Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обращающегося на сети подвижного состава и пути. В настоящее время разрешены максимальные скорости: для грузовых поездов—

80 км/ч, рефрижераторных

120 км/ч,

пассажирских 160 км/ч,

на линии Москва—Ленинград

в текущем

пятилетии будет 200 км/ч.

Скорости движения поездов по участкам устанавливаются в гра­ фике движения поездов. Скорости зависят в основном от конст­ рукции и состояния пути на данном участке.

Правила технической эксплуатации устанавливают отдельные ограничения допускаемой скорости в зависимости от действующих тормозных нормативов, условий видимости и расстановки постоян­

ных сигналов,

типа стрелочных переводов и т. п. (ПТЭ,

§ 254).

Так, например, скорость проследования светофора с одним

желтым

(немигающим)

огнем должна быть такой, чтобы поезд мог оста­

новиться перед

следующим сигналом с запрещающим показанием

при использовании служебного торможения. Если светофор распо­ ложен на расстоянии менее требуемого тормозного пути от следу­ ющего сигнала, то скорость проследования желтого (немигающе­ го) огня светофора не должна превышать скорости, установленной

начальником дороги. На участках, оборудованных

автоблокиров­

кой, на

которых обращаются

пассажирские и рефрижераторные

поезда

со скоростью более

120 км/ч или грузовые

со

скоростью

более

80 км/ч,

скорость проследования светофора с одним желтым

(немигающим)

огнем не должна превышать 120 км/ч

для

пассажир­

ских и рефрижераторных поездов и 80 км/ч для остальных грузо­ вых. Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР определены также допускаемые скорости движения поездов по стрелочным переводам при приеме на боковые пути в зависимос­ ти от типов крестовин стрелочных переводов. Скорость движения поездов вагонами вперед, а также при приеме на тупиковые стан­ ционные пути допускается не более 25 км/ч (ПТЭ, § 254).

152.Выдача на поезда предупреждений

Вряде случаев возникает необходимость по тем или иным при­ чинам ограничить скорость движения поезда. Так, при производст­ ве ряда ремонтных и строительных работ, а также при появлении неисправности пути, некоторых устройств и сооружений необходи­ мо снижать скорость движения поездов. Для того чтобы своевре­ менно предупредить машинистов локомотивов о необходимости снижения скорости, им выдаются письменные предупреждения на бланке специальной формы — белого цвета с желтой полосой по диагонали. Если для устранения неисправности пути и сооруже­ нийтребуется длительный срок (более пяти суток), то ограничение скорости устанавливается приказом начальника дороги. Приказ объявляется под расписку машинистам поездных локомотивов и другим работникам, связанным с обслуживанием участка, на ко­ тором введено ограничение скорости. После объявления приказа

353


выдача

письменных

предупреждений

на поезда прекра­

щается.

 

 

 

Перед

выполнением

предусмотренных

планом ремонтных и

строительных работ на железнодорожных путях руководители ра­ бот заблаговременно выдают заявку о выдаче на поезда преду­ преждений об условиях пропуска поездов и ограничении скорости при проследовании места работ.

Заявки о выдаче предупреждений, связанных с плановыми ра­ ботами, дают дорожные мастера, начальники и электромеханики дистанций контактной сети, электромеханики дистанций сигнализа­

ции и связи

только на время работ, но не более чем на один день.

На больший срок заявки даются: начальниками

дистанций

пути,

сигнализации и связи, участков энергоснабжения

— до трех

суток

и начальниками отделений дорог — до пяти суток.

 

 

Заявки

даются письменно, телеграммой или

телефонограммой

в адрес дежурных по станциям выдачи предупреждений и дежур­ ных по станциям, ограничивающим перегон, к которому относится предупреждение. Станции выдачи предупреждений устанавлива­ ются приказом начальника дороги из числа станций, на которых поезда имеют по расписанию остановку для технических надобно­ стей. В заявках указывается точное обозначение места пути, к которому относится предупреждение (перегон, километр, номер пути), причины, вызывающие выдачу предупреждения, меры предосторожности при движении поездов и, наконец, начало и срок действия предупреждения.

По сроку действия выдаваемые на поезда предупреждения под­

разделяются на два вида:

 

а) действующие с момента установления до

отмены. Такие

предупреждения выдаются при возникновении непредвиденных не­ исправностей или препятствий для движения поездов, когда зара­ нее нельзя определить время, необходимое для устранения неис­ правности;

б) действующие в течение заранее установленного срока, необ­ ходимого для выполнения работ.

Полученные заявки дежурные по станциям записывают в спе­ циальную книгу предупреждений. Выдача на поезда предупреж­ дений, установленных без указания срока их действия (до отме­ ны), прекращается после получения извещения от работника, ус­ тановившего предупреждение или его непосредственного начальни­ ка об отмене действия предупреждения.

Предупреждения, устанавливаемые на определенный срок, вы­ даются на поезда только в течение этого срока. Предупреждения выдаются на поезда не только при путевых работах или неисправ­ ностях пути и сооружений, но и во всех других случаях, когда тре­ буется обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и предупредить их об особых условиях следования поезда. Конкрет­ ный порядок установления и выдачи на поезда предупреждений изложен в Инструкции по движению поездов и маневровой рабо­ те на железных дорогах Союза ССР (ПТЭ, § 255).

354


153. Порядок вождения поездов машинистами

локомотивов и моторвагонных поездов

Правилами технической эксплуатации определен ряд требова­ ний, предъявляемых к локомотивной бригаде при вождении поез­ дов (§§ 260—267). Машинист обязан хорошо знать конструкцию локомотива и постоянно содержать его в исправном состоянии:

Перед отправлением в рейс на машиниста возлагается обязан­ ность убедиться в исправности локомотива, обращая особое вни­ мание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи. По записи в журнале технического состояния локомотива на машиниста также возлагается обязанность убедиться в исправном действии автома­ тической локомотивной сигнализации и автостопа. Чтобы обеспе­ чить безопасное следование поезда и точно соблюдать график дви­ жения, машинист должен хорошо знать обслуживаемый им уча­ сток (план и профиль пути, расположение раздельных пунктов, постоянных сигналов и сигнальных указателей и знаков), а также условия вождения поездов по участку (допускаемые скорости, ре­ жим торможения на спусках и при подходе к раздельным пунктам и др.). Машинист должен твердо знать график и расписание движе­ ния поездов. Прицепка поездного локомотива к составу, соедине­ ние тормозных рукавов и открытие концевых кранов воздушной

магистрали между локомотивом и первым вагоном состава возло­ жены на работников локомотивной бригады, поэтому машинист обя­ зан после прицепки локомотива к составу убедиться в правильно­ сти сцепления и соединения воздушной магистрали между локо­ мотивом и первым вагоном состава.

Перед отправлением поезда на машиниста возлагается особо ответственная обязанность убедиться в том, что поезд обеспечен необходимыми тормозными средствами, и опробовать их действие. После опробования автотормозов машинист должен получить от осмотрщика автоматчика или осмотрщика вагонов справку уста­ новленной формы об обеспеченности поезда тормозами и их ис­ правном действии. На участках, оборудованных автостопами, ма­ шинист локомотива обязан перед отправлением со станции вклю­ чить локомотивные устройства автостопа.

Следуя с поездом по участку, машинист и его помощник обяза­ ны бдительно следить за свободностью пути, сигналами, сигналь­ ными указателями и знаками, выполнять их требования и повто­ рять друг другу показания сигналов, подаваемых светофорами и семафорами, а также показания сигналов остановки и уменьшения скорости, подаваемые с пути и поезда. Локомотивная бригада обя­ зана также следить за состоянием и целостью поезда и подавае­ мыми с него сигналами, а на электрифицированных участках, кро­ ме того, и за состоянием контактной сети. При входе на станцию и проходе по станционным путям машинист и его помощник пода­ ют установленные сигналы, следят по стрелочным указателям за правильностью маршрута, за свободностью пути и сигналами, по­ даваемыми работниками станции, а также за движением поездов

355


и маневровых локомотивов на соседних путях, принимая меры к остановке при опасности столкновения.

На машиниста, ведущего поезд, возлагается обязанность посто­ янно держать тормозные устройства в полной готовности, не до­ пуская падения давления в главном резервуаре и воздушной маги­ страли ниже установленных норм, проверять в пути следования эффективность действия автотормозов. При подходе к запрещаю­ щим сигналам или сигналам уменьшения скорости машинист регу­ лирует скорость, применяя служебное торможение с тем, чтобы остановить поезд, не проезжая сигнала остановки, а сигнал умень­ шения скорости проследовать со скоростью не более установлен­ ной для данного сигнала. При внезапной подаче сигнала останов­ ки и возникновении препятствия, машинист обязан применить эк­ стренное торможение и обеспечить остановку поезда на расстоянии не более тормозного пути для данного места.

Следуя по перегонам и станциям, машинист должен строго вы­ держивать скорости, установленные Правилами технической эк­ сплуатации, приказом начальника дороги, а также выданными ему предупреждениями, не превышая их. В неблагоприятных усло­

виях,

резко ограничивающих видимость

сигналов (сильные ту­

маны,

ливни и метели) машинист обязан

вести свой поезд с особой

бдительностью и в необходимых случаях снижать скорость с тем, чтобы была полностью обеспечена безопасность движения.

Машинисту запрещается отвлекаться от управления локомоти­ вом, его обслуживания и наблюдения за сигналами и путем (ПТЭ, § 264). На локомотиве не должно быть никого, кроме лиц, входя­ щих в состав бригады. В исключительных случаях допускается проезд на локомотивах отдельных работников, перечисленных в инструкции МПС, но не более трех человек одновременно.

При вынужденной остановке поезда на перегоне на машиниста возлагается обязанность обеспечить в необходимых случаях ог­ раждение поезда и препятствия на смежном пути, а также закреп­

ление состава ручными

тормозами

или

тормозными башмаками.

Остановившийся

на перегоне

поезд ограждается

в

следующих

случаях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пассажирский — при затребовании восстановительного или по­

жарного поезда, а также вспомогательного

локомотива;

 

 

 

грузовой —

если остановившийся

поезд был

отправлен

при

перерыве действия

всех

средств

сигнализации

 

и связи

(ПТЭ,

§ 268).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассажирский

поезд,

если

ему

оказывается

помощь

с хвоста,

ограждается проводником

последнего

вагона,

который

по

указа­

нию машиниста

локомотива

укладывает

петарды

на

расстоянии

800 м от хвоста поезда

и

показывает

красный

сигнал

 

в сторону

перегона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае остановки на перегоне грузового поезда, отправленно­ го при перерыве действия всех средств сигнализации и связи, по­ мощник машиниста немедленно переходит с локомотива в хвост поезда, проверяет видимость хвостовых сигналов, внимательно

356


наблюдает за перегоном и при появлении вслед идущего поезда принимает меры к его остановке.

При

оказании помощи

поезду (пассажирскому или грузовому)

с головы машинист при приближении восстановительного

(пожар­

ного) поезда или вспомогательного

локомотива должен

подавать

сигнал

общей тревоги;

днем при

плохой видимости

включить

прожектор (Инструкция,

§ 51—56).

 

 

ГЛАВА 33.

О Р Г А Н И З А Ц И Я

РАБОТЫ П О

О Б Е С П Е Ч Е Н И Ю

 

 

Б Е З О П А С Н О С Т И Д В И Ж Е Н И Я Н А Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г А Х

Все проводимые на железнодорожном транспорте меры по тех­ нической реконструкции и внедрению более совершенной техноло­ гии неразрывно связаны с дальнейшим повышением безопасности движения. Переход на новые прогрессивные виды тяги, усиление пути, обновление вагонного парка за счет более совершенных боль­ шегрузных цельнометаллических вагонов, повышение надежности и эффективности тормозных средств, внедрение усовершенствован­ ных средств сигнализации, автоматики и телемеханики, дефекто­ скопии и других современных технических средств создали необ­ ходимую материальную базу для повышения безопасности дви­ жения. Этому способствует также непрерывный рост культурнотехнического уровня кадров на железнодорожном транспорте.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что непрерывно

возра­

стающий объем перевозок пассажиров и грузов влечет

за

собой

увеличение размеров и интенсивности движения поездов,

а

вместе

с этим и объема маневровой работы, особенно на крупных

сортиро­

вочных и погрузочных станциях. Если при этом учесть, что освое­

ние возрастающего объема перевозок сопровождается

повышением

скоростей

движения, увеличением весов

поездов и нагрузок на

путь, то в

этих условиях к обеспечению

безопасности

движения

должны быть предъявлены более повышенные требования. Поэто­ му вопросы обеспечения безопасности движения постоянно оста­ ются в центре внимания при решении задач, поставленных перед железнодорожным транспортом.

Основные требования к обеспечению безопасности движения определены Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, поэтому главным и непременным условием обеспече­ ния безопасности движения является проведение в жизнь мер, на­ правленных на строгое соблюдение каждым работником Правил технической эксплуатации и связанных с ними инструкций.

Выполнение Правил технической эксплуатации, а следователь­ но, и обеспечение безопасности движения зависят прежде всего от уровня дисциплины работников, знания ими в совершенстве сво­ их служебных обязанностей и понимания высокой ответственности за порученное дело. Поэтому в числе проводимых на железнодо­ рожном транспорте организационных мер по повышению безопас­ ности движения первое место отводится воспитательной работе среди работников массовых профессий,непосредственно связанных

357