Файл: Пауков П.В. От станков-автоматов к заводу-автомату.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обеспечивается высота вкладышей и прилегаемость в кон­ трольной постели на краску. У нас же в настоящее время штампы-автоматы обеспечивают законченное формообра­ зование за один ход.

Заготовки загружаются в приемный магазин. При хо­ де ползуна пресса вверх специальная планка выдвигает из магазина заготовку вкладыша. Заготовка в рабочей зо­ не штампа фиксируется между направляющими. Во время рабочего хода ползуна пресса матрица изгибает заготовку на пуансоне, который, опираюсь шпильками на маркетное устройство мощностью свыше 40 тонн,, вначале находится в положении, при котором полностью изогнутая заготовка своими торцами по линии разъема не касается чеканочных пластин, вмонтированных в державку на нижней части штампа. При дальнейшем рабочем ходе ползуна зажатая между матрицей и пуансоном, изогнутая деталь своими торцами упирается в чеканочные пластины. В это время штампуемая заготовка чеканится, чем и обеспечивается высокий класс точности штамповки. Оштампованная де­ таль после раскрытия штампа сталкивается с пуансона шибером и по склизу направляется на операцию подрезки торцов, которая также полностью автоматизирована.

Для фрезерования канавки усика, просечки, отгибки усика и зачистки наружной поверхности создан автомат роторного типа. Это четырехпозиционный станок с пово­ ротным столом. Первая позиция — детали, поступая и; лотка, зажимаются в рабочих гнездах, укрепленных на по­

воротном

столе;

вторая позиция — фрезеровка канавки

под усик;

третья

позиция — просечка и

отгибка усика;

четвертая

позиция — зачистка наружной

поверхности

вкладыша и выгрузка его на лоток.

Такого же типа создан автомат для сверления и зеккования отверстия во вкладыше, фрезерования маслока­ навки. Создан также оригинальный автомат для протя­ гивания стыков плоскости разъема. Внедрены и работают автоматы для зачистки поверхности вкладыша от струж­ ки для лужения -вкладышей.

Рис. 11. Участок расконсервации, мойки и травления биметаллических полос для изготовления вкладышей.

СИСТЕМА РЕМОНТА В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1960 год на заводе «Автотрактородеталь» явился пере­ ходным этапом от поточного производства, оснащенного отдельными автоматическими станками и агрегатами, к комплексно автоматизированным линиям и производствам. Существовавшая прежде система поточных линий в боль­ шинстве своем укомплектовывалась универсальным и спе­ циальным оборудованием. Ввиду низкой производитель­ ности его каждая операция укомплектовывалась группой станков, в числе которых были и дублеры. Теперь комп­ лексные автоматические производства и линии укомплек­ товываются высокопроизводительными специальными станками-автоматами, рассчитанными на выполнение опе­ рации в определенно заданный цикл, связанными между собой механическим транспортом.

Автоматические линии не позволяют иметь станковдублеров, ибо это нарушает общий цикл потока. Поэтому для повышения коэффициента использования таких линий необходимо на определенных участках иметь компенса­ ционные заделы, которые на период подналадки станков обеспечивают бесперебойное «питание» линии деталями.

Для создания задела на нашем заводе применяются шаговые транспортеры и многорядные склизы, а для более крупных заделов в настоящее время проектируются вибра­ ционные бункеры барабанного типа. Работа на автомати­ зированном производстве, где не предусмотрены дублеры, требует высокой организованности всех вспомогательных служб, обеспечивающих ремонт станков, электрооборудо­ вания, оснастки и инструмента.

Существующие в серийно-индивидуальном производ­ стве методы ремонта' не удовлетворяют требованиям авто­ матизированного производства.

Наиболее приемлем в автоматизированном производ­ стве узловой метод ремонта, который заключается прин­ ципиально в следующем. При выходе из строя той или

35


другой детали или износе ее и увеличении зазоров меняет­ ся не-отдельная деталь на месте у станка, а весь дефект­ ный узел. На каждую группу .унифицированных станков имеются заранее отремонтированные или новые запасные узлы, которые по определенному графику ставятся взамен изношенных узлов. Изношенный узел поступает в ремонт, восстанавливается и попадает в запасной фонд.

Такой метод обеспечивает высокое качество ремонта и минимальный простой оборудования, но требует стандар­ тизации и унификации узлов. Поэтому при проектировании на станках для легких операций (малонагруженных) ста­ вят силовые головки Харьковского завода агрегатных станков. Для тяжелых операций применяются силовые головки, разработанные НИИтракторосельхозмаш и за­ водом «Автотрактородеталь».

На заводе унифицированы также для всех видов пор­ шней транспортные и загрузочные устройства: пневмати­ ческие цилиндры, распределительные клапаны, средства пневмоуправления и межоперационный транспорт. Такой подход к проектированию и изготовлению оборудования позволяет резко сократить номенклатуру оборотного фон­ да, а это упрощает ведение узлового ремонта.

Для определения количества слесарей, потребных для ремонта и обслуживания оснастки и инструмента, на на­ шем заводе применяется следующий метод.

Сначала -уточняется объем ремонтных работ, необхо­ димых для поддержания оснастки в работоспособном со­ стоянии, по следующей формуле:

,,П • Ц • Н • 2

К---------------- Г Т ----------------

где В месячный объем работы,

П— число действующих приспособлений,

Д— коэффициент, учитывающий среднецеховую ре­

монтосложность приспособлений,

36

Н

число ремонтов в году

(плановый

ремонт),

12--- число месяцев в году,

требуемых

для ремонта

2 — число человеко-часов,

очной

условной единицы.

 

 

Далее определяем потребное количество слесарей для ремонта оснастки:

 

 

 

В

 

Х V ™ -

25,5 • 7 • 145 • 0,9б’

где х — потребное число слесарей,

В -- месячный объем работ в человеко-часах,

25,5 — среднее число рабочих дней в месяце,

7 - продолжительность рабочего дня в часах,

1,15 — коэффициент

переработки норм,

0,96— коэффициент выходов на работу.

Кроме

того, чтобы

иметь

резерв для выполнения

аварийных

работ, добавляем 15

процентов к полученному

числу слесарей, то есть х умножаем еше па 1,15. Определение потребного количества слесарей для об­

служивания оснастки

производится по следующей фор­

муле:

 

 

 

 

К • П • 1,7 • 0,7 ,

обсл.

4 Ц0

где X— потребное число

 

слесарей по обслуживанию,

К —- коэффициент,

учитывающий среднецеховую ре­

монтосложность приспособлений, П -- количество имеющихся в цехе приспособлений,

1,7 — коэффициент

сменности,

 

 

0,7 — коэффициент

одновременно работающих при­

способлений,

условных

единиц,

которое может

480 — количество

быть обслужено одним слесарем

в одну

смену.

И опять-таки для обслуживания вспомогательного ин­ струмента, наладки новых приспособлений и режущего инструмента необходимо дополнить 15 процентов к коли-


честву слесарей

по обслуживанию,

то есть я умножить

на 1,15.

 

 

Во главе группы слесарен по ремонту и обслуживанию

оснастки стоит

мастер, а па мелких

участках — старший

наладчик. Подналадку автоматической линии в процессе производства проводят линейные наладчики и электри­ ки, за которыми закреплены группы автоматических стан­ ков пз 5—8 единиц.

Такая организация ремонта и подналадки дает воз­ можность поднять коэффициент использования автома­ тических линий до 75—85 процентов и сохранить работо­ способность линии на длительный период, обеспечивая высокую степень точности выпускаемых изделий.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ

Внедрение автоматических станков и автоматических линий требует от обслуживающего персонала повышен­ ных технических знаний. Главной фигурой является линей­ ный наладчик оборудования, функции которого сводятся к наблюдению за работой оборудования, технологическим процессом и контролю за качеством продукции, а также (при обнаружении в технологическом процессе отклоне­ ний) к подналадке оборудования.

Подготовка наладчиков для автоматических линий ве­ дется по таким двум направлениям.

Для повышения технического уровня уже работающих наладчиков создана школа с 200-часовым учебным пла: ном. В программу обучения помимо общих вопросов (тех­ нологии металлов, технологии машиностроения, теории ре­ зания и организации производства) вошел курс устрой­ ства и наладки автоматического оборудования. Изучение этой дисциплины разбито на два этапа — теоретический и практический. После ознакомления с вопросами теории опытные специалисты показывают принцип работы стан­ ков-автоматов, взаимодействие механизмов и наладку не-

38

посредственно в цехе. Такой метод обучения Дал положи­ тельный результат. Наладчики по окончании школы полу­ чают прочные знания.

Кроме того, подготовка новых кадров наладчиков для будущих автоматических линий ведется непосредственно в заводской средней школе рабочей молодежи. С 1960/61 учебного года в нашей сменной школе с восьмого класса введено политехническое обучение. Наравне с изучением общеобразовательных предметов квалифицированные пре-' подаватели из числа инженеров завода один раз в неделю, проводят занятия по курсу подготовки наладчиков авто­ матических линий. Одновременно с получением аттестата зрелости учащиеся сдают экзамен на наладчика автома­ тической линии.

* * *

Опыт работы по автоматизации и механизации произ­ водственных процессов, накопленный на заводе «Авто­ трактородеталь» за последние годы, позволяет сделать оп­ ределенные. выводы об экономической целесообразности и быстрой окупаемости затрат на автоматизацию производ­

ства.

1957—1960 гг. на

создание автоматического и ком­

За

плексно-механизированного производства было

затрачено

3 млн.

рублей (в новых

деньгах). От внедрения

в произ­

водство новой техники за этот период получен экономи­ ческий эффект на сумму 28 млн. рублей. Срок окупаемо­ сти созданного автоматического и комплексно-автомати­

зированного

производства

составил

менее

12

месяцев.

Без

увеличения

производственных

площадей

удалось

увеличить

выпуск

продукции более чем

в

два

раза.

Если принять выработку на одного

рабочего в

1957

году

за

100 процентов,

то уже в

1960 году она составила 165

процентов,

или в денежном выражении 8,13 тыс. рублей.

 

При этом

надо

еще учитывать,

что автоматизация —

это не только

рост производительности труда,

она призва*

39



ha облегчить труд рабочих, создать предпосылки для сокращения рабочего дня. Ведь автоматизация производ­ ства ведет в итоге к тому, что главной функцией рабочего становится надзор и регулирование, что в свою очередь означает повышение культурно-технического уровня рабо­ чего, ликвидацию существенных различий между умствен­ ным и физическим трудом.

Сейчас завод «Автотрактородеталь» специализируется на производстве сталеа.тюминиевых вкладышей и поршней

для

дизельных, автомобильных и тракторных моторов.

* Для

полного обеспечения потребности народного хозяй­

ства как в запасных частях, так и для поставки на конвей­ еры головным моторостроительным заводам нашему кол­ лективу к 1965 году необходимо увеличить производство сталеалюминиевых вкладышей в восемь раз по сравне­ нию с 1960 годом, при незначительном увеличении числен­ ности работающих людей.

К концу семилетки выпуск вкладышей возрастет до 100 млн. шгук в год, что позволит полностью обеспечить потребности всей страны во вкладышах к дизельным дви­ гателям. Одновременно выпуск поршней достигнет' 10 млн. штук в год. Это будет вкладом коллектива завода «Авто­ трактородеталь» в построение базы коммунизма.

5 1

"5066

Т А М Б О В С К О Е К Н И Ж Н О Е ИЗДАТЕЛЬСТВО

1 9 6 2