Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 4
обращающегося на сети подвижного состава и пути. В настоящее время разрешены максимальные скорости: для грузовых поездов—
80 км/ч, рефрижераторных — |
120 км/ч, |
пассажирских — 160 км/ч, |
на линии Москва—Ленинград |
в текущем |
пятилетии будет 200 км/ч. |
Скорости движения поездов по участкам устанавливаются в гра фике движения поездов. Скорости зависят в основном от конст рукции и состояния пути на данном участке.
Правила технической эксплуатации устанавливают отдельные ограничения допускаемой скорости в зависимости от действующих тормозных нормативов, условий видимости и расстановки постоян
ных сигналов, |
типа стрелочных переводов и т. п. (ПТЭ, |
§ 254). |
Так, например, скорость проследования светофора с одним |
желтым |
|
(немигающим) |
огнем должна быть такой, чтобы поезд мог оста |
|
новиться перед |
следующим сигналом с запрещающим показанием |
при использовании служебного торможения. Если светофор распо ложен на расстоянии менее требуемого тормозного пути от следу ющего сигнала, то скорость проследования желтого (немигающе го) огня светофора не должна превышать скорости, установленной
начальником дороги. На участках, оборудованных |
автоблокиров |
||||
кой, на |
которых обращаются |
пассажирские и рефрижераторные |
|||
поезда |
со скоростью более |
120 км/ч или грузовые |
со |
скоростью |
|
более |
80 км/ч, |
скорость проследования светофора с одним желтым |
|||
(немигающим) |
огнем не должна превышать 120 км/ч |
для |
пассажир |
ских и рефрижераторных поездов и 80 км/ч для остальных грузо вых. Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР определены также допускаемые скорости движения поездов по стрелочным переводам при приеме на боковые пути в зависимос ти от типов крестовин стрелочных переводов. Скорость движения поездов вагонами вперед, а также при приеме на тупиковые стан ционные пути допускается не более 25 км/ч (ПТЭ, § 254).
152.Выдача на поезда предупреждений
Вряде случаев возникает необходимость по тем или иным при чинам ограничить скорость движения поезда. Так, при производст ве ряда ремонтных и строительных работ, а также при появлении неисправности пути, некоторых устройств и сооружений необходи мо снижать скорость движения поездов. Для того чтобы своевре менно предупредить машинистов локомотивов о необходимости снижения скорости, им выдаются письменные предупреждения на бланке специальной формы — белого цвета с желтой полосой по диагонали. Если для устранения неисправности пути и сооруже нийтребуется длительный срок (более пяти суток), то ограничение скорости устанавливается приказом начальника дороги. Приказ объявляется под расписку машинистам поездных локомотивов и другим работникам, связанным с обслуживанием участка, на ко тором введено ограничение скорости. После объявления приказа
353
выдача |
письменных |
предупреждений |
на поезда прекра |
щается. |
|
|
|
Перед |
выполнением |
предусмотренных |
планом ремонтных и |
строительных работ на железнодорожных путях руководители ра бот заблаговременно выдают заявку о выдаче на поезда преду преждений об условиях пропуска поездов и ограничении скорости при проследовании места работ.
Заявки о выдаче предупреждений, связанных с плановыми ра ботами, дают дорожные мастера, начальники и электромеханики дистанций контактной сети, электромеханики дистанций сигнализа
ции и связи |
только на время работ, но не более чем на один день. |
||
На больший срок заявки даются: начальниками |
дистанций |
пути, |
|
сигнализации и связи, участков энергоснабжения |
— до трех |
суток |
|
и начальниками отделений дорог — до пяти суток. |
|
|
|
Заявки |
даются письменно, телеграммой или |
телефонограммой |
в адрес дежурных по станциям выдачи предупреждений и дежур ных по станциям, ограничивающим перегон, к которому относится предупреждение. Станции выдачи предупреждений устанавлива ются приказом начальника дороги из числа станций, на которых поезда имеют по расписанию остановку для технических надобно стей. В заявках указывается точное обозначение места пути, к которому относится предупреждение (перегон, километр, номер пути), причины, вызывающие выдачу предупреждения, меры предосторожности при движении поездов и, наконец, начало и срок действия предупреждения.
По сроку действия выдаваемые на поезда предупреждения под
разделяются на два вида: |
|
а) действующие с момента установления до |
отмены. Такие |
предупреждения выдаются при возникновении непредвиденных не исправностей или препятствий для движения поездов, когда зара нее нельзя определить время, необходимое для устранения неис правности;
б) действующие в течение заранее установленного срока, необ ходимого для выполнения работ.
Полученные заявки дежурные по станциям записывают в спе циальную книгу предупреждений. Выдача на поезда предупреж дений, установленных без указания срока их действия (до отме ны), прекращается после получения извещения от работника, ус тановившего предупреждение или его непосредственного начальни ка об отмене действия предупреждения.
Предупреждения, устанавливаемые на определенный срок, вы даются на поезда только в течение этого срока. Предупреждения выдаются на поезда не только при путевых работах или неисправ ностях пути и сооружений, но и во всех других случаях, когда тре буется обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и предупредить их об особых условиях следования поезда. Конкрет ный порядок установления и выдачи на поезда предупреждений изложен в Инструкции по движению поездов и маневровой рабо те на железных дорогах Союза ССР (ПТЭ, § 255).
354
153. Порядок вождения поездов машинистами
локомотивов и моторвагонных поездов
Правилами технической эксплуатации определен ряд требова ний, предъявляемых к локомотивной бригаде при вождении поез дов (§§ 260—267). Машинист обязан хорошо знать конструкцию локомотива и постоянно содержать его в исправном состоянии:
Перед отправлением в рейс на машиниста возлагается обязан ность убедиться в исправности локомотива, обращая особое вни мание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи. По записи в журнале технического состояния локомотива на машиниста также возлагается обязанность убедиться в исправном действии автома тической локомотивной сигнализации и автостопа. Чтобы обеспе чить безопасное следование поезда и точно соблюдать график дви жения, машинист должен хорошо знать обслуживаемый им уча сток (план и профиль пути, расположение раздельных пунктов, постоянных сигналов и сигнальных указателей и знаков), а также условия вождения поездов по участку (допускаемые скорости, ре жим торможения на спусках и при подходе к раздельным пунктам и др.). Машинист должен твердо знать график и расписание движе ния поездов. Прицепка поездного локомотива к составу, соедине ние тормозных рукавов и открытие концевых кранов воздушной
магистрали между локомотивом и первым вагоном состава возло жены на работников локомотивной бригады, поэтому машинист обя зан после прицепки локомотива к составу убедиться в правильно сти сцепления и соединения воздушной магистрали между локо мотивом и первым вагоном состава.
Перед отправлением поезда на машиниста возлагается особо ответственная обязанность убедиться в том, что поезд обеспечен необходимыми тормозными средствами, и опробовать их действие. После опробования автотормозов машинист должен получить от осмотрщика автоматчика или осмотрщика вагонов справку уста новленной формы об обеспеченности поезда тормозами и их ис правном действии. На участках, оборудованных автостопами, ма шинист локомотива обязан перед отправлением со станции вклю чить локомотивные устройства автостопа.
Следуя с поездом по участку, машинист и его помощник обяза ны бдительно следить за свободностью пути, сигналами, сигналь ными указателями и знаками, выполнять их требования и повто рять друг другу показания сигналов, подаваемых светофорами и семафорами, а также показания сигналов остановки и уменьшения скорости, подаваемые с пути и поезда. Локомотивная бригада обя зана также следить за состоянием и целостью поезда и подавае мыми с него сигналами, а на электрифицированных участках, кро ме того, и за состоянием контактной сети. При входе на станцию и проходе по станционным путям машинист и его помощник пода ют установленные сигналы, следят по стрелочным указателям за правильностью маршрута, за свободностью пути и сигналами, по даваемыми работниками станции, а также за движением поездов
355
и маневровых локомотивов на соседних путях, принимая меры к остановке при опасности столкновения.
На машиниста, ведущего поезд, возлагается обязанность посто янно держать тормозные устройства в полной готовности, не до пуская падения давления в главном резервуаре и воздушной маги страли ниже установленных норм, проверять в пути следования эффективность действия автотормозов. При подходе к запрещаю щим сигналам или сигналам уменьшения скорости машинист регу лирует скорость, применяя служебное торможение с тем, чтобы остановить поезд, не проезжая сигнала остановки, а сигнал умень шения скорости проследовать со скоростью не более установлен ной для данного сигнала. При внезапной подаче сигнала останов ки и возникновении препятствия, машинист обязан применить эк стренное торможение и обеспечить остановку поезда на расстоянии не более тормозного пути для данного места.
Следуя по перегонам и станциям, машинист должен строго вы держивать скорости, установленные Правилами технической эк сплуатации, приказом начальника дороги, а также выданными ему предупреждениями, не превышая их. В неблагоприятных усло
виях, |
резко ограничивающих видимость |
сигналов (сильные ту |
маны, |
ливни и метели) машинист обязан |
вести свой поезд с особой |
бдительностью и в необходимых случаях снижать скорость с тем, чтобы была полностью обеспечена безопасность движения.
Машинисту запрещается отвлекаться от управления локомоти вом, его обслуживания и наблюдения за сигналами и путем (ПТЭ, § 264). На локомотиве не должно быть никого, кроме лиц, входя щих в состав бригады. В исключительных случаях допускается проезд на локомотивах отдельных работников, перечисленных в инструкции МПС, но не более трех человек одновременно.
При вынужденной остановке поезда на перегоне на машиниста возлагается обязанность обеспечить в необходимых случаях ог раждение поезда и препятствия на смежном пути, а также закреп
ление состава ручными |
тормозами |
или |
тормозными башмаками. |
||||||||||
Остановившийся |
на перегоне |
поезд ограждается |
в |
следующих |
|||||||||
случаях: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пассажирский — при затребовании восстановительного или по |
|||||||||||||
жарного поезда, а также вспомогательного |
локомотива; |
|
|
|
|||||||||
грузовой — |
если остановившийся |
поезд был |
отправлен |
при |
|||||||||
перерыве действия |
всех |
средств |
сигнализации |
|
и связи |
(ПТЭ, |
|||||||
§ 268). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пассажирский |
поезд, |
если |
ему |
оказывается |
помощь |
с хвоста, |
|||||||
ограждается проводником |
последнего |
вагона, |
который |
по |
указа |
||||||||
нию машиниста |
локомотива |
укладывает |
петарды |
на |
расстоянии |
||||||||
800 м от хвоста поезда |
и |
показывает |
красный |
сигнал |
|
в сторону |
|||||||
перегона. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В случае остановки на перегоне грузового поезда, отправленно го при перерыве действия всех средств сигнализации и связи, по мощник машиниста немедленно переходит с локомотива в хвост поезда, проверяет видимость хвостовых сигналов, внимательно
356
наблюдает за перегоном и при появлении вслед идущего поезда принимает меры к его остановке.
При |
оказании помощи |
поезду (пассажирскому или грузовому) |
||
с головы машинист при приближении восстановительного |
(пожар |
|||
ного) поезда или вспомогательного |
локомотива должен |
подавать |
||
сигнал |
общей тревоги; |
днем при |
плохой видимости |
включить |
прожектор (Инструкция, |
§ 51—56). |
|
|
|
ГЛАВА 33. |
О Р Г А Н И З А Ц И Я |
РАБОТЫ П О |
О Б Е С П Е Ч Е Н И Ю |
|
|
Б Е З О П А С Н О С Т И Д В И Ж Е Н И Я Н А Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г А Х |
Все проводимые на железнодорожном транспорте меры по тех нической реконструкции и внедрению более совершенной техноло гии неразрывно связаны с дальнейшим повышением безопасности движения. Переход на новые прогрессивные виды тяги, усиление пути, обновление вагонного парка за счет более совершенных боль шегрузных цельнометаллических вагонов, повышение надежности и эффективности тормозных средств, внедрение усовершенствован ных средств сигнализации, автоматики и телемеханики, дефекто скопии и других современных технических средств создали необ ходимую материальную базу для повышения безопасности дви жения. Этому способствует также непрерывный рост культурнотехнического уровня кадров на железнодорожном транспорте.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что непрерывно |
возра |
|
стающий объем перевозок пассажиров и грузов влечет |
за |
собой |
увеличение размеров и интенсивности движения поездов, |
а |
вместе |
с этим и объема маневровой работы, особенно на крупных |
сортиро |
вочных и погрузочных станциях. Если при этом учесть, что освое
ние возрастающего объема перевозок сопровождается |
повышением |
||
скоростей |
движения, увеличением весов |
поездов и нагрузок на |
|
путь, то в |
этих условиях к обеспечению |
безопасности |
движения |
должны быть предъявлены более повышенные требования. Поэто му вопросы обеспечения безопасности движения постоянно оста ются в центре внимания при решении задач, поставленных перед железнодорожным транспортом.
Основные требования к обеспечению безопасности движения определены Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, поэтому главным и непременным условием обеспече ния безопасности движения является проведение в жизнь мер, на правленных на строгое соблюдение каждым работником Правил технической эксплуатации и связанных с ними инструкций.
Выполнение Правил технической эксплуатации, а следователь но, и обеспечение безопасности движения зависят прежде всего от уровня дисциплины работников, знания ими в совершенстве сво их служебных обязанностей и понимания высокой ответственности за порученное дело. Поэтому в числе проводимых на железнодо рожном транспорте организационных мер по повышению безопас ности движения первое место отводится воспитательной работе среди работников массовых профессий,непосредственно связанных
357