Файл: Кропотов В.Н. Строительные материалы учеб. для [архитектур.] вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
Рис. 31. Камни керамические пусто телые стеновые пластического прес сования:
а — камень с 7-ю пустотами; б — камень
с18-ю пустотами
—кирпичи, изготовленные из глиі Размеры кирпича 250x120x65
Технические требования к керамическим камням аналогич ны требованиям к кирпичу гли
няному обыкновенному. |
|
||
К и р п и ч |
с т р о и т е л ь |
||
н ы й л е г к о в е с н ы й |
пред |
||
ставляет |
собой |
искусственный |
|
камень, |
изготовленный |
путем |
|
формовки |
из глин или диатоми |
||
тов (трепелов), |
а также из сме |
сей диатомитов и глин как с вы горающими добавками, так и без них и последующего обжига.
Технология производства лег ковесного кирпича аналогична способу изготовления обыкно венного кирпича пластического формования.
В зависимости от используе мого сырья легковесные кирпи чи могут быть изготовлены из глины, трепела и их смеси (гли- но-трепельные). По объемному весу и пределу прочности при сжатии легковесный кирпич раз деляют на три класса, каждому из которых соответствуют опре деленные марки (табл. 10).
К классам А я Б относят лег кие кирпичи, изготовленные из одного трепела (диатомита) или
с добавкой глины; |
к классу Б |
с выгорающими добавками. |
|
Т а б л и ц а |
10 |
К л а с с кирпича |
О б ъ е м н ы й |
вес, |
М а р к и |
кг/м3 |
|
А |
700—1000 |
75, |
50 и |
25 |
Б |
1000—1300 |
100, |
75 и |
50 |
В |
1300—1450 |
100, |
75 и |
50 |
Этот кирпич должен выдерживать 10-кратное замораживание при —15° и ниже с последующим оттаиванием в воде.
Кирпич легковесный можно применять для кладки наружных и внутренних стен, столбов и перегородок зданий гражданского и про-
76
мышленного назначения; его не следует использовать для кладки стен влажных и мокрых помещений, цоколей ниже гидроизоляционного слоя, печей и дымовых каналов.
6.АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
ИДЕТАЛИ
Для отделки фасадов зданий применяют керамические облицовоч ные и отделочные материалы. Этому способствует наличие больших за пасов сырья в виде тугоплавких и огнеупорных глин, получающих после обжига красивую светлую окраску различных цветов и тонов, включая белый.
В последние годы особенно широко используют керамические из делия, отличающиеся небольшим весом, прочностью и красивым естественным цветом. К ним в первую очередь относятся лицевой кирпич и камни пустотелые, фасадные плиты, терракотовые строитель ные и декоративно-художественные изделия.
Производство фасадных керамических изделий осуществляется глав ным образом пластическим способом с применением новейших методов обработки сырья, формовки, сушки и обжига; некоторые изделия после обжига подвергают механической обработке (резка, приторцовка гра ней и шлифовка поверхностей).
Кирпич и камни лицевые, обладая всеми свойствами обыкновен ного строительного кирпича, одновременно являются не только кон струкционным материалом, но и декоративным.
Не исключена возможность получения лицевого кирпича из обыч ных красножгущихся глин с последующей отделкой поверхности двух смежных лицевых поверхностей — тычковой и ложковой.
Известен ряд способов изменения цвета поверхности или всей мас сы кирпича.
Поверхность кирпича можно окрасить ангобами или покрыть мине ральной крошкой методом торкретирования. Крошка может быть раз личной окраски, крупности и легкоплавкости. Легкоплавкие частицы крошки при обжиге, расплавляясь, создают цветные пятна на поверх ности кирпича.
Используется также метод офактуривания поверхности путем на несения рельефного рисунка механическим путем. Обычно для этого используют ролик, на поверхности которого нанесен рисунок.
По другой технологии в светложгущиеся глины вводят красители, которыми могут быть различные руды (медная, марганцевая, кобаль товая и др.).
Лицевые кирпичи и камни. В зависимости от формы и назначения лицевые кирпичи и камни подразделяют на рядовые и профильные. Рядовые камни предназначаются для гладкой части стен (основной и трехчетвертной), профильные — для карнизов, тяг, поясов, отделки проемов и т. д. (рис. 32).
Лицевые поверхности кирпича и камней могут быть гладкими, рельефными и офактуренными. Водопоглощение кирпича и камней
77
должно быть не менее 6% и не более 12% — для кирпича и камней из глин беложгущихся и 14% — для кирпича и камней из остальных глин.
Морозостойкость их определяется 25, 35 и 50 циклами заморажи
вания до —15° и ниже с последующим оттаиванием. |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Кирпичи лицевые и про |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
фильные |
|
применяют |
|
для |
|||
|
|
|
|
|
Z50 |
|
|
лицевой |
кладки |
фасадов. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Допускается |
использовать |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
их для |
внутренней |
обли |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
цовки лестничных |
клеток, |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
цоколей |
складов, |
заводс |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ких |
цехов, столовых и дру |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
гих |
нежилых |
помещений. |
|||||
|
|
|
|
|
|
У |
Д в у х с л о й н ы й |
||||||||
|
|
|
|
|
|
л и ц е в о й |
к и р п и ч . |
||||||||
|
|
|
|
|
|
Основным |
сырьем |
для |
их |
||||||
|
|
|
|
|
|
производства |
служит |
|
лег |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
коплавкая |
кирпичная |
гли |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
на, |
поверх |
которой |
|
нак |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
ладывают тонкий слой свет- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ложгущихся |
глин. Обычно |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
эти |
глины окрашены мине |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ральными пигментами. Тол |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
щина слоя |
на кирпиче дос |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
тигает 3—6 мм. Расход бе |
|||||||
|
|
|
|
|
|
7 |
ложгущихся |
глин |
состав- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ляет |
3—6% |
от основного |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
сырья. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этот кирпич можно при |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
менять |
не только для обли |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
цовки фасадов зданий, |
но |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
и для внутренней |
облицов |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ки лестничных клеток, |
то |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
рговых |
помещений, комнат |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
отдыха, |
учебных |
классов |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
в школах и т. д. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
обеспечения |
проч |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ного прилипания |
и |
моно |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
литности |
кирпича |
после |
|||||
|
Рис. 32. Типы профильных кирпичей: |
обжига необходимо соблюс |
|||||||||||||
а — с протяжением профиля |
по высоте |
кирпича |
ти одинаковую усадку в де |
||||||||||||
(стоячий): б — с протяжением профиля по толщине |
коративном |
слое |
и |
основ |
|||||||||||
кирпича (лежащий); в — |
для |
подоконных |
сливов; |
||||||||||||
е |
— угловой с п р о т я ж е н и е м |
профиля по |
толщине; |
ной массе. В указанных це |
|||||||||||
/ |
— в ы к р у ж к а с полочкой; |
2 — гусек; |
3 — каблу |
лях |
предварительно |
урав |
|||||||||
|
чок; |
4 — полувал; |
5 |
— четвертый |
вал |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
нивают |
усадку путем |
под |
|||||
бора глин |
основного |
|
и |
декоративного |
слоев. |
|
|
|
|
|
|
|
Формование двухслойного кирпича происходит при одновремен ной подаче двух пластичных масс в переходную головку с формующей
78
рамкой, где они соединяются в один общий брус. В результате полу чается кирпич-сырец правильной формы.
Сушку и обжиг его осуществляют так же, как и обычного строитель ного кирпича. Технические условия на этот кирпич те же, что и для
лицевого. |
|
А н г о б и р о в а н н ы й |
к и р п и ч . Способ получения анго- |
бированных (окрашенных) изделий, известный с древних времен, в настоящее время не потерял значения.
Ангобы представляют собой |
краски, приготовленные из обогащен |
ных глин, получивших при обжиге красивый цвет, или из белых глин |
|
с введением в них минеральных |
пигментов из глин и руд: железа, мар |
ганца, меди, хрома и пр. |
|
Для лучшего спекания ангобы добавляют полевой шпат, |
бой |
стекла и другие компоненты. Для сокращения усадки вводятся |
песча |
ные добавки или шамот из тех же глин, которые используются для ангобы.
В 1936 г. в лаборатории строительных материалов Московского архитектурного института автором настоящей главы при консультации академика Е. И. Орлова была восстановлена рецептура некоторых ан гобов.
Ангобы готовят путем тонкого помола всех компонентов, входящих в их состав. Покрывать ангобой кирпич-сырец можно непосредственно при выходе глиняного бруса из мундштука ленточного пресса или же после сушки кирпича. Покрывают методами пульверизации и полива обычно две смежные поверхности кирпича — ложковую и тычковую.
По составу ангобы можно разделить на глинопесчаные, флюсовые и античные лаки. Глинопесчаные ангобы применяют как промежуточ ный слой между основным черепком изделия и последующим глазур ным покровом. Обычно они состоят из глины и песка, иногда добавляют мел или известняк, а для цветных ангоб пигменты.
Глинопесчаные ангобы используют главным образом в гончарном производстве — большей частью для росписи или сплошного покрытия посуды с последующей ее глазуровкой.
Флюсовые ангобы, помимо глины и кварцевого песка (шамота), со держат в своем составе материалы, способствующие спеканию и уплот нению или даже оплавлению. Этот вид ангоб применяют для получения плотной водонепроницаемой поверхности с мягкой полуматовой фак турой или для промежуточного слоя между черенком и глазурью.
Флюсовые ангобы иногда наносят без дополнительной глазуровки изделий. В этом случае они образуют плотный склеивающийся покров с разной степенью блеска.
Для ангобирования изделий, обжигаемых при высокой темпера туре, основными флюсующими материалами являются полевой шпат, мел или известняк и доломит. Для понижения температуры спекания вводят более сильные плавки в виде боя оконного стекла. Используется этот вид ангобов для покрытия терракотовых изделий и кирпича.
Античные лаки. Наименование лаки, или люстры, присвоено тем тонким блестящим и полуматовым флюсным ангобам черного и красно го цветов, которые широко применялись еще в Древней Греции и Риме
79
для росписи или сплошного покрытия керамических изделий из цвет ной отмученной глины (главным образом для вазовой живописи).
В современной архитектурной керамике флюсовые ангобы типа ан тичных лаков применяют в монументальной сюжетной и орнаменталь ной росписи.
Для покрытия поверхностей кирпича слой ангобы должен хорошо спечься с основной массой материала. Достаточно высокая прочность ангобов исключает образование трещин, вздутий и других видимых де фектов. В целом к ангобированному кирпичу предъявляют те же тре бования, что и к лицевому.
К и р п и ч , о ф а к т у р е н н ы й |
с у х о й |
м и н е р а л ь |
||
н о й к р о ш к о й . Лицевая сторона кирпича может |
иметь крупно- |
|||
или мелкозернистую фактуру |
в зависимости от размера |
и цвета ми |
||
неральной крошки. |
|
|
|
|
Офактуривают глиняный |
брус торкретированием |
под давлением |
||
в месте выхода бруса из мундштука пресса. В качестве |
минеральной |
|||
крошки для офактуривания рекомендуется |
применять |
(в |
зависимости |
от местных условий и архитектурных требований) крупнозернистый кварцевый песок, отходы огнеупорного кирпича, фарфора и фаянса,
различные топочные шлаки, некоторые естественные |
горные |
||
породы. |
|
|
|
К и р п и ч л и ц е в о й |
г л а з у р о в а н н ы й |
изготовляют, |
покрывая его поверхность ангобой для придания ему необходимого
цвета, а выше слоя ангобы — прозрачной глазурью. Кирпич |
может |
покрываться также одной глухой глазурью. |
|
Глазури. Глазурь — это тонкий слой стекла толщиной от |
0,1 до |
0,3 мм, образующийся на поверхности керамических изделий. |
|
Глазурь предохраняет изделие от загрязнения, от действия |
кислот |
и щелочей, делает их водонепроницаемыми. Одновременно глазурь превосходно служит для декоративных целей.
По химической природе глазури представляют собой щелочные, щелочно-цементные, свинцовые и другие алюмосиликатные и алюмоборосиликатные стекла. Строение глазури схоже со строением стекла.
Глазури бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные и окрашенные. Прозрачные глазури не скрывают цвета и фактуры изделия, тогда как глухая глазурь не просвечивает. При нагревании глазури постепенно размягчаются.
Окрашивают глазури путем введения в состав окислов или солей, которые при сплавлении растворяются, образуя цветные силикаты, или же путем прибавления к глазури огнеупорных красящих веществ, которые, не растворяясь, распределяются равномерно в массе глазури и передают ей свой цвет. Так, белую глазурь получают путем введения двуокиси олова, окиси сурьмы и др.
Для изготовления глухих (непрозрачных) глазурей вводят 5—6% двуокиси олова. Введенная в глазурь окись кобальта в количестве 2—3% дает синюю окраску; окись хрома (4%) придает глазури зеле
ную окраску; окись железа (до 6%) дает |
желтый, красный и коричне |
|
вый |
тона; окись марганца (до 10%) |
— коричневый, фиолетовый |
и т. |
д. |
|
80