Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 181. Застройка гру­ за с гладкой поверх­ ностью
228

5. Техника безопасности

На складах тяжеловесных грузов необходимо соблюдать следую­ щие требования техники безопасности.

Прежде чем начать подъем тяжеловесного груза, масса которого близка грузоподъемности крана или автопогрузчика, его отрывают от земли на несколько сантиметров, убеждаются в устойчивости крана (автопогрузчика), исправности тормозов и лишь после этого продол­ жают подъем. Запрещается подтягивание груза краном или захват груза при косом натяжении грузового каната.

При управлении краном крановщик руководствуется указаниями стропольщика, обмениваясь с ним сигналами в соответствии с инструк­ цией.

Для перемещения груза краном его поднимают на высоту не менее 0,5 м над встречающимися предметами. Скорость передвижения крана без груза не должна превышать 10 км/ч, с грузом — 5 км/ч.

Стропы накладывают на поднимаемый груз равномерно, без узлов и перекручиваний. Чтобы стропы не перетирались на острых углах поднимаемого груза, под них ставят подкладки.

При кантовании подвешенного на крюк груза строполыцик обязан пользоваться багром. Строп снимают с крюка крана только тогда, когда груз устойчиво помещен на предназначенное место. На кран или автопогрузчик разрешается навешивать только исправные и ис­ пытанные грузозахватные приспособления, имеющие клейма или бир­ ки о допускаемой грузоподъемности.

Правилами безопасной эксплуатации на всех стреловых, козло­ вых кранах крюки грузозахватных приспособлений оборудуются за­ мыкающими устройствами.

Для застропки длинномерных грузов с гладкой поверхностью (трубы, вала прокатных станов и др.) необходимо обеспечить хорошую затяжку стропов и против скольжения применять деревянные про­ кладки (рис. 181).

Во избежание несчастных случаев правилами Госгортехнадзора предусмотрен ряд требований к стальным канатам (тросам), применяе­ мым в качестве грузовых, стреловых, несу­

щих и палочных.

Если полученный канат не имеет серти­ фиката завода-изготовителя, он должен быть испытан. На основе испытания устанавли­ вают грузоподъемность каната.

Износ стального каната характеризуется главным образом числом перегибов, которые он выдерживает до разрушения.

К траверсе, захватному органу, барабану канат следует крепить таким способом, чтобы исключалась возможность его перетирания. На рис. 182, в показан рекомендуемый спо­ соб крепления каната заплеткой. В данном случае конец каната обводится вокруг коуша


Рис. 182. Схема сращивания концов канатов:

а, 0 — зажимами; в — заплеткой; / — канат; 2 — коуш; 3 — зажимы

и заплетается на длине, равной не менее чем 15 диаметрам каната, но не короче 300 мм.

Количество пробивок каната прядями при заплетке должно быть

не менее указанного в табл.

40.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 40

 

 

Минимальное количество

пробивок каната прядями

 

 

 

при заплетке

 

 

 

 

 

Число пробивок, не менее

Диаметр каната, мм

 

прядью

Половинным числом прядей

 

 

Каждой

или всеми прядями

 

 

 

 

 

половинного сечения

От

До

15

3

 

1

15 до 28

4

 

1

»

28

» 60

5

 

1

Широкое распространение получили U- и Г-образные зажимы (рис. 182, а и б). Расстояние между зажимами и длину свободного конца каната после последнего зажима принимают равными не менее шести диаметрам каната. Гайки на зажимах следует затягивать рав­ номерно, при этом канат должен подвергаться предварительному на­ тяжению.

В процессе эксплуатации необходимо следить за степенью затяжки зажимов и состоянием каната под ними. Для этого следует состояние зажимов проверять через 10 дней, а каната на месте сращивания — через 3 месяца путем снятия зажимов.

229



При подъеме груза стропами в конструкции и ветвях стропа воз­ никают усилия (рис. 183). Масса груза Р при равномерном распреде­ лении между ветвями стропа вызывает в каждой из них разрывающее усилие N, равное

c°s T

где ------ угол отклонения ветви от вертикали, равный половине угла

между ветвями.

В конструкции стропа возникают одновременно сжимающие уси­ лия Т, равные

Г = — tg — кГ.

2 2

Из уравнений видно, что при подъеме конструкций одной массы усилия, возникающие в конструкции и ветвях стропа, будут изме­ няться в зависимости от угла между ветвями — чем больше угол, тем больше усилия.

По правилам Госгортехнадзора стропы рассчитываются на работу под углом а = 90°. Грузоподъемность стропа при этом угле считается номинальной и указывается в паспорте. При уменьшении угла а до

60° грузоподъемность увеличивается примерно

на V4 номинальной

и при увеличении угла а до 120° уменьшается на

х/3. Сжимающие уси­

лия при а = 90° = 0,5 Р) создают опасность разрушения конструк­ ции при попытке ее подъема стропом. Эта опасность особенно велика при подъеме больших тонкостенных изделий (санитарно-технические кабины, арматурные каркасы и др.). Для того чтобы уменьшить сжи­ мающее усилие до безопасных пределов, необходимо соответственно уменьшить угол а, что достигается з а м е н о й с т р о п а т р а ­ в е р с о й .

Рис 183. Схема нагрузки канатных стропов в момент подъема груза

230

При эксплуатации ц е п н ы х с т р о п о в необходимо соблюдать следующие основные требования.

При выборе цепей для работы с теми или иными грузами следует учитывать не только их диаметр, но и угол наклона между стропами. При величине угла между стропами 120° две цепи выдерживают та­ кую же нагрузку, как и одна такого же диаметра, расположенная вер­ тикально. Безопасная нагрузка (в Т) для цепи определяется как 18 d2, гдес!— диаметр прута, из которого изготовлены звенья цепи. Величина нагрузки на стропы в зависимости от диаметра цепного прута и угла между цепями приведена в табл. 41.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 41

 

 

 

Нагрузка

на цепные стропы

 

 

 

 

Безопасная нагрузка (Т ) на

 

 

 

Диаметр

 

 

 

 

 

 

Предель­

Разрыв­

стропы

стропы из двух цепей,

расположенных

ная на­

прута,

ное уси­

 

 

под углом

 

 

грузка,

мм

из одной

 

 

 

 

 

Т

лие, Т

 

цепи

30°

60°

90°

120°

 

 

 

 

 

 

6,3

1,10

2,25

2,15

1,90

1,55

1,10

2,50

4,70

8,5

2,50

5,05

4,85

4,35

3,55

2,50

5,60

10,50

12,7

4,50

9,00

8,65

7,75

6,35

4,50

10,00

18,75

15,9

7,00

14,05

13,55

12,15

9,90

7,00

15,60

29,25

19,0

10,10

20,25

19,55

17,50

14,30

10,10

22,50

42,20

22,2

13,75

27,55

26,60

23,85

19,45

13,75

30,60

57,40

Если стропы выполнены из четырех цепей, нагрузку по отношению к стропам из двух цепей можно удваивать только до диаметра цепи 19,0 мм. Относительное удлинение стропов во всех случаях не долж­ но превышать 10% от первоначальной длины.

Для предотвращения травматизма при производстве погрузочноразгрузочных работ с тяжеловесными грузами следует окрашивать: траверсы балочные, автоматические захваты —чередующимися полоса­ ми красного и белого цветов под углом 45°; нижний пояс решетчатой траверсы — чередующимися полосами красного и белого цветов под углом 45°, а верхний пояс, стойки, раскосы и т. д. — красным цветом; элементы грузозахватных приспособлений (крюки, серьги, кольца, блоки и т. п.) — красным цветом.

Погрузка и выгрузка тяжеловесных грузов (массой свыше 500 кг) вручную, как правило, не разрешается. В исключительных случаях допускается выполнение таких работ под руководством опытных мас­ теров с применением исправных такелажных приспособлений (лебе­ док, домкратов, талей, канатов, цепей, роликовых катков и др.).

Длинномерные балки, рельсы, швеллеры, листы сдвигают к краю платформы и спускают по металлическим или деревянным накатам на землю только при помощи ломов. Особую осторожность необходимо соблюдать при выгрузке труб.

Круглые предметы с узкой поверхностью (бандажи, диски, зубча­ тые колеса и др.) перемещают плашмя по уложенным слегам или на тележках. Перекатывать эти неустойчивые грузы опасно.

231


Г л а в а X

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ И СКЛАДЫ

1. Характеристика лесоматериалов и способы их хранения

Л е с о м а т е р и а л ы подразделяются на круглый лес

и пило­

материалы (доски, брусья, шпалы).

 

К р у г л ы й л е с может быть длинномерным (бревна длиной 4 м

и более) и короткомерным — баланс, рудничная стойка,

пропсы,

дрова и т. д. (длиной 1—4 м). Лесоматериалы перевозят по железным дорогам преимущественно в полувагонах, на платформах и частично в крытых вагонах. При погрузке их укладывают штабелями встык вдоль подвижного состава: на четырехосных платформах и в полува­

гонах. Лесоматериалы длиной

5—6,5 м располагают

в два штабе­

ля; длиной

4—4,5 м — в три

штабеля; длиной 3 м — в четыре

штабеля.

 

 

 

 

На складах лесоматериалы хранят также штабелями.

 

Для круглого

леса применяют четыре основных типа штабелей:

к л е т о ч н ы е ,

р я д о в ы е

б е з п р о к л а д о к

(плотные),

р я д о в ы е

с

п р о к л а д к а м и и п а к е т н ы е

(рис. 184).

В клеточном штабеле бревна укладывают перпендикулярными ря­ дами. Такие штабеля применяются обычно лишь по концам рядовых беспрокладочных и пачковых штабелей.

Рис. 184. Способы укладки круглого леса в штабеля:

а — прямая кладка; б — пачками

232