Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния) данного объекта, его основные размеры, расчетные и факти­ ческие показатели пропускной (перерабатывающей и т. п.) спо­ собности, грузоподъемности, производственной мощности, состоя­ ния в эксплуатации, данные о повреждениях, если они имели ме­ сто, а также сведения об осмотрах, ремонтах, модернизации и т. п.;

паспорта ведутся по-формам, установленным МПС.

 

Сооружения, устройства,

механизмы и

оборудование

должны

полностью соответствовать

утвержденной

проектной документа­

ции, техническим условиям,

утвержденным

чертежам

и схемам

(ПТЭ, § 13). Например, сортировочная

механизированная или

автоматизированная горка в процессе эксплуатации должна со­ держаться так, чтобы все основные ее элементы постоянно отве­ чали проектным, иначе перерабатывающая способность горки сни­

зится и она не будет

обеспечивать

работу

станции.

По этой причине и

изменения в

конструкции сооружений и

устройств допускаются

лишь с разрешения

работников, имеющих

право утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства.

Все вновь построенные и реконструированные линии, сооруже­ ния, устройства и здания должны приниматься в постоянную эк­ сплуатацию специально назначаемыми приемочными комиссиями (ПТЭ,§ 14).

Министерством путей сообщения в 1966 г. утверждены спе­ циальные Правила приемки в эксплуатацию законченных строи­ тельством объектов (строек) железнодорожного транспорта, в ко­ торых предусмотрено, что вновь построенные (или реконструиро­ ванные) железнодорожные линии, вторые пути, железнодорожные линии, переводимые на электрическую или тепловозную тягу, мо­ сты, тоннели, линии связи, устройства автоматики и телемеханики (СЦБ), предприятия, здания и другие сооружения производствен­ ного назначения подлежат обязательной приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.

Комиссии по приемке жилых и общественных зданий и соору­ жений назначаются исполкомами Советов депутатов трудящихся. В состав государственной приемочной комиссии входят в зависи­ мости от того, кем она назначена, представители МПС, железных дорог, отделений дорог, служб или соответствующих предприятий, генерального подрядчика, генерального проектировщика, санитар­ ного надзора, профсоюза, пожарных подразделений, банка и орга­ нов по использованию и охране водных ресурсов.

Государственные приемочные комиссии имеют право привле­ кать к участию в их работе представителей энергоуправлений, энергосистем, органов горного надзора, котлонадзора и газоснаб­ жения, архитектурно-строительного контроля и др., а также от­ дельных экспертов и консультантов.

Готовность к приемке в постоянную эксплуатацию объекта, предъявленного к сдаче подрядчиком (исполнителем работ), опре­ деляется назначенной начальником дороги рабочей комиссией, в которую генеральный подрядчик представляет необходимую доку-

16


ментацию. Рабочая комиссия имеет право выделять при необходи­ мости из своего состава специализированные по отраслям хозяйст­ ва подкомиссии.

Государственные приемочные комиссии принимают объекты (стройки) от заказчика, который и предъявляет для этого всю необходимую документацию, включая и акты рабочих комиссий и подкомиссий. Государственные и рабочие приемочные комиссии проверяют соответствие выполненных работ утвержденным проек­

там, сметам

и требованиям,

установленным Строительным

нормам

и правилам

проектирования

железных дорог, Правилам

техни­

ческой эксплуатации железных дорог Союза ССР, правилам тех­ ники безопасности и производственной санитарии, санитарным нормам, техническим условиям, инструкциям и другим норматив­ ным документам по строительству и эксплуатации железных до­ рог, а также объемы и качество выполненных работ.

Вновь

построенные и реконструированные линии,

сооружения

и устройства

могут быть

приняты

в

постоянную

эксплуатацию

только после

опробования,

испытания

действия

и проверяй

рабо­

ты всего

установленного оборудования

и

механизмов,

проверки

наличия

соответствующего

технического

штата,

разработки и

утверждения

соответствующей технической

документации,

уста­

навливающей

порядок их

работы

и содержания.

Работники, об­

служивающие

эти сооружения и устройства, проверяются в уме­

нии ими пользоваться, а также в

знании новой

документации.

 

6. Габариты

 

 

 

 

 

 

 

 

Габариты

приближения

строений

и подвижного

состава.

Все

сооружения и устройства должны быть построены на таком рас­ стоянии от железнодорожного пути, чтобы обеспечивалось свобод­ ное и безопасное следование около них (без задевания) подвиж­ ного состава с учетом допускаемых наибольших скоростей. Ус­ тановление точных, строго обязательных габаритов на железных дорогах имеет особо важное значение для безопасного и беспре­ пятственного движения поездов и маневровых составов, а также для жизни людей и сохранности сооружений и устройств. На же­ лезнодорожном транспорте установлены три вида габаритов: при­ ближения строений, подвижного состава и погрузки.

Габарит приближения строений — это предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не долж­ ны заходить никакие части сооружений и устройств, а также ле­ жащие около пути материалы, запасные части и оборудование. Исключение могут составлять лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом, например вагонные замедлители в рабочем состоянии на сорти­ ровочных горках станций, контактные провода и др.

Габарит подвижного состава представляет собой предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не

17


 

ГадаритС

На станциях

На перегона)!.

 

_Ша_0_0\Ша

Уровень

верха

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

головни

рельса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WO

наименьшее расстояние

до аса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-го

главного пути

 

 

 

Рис. 2. Габарит приближения строений С

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—о—о — линия

приближения

всех вновь

строящихся

с о о р у ж е н и й - и

устройств,

кроме,

расположенных

на путях, где электрификация исключена;

 

 

 

 

 

I — I I — I I I

 

— дл я

перегонов,

а

т а к ж е

путей на

станциях, где не

предусматривается

стоянка

подвижного

состава;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l a — П а — I l i a — I V a

— для остальных

путей

станций;

 

 

 

 

 

 

 

—х—х — линия

приближения

сооружений

и устройств

на путях,

где

электрифика­

ция

исключена;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—.—. — линия

приближения

зданий,

сооружений

и устройств.

В о с о б о

трудных

условиях это расстояние м о ж е т быть

уменьшено д о 2750 мм на

перегонах

и 2450 мм

на

станциях;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—..—..—

линия,

выше

которых не д о л ж н о

подниматься ни о д н о

устройство

(кроме

искусственных

 

сооружений, настилов, переездов, индукторов автоматической

локомо­

тивной сигнализации,

а т а к ж е

стрелочных

переводов и

р а с п о л о ж е н н ы х

в

их

преде ­

лах

устройств

СЦБ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— л и н и я

приближения

ф у н д а м е н т а

зданий,

опор,

прокладки

к а б е л е й

трубо ­

проводов

 

и др . ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— дл я тоннелей

и перил

на мостах,

э с т а к а д а х

и др .

 

 

 

 

 

выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порож­ ний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути (ПТЭ, Термины).

На железнодорожном транспорте действуют габариты прибли­

жения строений и подвижного состава, установленные

Государст­

венным стандартом (ГОСТ 9238—73),

утвержденным

Государст­

венным Комитетом Совета Министров

СССР по делам

строитель­

ства и введенным

в действие с 1 июля 1973 г.

Этот

стандарт

распространяется

как на железные дороги колеи

1520 мм (для

новых линий) и колеи 1524 мм (для существующих линий до пере-


хода

на колею

1520 мм) общей сети СССР, так и на подъездные

пути

железных

дорог и промышленных предприятий (ПТЭ, § 15).

Все пути, сооружения и устройства железных дорог общей се­ ти, а также подъездных путей (от станции примыкания до террито­ рии промышленных предприятий) должны удовлетворять требова­ ниям габарита приближения строений С (рис. 2). Для путей, соо­ ружений и устройств, расположенных на территориях депо, мастерских, грузовых дворов, складов, речных и морских портов, заводов и других промышленных предприятий, в том числе пред­ приятий МПС, а также для путей, сооружений и устройств, распо­ ложенных между территориями таких предприятий, введен не­ сколько облегченный габарит Сп (рис. 3), учитывая, что скорости

движения в этих местах сравнительно

невысоки.

 

ГаВарит

Сп

 

На территории промышленных

ца

перегонах метди территориями

предприятии и станциях метди

ПППМНШ,ПРНН^

nnJnnnsmun

ними (как дне, так и внутри зданий)

. промышленных

предприятии

Уровень

верха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

головни

рельса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kWO наименьшее

расстояние

даоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2~го

главного

пути

 

 

 

Рис. 3.

Габарит приближения

строений Сп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные

обозначения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Р а з м е р ы для неэлектрифицируемык

путей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—.— линия п р и б л и ж е н и я

зданий,

сооружений

и

устройств. В

особо

трудных

условиях

 

это

расстояние

м о ж е т

быть

уменьшено

д о

2750

мм на

перегонах

и

2450 мм — на

станциях;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— о — линия п р и б л и ж е н и я

 

строений,

 

подкрановых

балок,

ригелей

проемов

во­

рот и т. п. на

путях,

предназначенных

для

эксплуатации

только

специального

 

под ­

вижного

состава промышленного

транспорта

высотой

не б о л е е

4700 мм;

 

 

 

—оо— линия п р и б л и ж е н и я

 

с у щ е с т в у ю щ и х ,

а

т а к ж е переустраиваемых

отдельно

стоящих колонн, стоек проемов ворот

и

т

д . при

их д л и н е

вдоль

пути

не

более

1000 мм;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—ооо—

линия

п р и б л и ж е н и я

сливоналивных,

погрузочно-выгрузочных

устройств,

транспортеров и др . в нерабочем

положении;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д л я

тоннелей и

перил

на мостах,

э с т а к а д а х

и др . ;

 

 

 

 

 

 

 

—..— линия, выше которой

 

не д о л ж н о

 

подниматься

ни о д н о

устройство,

кроме

искусственных

с о о р у ж е н и й ,

 

настилов

 

переездов,

 

индукторов

автоматической

локо­

мотивной

сигнализации, а

т а к ж е стрелочных

переводов и расположённых

в их

пре­

д е л а х устройств С Ц Б

19