Файл: Косолапов В.Г. Техника безопасности на свайных работах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
I
20
мой сваи; при этом дизель-молот надо оста новить и немного приподнять на стреле копра. Эту операцию должен выполнять опытный тракторист.
По окончании забивки свай дизель-молот снимают со сваи, опускают в нижнее положе ние и стопорят штырем; стрелу переводят в транспортное положение.
7.ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
ККАНАТАМ, ТРОСАМ
И ГРУЗОЗАХВАТНЫМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ
В процессе свайных работ большинство технологических операций (монтаж и демон таж копров, подъем сваи и молота, подтаски вание свай к копру, разгрузка свай и т. д.) связано с использованием канатов, тросов и грузозахватных приспособлений. Поэтому не обходимо постоянно следить за их состоянием и правильным использованием в работе.
Траверсы и другие такелажные приспособ ления для подъема грузов должны обеспечи вать устойчивость груза во время подъема и перемещения и исключать самопроизвольное отцепление. Грузы, вес которых близок к пре дельному для используемого грузоподъемного механизма, поднимают в два приема. Снача ла его поднимают на высоту 20—30 см и в та ком. положении проверяют подвеску груза и устойчивость крана. Затем груз поднимают на полную высоту.
Оставлять груз в подвешенном состоянии во время перерыва в работе и находиться под ним запрещается.
4 |
2! |
Стальные канаты и другие такелажные Приспособления, применяемые на свайных ра ботах, должны соответствовать требованиям действующих правил Госгортехнадзора и СНиП Ш-А. 11-62 «Техника безопасности в строительстве».
Особое внимание необходимо обращать на прочность канатов и тросов. К каждому тро су, предназначенному для установки па меха низме, должен прилагаться акт-сертификат с точным указанием конструкции троса. Коэф фициент запаса прочности для грузоподъем ных тросов принимается равным: для вант и расчалок с учетом нагрузки от ветра — 3, для подъемных тросов при ручном приводе — 4,5, для подъемных тросов при машинном приво де — 6, для стропов — 8.
Сращивать грузовые тросы не допу скается.
При осмотре канатов следует исключать имеющие дефекты (вмятины, коррозию, обры вы проволочек и т. д.). Нормы выбраковки ка натов приведены в табл. 1.
Такелажные и монтажные приспособления для подъема грузов должны быть предвари тельно испытаны грузом, на 10% превышаю щим расчетный, с подъемом его на полную высоту.
Стропы и чалочные цепи перед примене нием необходимо испытать нагрузкой, в 2 ра за превышающей расчетную.
При подъеме свай квадратного сечения «петлей» канат следует накладывать на нее равномерно без узлов и перекрутки. Для пре дохранения каната от перегибов и перетира ния под грани свай необходимо положить прокладки.
22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1 |
|||
|
|
|
|
Конструкция канатов (с одним органическим |
|
|||||||||
•е-Г = |
|
|
|
|
|
сердечником) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Л Н « |
|
6X 19=114 |
I |
6x37= 222 |
| |
6 x 61=366 |
| |
18X19=342 |
||||||
й g а |
|
|||||||||||||
о 2 ° |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g_o |
Число обрывов проволок на длине одного |
шага |
|
|||||||||||
“Я04 |
|
|
|
свивки каната, при котором |
канат |
|
|
|||||||
2 = s |
|
крестовой 1 свивки I |
|
|
должен быть забракован |
|
|
|
||||||
Первоначал циент запас |
установлен |
D i d |
односто ронней |
свивки |
крестовой свивки |
односто ронней |
свивки |
крестовой свивки |
односторонней |
свивки |
крестовой свивки |
односто ронней |
свивки |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 I |
|
і |
|
|
До |
6 |
12 |
6 |
|
22 |
11 |
|
36 |
18 |
|
36 |
18 |
|
|
От 6 до 7 |
14 |
7 |
26 |
13 |
- |
38 |
19 |
|
38 |
19 |
|
|||
Свыше |
7 |
16 |
8 |
|
30 |
15 |
|
40 |
20 |
|
40 |
20 |
|
D — диаметр барабана в мм, d — диаметр каната в мм.
Перед началом работ и периодически во время работ производитель работ должен осматривать такелажные и монтажные при способления. Использовать неисправные или изношенные приспособления, а также сталь ные канаты, имеющие петлеобразные заломы запрещается.
Пересечение и соприкосновение канатов с электрокабелями и электропроводами не допу скается. В случае необходимости стальные ка наты должны быть соответствующим образом защищены от такого прикосновения и изоли рованы.
Петли на концах канатов, выполненные заплеткой, должны иметь заплетку длиной не менее 25 диаметров каната. Петли, выполнен ные при помощи сжимов, должны иметь не менее трех затянутых сжимов.
23
При подъеме грузов применяют полуавто матические стропы, стропы с замком и другие, позволяющие расстроповывать грузы с рабо чего места монтажника или с земли.
Допускается временное применение уни версальных, облегченных и других стропов, при снятии которых монтажник должен нахо диться у места зацепления, до замены их на полуавтоматические системы.
Грузоподъемность стропа должна соответ ствовать расчетным усилиям, передаваемым на него от веса груза.
Места строповки на монтируемых элемен тах должны быть намечены заранее.
Петли стропа надевают по центру зева крюка, а последний точно устанавливают по центру строповки. При подъеме и перемеще нии грузов канаты грузового полиспаста подъемных механизмов должны быть направ лены вертикально.
8. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЖЕНИИ СВАЙ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ
В практике отечественного фундаментостроения применяют следующие методы по гружения свай в грунт: забивка молотами, ви'бропогружение, вдавливание, завинчивание, погружение при помощи подмыва.
Забивку свай осуществляют механически ми, паровоздушными и дизельными молотами. До начала забивки планируют площадку и укладывают рельсовые пути, горизонталь ность которых тщательно выверяют. Высоту
24
копра определяют из условия установки в стреле наиболее длинных свай с просветом между головкой сваи и молотом не менее 0,5 м. Способы передвижения копра по свай ному полю определяются типом копра, распо ложением свай и местными условиями рабо ты. При передвижении копра высотой более 10 м необходимо стрелу копра закреплять специальными оттяжками к нижней плат форме.
Передвижение копра с подвешенной на стреле сваей запрещается. Во избежание оп рокидывания копра при его передвижении мо лот предварительно закрепляют на нижнем стопоре.
До начала свайной бойки бригадиру выда ют схему перемещения копра с указанием расположения свай, пронумерованных в по рядке очередности их забивки.
После установки копра на ось забивки к нему подтягивают лебедкой сваю и устанав ливают ее в вертикальное положение без рыв ков и ударов. Во избежание ударов сваи о ко пер используют специальные оттяжки, при держивают ее в процессе подъема и установки на точке забивки.
Разворот сваи вокруг оси при вертикаль ной установке ее на грунт производят ключом
(рис. 7).
При погружении железобетонных свай в грунт ударным и виброударным методами сле дует применять наголовники для предотвра щения разбивки головок свай.
Трубчатые железобетонные сваи поднима ют при помощи специальной серьги со шты рем, пропущенным через отверстия в теле
25
свай (рис. 8), или металлических монтажных петель.
Бригадир копровой бригады руководит за бивкой свай и ведет измерение отказов.
Метод вибрацион ного погружения свай отличается от ударного или виброударного тем, что при вибропогруже-
Рис. 7. Ключ для разво- |
Рис. |
8. Подъем |
|||||
трубчатой |
сваи |
||||||
рачивания |
железобетон |
при помощи |
|||||
|
|
ной сваи |
|
|
серьги |
|
|
/ — захват |
ключа диаметром |
1 — грузовой |
ка |
||||
32 |
мм; |
2 — лист |
толщиной |
нат; |
2 — скоба |
||
б |
мм; |
3 — ручка |
длиной |
диаметром 32 мм; |
|||
1,5 |
м ; |
4 — железобетонная |
3 — болт М32; 4 — |
||||
|
|
|
свая |
|
трубчатая |
свая |
нии имеется жесткое соединение сваи с виб ропогружателем.
Погружение (выдергивание) свай произво дят только по команде бригадира копровой бригады.
Кран или копер следует эксплуатировать в соответствии с существующими инструкциями для указанных агрегатов.
Работы по погружению (выдергиванию) свай при помощи копров или кранов следует прекращать при ветре силой 6 баллов, т. е. при скорости 9,9—12,4 м/сек2, когда качаются толстые сучья деревьев И гудят телефонные провода (по шкале Бофорта). При этом копер
26