Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 4
[if: |
|
|
□ □ □ □ □ □ □ □ o f |
|
fcjL, |
|||
|
|
|
□PQDDD |
|||||
|
|
JUU!d |
|
|
m |
u m |
||
|
|
|
|
|
|
|
||
□□ c'd |
D H H Id CsУ |
|
у CZlMJI__о |
|||||
□□ |
|
|
|
ш В Е ш п |
||||
□□ |
1 P O O L |
§ |
|
&□□пгаасдсд |
||||
Ъ |
|
|
i—Tin— \n z i |
|||||
□ |
( Г |
|
|
5 |
|
Cb |
□qraiZD |
|
|
|
|
|
Cs |
|
|
|
|
□ |
l\fг §□□□§[] о □□□□□□□□□□□I'D 1 |
|
|
|||||
|
|
1nnCOClSJ |
|
|
|
□ c j p P C D C D | |
||
□ 1 К_l□ CZ1 □ Е Л Т 1. □ |
CCl C C I C D C D CD C D CD CD C D CCD C D C i 1=1 |
|
||||||
|
|
8 Ш 0 |
■ 72000 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2Ш 00 |
|
|
--------- -I |
|
Рис. 173. Схема |
механизации открытого склада |
металла, оборудованного мосто |
||||||
|
|
|
|
выми кранами: |
|
|
|
|
|
|
|
а — поперечный разрез; б — план |
|
|
|
||
Торцы пакетов металлопроката выравнивают |
при |
помощи специ |
альных т о р ц е в а т е л е й . Пакеты укладывают в торцеватель кра ном. Один конец пакета поднимается, при этом металлопрокат сколь зит по роликам до упора и происходит выравнивание торца.
Для подготовки металлопродукции к погрузке в подвижной состав на каждом складе имеется подсортировочная площадка, емкостью равная двухсуточному грузообороту данного склада. На открытых складах наиболее целесообразно применение мостовых и] козловых кранов. Возможно использование также стреловых кранов. Однако при этом необходимы большие капитальные вложения.
На металлобазах с годовой мощностью 50 тыс. т эффективно при менение козловых кранов. Капиталовложения при оснащении склада козловыми и мостовыми кранами примерно равноценны для металлобаз мощностью 100, 150 и 250 тыс. т в год. Однако при прочих рав
ных условиях мостовые краны более предпочтительны. |
На |
рис. |
173 |
показан о т к р ы т ы й с к л а д с м о с т о в ы м и |
к р |
а н а |
м и |
грузоподъемностью 15 т и пролетом 32 м, оборудованными сменными захватами.
Оснащение кранов магнитными плитами позволяет комплексно механизировать грузовые операции с толстым листом, чугуном, рель совыми скреплениями.
Для металлопродукции, требующей закрытого хранения, разра ботано два типа з а к р ы т ы х с к л а д о в в зависимости от раз
221
меров и веса отдельного, поступающего на базу грузового пакета или места. Закрытый склад первого (кранового) типа предназначен для приема, хранения и выдачи высококачественной стали, стальных труб, тонкого листа и троса, прибывающих в пакетах, пачках или ба рабанах массой до 8 т при длине отдельного места до 8 м.
Закрытый склад второго (рампового) типа принят для складирова ния крепежных изделий, сетки, проволоки, ленты, электротермиче ских ферросплавов и других метизов, поступающих на базу в крытых вагонах при массе одного места не более 1 т.
На складах первого типа разгрузка вагонов, выдача продукции со склада, а также складирование в штабелях тонкого листа и троса вы полняются при помощи мостовых кранов.
Высококачественную сталь и стальной лист хранят в стоечных стел лажах, обслуживаемых мостовым краном (рис. 174), и в специальных стеллажах высотой до 7 м, обслуживаемых краном-штабелером (рис. 175). Применение крана-штабелера позволяет увеличить емкость склада.
Основные показатели открытых и закрытых складов металлобаз приведены в табл. 37.
Н а с к л а д а х р а м п о в о г о т и п а материалы, прибыва ющие на базу в крытых вагонах, разгружают на наружную рампу и затем автопогрузчиками подают внутрь склада.
Здесь предусматривается применение:
а) электропогрузчиков и подвесных кран-балок грузоподъемно стью 1 т ;
б) электропогрузчиков и подвесных управляемых с пола крановштабелеров грузоподъемностью 1 т.
Основные показатели закрытых складов рампового типа металло баз приведены в табл. 38.
А-А В-В
Рис. 174. Закрытый склад металла, оборудованный мостовыми кранами
222
Рис. 175. Закрытый склад метизов, оборудованный кранами-штабелерами
Представляет интерес склад пруткового металла одного из харь ковских заводов. Металл хранится на складе в стоечных стеллажах. Погрузочно-разгрузочные работы и операции по штабелированию выполняются козловыми двухконсольными кранами грузоподъем ностью 5 т. Вылет консолей около 2,5 м. Пролет крана б м. Кра ном выгружают металл с платформ, складируют его и затем подают через специальный люк на цепной конвейер для транспортировки в заготовительный цех. Конвейер длиной около 12 м расположен в тоннеле. К наружным пластинам конвейерной цепи приварены упоры, способствующие более правильному положению прутков на конвейе ре. Подземная конвейерная подача прутков в заготовительное отделе ние обеспечивает бесперебойное снабжение производства.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 37 |
|
Характеристика складов металлобаз, оснащенных мостовыми кранами |
||||||
Показатели |
Металлобазы годовой мощностью, тыс. т* |
|||||
50 |
100 |
150 |
250 |
|||
|
|
|||||
Емкость, т ........................... |
м2 . . . . |
4885/2305 9170/4020 |
13700/9455 |
22940/15740 |
||
Общая площадь, |
4608/3456 8988/4609 |
14477/9216 |
24120/(9216+6912) |
|||
Длина, м ............................... |
|
144/144 |
144/192 |
144/192 |
240/(192+144) |
|
Количество пролетов . . . |
1/1 |
2/1 |
3/2 |
3/(2х2) |
||
Число кранов, ед.................. |
1/1 |
2/1 |
3/2 |
6 /(2X2) |
||
Использование |
кранов, |
11/3,5 |
20,7/7,0 |
26/13,5 |
45/(17,5+10,3) |
|
ч/сутки............................... |
|
* В числителе приведены данные для открытых складов, в знаменателе —для закрытых.
223
|
|
|
Т а б л и ц а 38 |
|
|
Основные показатели закрытых |
складов рампового типа |
|
|
|
|
М еталлобаза |
годовой мощностью, |
|
|
П оказатели |
|
тыс. т |
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
150 |
250 |
Емкость, т .................................................. |
920 |
1590 |
3285/3225 |
|
Общая площадь, м2 .................................. |
1404 |
2596 |
4300/3456 |
|
Длина, |
м ..................................................... |
78 |
108 |
180/144 |
Пролет, |
м .................................................. |
18 |
24 |
24 |
Число кран-балок или штабелеров, ед. |
1 |
2 |
4 |
|
Использование кран-балок или штабеле- |
5 |
10 |
16/36 |
|
ров по. времени, ч / с у т к и ................... |
||||
Число электропогрузчиков, ед................. |
1 |
1 |
3 |
|
Использование электропогрузчиков по |
2,5 |
6 |
9,7/10,1 |
|
времени, ч /с у т к и .................................. |
На грузовых дворах железнодорожных станций при большом по ступлении металлопродукции выделяются специализированные пло щадки, которые, как правило, оснащаются козловыми электрическими кранами грузоподъемностью 10 т. Применяются также дизель-элек- трические краны на железнодорожном ходу грузоподъемностью 16 т, автокраны и автопогрузчики.
Козловые и стреловые краны на железнодорожном ходу оборудуют ся э л е к т р о м а г н и т н ы м и п л и т а м и (рис. 176), что дает возможность комплексно механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Производительность труда при этом по сравнению с оборудо
ванием крюком и стропами повышается примерно |
в 1,5 раза. Краткая |
||||||||
|
|
|
|
техническая |
характеристика |
||||
|
|
|
|
электромагнитных плит, вы |
|||||
|
|
|
|
пускаемых |
|
отечественной про |
|||
|
|
|
|
мышленностью, |
приведена |
в |
|||
|
|
|
|
табл. 39. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме электромагнитных плит, |
|||||
|
|
|
|
на кранах применяют простей |
|||||
|
|
|
|
шие рычажные приспособления, |
|||||
|
|
|
|
обеспечивающие |
надежное |
за |
|||
|
|
|
|
щемление |
груза |
при застропке |
|||
|
|
|
|
(рис. 177). Для подъема метал |
|||||
|
|
|
|
лических слитков |
используются |
||||
|
|
|
|
п о л у а в т о м а т и ч е с к и е |
|||||
|
|
|
|
к л е щ и |
с |
упором. Для удер |
|||
|
|
|
|
жания зева клещей в раскры |
|||||
|
|
|
|
том состоянии на одном из |
ры |
||||
|
|
|
|
чагов установлен |
стержень |
на |
|||
|
|
|
|
шарнире, другой конец кото |
|||||
Рис. 176. Магнитная плита |
М-42: |
рого упирается на выступ вто |
|||||||
рого рычага клещей. Когда кле |
|||||||||
/ — литой корпус; |
2 — |
катушки |
соленоида; |
||||||
щи поставлены на слиток, стро- |
|||||||||
3 — кольцо |
для |
подвески плиты |
224
Т а б л и ц а 39
Техническая характеристика грузоподъемных электромагнитных плит
Показатели
Форма ................................................................................
Диаметр, м м .....................................................................
Род тока .............................................................................
Напряжение, в .................................................................
Грузоподъемность при захвате, ш:
Тип электромагнита
М-2 1 М-41
|
Круглая |
785 |
1170 |
Постоянный
2 2 0 /3 8 0
С Л И Т К О В ..................................................................................................................................................... |
0 ,2 0 |
0 ,6 0 |
скрапа ......................................................................... |
0 ,1 8 |
0 ,5 0 |
стружки ..................................................................... |
0 ,0 8 |
0 ,2 0 |
полыцик крюком отводит стержень, клещи смыкаются и при подъеме захватывают слиток.
А в т о м а т и ч е с к и е к л е щ и предназначены для подъема и перемещения двух слитков общей массой до 5 т (рис. 178). Основными элементами клещей являются: траверса 3, рама 1, зажимные рычаги 5, тяги 4, механизм фиксации 2.
|
Техническая |
характеристика |
автоматических |
клещей |
|
|
Грузоподъемность, |
т. . . . |
.................................. |
5 |
14 |
||
Габаритные размеры, мм: |
|
|
1038 |
1830 |
||
длина.......................... |
■ .......................................... |
|
|
|||
ш ирина...................................................................... |
|
|
|
1200 |
1038 |
|
ь ы со т а ...................................................................... |
|
|
|
1500 |
1600 |
|
Масса, |
к г ................................................................................ |
|
|
|
650 |
1000 |
Клещи |
аналогичной конструкции |
предназначаются для |
подъема |
и перемещения слябов массой до 14 т.
Рис. 177. Захват для листового металла грузоподъемностью 4 т
8 Зак. 574 |
225 |
На рис. 179 показана т р а в е р с а грузоподъемностью 9,6 т для п е р е р а б о т к и п а к е т о в с т а л ь н ы х п р у т о в длиной до 4 м.
Для выгрузки из полувагонов и платформ рулонов листовой ста ли и других грузов цилиндрической формы с внутренней осевой поло стью применяется специальный п о л у а в т о м а т и ч е с к и й з а
х в а т д л я п о л ы х г р у з о в , показанный на рис. |
180. |
|
Захват |
имеет сдвоенную клещевину 10, шарнирно |
соединенную |
П-образной |
скобой 12 и одинарную клещевину 3 с |
П-образной |
скобой 1. Обе скобы связаны между собой штифтом 13. К верхним концам клещевин шарнирно прикреплены сдвоенная 7 и одинарная 4 тяги, которые соединены со скобой 5 штырем 6. На штыре свободно качается вдоль захвата маятниковая защелка 8. Колебания защелки ограничиваются направляющей планкой 9. К нижним концам дву-
226
плечих клещевин шарнирно прикреплены башмаки 14, приварены скобы 11 и упоры 2.
Клещевой захват за ско бу 5 навешивают на крано вый крюк крана. При этом маятниковая защелка зацеп ляется за штифт и между П-образными скобами и баш маками обеспечивается зазор, необходимый для установки захвата на рулоне. При даль нейшем опускании крюка крана начинает опускаться верхняя часть захвата и за щелка прутком выводится из зацепления со штифтом. Затем поднимают рулон, ко торый прочно зажат между П-образными скобами и баш маками.
Для освобождения груза верхнюю часть захвата опу скают до тех пор, пока зев маятниковой защелки не ока
жется |
ниже |
|
штифта. |
При |
||
повторном |
подъеме |
груза |
||||
зев |
защелки |
|
автоматически |
|||
упирается в |
штифт, и клеще |
|||||
вины |
|
и скобы |
остаются раз |
|||
жатыми. Захват |
применяется |
|||||
в Херсонском морском порту. |
||||||
Техническая |
характеристика |
|||||
захвата для |
полых грузов |
|||||
Грузоподъемкость, |
т . . |
5 |
||||
Габаритные размеры, мм: |
|
|||||
д л и н а .................... |
|
|
|
2000 |
||
ш и ри н а....................... |
|
|
|
180 |
||
высота.......................... |
|
|
|
2600 |
||
Масса, |
к г ........................... |
|
|
|
710 |
|
Для выгрузки из подвиж |
||||||
ного |
|
состава |
|
металлической |
||
стружки используют краны с |
||||||
грейферными захватами, при |
||||||
чем |
наибольшая |
производи |
||||
тельность кранов достигается |
||||||
при |
работе с многочелюстны |
|||||
ми грейферами. |
|
|
|
Рис. 179. Траверса грузоподъемностью 9,6 т для переработки пакетов стальных прутов длиной до 4 м
Рис. 180. Захват грузоподъемностью 5 т для полых металлических изделий
8* |
227 |