Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Пункты переработки среднетоннажных контейнеров

Для переработки универсальных контейнеров массой брутто 3 и 5 т на грузовых дворах железнодорожных станций оборудуются к о н ­ т е й н е р н ы е п у н к т ы (площадки), имеющие соответствующие перегрузочные и складские устройства.

В зависимости от объема погрузки, выгрузки и сортировки кон­ тейнеров пункты подразделяют на: большие — со среднесуточной

обработкой более 50 вагонов с контейнерами;

средние — от 10 до 50

и малые — менее 10 вагонов (условных двухосных).

На контейнерных пунктах выполняются:

погрузка, выгрузка,

сортировка, технический осмотр и текущий

ремонт контейнеров;

кратковременное хранение контейнеров, принятых к отправлению или выгруженных с платформ, а также установленных под накоп­ ление по станциям назначения; оформление грузовых документов

ивыполнение коммерческих операций, связанных с перевозками и экспедиционным обслуживанием.

Контейнерные пункты должны иметь: складские площади, перегру­ зочные железнодорожные пути, автодороги, грузоподъемные машины

инеобходимые устройства для их технического обслуживания, мастер­ ские для текущего ремонта и окраски контейнеров, громкоговорящую связь, будки приемосдатчиков, служебные и бытовые помещения.

Для лучшего использования средств механизации на контейнер­ ных площадках опорных станций I, II и III категорий рекомендуется

выполнять операции по погрузке и выгрузке тяжеловесных грузов и лесоматериалов.

На рис. 151 приведена схема типового контейнерного пункта.

189


Контейнеры на площадке устанавливают преимущественно повагонными комплектами. Между комплектами контейнеров оставляют проходы шириной 0,6—0,7 м для приемосдатчиков и строполыциков.

При расстановке контейнеров на площадке соблюдают установлен­ ный габарит приближения к железнодорожным и подкрановым путям. Расстояние между контейнерами, установленными на площадке, и бровкой автодороги должно быть не менее 0,5 м.

При оборудовании площадок мостовыми кранами рекомендуется между контейнерами через каждые 21—25 м устраивать поперечные заезды шириной 4—5 м. При оснащении площадки стреловыми крана­ ми на железнодорожном ходу такие заезды должны быть через каж­ дые 35—40 м.

Контейнерные площадки делятся на специализированные участки по отправлению и прибытию. Для обеспечения максимального коли­ чества сдвоенных операций специализированные участки целесообраз­ но размещать параллельно фронту погрузочно-разгрузочных работ. При этом участок, расположенный ближе к железнодорожному пути, предназначен для установки отправляемых контейнеров, а участок со стороны автоподъезда — для установки прибывающих контейнеров. На крупных контейнерных пунктах у ч а с т к и по п р и б ы т и ю специализируют по районам города, иногда с выделением некоторых грузополучателей.

У ч а с т к и п о о т п р а в л е н и ю делят на секции по станциям назначения (с учетом их географического расположения) и по направ­ лениям в соответствии с установленным для данной контейнерной пло­ щадки планом формирования платформ с контейнерами. Размер сек­ ции определяется количеством отправляемых контейнеров.

При недостаточных размерах контейнерной площадки и малом потоке контейнеров на отдельные направления может быть примене­ на скользящая специализация, позволяющая менять присвоенное сек­ ции направление в соответствии с календарным планом завоза грузов.

Каждый кран, работающий на площадке, прикрепляется для обслу­ живания одного или двух направлений. Таким образом, районы рабо­ ты кранов строго ограничены, благодаря чему при обработке контей­ неров они не мешают друг другу. Между участками по направлениям предусматривают промежуточные площадки, предназначенные для установки контейнеров, переходящих на другое направление.

Схема контейнерной площадки должна обеспечивать быструю пода­ чу платформ или полувагонов с наименьшим объемом маневровой ра­ боты, а также удобные заезды автотранспорта при завозе и вывозе контейнеров. У въезда на контейнерную площадку вывешивают ука­ затели порядка завоза, вывоза контейнеров, специализации площадки.

Верхнее покрытие контейнерных площадок может быть асфальто­ бетонным, асфальтовым. Наиболее эффективным является асфальто­ бетонное покрытие. Продольный уклон площадки допускается не ме­ нее 0,4°/00 и не более 6°/00. По бокам площадки устраивают дренажные канавы для отвода дождевых и талых вод и придают ей уклон от сере­ дины к краям при асфальтобетонном покрытии 2°/00. Железнодорож­ ные пути располагают по одну сторону площадки. В отдельных слу­

190


чаях они могут быть расположены по обе стороны площадки (на сорти­ ровочных контейнерных площадках).

Техническое оснащение контейнерных пунктов в значительной сте­ пени определяется производительностью применяемых средств меха­ низации.

В табл. 33 приведена расчетная производительность кранов раз­ личных типов.

Т а б л и ц а 33

Производительность кранов при средней дальности их перемещения за один цикл 7,5 м

Типы кранов

Производительность,

к о н т е й н е р о - о п е р а ц и и / ч

 

Стреловые краны на железнодорожном ходу грузо­

подъемностью 6 т

.....................................................................

56

Козловые двухконсольные

пролетом 11,3—16 м . .

62

Мостовые краны пролетом

17—22 м ...........................

66

На крупных контейнерных площадках с переработкой 100 и более вагонов в сутки целесообразно устанавливать мостовые краны гру­ зоподъемностью Ю т .

Контейнерные площадки с одним погрузочным путем в зависимо­ сти от размеров грузооборота могут оборудоваться мостовыми кра­ нами пролетом 17, 20, 23, 26 м, а с двумя путями (при большом объеме сортировочных операций) — мостовыми кранами пролетом 26 и 29 м.

Эстакады для таких кранов сооружаются из сборного железобе­

тона.

 

 

 

 

 

и двумя

погру­

Характеристика контейнерных площадок с одним

зочными путями (рис. 152),

оборудованных мостовыми кранами,

при­

ведена в табл. 34.

В числителе — данные для одного пути, в знамена­

теле — для двух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

 

34

Характеристика контейнерных площадок,

 

 

 

 

 

 

оборудованных мостовыми кранами

 

 

 

 

 

 

Среднесуточная переработка контейнеров, уел. ваг.

 

 

 

10

15

30

 

45

 

75

 

115

Пролет крана, м . .

17—23

17—23

17-23

17—23

120—26

23—26

26

26

26

26;

29

26;

29

26;

29

 

Длина площадки, м .

75—45

110—65

220—130

320—185

460—300

500—400

50

73

146

215—160

425—325

575—430

 

Число кранов, ед. . .

1

2—1

3—2

4—3

6—5

7 - 8

1

3

7 - 6

11—8

Ориентировочные ка-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

питаловложения,

36—27

55—35,5

99—68

139—96

209—196

242—225

тыс. руб...................

34,2

65

87

121—96

224—186

316—246

 

191


Схема расстановки контейнеров, расположения автодороги и по­ грузочного пути на площадках, оборудованных козловыми кранами грузоподъемностью 5—6 т и пролетом 11,3 и 16 м, показана на рис. 153.

Характеристика площадок, оборудованных двухконсольными коз­ ловыми кранами пролетом 11,3 и 16 м при одном погрузочном пути, приведена в табл. 35.

Кроме кранов перечисленных типов, на крупных контейнерных пунктах в качестве вспомогательных средств применяют автопогруз­ чики, оборудованные безблочной стрелой.

Е м к о с т ь к о н т е й н е р н ы х п л о щ а д о к должна быть достаточной при коэффициенте сгущения погрузки-разгрузки, равном 1,3—1,5, с учетом, что в промежуточном хранении нуждается не свы­ ше 80% контейнеров местного потока (20% контейнеров перегружает­ ся непосредственно из автомобилей в вагоны и обратно) и 40% тран­ зитного потока.

Рис. 152. Схемы типовых контейнерных площадок, оборудованных мостовыми крапами:

а —■с одним погрузочным путем; 6 — с двумя погрузочными путями

192

Рис. 153. Схема типовой контейнерной площадки, оборудованной козловым кра­ ном грузоподъемностью 5 т

Расчетный срок хранения контейнеров на площадке принят по от­ правлению одни сутки и по прибытию 1,5 суток.

Для транзитных контейнеров, устанавливаемых на площадках под накопление по назначению плана формирования, срок хранения не установлен.

Размеры и емкость площадки должны соответствовать объему пе­ реработки контейнеров, их типоразмерами, применяемым средствам механизации и т. д.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

35

Характеристика контейнерных площадок,

 

 

оборудованных козловыми кранами

 

 

 

пролетом 11,3 (числитель) и 16 м (знаменатель)

 

 

 

Среднесуточная переработка

контейнеров,

Показатели

 

 

уел.

ваг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

15

30

45

75

115

Длина площадки, м

55

82

165

240

460

 

55

110

160

320

430

 

Число кранов, ед

1

2

3

4

8

 

 

1

X

X

X

10

 

 

Ориентировочные капиталовложения,

24

40

65

88

170

_

тыс. руб................................................

29

53

77

151

232

 

7 Зак. 574

193


 

Емкость площадки определяется по формуле

 

 

Ек = а [ср/Со^о + <PiKb^e + ОЩКо +

-/Чв)/р1

контейнеро-мест,

где

а — коэффициент сгущения

подачи

вагонов под погруз­

 

ку (сортировку) с учетом имеющейся неравномерно­

 

сти в работе при заданном грузообороте. При средне­

 

суточной погрузке до десяти вагонов а = 2; свыше

 

десяти вагонов а — 1,3;

 

 

 

 

 

 

<р — коэффициент,

учитывающий

уменьшение

емкости

 

площадки за счет непосредственной перегрузки кон­

 

тейнеров с автомобилей на железнодорожные плат­

 

формы (примерно равен 0,9);

 

 

 

 

 

Фх — коэффициент,

учитывающий

уменьшение

емкости

 

площадки за счет непосредственной перегрузки кон­

 

тейнеров

с платформ

на

автомобили;

примерно

 

равен

0,85;

 

 

 

 

 

 

 

 

К0, Кв — соответственно

среднесуточная погрузка и выгрузка

 

местных

контейнеров (в

3-тонном

исчислении);

 

 

t0, t-в— расчетные сроки хранения контейнеров соответствен­

 

но

до

погрузки

(одни

сутки) и

после

выгрузки

 

(1,5

суток);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tp — расчетный

срок

нахождения

в ремонте неисправных

 

контейнеров (одни сутки);

 

дополнительную

ем­

 

0,03 — коэффициент,

учитывающий

 

кость площадки для установки неисправных контей­

 

неров, требующих ремонта.

 

 

 

 

К о н т е й н е р о - м е с т о м

принято

называть площадь,

по­

требную для размещения одного контейнера массой брутто 3 т.

 

Подставив в формулу значения входящих в нее величин, получим,

что для

контейнерных

площадок,

где

Ко =

Кв, емкость площадки

должна

исчисляться

при

среднесуточной

погрузке

контейнеров

до

10 уел. ваг. по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ек =

4,2/Со контейнеро-мест

 

 

 

и свыше 10 уел. ваг. по формуле

Ек = 3,15/Со контейнеро-мест.

Емкость контейнерных площадок в зависимости от объема средне­ суточной погрузки контейнеров:

Среднесуточная

Емкость

Среднесуточная

Емкость

погрузка

контейнерной

погрузка

контейнерной

контейнеров,

площадки,

контейнеров,

площадки,

уел. ваг.

контейнеро-мест

уел,, ваг.

контейнеро-мест

3

90

100

2205

10

295

125

2760

25

555

150

3310

50

1105

175

3860

75

1660

200

4410

194