Файл: Пауков П.В. От станков-автоматов к заводу-автомату.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нажимает на концевик Bks, Реле времени воздействует на соленоид Сг и золотник З2. Последний, опускаясь, подает воздух в нижнюю полость цилиндра Цг. Шток поднимает­ ся, рычаги 17 замыкаются, и деталь поступает на склиз. При подъеме шток поршня замыкает концевик Вке, кото­ рый через реле воздействует на соленоид Сз, и весь про­ цесс повторяется.

АВТОМАТ ДЛЯ РАСТОЧКИ КАНАВОК В ПОРШНЕ

Немало времени и

труда рабочего

затрачивалось на

выполнение таких операций, как

растачивание канавок

под стопорные кольца

в отверстии

под

поршневой палец

и затем зачистки заусенцев на этих канавках перед опе­ рацией.

Нужно было поршень вручную надеть пальцевым от­ верстием на цанговую оправку, установленную в шпинделе токарного станка, зажать и, включив вращение, резцом с ручным подводом делать канавку в одной бобышке. Затем вся операция повторялась при обработке другой бобышки.

В автомате, спроектированном и изготовленном на на­ шем заводе, одновременно обрабатываются оба отверстия.

Шаговый транспортер подает поршень на станок в ра­ бочее положение. Штанга с расточными резцами входит в отверстие под палец и подвергается нажиму штоком цилиндра подачи. Внутри расточной оправки имеется микрометрический винт, который, при нажатии оправки на пиноль, выжимает расточные резцы на определенную высоту, что и обеспечивает растачивание канавок под поршневые кольца.

На таком же принципе основан и автомат для зачист­ ки заусенцев на кольцевых канавках в отверстии под поршневой палец. Раньше эта операция выполнялась вручную.

Эти два станка также представляют интерес для мно­ гих промышленных предприятий, так как могут быть ис-

18

Рис. 7. Станок-автомат для врезки (расточки) канавок под стопорные кольца.

пользованы в любых автоматических линиях для сверле­ ния отверстий, зенкования, нарезания резьбы и других подобных операций.

Вот схема и описание работы автомата для расточки канавок.

О с н о в н ы е д в и ж е н и я :

подача детали шаговым транспортером до оси шпинде­

ля с резцами; движение головки с резцом к детали для обработки до

упора; движение микрометрического винта навстречу резцам

до упора;

19



Рис. 8. Схема автомата для расточки канавок под стопорные кольца:

Ц,

-

пиевмоцилипдр

подачи

детали:

Ц., —

гидроцилиндр

движ е­

ния

детали;

 

гпдроцилиндр

подачи

 

м икром етрического

пинта;

Р ,. Р2, Р . Рд

 

м асляны е резервуары ; С,.

С2, С3

— соленоиды

(3 кг);

3,,

32.

Зл -

золотники; Кр

К„.

К3

переходны е

колодки; 1

порш ень

гидроцнчнндра

подачи

детали;

2

- ш ток

г.оршия;

3 — кулачок

ш то ­

ка;

4

порш ень

гндроцнлніідра

движ ения

детали;

5

- -

ш ток

гидроцн ш ндра;

6

— порш ень

гидроцнлнндра ю лонки;

7

ш ток ци ­

линдра

Цл: 8

 

-

м икром етрический винт;

9

 

силовая

головка;

to

 

электром отор

головки

(1420 об, мим.);

11

ведущ ий

ш кив

~~-.90 мм); 12

ведомый

ш кив (d— 180

мм); 13

— ш пиндель;

14 —

резцедерж а.вка

(борш танга);

15

 

резец

канавочны й;

16 -•

м асляны й

дроссель; 17

и

18

 

воздуш ны е

дроссели; 19

упор

головки; 20 —

 

 

 

 

 

 

 

 

вентиль.

 

 

 

 

 

 

 

разжим резцов и процесс резания, отвод микрометр»- веского винта — уборка резцов;

отвод головки с резцами, подача очередной детали. Открытием запорного вентиля 20 сжатый воздух из

магистрали с давлением 4—5 атм попадает к золотникам.

20


Пусковой кнопкой дается Ток на соленоид Сі и приводит­ ся в движение вал электромотора 9, от которого через шкивы 11 и 12 получают вращение шпиндель 13 и борштанга 14 с двумя разжимными резцами 15. Соленоид Сі, сра­ батывая, поднимает золотник Зі, и воздух из магистрали поступает под поршень 1 цилиндра Ці. Шток 2 с кулач­ ком 3 ставит деталь против оси шпинделя с резцами.

В конце движения, после подачи детали, шток 2 нажи­ мает на концевой выключатель Вкі, который разрывает цепь соленоида Сі и одновременно чёрез промежуточное реле включает цепь соленоида Сг. Соленоид Сі перекрывает золотник Зі, и воздух попадает в цилиндр Ці над поршнем, который возвращает шток в исходное положение. Солено­ ид Сг, срабатывая, открывает золотник Зг, и воздух из ма­

гистрали через распределительную колодку Кх

попадает

в верхнюю полость резервуара Рг над маслом.

Под дав­

лением воздуха масло из резервуара Рі перепускается в цилиндр Цг с правой стороны и, оказывая давление на поршень 4, передвигает в правую сторону силовую голов­ ку 9, а масло из левой стороны цилиндра Цг перепускает­ ся в резервуар Рі.

Головка, дойдя до упора 19, останавливается и одно­ временно включает концевой выключатель Вкг. Послед­ ний через промежуточное реле дает ток на соленоид Сз, ко­

торый,

поднимая

золотник Зз, открывает доступ воздуха

из

магистрали

через переходную колодку

К-з в резерву­

ар

Р4.

Масло

из

резервуара перепускается

в цилиндр Цз

в правую сторону, а из левой полости цилиндра масло перепускается в резервуар Рз. Поршень 6. под давлением штока 7, перемещает микрометрический винт 8 влево, ко­ торый нажимает на борштангу, раскрывает резцы. Борштанга, вращаясь, прорезает кольцевые канавки.

 

Реле

времени по окончании процесса резания дает

команду

соленоиду Сз.

Цепь разрывается, золотник Зз

опускается, и воздух из

магистрали попадает в резерву­

ар

Рз над маслом, вытесняя его обратно в левую полови­

ну

цилиндра Цз. Поршень 6, отодвигаясь вправо, возвра­

21


щает микрометрический винт в исходное положение, а масло из правой полости цилиндра Цз уходит в резер­ вуар Р4 .

Возвращаясь в исходное положение, шток 7 нажимает концевой выключатель Вкз, который дает импульс на со­ леноид Сг и перекрывает золотник Зг. Воздух попадает в

резервуар Рі,вытесняя масло в

левую половину цилинд­

ра Іі,2, и головка возвращается

в исходное положение, а

масло из правой полости уходит в резервуар Ра.

Головка, возвращаясь в исходное положение, по пути включает концевик Вю, который дает импульс на солено­ ид Сі, и цикл повторяется вновь.

СТАНКИ С АВТОМАТИЧЕСКИМ ЦИКЛОМ РАБОТЫ

Одновременно с созданием станков-автоматов, выпол­ няющих одну операцию, у нас удачно решено несколько вариантов станков-автоматов, работающих с автоматиче­ ским циклом. Характерен пример по созданию автомата, выполняющего фрезеровку дна и сферической камеры поршня КДП. Раньше это были две трудоемкие операции, выполнявшиеся на шести станках с использованием одно­ временно трех рабочих, а теперь все это делает одни автомат роторного типа с автоматической загрузкой и выгрузкой деталей.

Деталь шаговым транспортером подается на первую позицию — загрузочную. Следует поворот стола, и пор­ шень уходит на вторую позицию, где производится фре­ зеровка дна. На третьей позиции фрезеруется сферическая камера, а на четвертой позиции эта камера полируется. После этого стол перемещает поршень на позицию раз­ грузки и затем на позицию обдувки воздухом, откуда шаговый транспортер передает его на следующие опера­ ции.

Конструкция этого автомата, объединяющего три опе­ рации, интересна тем, что одновременно решен и вопрос

22

агрегатирования. Это особенно нужно там, где имеется недостаток в производственной площади.

Получистовая обточка поршня, чистовая врезка пяти кольцевых канавок, двух поясков и обтачивание буртов выполнялись как две самостоятельные операции на 9 еди­ ницах оборудования, работающего с предельной загруз­ кой. Сейчас для выполнения этих операций созданы вер­ тикальные токарные автоматы на базе станка типа Э 102..

Помимо описанных выше конструкций, для поршнево­ го производства на нашем заводе изготовлена и внедрена еще целая серия автоматов: для расточки базового пояска, зенкерования отверстия под палец, сверления 44 отвер­ стий и т. д.

ОТ СТАНКОВ АВТОМАТОВ К АВТОМАТИЧЕСКИМ ЛИНИЯМ

При расчленении технологического процесса на от­ дельные операции достигается высокий темп работы. II все же в условиях поточно-массового производства авто­ матизация отдельных операций не дает большого эконо­ мического эффекта: рабочие-операционисты не могут кон­ курировать по производительности со станком-автоматом. Поэтому коэффициент использования отдельных автоматов невысок, и пропускная способность их искусственно за­ нижается, чтобы подстроиться под производительность операций, выполняемых с участием рабочего. Следова­ тельно, необходима комплексная автоматизация всего про­ изводственного процесса.

На базе созданных автоматических станков уже в 1959 году, и особенно в I960 году, на заводе начали соз­ даваться отдельные автоматические линии, объединяющие в своем составе несколько станков. Причем автоматиче­ ские станки благодаря применению многолезвийных, сту­ пенчатых инструментов, установке большого количества шпиндельных головок и созданию многопозиционной обра­ ботки осуществляют одновременно несколько операций.

23