Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наибольшее распространение имеют рядовые штабеля, в которых бревна укладывают параллельными рядами, разделенными проклад­ ками толщиной 6—8 см. Пакетные штабеля применяют при организа­ ции пакетных перевозок лесоматериалов.

Емкость штабеля круглого леса зависит от диаметра, длины бревен, способа укладки и определяется в кубометрах плотной древесины по формуле

Е = Vф пл. .и3,

где V — геометрический объем штабеля, лг3; Ф — коэффициент заполнения штабеля.

Примерные значения коэффициента заполнения штабеля при раз­

личной толщине бревен

и способах

укладки приведены в табл.

42.

 

 

 

Т а б л и ц а

42

Значения коэффициента заполнения штабеля

 

 

Диаметр бревна

Хранение круглого леса

 

 

 

 

 

 

в верхнем отрубе, см

пакетами

на прокладках

без прокладок

 

18—22

0,60

0,47

0,65

 

24—28

0,63

0,54

0,68

 

30—40

0,65

0,60

0,72

 

Размеры штабелей, их длину и высоту принимают в зависимости от принятых на складе технологии работ и их средств механизации. Вы­ сота штабеля составляет от 4 до 14 м, а длина — до 400 м.

Пиломатериалы хранят в штабелях прямоугольной или квадрат­ ной формы. При квадратной форме штабеля его длина и ширина соот­ ветствуют длине доски, при прямоугольной — ширина принимается равной длине доски, а длина в 1,5—2 раза больше. Высота штабеля при механизированной укладке достигает 8 м.

Штабеля формируют на подштабельных основаниях фундамен­ тов, которые могут быть деревянными, кирпичными или бетонными. Размеры верхней опорной клетки деревянных фундаментов 30x30 см, площадки кирпичных и бетонных — 25x25 см. Глубина заложе­ ния фундамента должна быть ниже глубины промерзания почвы. Рас­ стояние между осями отдельных фундаментов 2—2,5 м. Высота под­ штабельных оснований зависит от толщины снежного покрова и при­ нимается от 25 до 85 см.

Поверх фундаментов укладывают брусья сечением не менее 15 см в ширину и 20 см в высоту. Доски укладывают в штабель правильными рядами перпендикулярно брусьям. Между рядами досок устанавли­ вают прокладки из тех же досок или реек. Коэффициент заполнения штабеля пиломатериалов ориентировочно можно принимать равным 0,5—0,6. Штабель пиломатериалов сверху прикрывают односкатной крышей из двух рядов досок с уклоном 1/8— 1/12 и свесом крыши над штабелем 0,5 м.

233


2. Склады

Специальные лесные склады размещают отдельно от других скла­ дов на сухих, спланированных площадках, имеющих твердое покры­ тие и обеспеченных водостоками.

В местах заготовки древесины на прирельсовых лесных складах выполняют следующие основные операции:

выгрузка леса из узкоколейных платформ, автомобилей, речных барж или подъем непосредственно из водоема;

раскряжевка, если лес доставляется на склад в хлыстах (стволы деревьев без сучьев, но с неотрубленной вершиной);

разделка долготья на рудстойку, балансы и дрова, распиловка бревен, разделка шпальной древесины и др.;

сортировка, штабелирование и хранение лесоматериалов; погрузка леса в подвижной состав магистральных железных до­

рог и др.

В местах заготовки леса, как правило, организуют склады, рабо­ тающие по поточному методу. В технологии работы этих складов пре­ дусмотрена механизация всех операций, начиная от выгрузки хлыстов и кончая погрузкой древесины в железнодорожный подвижной состав.

Принято, что лес с в е р х н е г о

с к л а д а

(у лесосеки)

на н и ж-

н и й с к л а д

(у железнодорожного пути) доставляется

в хлыстах

узкоколейным

железнодорожным

транспортом

или автомобильным

транспортом.

На рис. 185 показана схема верхнего склада лесоматериалов в двух вариантах: первый вариант — при погрузке леса на автомашины авто­ мобильным мачтово-стреловым краном и второй вариант — при ис­ пользовании бревноперегружателя. Склад рассчитан на перевалку 30—60 тыс. м3 древесины в год. Суточное количество леса, достав­ ляемого с лесосек на склад, 120—240 м3.

Общая площадь склада при погрузке автомобильным мачтово­ стреловым краном 1900—3700 м2, при погрузке бревноперегружате-

лем — 1500—3000 ж2.

Для годового грузооборота в 30 тыс. ж3 древесины трудоемкость погрузочных работ в пересчете на 1 м3леса составляет при автомобиль­ ном мачтово-стреловом кране 0,33 чел-ч, при бревноперегружателе —

0,4 чел-ч.

Лес с верхнего склада доставляется на нижний склад автотранс­ портом и выгружается на эстакаду. При годовом грузообороте древе­ сины 30—60 тыс. м3 полезная длина эстакады принимается 70—140 ж. Емкость склада на эстакаде 520—1040 м3. Высота проезжей части эста­ кады от уровня головки рельса 4,5 ж, высота складирования лесома­ териалов 3,5 ж.

На рис. 186 показана схема нижнего склада, где производится разделка хлыстов, доставленных с верхнего склада узкоколейным же­ лезнодорожным транспортом.

На схеме показаны разгрузочный агрегат с лебедкой 14 и 14' и рас­ кряжевочная эстакада 15 и 15'. Площадка эстакады имеет длину 75 ж и ширину 15 м, что позволяет одновременно подавать под выгрузку

234


Рис. 185. Схема верхнего склада лесоматериалов:

а — погрузка краном; б — погрузка бревноперегружатслем

Рис. 186. Схема нижнего прирельсового склада лесоматериалов

235

два сцепа с хлыстами. После разделки на установленные сортаменты лес поступает в вагонеточно-сортировочное устройство 16 или 16' с механической откаткой вагонеток. Лесоматериалы рассортировывают против соответствующих штабелей, в том числе: пачки дров 9 и 10 — против штабеля дров 4, балансы 11 — против штабеля балансов 5, рудстойка 12 — против штабеля рудстойки 6, деловая древесина 13 — против штабеля 7, пиловочник и строительный лес — против шта­ беля 8.

Для укладки пакетов в штабель и погрузки лесоматериалов в под­ вижной состав 2 магистральных.железных дорог применяют секционные конвейеры, автопогрузчики 1, автокраны 3 или элеваторы ЭЖД.

На лесных складах широко применяют краны на железнодорож­ ном, автомобильном ходу, мостовые, козловые и др. Для внутрискладских работ служат автолесовозы, специальные автопогрузчики с бо­

ковым выдвижным в поперечном направлении

грузоподъемником

и грузовой платформой, а автопогрузчики модели

4008 — с лесными

захватами.

 

3. Механизация погрузки лесоматериалов в вагоны

Основным средством механизации на верхних и нижних складах леспромхозов, лесоперевалочных базах являются козловые краны

(рис. 187).

Используются краны бесконсольные, двухконсольные, с одной талью или тележкой, а также с двумя талями или тележками.

Для обслуживания больших нижних складов леспромхозов и скла­ дов на перевалочных базах, получающих древесину по водным ма­ гистралям, применяют кабельные краны.

На складах с меньшей емкостью эксплуатируют стреловые краны на железнодорожном ходу. Эти краны оборудуются канатно-петлевы­ ми стропами или траверсой с такими стропами. Два строполыцика, находящиеся на штабеле, выполняют застропку пачки лесоматериа­ лов, а третий строполыцик подготавливает место в полувагоне для укладки пачки.

Лесоматериалы укладывают в полувагоне штабелями в пределах высоты боковых стоек нормального размера. Сверху на погруженные штабеля устанавливают еще один штабель-«шапку», который подго­ тавливают на земле заблаговременно. Для этого применяют специаль­ ные жесткие грузозахватные рамы, обхватывающие «шапку» с боков и сверху. Снизу под «шапку», лежащую на подкладках, подводят две цепи с рычажным натяжным устройством.

На выгрузку одного четырехосного полувагона лесоматериалов бригада из пяти —семи рабочих, включая крановщика, затрачивает

2—2,5 ч.

Короткомерные лесоматериалы (пропсы, балансы) перевозят обыч­ но в полувагонах с закрытыми торцовыми дверями. Для лучшего ис­ пользования грузоподъемности полувагона его борта наращивают,

236


Суженная часть габарита 1-Т (в пределах габарита погрузки) запол­ няется пакетом трапециевидной формы.

Для пакетирования пиломатериалов (досок,'брусьев), шпал, оба­ пола применяют брусково-проволочную обвязку (рис. 188). Однако основным средством пакетирования, в том числе и леса круглых сор­ таментов (пиловочника, балансов, пропсов, рудничной стойки, дров и др.), являются полужесткие стропы следующих типов: ПС-01, ПС-02,

ПС-03, ПС-04 и ПС-05м (рис. 189).

Характеристика стропов и их назначение приведены в табл. 43.

 

 

Характеристика стропов

Т а б л и ц а 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинальное

Масса паке­

 

 

 

 

 

тов при обвяз­

Тип

 

Назначение

 

 

сечение пакета,

 

 

 

ке двумя

 

 

 

 

 

мм

 

 

 

 

 

 

 

стропами, т

ПС-01

Для обвязки пакетов длинномер­

Ширина

1350,

До 5 (6)

ПС-02

ных (досок, брусьев и др.)

высота

1300

До 6

Для формирования пакетов трапе­

Ширина:

 

циевидной

формы

из

досок,

понизу 2700,

 

 

брусьев длиной не менее 3 м

поверху

1250,

 

ПС-03

Для формирования пакетов обапо­

высота

1200

До 5 (6)

Ширина 2800,

ПС-04

ла, шпалидр.

 

 

высота

1400

До 6

Для формирования пакетов корот-

Ширина

2800,

(со средней

комериого круглого леса длиной

высота

1400

 

стяжкой)

до 4 м (рудстойка,

пропсы, ба­

 

 

 

11С-05м

лансы, дрова)

 

 

Ширина 2800,

8—12

Для формирования пакетов бре­

(со средней

вен длиной свыше

4 м (конст­

высота

1400

 

стяжкой)

руктивное исполнение аналогич­

 

 

 

 

но ПС-04)

 

 

 

 

 

 

Пакеты

целесообразно формировать в

накопительных

карманах

(шаблонах),

размеры

внутреннего

сечения

которых соответствуют

поперечному сечению пакетов.

Пакетирование может осуществляться и без шаблонов непосред­ ственно на порталах автолесовозов. При этом необходимо предусмот­ реть на них соответствующие ширины пакетов.

Длинномерные пиломатериалы можно формировать в пакеты пол­ ной ширины при наличии автолесовозов с широким порталом (1,5 м).

Если автолесовозов с таким порталом нет, то у сортировочных кон­ вейеров формируют пакеты шириной 1,1 м и затем к ним на погрузоч­ ной площадке добавляют лесоматериалы до необходимой ширины пакета.

Для лучшего использования грузоподъемности подвижного состава, а также сокращения сортировочных работ у получателя целесообраз­ но формировать пакеты из пиломатериалов одной длины или с отступ­ лением по длине не более 0,25 м.

I Местоположение стропов на пакетах различной длины приведено в табл. 44,

238


Рис. 188. Схема пакета пиломатериалов с брусково-проволочной обвязкой:

/ — пиломатериалы; 2 — верхний брусок; 3 — проволочные хомуты; 4 — нижний брусок

Рис. 189. Многооборотные полужесткие стропы:

/ — пиломатериалы; 2 — верхний брусок; 3 — проволочные хомуты; 4 — нижний брусок ушина для подъема пакета; 5 — боковая тяга; 6 — нижняя стяжка; 7 — средняя стяжка

239