Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 4
5. Техника безопасности
На складах тяжеловесных грузов необходимо соблюдать следую щие требования техники безопасности.
Прежде чем начать подъем тяжеловесного груза, масса которого близка грузоподъемности крана или автопогрузчика, его отрывают от земли на несколько сантиметров, убеждаются в устойчивости крана (автопогрузчика), исправности тормозов и лишь после этого продол жают подъем. Запрещается подтягивание груза краном или захват груза при косом натяжении грузового каната.
При управлении краном крановщик руководствуется указаниями стропольщика, обмениваясь с ним сигналами в соответствии с инструк цией.
Для перемещения груза краном его поднимают на высоту не менее 0,5 м над встречающимися предметами. Скорость передвижения крана без груза не должна превышать 10 км/ч, с грузом — 5 км/ч.
Стропы накладывают на поднимаемый груз равномерно, без узлов и перекручиваний. Чтобы стропы не перетирались на острых углах поднимаемого груза, под них ставят подкладки.
При кантовании подвешенного на крюк груза строполыцик обязан пользоваться багром. Строп снимают с крюка крана только тогда, когда груз устойчиво помещен на предназначенное место. На кран или автопогрузчик разрешается навешивать только исправные и ис пытанные грузозахватные приспособления, имеющие клейма или бир ки о допускаемой грузоподъемности.
Правилами безопасной эксплуатации на всех стреловых, козло вых кранах крюки грузозахватных приспособлений оборудуются за мыкающими устройствами.
Для застропки длинномерных грузов с гладкой поверхностью (трубы, вала прокатных станов и др.) необходимо обеспечить хорошую затяжку стропов и против скольжения применять деревянные про кладки (рис. 181).
Во избежание несчастных случаев правилами Госгортехнадзора предусмотрен ряд требований к стальным канатам (тросам), применяе мым в качестве грузовых, стреловых, несу
щих и палочных.
Если полученный канат не имеет серти фиката завода-изготовителя, он должен быть испытан. На основе испытания устанавли вают грузоподъемность каната.
Износ стального каната характеризуется главным образом числом перегибов, которые он выдерживает до разрушения.
К траверсе, захватному органу, барабану канат следует крепить таким способом, чтобы исключалась возможность его перетирания. На рис. 182, в показан рекомендуемый спо соб крепления каната заплеткой. В данном случае конец каната обводится вокруг коуша
Рис. 182. Схема сращивания концов канатов:
а, 0 — зажимами; в — заплеткой; / — канат; 2 — коуш; 3 — зажимы
и заплетается на длине, равной не менее чем 15 диаметрам каната, но не короче 300 мм.
Количество пробивок каната прядями при заплетке должно быть
не менее указанного в табл. |
40. |
|
|
||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 40 |
|
|
Минимальное количество |
пробивок каната прядями |
||
|
|
|
при заплетке |
|
|
|
|
|
|
Число пробивок, не менее |
|
Диаметр каната, мм |
|
прядью |
Половинным числом прядей |
||
|
|
Каждой |
или всеми прядями |
||
|
|
|
|
|
половинного сечения |
От |
До |
15 |
3 |
|
1 |
15 до 28 |
4 |
|
1 |
||
» |
28 |
» 60 |
5 |
|
1 |
Широкое распространение получили U- и Г-образные зажимы (рис. 182, а и б). Расстояние между зажимами и длину свободного конца каната после последнего зажима принимают равными не менее шести диаметрам каната. Гайки на зажимах следует затягивать рав номерно, при этом канат должен подвергаться предварительному на тяжению.
В процессе эксплуатации необходимо следить за степенью затяжки зажимов и состоянием каната под ними. Для этого следует состояние зажимов проверять через 10 дней, а каната на месте сращивания — через 3 месяца путем снятия зажимов.
229
При подъеме груза стропами в конструкции и ветвях стропа воз никают усилия (рис. 183). Масса груза Р при равномерном распреде лении между ветвями стропа вызывает в каждой из них разрывающее усилие N, равное
c°s T
где ------ угол отклонения ветви от вертикали, равный половине угла
между ветвями.
В конструкции стропа возникают одновременно сжимающие уси лия Т, равные
Г = — tg — кГ.
2 2
Из уравнений видно, что при подъеме конструкций одной массы усилия, возникающие в конструкции и ветвях стропа, будут изме няться в зависимости от угла между ветвями — чем больше угол, тем больше усилия.
По правилам Госгортехнадзора стропы рассчитываются на работу под углом а = 90°. Грузоподъемность стропа при этом угле считается номинальной и указывается в паспорте. При уменьшении угла а до
60° грузоподъемность увеличивается примерно |
на V4 номинальной |
и при увеличении угла а до 120° уменьшается на |
х/3. Сжимающие уси |
лия при а = 90° (Т = 0,5 Р) создают опасность разрушения конструк ции при попытке ее подъема стропом. Эта опасность особенно велика при подъеме больших тонкостенных изделий (санитарно-технические кабины, арматурные каркасы и др.). Для того чтобы уменьшить сжи мающее усилие до безопасных пределов, необходимо соответственно уменьшить угол а, что достигается з а м е н о й с т р о п а т р а в е р с о й .
Рис 183. Схема нагрузки канатных стропов в момент подъема груза
230
При эксплуатации ц е п н ы х с т р о п о в необходимо соблюдать следующие основные требования.
При выборе цепей для работы с теми или иными грузами следует учитывать не только их диаметр, но и угол наклона между стропами. При величине угла между стропами 120° две цепи выдерживают та кую же нагрузку, как и одна такого же диаметра, расположенная вер тикально. Безопасная нагрузка (в Т) для цепи определяется как 18 d2, гдес!— диаметр прута, из которого изготовлены звенья цепи. Величина нагрузки на стропы в зависимости от диаметра цепного прута и угла между цепями приведена в табл. 41.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 41 |
||
|
|
|
Нагрузка |
на цепные стропы |
|
|
|||
|
|
Безопасная нагрузка (Т ) на |
|
|
|
||||
Диаметр |
|
|
|
|
|
|
Предель |
Разрыв |
|
стропы |
стропы из двух цепей, |
расположенных |
ная на |
||||||
прута, |
ное уси |
||||||||
|
|
под углом |
|
|
грузка, |
||||
мм |
из одной |
|
|
|
|
|
Т |
лие, Т |
|
|
цепи |
0° |
30° |
60° |
90° |
120° |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
6,3 |
1,10 |
2,25 |
2,15 |
1,90 |
1,55 |
1,10 |
2,50 |
4,70 |
|
8,5 |
2,50 |
5,05 |
4,85 |
4,35 |
3,55 |
2,50 |
5,60 |
10,50 |
|
12,7 |
4,50 |
9,00 |
8,65 |
7,75 |
6,35 |
4,50 |
10,00 |
18,75 |
|
15,9 |
7,00 |
14,05 |
13,55 |
12,15 |
9,90 |
7,00 |
15,60 |
29,25 |
|
19,0 |
10,10 |
20,25 |
19,55 |
17,50 |
14,30 |
10,10 |
22,50 |
42,20 |
|
22,2 |
13,75 |
27,55 |
26,60 |
23,85 |
19,45 |
13,75 |
30,60 |
57,40 |
Если стропы выполнены из четырех цепей, нагрузку по отношению к стропам из двух цепей можно удваивать только до диаметра цепи 19,0 мм. Относительное удлинение стропов во всех случаях не долж но превышать 10% от первоначальной длины.
Для предотвращения травматизма при производстве погрузочноразгрузочных работ с тяжеловесными грузами следует окрашивать: траверсы балочные, автоматические захваты —чередующимися полоса ми красного и белого цветов под углом 45°; нижний пояс решетчатой траверсы — чередующимися полосами красного и белого цветов под углом 45°, а верхний пояс, стойки, раскосы и т. д. — красным цветом; элементы грузозахватных приспособлений (крюки, серьги, кольца, блоки и т. п.) — красным цветом.
Погрузка и выгрузка тяжеловесных грузов (массой свыше 500 кг) вручную, как правило, не разрешается. В исключительных случаях допускается выполнение таких работ под руководством опытных мас теров с применением исправных такелажных приспособлений (лебе док, домкратов, талей, канатов, цепей, роликовых катков и др.).
Длинномерные балки, рельсы, швеллеры, листы сдвигают к краю платформы и спускают по металлическим или деревянным накатам на землю только при помощи ломов. Особую осторожность необходимо соблюдать при выгрузке труб.
Круглые предметы с узкой поверхностью (бандажи, диски, зубча тые колеса и др.) перемещают плашмя по уложенным слегам или на тележках. Перекатывать эти неустойчивые грузы опасно.
231
Г л а в а X
КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ И СКЛАДЫ
1. Характеристика лесоматериалов и способы их хранения
Л е с о м а т е р и а л ы подразделяются на круглый лес |
и пило |
материалы (доски, брусья, шпалы). |
|
К р у г л ы й л е с может быть длинномерным (бревна длиной 4 м |
|
и более) и короткомерным — баланс, рудничная стойка, |
пропсы, |
дрова и т. д. (длиной 1—4 м). Лесоматериалы перевозят по железным дорогам преимущественно в полувагонах, на платформах и частично в крытых вагонах. При погрузке их укладывают штабелями встык вдоль подвижного состава: на четырехосных платформах и в полува
гонах. Лесоматериалы длиной |
5—6,5 м располагают |
в два штабе |
||
ля; длиной |
4—4,5 м — в три |
штабеля; длиной 3 м — в четыре |
||
штабеля. |
|
|
|
|
На складах лесоматериалы хранят также штабелями. |
|
|||
Для круглого |
леса применяют четыре основных типа штабелей: |
|||
к л е т о ч н ы е , |
р я д о в ы е |
б е з п р о к л а д о к |
(плотные), |
|
р я д о в ы е |
с |
п р о к л а д к а м и и п а к е т н ы е |
(рис. 184). |
В клеточном штабеле бревна укладывают перпендикулярными ря дами. Такие штабеля применяются обычно лишь по концам рядовых беспрокладочных и пачковых штабелей.
Рис. 184. Способы укладки круглого леса в штабеля:
а — прямая кладка; б — пачками
232