Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 4
2. Захватные приспособления для тяжеловесных грузов
Застропка и отстропка тяжеловесных грузов требуют значитель ной затраты времени, поэтому огромное значение имеет оборудование кранов у н и в е р с а л ь н ы м и с б о р н ы м и г р у з о з а х в а т н ы м и п р и с п о с о б л е н и я м и. По конструкции их подразде ляют на одностренговые, двухстренговые на траверсе, трехстренго вые, четырехстренговые и четырехстренговые на траверсе.
Все грузозахватные приспособления должны удовлетворять тре бованиям Госгортехнадзора.
О д н о с т р е н г о в о е п р и с п о с о б л е н и е (рис. 168, а) состоит из петли 1, соединительного звена 2, тросовой тяги 3 и крюка 4. Вместо крюка может быть установлен зажим или захват. Эти приспо собления применяют для строповки грузов массой до 30 т.
Д в у х с т р е н г о в о е п р и с п о с о б л е н и е (рис. 168, б) состоит из петли, двух соединительных звеньев, двух тросовых тяг
Рис. 168. Универсальные сборные грузозахватные приспособления для тяж ело весных грузов
215
и двух захватов. Вместо захватов могут быть установлены крюки, ко ромысла и другие специальные зажимы. Указанные приспособления применяют для строповки грузов массой до 125 т.
Т р е х |
с т р е н г о в о е п р и с п о с о б л е н и е |
(рис. 168, в) |
состоит из |
петли, двух соединительных звеньев, трех |
тросовых тяг |
и трех струбцин. Вместо струбцин могут быть установлены различные зажимы или крюки. Такие приспособления применяются для стропов ки грузов массой до 50 т.
Ч е т ы р е х с т р е н г о в о е п р и с п о с о б л е н и е (рис. 168, г) состоит из петли, двух соединительных звеньев, четырех тросовых тяг и четырех струбцин. Приспособления служат для строповки гру зов массой до 125 т.
Д в у х с т р е н г о в о е |
п р и с п о с о б л е н и е н а т р а |
|
в е р с е (рис. 168, |
д) состоит из грузоподъемного узла, двух соеди |
|
нительных звеньев, |
универсальной траверсы 3, двух тяг 4 и двух зах |
ватов 5. Вместо захватов могут быть установлены различные зажимы, коромысла и крюки. Двухстренговые приспособления на траверсе при меняют для строповки грузов массой до 50 т.
Ч е т ы р е х с т р е н г о в о е |
п р и с п о с о б л е н и е |
н а |
||
т р а в е р с е (рис. 168, |
е) собирается из грузоподъемного |
узла, |
че |
|
тырех соединительных |
звеньев, |
универсальной траверсы, |
четырех |
тяг 4 и 5. Вместо тросовых тяг могут быть установлены тяги цепные, стропы и другие приспособления для строповки грузов за проушины или отверстия. Указанные приспособления на траверсе применяют для строповки изделий массой до 150 т.
Помимо рассмотренных захватных приспособлений, для тяжело
весных грузов применяют к а н а т н ы е , а также ц е п н ы е стропы. |
||
На рис. |
169 показаны стропы для подъема желе |
|
зобетонных колонн. |
|
|
Застропка и отстропка тяжеловесных грузов |
||
требуют |
значительных затрат времени, поэтому |
|
огромное |
значение имеет |
автоматизация этих |
операций. |
|
|
На ряде предприятий железобетонных изделий |
||
применяются различные автоматические захват |
||
ные приспособления для |
грузовых операций с |
|
блоками и плитами. |
|
|
На рис. 170 приведен автоматический захват |
||
для железобетонных плит. Захват имеет рычаж |
||
ный механизм фиксации упорной рамки относи |
||
тельно рамы захвата. |
|
|
Благодаря этому механизму захват пакета плит |
|||
|
и его освобождение происходят автоматически. |
|||
|
Грузоподъемность захвата |
8 т, габаритные |
||
|
размеры: 6650 X 800 X 2285 мм. Масса 1 т. |
|||
Рис. 169. Стропы для |
З а х в а т |
д л я в ы г р у з к и |
т р у б , |
|
железобетонных |
показанный на рис. 171, состоит из траверсы 10, |
|||
колонн: |
рамы 6, тяг |
5, поворотных |
крюков 3 |
и меха |
/ — петли; 2 — ветви |
низма фиксации 7. |
|
|
|
канатов |
|
|
216
Траверса представляет со |
|
|
|||||||
бой сварную балку |
|
из |
двух |
|
|
||||
швеллеров, |
|
соединенных |
|
|
|||||
пальцем 8, |
за который захват |
|
|
||||||
навешивается на крюк крана. |
|
|
|||||||
Траверса |
|
шарнирно |
соеди |
|
|
||||
нена с поворотными |
крюка |
|
|
||||||
ми тягами посредством паль |
|
|
|||||||
цев |
4. |
Поворотные |
крюки |
|
|
||||
смонтированы |
на |
осях |
11. |
|
|
||||
По краям |
траверсы |
и рамы |
|
|
|||||
расположены |
трубчатые |
на |
|
|
|||||
правляющие, |
предупреждаю |
|
|
||||||
щие |
перекосы |
траверсы при |
|
|
|||||
подъеме |
и |
опускании груза. |
|
|
|||||
Сцепление траверсы с ра |
|
|
|||||||
мой |
обеспечивается |
механиз |
|
|
|||||
мом фиксации, расположен |
|
|
|||||||
ным в центре захвата. |
|
|
|
||||||
При |
опускании |
|
захвата |
Рис. 170. Автоматический |
захват для ж еле |
||||
на трубу |
посадке его способ |
зобетонных |
плит |
||||||
ствуют приваренные |
к раме |
|
|
ловители-упоры 1. Для того чтобы труба не воспринимала осевых нагрузок от поворотных крюков, могущих повредить кромки изде лия, на ней предусмотрены ограничители 2. Рабочая часть поворот ных крюков покрыта амортизирующей резиной. Транспортируемая труба свободно висит на концах поворотных крюков. Для подъема труб небольших диаметров служат крюки 9 со стропами.
Рис. 171. Захват для погрузки-выгрузки труб
217
Захват с раскрытыми поворотными крюками опускается на трубу так, чтобы ось трубы совпала с осью захвата. Ловители-упоры центри руют захват относительно трубы.
При подъеме механизм фиксации расцепляет траверсу с рамой. Траверса, удаляясь от рамы, через тягу поворачивает крюки вокруг своих осей до тех пор, пока они не упрутся в ограничители. При этом нижние части обоих крюков окажутся в трубе и при дальнейшем подъеме захватят ее.
После опускания трубы на платформу концы поворотных крюков выйдут из трубы. При повторном подъеме механизм фиксации соеди нит траверсу с рамой, поворотные крюки будут удерживаться в раскры том положении.
Грузоподъемность захвата 8 т. Габаритные размеры: 6400 X 780 X X 1680 мм. Масса 835 кг. Максимальная длина трубы, которая мо жет быть захвачена, 5195 мм. Диаметр труб 500—1200 мм.
В а к у у м н о - м е х а н и ч е с к и й з а х в а т (рис. 172) для выгрузки листов с гладкой поверхностью состоит из рамы 1, за хватных крюков 6, шарнирно соединенных с рамой, траверсы 3, верти кально перемещающейся в стойках 2, гидравлического демпфера, цилиндр 10 которого шарнирно соединен с рамой, а шток поршня 11 — с траверсой 3, и вакуумных головок 13, смонтированных на раме.
При опускании захвата на пакет листов пальцы крюков перемеща ются в пазах кронштейнов 7, вследствие чего головки устанавливаются на верхний лист пакета и присасываются к нему. Затем захват подни мается вверх на канате 4. При этом рабочая жидкость, свободно пере текающая при опускании захвата из полости В в полость Б через клапан 9, не задерживается и проходит сквозь регулируемое отвер стие Г в полость А, откуда по трубе 8 перетекает в полость В. Вели чину проходного сечения отверстия Г, регулируемую винтом с проб-
Рис. 172. Вакуумно-механический захват для гладких листов
218
кой 12, подбирают с таким расчетом, чтобы время полного перемеще ния поршня соответствовало времени подъема захвата на некоторую высоту и включению крюков. После переноса листа к месту складиро вания захват опускается на ролики 5, головки соединяются с атмосфе рой и освобождают лист.
Вакуумными присосными головками управляют вручную поворо том рукоятки 14 тяги, соединяющейся с краном, при открытии которо го пространство, ограниченное головкой, соединяется с атмосферой и разрежение прекращается.
Грузоподъемность захвата 0,5 т, габаритные размеры 2200 X X 1500 Х1350 мм, масса 560 кг.
3. Условия хранения металлов и металлоизделий
Металлы и металлоизделия подразделяют на черные (чугун, рель сы, прокат, трубы и др.) и цветные. Их хранят на открытых и в закры тых складах по сортам, маркам, размерам и профилям (в штабелях или на стеллажах).
Профильную сталь крупных сечений и рельсы укладывают на открытых складах в штабеля высотой до 1 м (при работе вручную) и до 3—4 м — при механизированной работе. В первом случае ширина шта беля принимается 2—3 м, а во втором — 4—5 м.
Штабеля профильной стали размещают на деревянных подкладках толщиной не менее 10 см, причем такие подкладки укладывают ме жду каждыми двумя-тремя рядами по высоте.
Листовую сталь хранят в штабелях или на специальных стеллажах с опорными стойками, а также в закрытых складах. При установке листовой стали на ребро в стеллажи с опорными стойками обеспечи вается лучшее использование площади склада и облегчаются грузо вые операции.
Сортовую мелкую профильную сталь и трубы малых диаметров хра нят на крытых платформах в штабелях или на стеллажах. Кратко временное хранение этих изделий допускается и на открытых площад ках. Для средней и мелкосортовой стали применяют обычные стелла жи-ячейки как деревянные, так и металлические. Расстояние между полками стеллажей зависит от принятого способа механизации работ.
Арматурную сталь укладывают по сортаментам в штабеля высо той 1—1,2 м.
Кровельное железо хранят только в закрытых складах пачками, уложенными в штабеля плашмя или на ребро в стеллажах с опорными стенками.
Чугунное фасонное литье и трубы больших диаметров располага ют на открытых полощадках по сортам, размерам и форме в штабелях высотой до 1,2 м.
Чугунные трубы укладывают в 3—4 яруса прямыми рядами с де ревянными прокладками между ярусами или в клетки с чередованием раструбов в разные стороны в каждом ярусе. Трубы газовые хранят на крытых платформах в стояках или на клетчатых стеллажах.
219
Готовые металлические конструкции складируют на открытых пло щадках в штабеля, высота которых не должна превышать 2 м.
Между штабелями оставляют проходы шириной не менее 1,2 м. При хранении конструкций в вертикальном положении против каж
дого штабеля устанавливают опорные столбы. Столбы закапываются в землю через 2—3 м друг от друга. К ним прислоняют конструкции. Вертикальное хранение конструкций позволяет избежать их канто вания, улучшить условия застропки, рационально использовать склад скую площадь. Кроме того, на поверхности металлоконструкций не скапливается дождевая вода или снег.
Чтобы избежать коррозии от соприкосновения металлоконструк ций с землей, все их элементы устанавливают на подкладки из шпал или бревен. При длительном хранении рекомендуется обмазывать та вотом или солидолом соприкасающиеся с землей опорные плиты, кат
ки, оси и др. |
металлоконструкции так, чтобы плоскость, |
Важно укладывать |
|
на которую нанесена |
маркировка и другие знаки, была доступна |
осмотру. |
|
4. Склады металла, их оснащение и организация работы
Для приема, хранения, выдачи металла и металлоизделий различ ных сортаментов строят специализированные”склады пропускной мощ ностью 50, 100, 150 и 250 тыс. т в год. Такие склады (металлобазы) располагают в районах потребления металлопродукции. Как правило, склады имеют подъездные железнодорожные пути. Разгрузка откры того подвижного состава выполняется кранами, а из крытых ваго нов — вилочными погрузчиками.
Металлопродукция каждого вида хранится на специализирован ных площадках, оборудованных стеллажами или опорами для штабе лирования. Размеры этих площадок определяются расчетом и зависят от установленной нормы запаса, высоты хранения и полезной склад ской нагрузки. Высота хранения при участии стропольщика в застрой ке и отстропке грузов принята 1,5—2,0 м, а при использовании кранов-штабелеров или автопогрузчиков с высоким подъемом вил ■— 4,5—7,0 м.
Расчетная складская нагрузка определяется исходя из среднего заполнения стеллажей или штабелей. В зависимости от вида металло продукции применяют стеллажи различных типов. Так, для сортово го, высококачественного металла и стальных труб наиболее рациональ ными являются стоечные стеллажи, выполненные из зетового профиля или швеллеров. Стеллажи из зетового профиля используют для наи более «ходовых» видов металлопродукции.
При укладке металла в стоечные стеллажи каждую пачку отделя ют прокладками. Для хранения мелких партий высококачественного металла и труб служат фигурные или елочные стеллажи. Листовой про кат хранят в штабелях, а также на стеллажах стоечного типа.
Для доменных ферросплавов и чугуна используют контейнеры сов кового и челюстного типов.
220