Файл: Найдены тонны цветного металла сб. ст. об экономии цвет. металлов, 1961. - 77 с. - Текст непосредственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
По этому методу диафрагменные лопатки по гружаются в ванну, наполненную раствором сернокислого олова. Через раствор пропускает ся электрический ток, под действием которого олово тонким слоем покрывает лопатки. По тери олова полностью ликвидированы. Значи тельно уменьшены затраты на рабочую силу, так как метод гальванического лужения на столько прост, что не потребовал ни дополни тельного обучения гальваников, ни дополни тельного набора рабочей силы в гальваниче ское отделение.
По предложению Е. Г. Колпаковой и Л. Л. Лисняк лаборатория перевела на гальваниче ское лужение поршневые кольца и колодки подшипников. После осуществления этих ме роприятий потребность завода в олове сокра тится в 9 раз.
На заводе создаются турбины улучшенных марок, запущена в производство газотурбин ная установка новейшей конструкции и т. д. Казалось бы, что все продумано и предусмот
рено. Но коллектив завода продолжает поис ки новых путей экономного расходования цветных металлов.
На турбинном заводе большой объем сва рочных работ. К автоматическим сварочным головкам применялись мундштуки, изготов
29
ленные из цветных металлов. Продолжитель ность службы латунного наконечника (S) мундштука (чертеж № 5) не превышала од ной смены: у наконечника разрабатывалось и выгорало отверстие под выход электрода, и наконечник нужно было менять. Рабочему тре бовалось не менее 5 минут, чтобы осуществить замену наконечника. Невысокой была и стойкость медного корпуса (6') мундштука, а так же латунной втулки (2). Срок их службы не превышал 5 месяцев. На изготовление каждо го мундштука расходовалось 6,8 кг меди мар ки М3, 1,5 кг круглой латуни марки ЛС-59-1
и40 г латунной трубки 8X1—200.
Сварщики и инструментальщики завода на
чали поиски путей повышения стойкости сва рочных мундштуков и экономии дефицитных цветных металлов. Б. М. Резников предложил делать сварочные мундштуки стальными. Для автоматической сварной головки, работающей в среде углекислого газа, был изготовлен опыт ный стальной мундштук, который успешно прошел производственные испытания в котель но-сварочном цехе завода. Теперь сварочные мундштуки делаются из стали. В результате этой замены на изготовление одного мундшту ка расход цветного металла (меди) сократил ся до 1,24 кг.
30
Черт. № 5. Сварочный мундштук
В новой конструкции мундштука, показан ного на чертеже № 5, втулка (2) изготавли вается из стали марки СТ-3 с последующим омеднением слоем 0,1 мм. Наконечник (5) из готавливается из стали СТ-35 с закалкой и по следующим омеднением. В результате замены латуни на сталь стойкость наконечника повы силась в 5 раз, а себестоимость изготовления снизилась почти в 2 раза. Корпус мундштука, который раньше изготавливался из меди, де лается также из стали. В денежном выраже нии экономия составляет 600 рублей в год.
Втулки автоматического затвора, идущие на все типы турбин, изготавливались из брон зовой литой болванки, причем при механиче ской обработке много цветного металла ухо дило в стружку.
Еще в конце первого года семилетки кон структоры заменили литую заготовку прока том. Размеры литой заготовки, из которой вы
полнялась втулка |
автоматического |
затвора, |
||
были следующие: |
длина |
265 |
мм, |
диаметр |
ПО мм. Заготовка весила 26 кг. |
Во |
сколько |
||
раз она превышала размеры детали, |
нагляд |
|||
но показано на чертеже |
№ 6-6, |
на |
котором |
представлена втулка и контуром показаны ли
тая заготовка и прокат.
На чертеже видно, насколько сократились
32
Мастер инструментального цеха Б. М. Резников
' 3 Зак. 178
отходы цветного |
металла |
при |
переводе заго |
|||
товки |
втулки |
автоматического затвора с |
||||
литья |
на прокат. Но тем |
не |
менее |
отходы |
||
бронзы при механической |
обработке |
остава |
||||
лись значительными. |
|
|
|
|
||
Рационализаторы завода |
начали |
упорные |
поиски снижения отходов бронзы при изготов лении втулок.- В отдел изобретательства и тех нической информации завода поступило пред ложение слесаря первого цеха Левина. Он предложил изготавливать втулку автоматиче ского затвора из двух деталей, на резьбе, место соединения штифтовать стопорным вин том; деталь (2) изготавливать из стали, а втулку (1) из бронзы, что даст возможность сократить размеры заготовки и уменьшить расход бронзы. Предложение было внедрено в производство.
На чертеже 6-а показана новая конструкция втулки автоматического затвора с контуром новой заготовки, а на чертеже № 6-6 для срав нения показаны старая конструкция втулки и контур старой бронзовой заготовки.
По новой технологии для изготовления втул ки автоматического затвора берется прокат круглого сечения диаметром 70 мм и длиною 240 мм. Теперь вес заготовки не превышает
34
Слесарь Н. Н. Левин
3*
еО
Съ
О
Ю
н
«3
со
э*
S
s
о
е;
н
CQ
конструкция; б—старая конструкция
2 новая
нСи<і3 та>
15 кг, я на изготовлении каждой втулки эко
номится 11 кг бронзы.
Внедряется и другое предложение Н. Н. Ле вина. Бронзовые втулки блока регулирования он предложил изготавливать из стали. Пред варительные подсчеты показали, что внедре ние этого предложения в производство _даст заводу ежегодную экономию более 150 кг бронзы.
С. СОСНИН
ДОРОГУ — РЕЗЕРВАМ ЭКОНОМИИ
Идет третий год семилетки. Какие большие изменения произошли за этот короткий срок на Калужском машиностроительном заводе' Изменился профиль предприятия. Сняты с производства устаревшие виды продукции, ос воен выпуск современных машин-тепловозов.
И для своих машин, и для тепловозов, вы пускаемых на ряде других предприятий стра ны, калужские машиностроители производят такой важный узел, как гидравлическая пе редача мощностью 750—1000 и 1200 л. с., пред назначенная для передачи мощности от двига теля внутреннего сгорания на движущиеся ко леса тепловоза, она является более совершен ной по сравнению с другими видами передач, в том числе и электрической. Она и более эко номична, поскольку изготовляется в основном
118
из черных металлов, что позволяет сберечь для страны около 5 килограммов электротех нической меди на одну лошадиную силу пере даваемой мощности.
Помимо «косвенной» экономии цветного ме талла, машиностроители при выпуске гидрав лических передач получают « значительную реальную экономию различных дорогостоящих цветных металлов.
Каждый грамм — в дело
Эксплуатационные качества гидротрансфор маторов во многом зависят от прочности, чи стоты поверхности рабочих лопаток, правиль ности их конфигурации.
Технология отливки колес гидротрансфор матора, разработанная одним из родственных предприятий и применявшаяся на первых по рах на машиностроительном заводе, была, ну жно сказать, довольно примитивной — литье в земляные формы. Все это требовало больших трудовых затрат, давало большой процент брака. Механическая обработка отливок при водила к значительным потерям алюминия. И если с этим еще можно было мириться в пе
39
риод освоения, то при переходе на массовый выпуск такая технология становилась просто нетерпимой.
Коллектив литейного цеха поставил перед собою задачу разработать свой способ отлив ки колес гидротрансформаторов, который обес печивал бы надлежащее качество отливок и не был таким трудоемким.
Большая группа литейщиков взялась за это дело — инженерно-технические работники Латынин, Бардин, Крюкова, формовщики Щербаков и Чернов, кокильщики Куртаков и Тимофеев, стерженщицы Толстая и Панте-. леева.
В результате их творческих поисков и воз ник новый процесс отливки в комбинирован ную форму. От старой технологии осталась нижняя полуформа — земляная, но и она пре терпела значительные изменения. Ее стали формировать с применением быстросохнущей смеси. Это позволило сократить объем формы и расход формовочных материалов, обеспечи ло возможность двух-трехкратного оборота оснастки. Верхняя часть полуформы была за менена на кокиль. Применение кокилей резко снизило трудоемкость, улучшило качество ме талла, чистоту наружной поверхности колес.
40
Был решен вопрос изготовления межлопа точных стержней, внедрено специальное при способление, обеспечивающее их правильную сборку, разработано такое расположение при былей, при котором их размер, не ухудшая ка чества отливок, стал минимальным. Все это резко сократило расход алюминия.
В конце 1960 г. коллектив решил еще одну немаловажную задачу — механизировал уча сток отливки колес гидротрансформатора.
Установка электрических горнов для по догрева кокилей, электрическая печь для суш ки стержней, калориферная установка для по догрева форм, заливка форм на рольганге — все это намного улучшило культуру производ ства, повысило производительность труда, уве личило выпуск годного литья более чем на 2%. Годовой экономический эффект составля ет около 11,5 тыс. рублей в новом масштабе цен.
Одна из деталей гидротрансформатора — автолог—представляет собой кольцо из стали 45 ХН, залитой антифрикционным сплавом ОСС-5-5-5. Рабочий-медник цеха № 6 И. А. Куроедов предложил сократить норму расхо да этого сплава с 5,5—6 кг до пяти. Проведен ные испытания показали, что качество деталей
41
от этого не ухудшилось, а завод сберег около 106 кг ценного материала.
Но и после этого рационализаторы цеха не успокоились. Заготовки автолога по старой технологии делались длиной 130 мм. Из каж дой такой заготовки получались 3 готовые де тали. 15—20 мм стали 45 ХН вместе с брон зой уходили в стружку. Поразмыслив, токари Н. В. Барабанов и В. И. Денисов пришли к за ключению, что длину заготовок надо увели чить до 150 мм. В этом случае из нее выйдут 4 автолога. Их предложение одобрили и внед рили в производство. Так было сэкономлено еще 177 кг антифрикционного сплава, или 618 рублей.
Не всегда бережно обращались на предприя тии с дефицитными цветными металлами. Еще полтора—два года назад в цехе тепловозных запасных частей в год набиралось до 12—13 тонн цветной стружки. Из этого количества примерно 5—8 процентов составляли безвоз вратные потери. Из-за небрежной уборки станков, хранения стружки в неплотных дере вянных ящиках значительное количество ее втаптывалось в грязь. А бывало и так, что в ящики для сбора цветной стружки ссыпали и стальную. Нередки были и случаи, когда мед
42
ный провод, предназначенный для изготовле ния шунтовых турбогенераторных катушек, использовался как увязочный материал.
В чугунолитейном цехе в ящики для хране ния силесков цветного металла зачастую по падали отходы формовочных земель, и все их содержимое шло па свалку.
За год завод безвозвратно терял около тонны меди и бронзы. Терял столько металла, сколько его необходимо, к примеру, на изго товление 5000 втулок для турбогенераторов.
Не лучше относились в машиностроитель ном цехе к отходам такого дорогостоящего металла, как силумин.
Этому нужно было положить конец. Каж дый грамм должен пойти в дело — такую за дачу поставил перед собой коллектив пред приятия, откликаясь на призыв партии об эко номии цветных металлов.
Закрыть пути потерям
Есть много путей экономии металла. И самый простой из них — закрыть пути поте рям, научиться считать, во что обходится каж дый килограмм выбрасываемого в отходы сырья. А стоит он, как правило, не так уж мало. Выкинули в мусор килограмм медной
43
стружки — выбросили на ветер почти пятьде сят копеек. Десятки килограммов — десятки рублей. Сбор отходов, начатый на предприя тии по инициативе рабочих отделения цветно го литья, позволял только по одному этому участку ежемесячно возвращать на переплав ку около 400 кг ценных цветных металлов.
В поход за экономию металла и сбережение цветных отходов включилась вся обществен ность завода. При комитете комсомола был создан штаб молодых специалистов. Комсо мольцы провели несколько рейдов. Создали контрольный пост по расходованию металла. По предложению штаба, в цехах были уста новлены металлические ящики для сбора цвет ной стружки.
Переход на новые виды продукции намного сократил потребность завода в цветном метал ле, однако потребление его еще значительно. Поэтому вопросы экономии не снимаются с
повестки дня.
Свой вклад в экономию цветных металлов вносят литейщики, внедряя прогрессивные ме тоды литья. Новая технология позволяет резко снизить черновой вес заготовок, а следова тельно, уменьшить количество отходов при об работке на металлорежущих станках. Перевод на литье в корковые формы и на центробеж
44