Файл: Кропотов В.Н. Строительные материалы учеб. для [архитектур.] вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 31. Камни керамические пусто­ телые стеновые пластического прес­ сования:

а — камень с 7-ю пустотами; б — камень

с18-ю пустотами

кирпичи, изготовленные из глиі Размеры кирпича 250x120x65

Технические требования к керамическим камням аналогич­ ны требованиям к кирпичу гли­

няному обыкновенному.

 

К и р п и ч

с т р о и т е л ь ­

н ы й л е г к о в е с н ы й

пред­

ставляет

собой

искусственный

камень,

изготовленный

путем

формовки

из глин или диатоми­

тов (трепелов),

а также из сме­

сей диатомитов и глин как с вы­ горающими добавками, так и без них и последующего обжига.

Технология производства лег­ ковесного кирпича аналогична способу изготовления обыкно­ венного кирпича пластического формования.

В зависимости от используе­ мого сырья легковесные кирпи­ чи могут быть изготовлены из глины, трепела и их смеси (гли- но-трепельные). По объемному весу и пределу прочности при сжатии легковесный кирпич раз­ деляют на три класса, каждому из которых соответствуют опре­ деленные марки (табл. 10).

К классам А я Б относят лег­ кие кирпичи, изготовленные из одного трепела (диатомита) или

с добавкой глины;

к классу Б

с выгорающими добавками.

Т а б л и ц а

10

К л а с с кирпича

О б ъ е м н ы й

вес,

М а р к и

кг/м3

 

А

700—1000

75,

50 и

25

Б

1000—1300

100,

75 и

50

В

1300—1450

100,

75 и

50

Этот кирпич должен выдерживать 10-кратное замораживание при —15° и ниже с последующим оттаиванием в воде.

Кирпич легковесный можно применять для кладки наружных и внутренних стен, столбов и перегородок зданий гражданского и про-

76


мышленного назначения; его не следует использовать для кладки стен влажных и мокрых помещений, цоколей ниже гидроизоляционного слоя, печей и дымовых каналов.

6.АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ИДЕТАЛИ

Для отделки фасадов зданий применяют керамические облицовоч­ ные и отделочные материалы. Этому способствует наличие больших за­ пасов сырья в виде тугоплавких и огнеупорных глин, получающих после обжига красивую светлую окраску различных цветов и тонов, включая белый.

В последние годы особенно широко используют керамические из­ делия, отличающиеся небольшим весом, прочностью и красивым естественным цветом. К ним в первую очередь относятся лицевой кирпич и камни пустотелые, фасадные плиты, терракотовые строитель­ ные и декоративно-художественные изделия.

Производство фасадных керамических изделий осуществляется глав­ ным образом пластическим способом с применением новейших методов обработки сырья, формовки, сушки и обжига; некоторые изделия после обжига подвергают механической обработке (резка, приторцовка гра­ ней и шлифовка поверхностей).

Кирпич и камни лицевые, обладая всеми свойствами обыкновен­ ного строительного кирпича, одновременно являются не только кон­ струкционным материалом, но и декоративным.

Не исключена возможность получения лицевого кирпича из обыч­ ных красножгущихся глин с последующей отделкой поверхности двух смежных лицевых поверхностей — тычковой и ложковой.

Известен ряд способов изменения цвета поверхности или всей мас­ сы кирпича.

Поверхность кирпича можно окрасить ангобами или покрыть мине­ ральной крошкой методом торкретирования. Крошка может быть раз­ личной окраски, крупности и легкоплавкости. Легкоплавкие частицы крошки при обжиге, расплавляясь, создают цветные пятна на поверх­ ности кирпича.

Используется также метод офактуривания поверхности путем на­ несения рельефного рисунка механическим путем. Обычно для этого используют ролик, на поверхности которого нанесен рисунок.

По другой технологии в светложгущиеся глины вводят красители, которыми могут быть различные руды (медная, марганцевая, кобаль­ товая и др.).

Лицевые кирпичи и камни. В зависимости от формы и назначения лицевые кирпичи и камни подразделяют на рядовые и профильные. Рядовые камни предназначаются для гладкой части стен (основной и трехчетвертной), профильные — для карнизов, тяг, поясов, отделки проемов и т. д. (рис. 32).

Лицевые поверхности кирпича и камней могут быть гладкими, рельефными и офактуренными. Водопоглощение кирпича и камней

77


должно быть не менее 6% и не более 12% для кирпича и камней из глин беложгущихся и 14% для кирпича и камней из остальных глин.

Морозостойкость их определяется 25, 35 и 50 циклами заморажи­

вания до —15° и ниже с последующим оттаиванием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кирпичи лицевые и про­

 

 

 

 

 

 

 

 

фильные

 

применяют

 

для

 

 

 

 

 

Z50

 

 

лицевой

кладки

фасадов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Допускается

использовать

 

 

 

 

 

 

 

 

их для

внутренней

обли­

 

 

 

 

 

 

 

 

цовки лестничных

клеток,

 

 

 

 

 

 

 

 

цоколей

складов,

заводс­

 

 

 

 

 

 

 

 

ких

цехов, столовых и дру­

 

 

 

 

 

 

 

 

гих

нежилых

помещений.

 

 

 

 

 

 

У

Д в у х с л о й н ы й

 

 

 

 

 

 

л и ц е в о й

к и р п и ч .

 

 

 

 

 

 

Основным

сырьем

для

их

 

 

 

 

 

 

производства

служит

 

лег­

 

 

 

 

 

 

 

 

коплавкая

кирпичная

гли­

 

 

 

 

 

 

 

 

на,

поверх

которой

 

нак­

 

 

 

 

 

 

 

 

ладывают тонкий слой свет-

 

 

 

 

 

 

 

 

ложгущихся

глин. Обычно

 

 

 

 

 

 

 

 

эти

глины окрашены мине­

 

 

 

 

 

 

 

 

ральными пигментами. Тол­

 

 

 

 

 

 

 

 

щина слоя

на кирпиче дос­

 

 

 

 

 

 

 

 

тигает 3—6 мм. Расход бе­

 

 

 

 

 

 

7

ложгущихся

глин

состав-

 

 

 

 

 

 

 

 

ляет

3—6%

от основного

 

 

 

 

 

 

 

 

сырья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот кирпич можно при­

 

 

 

 

 

 

 

 

менять

не только для обли­

 

 

 

 

 

 

 

 

цовки фасадов зданий,

но

 

 

 

 

 

 

 

 

и для внутренней

облицов­

 

 

 

 

 

 

 

 

ки лестничных клеток,

то­

 

 

 

 

 

 

 

 

рговых

помещений, комнат

 

 

 

 

 

 

 

 

отдыха,

учебных

классов

 

 

 

 

 

 

 

 

в школах и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

обеспечения

проч­

 

 

 

 

 

 

 

 

ного прилипания

и

моно­

 

 

 

 

 

 

 

 

литности

кирпича

после

 

Рис. 32. Типы профильных кирпичей:

обжига необходимо соблюс­

а — с протяжением профиля

по высоте

кирпича

ти одинаковую усадку в де­

(стоячий): б — с протяжением профиля по толщине

коративном

слое

и

основ­

кирпича (лежащий); в

для

подоконных

сливов;

е

— угловой с п р о т я ж е н и е м

профиля по

толщине;

ной массе. В указанных це­

/

— в ы к р у ж к а с полочкой;

2 — гусек;

3 — каблу ­

лях

предварительно

урав­

 

чок;

4 — полувал;

5

— четвертый

вал

 

 

 

 

 

 

 

 

нивают

усадку путем

под­

бора глин

основного

 

и

декоративного

слоев.

 

 

 

 

 

 

 

Формование двухслойного кирпича происходит при одновремен­ ной подаче двух пластичных масс в переходную головку с формующей

78


рамкой, где они соединяются в один общий брус. В результате полу­ чается кирпич-сырец правильной формы.

Сушку и обжиг его осуществляют так же, как и обычного строитель­ ного кирпича. Технические условия на этот кирпич те же, что и для

лицевого.

 

А н г о б и р о в а н н ы й

к и р п и ч . Способ получения анго-

бированных (окрашенных) изделий, известный с древних времен, в настоящее время не потерял значения.

Ангобы представляют собой

краски, приготовленные из обогащен­

ных глин, получивших при обжиге красивый цвет, или из белых глин

с введением в них минеральных

пигментов из глин и руд: железа, мар­

ганца, меди, хрома и пр.

 

Для лучшего спекания ангобы добавляют полевой шпат,

бой

стекла и другие компоненты. Для сокращения усадки вводятся

песча­

ные добавки или шамот из тех же глин, которые используются для ангобы.

В 1936 г. в лаборатории строительных материалов Московского архитектурного института автором настоящей главы при консультации академика Е. И. Орлова была восстановлена рецептура некоторых ан­ гобов.

Ангобы готовят путем тонкого помола всех компонентов, входящих в их состав. Покрывать ангобой кирпич-сырец можно непосредственно при выходе глиняного бруса из мундштука ленточного пресса или же после сушки кирпича. Покрывают методами пульверизации и полива обычно две смежные поверхности кирпича — ложковую и тычковую.

По составу ангобы можно разделить на глинопесчаные, флюсовые и античные лаки. Глинопесчаные ангобы применяют как промежуточ­ ный слой между основным черепком изделия и последующим глазур­ ным покровом. Обычно они состоят из глины и песка, иногда добавляют мел или известняк, а для цветных ангоб пигменты.

Глинопесчаные ангобы используют главным образом в гончарном производстве — большей частью для росписи или сплошного покрытия посуды с последующей ее глазуровкой.

Флюсовые ангобы, помимо глины и кварцевого песка (шамота), со­ держат в своем составе материалы, способствующие спеканию и уплот­ нению или даже оплавлению. Этот вид ангоб применяют для получения плотной водонепроницаемой поверхности с мягкой полуматовой фак­ турой или для промежуточного слоя между черенком и глазурью.

Флюсовые ангобы иногда наносят без дополнительной глазуровки изделий. В этом случае они образуют плотный склеивающийся покров с разной степенью блеска.

Для ангобирования изделий, обжигаемых при высокой темпера­ туре, основными флюсующими материалами являются полевой шпат, мел или известняк и доломит. Для понижения температуры спекания вводят более сильные плавки в виде боя оконного стекла. Используется этот вид ангобов для покрытия терракотовых изделий и кирпича.

Античные лаки. Наименование лаки, или люстры, присвоено тем тонким блестящим и полуматовым флюсным ангобам черного и красно­ го цветов, которые широко применялись еще в Древней Греции и Риме

79


для росписи или сплошного покрытия керамических изделий из цвет­ ной отмученной глины (главным образом для вазовой живописи).

В современной архитектурной керамике флюсовые ангобы типа ан­ тичных лаков применяют в монументальной сюжетной и орнаменталь­ ной росписи.

Для покрытия поверхностей кирпича слой ангобы должен хорошо спечься с основной массой материала. Достаточно высокая прочность ангобов исключает образование трещин, вздутий и других видимых де­ фектов. В целом к ангобированному кирпичу предъявляют те же тре­ бования, что и к лицевому.

К и р п и ч , о ф а к т у р е н н ы й

с у х о й

м и н е р а л ь ­

н о й к р о ш к о й . Лицевая сторона кирпича может

иметь крупно-

или мелкозернистую фактуру

в зависимости от размера

и цвета ми­

неральной крошки.

 

 

 

 

Офактуривают глиняный

брус торкретированием

под давлением

в месте выхода бруса из мундштука пресса. В качестве

минеральной

крошки для офактуривания рекомендуется

применять

зависимости

от местных условий и архитектурных требований) крупнозернистый кварцевый песок, отходы огнеупорного кирпича, фарфора и фаянса,

различные топочные шлаки, некоторые естественные

горные

породы.

 

 

 

К и р п и ч л и ц е в о й

г л а з у р о в а н н ы й

изготовляют,

покрывая его поверхность ангобой для придания ему необходимого

цвета, а выше слоя ангобы — прозрачной глазурью. Кирпич

может

покрываться также одной глухой глазурью.

 

Глазури. Глазурь — это тонкий слой стекла толщиной от

0,1 до

0,3 мм, образующийся на поверхности керамических изделий.

 

Глазурь предохраняет изделие от загрязнения, от действия

кислот

и щелочей, делает их водонепроницаемыми. Одновременно глазурь превосходно служит для декоративных целей.

По химической природе глазури представляют собой щелочные, щелочно-цементные, свинцовые и другие алюмосиликатные и алюмоборосиликатные стекла. Строение глазури схоже со строением стекла.

Глазури бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные и окрашенные. Прозрачные глазури не скрывают цвета и фактуры изделия, тогда как глухая глазурь не просвечивает. При нагревании глазури постепенно размягчаются.

Окрашивают глазури путем введения в состав окислов или солей, которые при сплавлении растворяются, образуя цветные силикаты, или же путем прибавления к глазури огнеупорных красящих веществ, которые, не растворяясь, распределяются равномерно в массе глазури и передают ей свой цвет. Так, белую глазурь получают путем введения двуокиси олова, окиси сурьмы и др.

Для изготовления глухих (непрозрачных) глазурей вводят 5—6% двуокиси олова. Введенная в глазурь окись кобальта в количестве 2—3% дает синюю окраску; окись хрома (4%) придает глазури зеле­

ную окраску; окись железа (до 6%) дает

желтый, красный и коричне­

вый

тона; окись марганца (до 10%)

коричневый, фиолетовый

и т.

д.

 

80