 про­ центов сырья.

На всех заводах страны

формообразование вкладыша

ведется за два

хода ползуна

пресса: первый ход — вкла­

дыш сгибается

но радиусу,

 

второй ход — чеканится, чем