Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гон, он может отправить лишь после прибытия четного поезда или же при условии, что соседняя станция пришлет извещение о за­ держке поезда, на который получено согласие.

Если последний поезд преимущественного направления был от­ правлен до перерыва связи, но телефонограмма о его прибытии на соседнюю станцию не была еще получена, дежурный по станции отправляет поезд преимущественного направления по истечении

времени, необходимого для проследования ранее

отправленного

поезда по расписанию с прибавлением трех минут.

 

 

Отправляя поезд преимущественного направления,

дежурный

по станции устанавливает с соседней станцией

связь

путем по­

сылки с поездами письменных извещений. Например, зная о том, что на соседней станции имеется поезд встречного направления, дежурный по станции в извещении (форма А) указывает: «От­ правил к Вам в . . . ч . . . мин поезд № . . По прибытии его ожидаю от Вас поезд № . . . (подпись)» или же в извещении по

форме Б

«Оправил к Вам в . . . ч . . . мин поезд №

после

которого

в

ч

мин отправляю еще поезд №

(под­

пись)». Поездам, отправляемым при перерыве всех средств сигна­ лизации и связи, выдается разрешение на бланке красного цвета, а на однопутных перегонах, кроме того, вручается письменное из­ вещение (Инструкция по движению поездов, § 147—166).

148. Движение восстановительных поездов (автодрезин), пожарных поездов

и вспомогательных локомотивов

Для ликвидации последствий аварийных случаев: сходов и столкновений подвижного состава, разрушений пути, контактной сети, линий связи, пожаров и других чрезвычайных происшествий направляются восстановительные поезда (автодрезины) и пожар­ ные поезда. Поезда и автодрезины движутся по особым прави­ лам, установленным Инструкцией по движению поездов и манев­ ровой работе на железных дорогах Союза ССР (§ 167—187).

Отправляются они к месту назначения по приказу дежурного поездного диспетчера лишь по получении им требования об оказа­ нии помощи от машиниста остановившегося на перегоне поезда, работников служб пути, сигнализации и связи, электрификации и энергетического хозяйства. Требование о помощи может быть пе­ редано либо непосредственно дежурному поездному диспетчеру, либо через дежурного по станции, ограничивающей перегон.

Получив требование об оказании помощи, дежурный поездной диспетчер докладывает об этом дежурному по отделению дороги, после чего они совместно определяют, с какой стороны необходи­ мо оказать помощь и на какую станцию при необходимости будут выводиться вагоны. При наличии поездной радиосвязи поездной диспетчер должен сообщить машинисту остановившегося поезда о намеченном порядке оказания помощи. Дежурный поездной дис-

349



петчер закрывает установленным порядком перегон или соответст­

вующий путь перегона и дает приказ об отправлении

восстано­

вительного или пожарного поезда.

 

 

 

Для отправления на закрытый перегон или путь этим

поездам

выдается разрешение на бланке белого цвета с красной

полосой

по диагонали. Если восстановление

нормального

движения связа­

но с ликвидацией последствий схода

подвижного

состава

с рельсов

и исправлением пути и сооружений, то перегон открывается при­ казом поездного диспетчера после уборки с перегона подвижного состава и уведомления старшего работника пути (не ниже дорож­ ного мастера), участвовавшего в восстановлении, о возможности движения в условиях пропуска поездов. В других случаях, когда не было каких-либо повреждений пути и устройств, перегон откры­

вается

после вывода

с перегона

оставшегося

подвижного состава

и доклада машиниста об освобождении перегона.

При

вынужденной

остановке

поезда на

перегоне, вызванной

тем, что локомотив не может вести поезд ввиду неисправности или из-за неблагоприятного профиля (крутой затяжной подъем), труд­ ных погодных условий или каких-либо других причин, ему оказы­ вается помощь вспомогательным локомотивом, который отправля­ ется на перегон таким же порядком, как и восстановительный поезд (Инструкция по движению поездов, § 167—187).

149. Движение поездов при путевых работах

Во время ремонтных и строительных работ на железнодорож­ ных путях и сооружениях к месту работ необходимо доставлять материалы, различные машины и механизмы. Движение хозяйст­ венных поездов и путевых машин, направляемых к месту работ, осуществляется с соблюдением особой предосторожности.

Закрытие перегона или пути для выполнения работ, а также открытие перегона после окончания работ производится по прика­ зу дежурного поездного диспетчера. Хозяйственные поезда, путе­ вые машины и механизмы отправляются на закрытый перегон по разрешению на бланке белого цвета с красной полосой по диаго­ нали.

В ряде случаев путевые работы требуют применения одновре­ менно нескольких единиц (машин и агрегатов), которые необходи­ мо выпускать на закрытый перегон. Машины и хозяйственные по­ езда, отправляемые для комплекса путевых и строительно-монтаж­

ных работ, должны

следовать к месту работы

на расстоянии один

от другого не менее

1 км при скорости вслед

идущих поездов не

более 20 км/ч. Если необходимо отправить к месту работ поезда или машины с обеих станций, ограничивающих перегон навстречу друг другу, то они должны следовать только до установленного пункта, огражденного сигналами остановки, при этом расстояние между пунктами остановки встречных поездов должно быть не ме­ нее 1 км (Инструкция по движению поездов, § 188—208).

350


150.Работа дежурного поездного диспетчера

Каждое отделение железной дороги разделяется на диспетчер­ ские участки (круги). Движение поездов в пределах каждого уча­ стка подчинено единому руководству дежурного поездного диспет­

чера. Поездной диспетчер регулирует выпуск поездов на участок, следит за их продвижением по перегонам и станциям, своевремен­ но устраняя возникающие препятствия и отклонения от графика с тем, чтобы обеспечить выполнение заданных размеров движения при лучшем использовании вагонов и локомотивов. При этом по­ ездной диспетчер обязан максимально использовать имеющиеся резервы увеличения скорости движения, сокращения времени об­ работки поездов на станциях, простоя вагонов под грузовыми и техническими операциями.

В зависимости от сложившейся обстановки поездной диспетчер регулирует скрещение и обгон поездов на участке, принимает ме­ ры к вводу в график опаздывающих поездов. При необходимости поездной диспетчер для регулирования движения поездов может отправлять поезда по неправильному пути. Поездной диспетчер контролирует работу станций, прием и отправление поездов, при­ нимая меры к обеспечению безопасности движения.

Диспетчер должен знать на каждый момент положение на уча­ стке. Получая от дежурных по станциям сообщения о времени отправления, прибытия и проследования поездов, диспетчер нано­ сит на сетку графика исполненного движения изображение факти­ ческого движения каждого поезда, что позволяет ему определить— где на данный момент находится тот или иной поезд, сколько поез­ дов находится в движении на участке, какой из поездов отклоня­ ется от расписания.

На диспетчерском графике указываются номера поездов и поездных локомотивов, вес и условная длина каждого поезда, фа­ милии машинистов локомотивов и другие необходимые сведения о поездах. Диспетчер ведет учет поездных локомотивов как находя­ щихся в движении, так и в пунктах оборота и принимает меры к своевременной выдаче локомотивов под поезда.

На графике исполненного движения диспетчер выделяет ус­ ловными обозначениями отдельные категории поездов: пассажир­ ские, людские, с негабаритными грузами и т. п., а также отмечает занятие приемо-отправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами или составами. В графике отмечается также движение поездов по неправильному пути, закрытие и открытие перегонов или путей, движение хозяйственных поездов, автодре­ зин, восстановительных поездов, пожарных поездов и вспомога­ тельных локомотивов, отмечаются действующие предупреждения, записываются все случаи нарушений графика и безопасности дви­ жения, а также другие данные, характеризующие положение на участке и необходимые диспетчеру.

Все распоряжения по движению поездов на участке поездной диспетчер передает дежурным по станции и другим работникам,

351


связанным с движением поездов, приказами, регистрируемыми в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений. Работники, получившие приказ диспетчера, обязаны повторить ему содержание приказа. Убедившись в том, что приказ понят правиль­ но, диспетчер дает указание к его выполнению.

При необходимости закрыть перегон или путь, а также при пе­ реходе на другие средства сигнализации и связи диспетчер, преж­ де чем давать приказ, убеждается, что перегон или путь свободен от поездов. О предстоящем закрытии пути или перегона поездной диспетчер независимо от передачи приказа предварительно вызы­ вает лично дежурных по станциям, ограничивающим перегон, и предупреждает их о предстоящем закрытии.

При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов производится без участия поездного диспетчера. В этом случае связь поддерживается непосредственно между дежурными по станциям (Инструкция по движению поездов, § 245—269).

151.Скорости движения поездов

ВПрограмме Коммунистической партии Советского Союза ука­ зано, что одной из важнейших задач, стоящих перед железнодо­ рожным транспортом, является значительное повышение скоро­ стей. Поэтому в качестве основного показателя, характеризующего

работу железных дорог, является уровень выполняемой скорости как на сети железных дорог в целом, так и на каждой дороге, от­ делении, участке и прежде всего средней участковой скорости гру­ зовых поездов и маршрутной скорости пассажирских. Уровень выполнения этих скоростей зависит от многих факторов и прежде всего от технического оснащения железнодорожных линий, состоя­ ния сооружений, устройств и подвижного состава, организации эксплуатационной работы.

Повышение скорости движения поездов на железнодорожном транспорте является одним из основных резервов обеспечения пе­ ревозок, дальнейшего улучшения использования подвижного соста­ ва (ускорения оборота вагонов и локомотивов), повышения произ­ водительности труда, снижения себестоимости перевозок и общего подъема работы транспорта. За сравнительно короткий срок на железных дорогах СССР достигнуто значительное повышение ско­ ростей.

Так, если в 1958 г. (начало развертывания работ по переводу железных дорог на новые виды тяги) средняя участковая скорость

движения

грузовых поездов на сети железных дорог составляла

26,6 км/ч,

то в 1972 г. она достигла 33,7 км/ч.

По мере усиления технического оснащения железных дорог ско­

рости будут непрерывно повышаться.

Максимальные допускаемые на сети железных дорог скорости движения пассажирских и грузовых поездов устанавливаются Ми­ нистром путей сообщения. Они зависят в основном от конструкций

352