Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 202. Схема выгрузки круглого лесоматериала из полувагонов каиатпо-пет- левыми устройствами:

а — выгрузка в сторону

лебедки; б — выгрузка

через

борт

в противоположную от лебедки

сторону; в — выгрузка

автопогрузчиком с безблочной

стрелой; г — выгрузка разгрузчиком

КВ-3, смонтированным на

двухосной

платформе

и с выгрузкой через борт вагона в противоположную от лебедки сто­ рону (рис. 202, б). Эти установки могут быть стационарными и пере­ движными.

7. Требования техники безопасности и противопожарные мероприятия

От совершенства конструкций, содержания захватных и чалочных приспособлений зависит безопасность работающих с лесными грузами. Все применяемые стропы и захваты должны быть испытаны установлен­ ным порядком. Факт их испытания подтверждается документально.

Застройку круглого леса следует выполнять так, чтобы исключа­ лась возможность соскальзывания стропов. Стропы располагают не ближе 0,5 м от конца бревен. Важное значение для безопасности труда имеет обеспечение надежной устойчивости штабелей лесных грузов. Для предохранения штабелей от развала их формируют на горизон­ тальных площадках с обязательной установкой предохранительных столбиков.

Прежде чем начать выгрузку лесоматериалов из подвижного соста­ ва, мастер обязан лично осмотреть состояние каждого штабеля. Если при осмотре будет обнаружен перекос штабеля, излом стоек и другое, мастер должен определить безопасный способ выгрузки.

Важнейшим требованием при формировании пакетов лесоматериа­ лов с использованием полужестких многооборотных стропов является их плотная затяжка.

Если в процессе грузовых и складских работ будут обнаружены пакеты с неплотно затянутыми стропами, то необходимо произвести их перетяжку.

249


При погрузке пиломатериалов в полувагоны необходимо особо тщательно проверять плотность пакетов, укладываемых на второй ярус, а также пакетов трапециевидной формы — «шапок». Крепление «шапок» к стропам нижележащих пакетов должно быть надежным.

Для крепления «шапок» пользуются переносными лестницами длиной 3,75—4 м с крючками вверху для закрепления за борт полу­ вагона.

Стропы, имеющие дефекты (трещины, нарушения сварки, значи­ тельные деформации и др.), не разрешается применять для обвязки пакетов.

Между соседними штабелями круглого леса необходимо оставлять пожарные разрывы шириной не менее 1 м. Между группами штабелей круглого леса (4—6 штабелей) предусматривают пожарные проезды шириной не менее 10 м. Кроме того, через каждые 150 м по длине и ши­ рине склада делают дополнительные пожарные разрывы шириной 25— 30 м. Планировка пожарных разрывов должна быть увязана со схе­ мой укладки противопожарного водопровода. Склад оборудуют про­ тивопожарным инвентарем в соответствии с действующими нормати­ вами.

Расстояния от склада лесоматериалов до зданий и сооружений за­ висят от емкости склада и степени огнестойкости зданий и сооруже­ ний. Так, при емкости от 1000 до 10 000 м3 склад располагают на рас­ стоянии 18—30 м, а при емкости менее 1000 м3—на расстоянии 12— 20 м.

Г л а в а XI

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ СЫПУЧИХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ И СКЛАДЫ

1. Характеристика грузов

Массовые сыпучие грузы (руду, уголь, нерудные строительные ма­ териалы и др.) перевозят с мест добычи в пункты потребления, а также хранят их на складах без упаковки — навалом. Поэтому эти грузы часто называют навалочными. По железным дорогам их доставляют, как правило, в открытом подвижном составе и лишь незначительное количество — в крытых вагонах.

Навалочные грузы условно можно разделить на две группы.

К первой группе относятся уголь, торф, сланцы, щебень, гравий, бутовый камень, песок, глина, сахарная свекла и др., т. е. те грузы,

которые преимущественно перевозят

в полувагонах, на платформах

и хранят на открытых складах в штабелях или отвалах.

Во вторую группу входят зерно,

цемент, негашеная известь, але­

бастр, мел, минеральные удобрения, картофель и другие грузы, кото­ рые перевозят насыпью в крытых или специальных вагонах, хранят в закрытых складах, элеваторах или под навесом. При перевозке на­ валочных грузов в крытых вагонах устанавливают дверные заграж­ дения (доски, специальные щиты). При доставке на открытом по­ движном составе принимают меры, предотвращающие выдувание мелких частиц груза при движении в поездах, а также осыпание «шапки». Поверхность навалочных грузов после погрузки должна быть тщательно разровнена и уплотнена.

2. Типы складов

Для выгрузки и хранения навалочных грузов на железнодорожных станциях строят открытые и закрытые склады. На большинстве откры­ тых складов навалочные грузы хранят в штабелях. Штабеля бывают прямоугольные, круговые, секторные и конусные.

Наибольшее распространение получили п р я м о у г о л ь н ы е ш т а б е л я вытянутой формы (рис. 203, а). Поперечное сейение тако­ го штабеля представляет собой трапецию. Круговой штабель показан на рис. 203, б. При относительно малом центральном угле охвата (90°)

круговые штабеля известны

под названием секторных

(рис. 203, б).

Схема к о н у с н о г о

и л и

к о н и ч е с к о г о

ш т а б е л я

приведена на рис. 203, г. Для

увеличения объема

конических

штабелей со стороны выгрузочного

пути их ограждают

подпорными

стенками.

 

 

 

251


На рис. 203 буквами обозначены основные

размеры штабелей,

которые необходимо

знать для расчета их емкости.

Б у н к е р н ы е

э с т а к а д ы применяют для выгрузки из полу­

вагонов угля, руды,

минерально-строительных

и других грузов и по­

следующей погрузки их через бункера в автомобили.

Все грузовые операции выполняются за счет действия силы тяжести.

З а к р ы т ы е г р у з о п р и е м н ы е у с т р о й с т в а б у н ­ к е р н о г о т и п а (рис. 204,а) применяют, как правило, в тех слу­ чаях, когда после выгрузки из полувагонов уголь поступает непо­ средственно к месту его потребления. Эти сооружения чаще всего строятся на тепловых электростанциях. Они представляют собой за­ крытые помещения с тупиковыми или сквозными разгрузочными путя­ ми, расположенными над приемными бункерами.

Полувагоны через нижние люки разгружают непосредственно на решетки приемных бункеров. Груз, просыпавшийся через ячейки решетки, подается питателями на ленточный конвейер. Решетки слу­ жат для задержки кусков угля, имеющих чрезмерно большие разме­ ры. В ячейковых бункерах применяются лотковые качающиеся пита­ тели; в продольных щелевидных бункерах используются лопастные или плужковые питатели. Производительность лотковых качающих­ ся питателей 50—70 т/ч, лопастных—200—400 т/ч и плужковых —

150—250 т/ч.

Емкость бункеров закрытого приемного устройства составляет от

500 до 5000 т.

252

Наряду с бункерными в последнее время

получили применение

б е з б у н к е р н ы е

( т р а н ш е й н ы е )

р а з г р у з о ч н ы е

у с т р о й с т в а (рис.

204, б). Груз поступает в приемные траншеи,

расположенные по обе стороны фронта выгрузки. Мостовыми кранами, оборудованными грейферами, уголь из траншеи подается в пересып­ ные воронки, из которых равномерным потоком ссыпается на конвейе­ ры, расположенные вдоль стен склада.

П о л у б у н к е р и ы е с к л а д ы отличаются тем, что по обе стороны траншеи устраивают наклонные стенки под углом, обеспе­ чивающим поступление материалов самотеком в траншею. При этом отпадает необходимость подгребания груза бульдозерами, одна­ ко снижается емкость и увеличивается строительная стоимость склада.

На рис. 205 показана схема механизированного полубункерного склада емкостью 1100 м3 для минерально-строительных грузов. За­ полнение полубункера обеспечивается скиповым подъемником. Груз подается к подъемнику из карьера вагонетками.

Погрузка в железнодорожные вагоны осуществляется стационар­ ным ленточным конвейером, на конце которого имеется телескопиче­ ский лоток. Вагоны передвигаются по грузовому фронту маневровой лебедкой.

В оборудование склада входят:

скиповый подъемник с лебедкой грузоподъемностью 1 т и электро­ двигателем мощностью 8 квт\

стационарный конвейер длиной 21,5 м с лентой шириной 500 мм и скоростью 2,5 м/сек, электродвигатель мощностью 18,5 кет, ручная лебедка грузоподъемностью 0,5 т.

253


УкрНИИпроект создал типовые проекты комплексно механизи­ рованных открытых складов угля емкостью 50 тыс. т.

Открытый склад типа 1АОС-50000 (рис. 206) предназначен для хранения рядовых углей, отсевов энергетических и антрацитовых шта­ бов. Конусная часть склада служит для кратковременного накопле­ ния угля и его погрузки в полувагоны. Уголь подается из склада на пункт погрузки пластинчатым питателем Г1Л-12 и ленточным кон­ вейером производительностью 1 тыс. т!ч.

Штабельная часть склада предназначена для длительного хране­ ния угля при задержке его отгрузки потребителям, а также полном за­ полнении конусной части склада, куда уголь поступает по спиральному желобу 5. В штабель длительного хранения уголь подается при помо­ щи передвижного конвейерно-грейферного моста.

Управление всеми механизмами осуществляется дистанционно с пульта оператора, расположенного на передвижном конвейерном мосту.

К основному технологическому оборудованию склада относятся: ленточные конвейеры 4 и 2 — стационарный и передвижной соответ­ ственно длиной 21 и 18 м, грейфер 3 емкостью 5,3 ж3, приводные тележки моста 1, пластинчатый питатель 6 длиной 9 м.

Рис. 205. Схема полубуикерного склада

254

Техническая характеристика склада угля типа 1АОС-50000

Емкость, тыс. т .................................................................................

50

Максимальная высота штабеля, м .......................

10

Производительность при подаче угля на склад и пункт

 

погрузки,

т /ч .....................................................................................

50С

Потребляемая мощность, к е т .........................................................

120

Общая масса, т:

 

металлоконструкций ..................................................................

62

оборудования ............................................................................

50

Стоимость

склада, тыс. руб.................................................................

160


А - / *

О т к р ы т ы й у г о л ь н ы й с к л а д типа 2АОС-50000 (рис. 207) представляет собой сдвоенное хранилище угля. Конусная часть хранилища емкостью 3 тыс. м3 служит для кратковременного накопления угля перед его погрузкой в полувагоны.

Штабельные части емкостью 47 тыс. м3 предназначены для длитель­ ного хранения угля. По своей технологии склад мало отличается от склада типа 1АОС-50000. Основное отличие состоит в конструкции применяемых конвейерно-грейферных мостов. В конусный склад уголь поступает также по спиральному желобу (рис. 208).

 

Техническая

характеристика угольного

склада

 

 

типа 2AOC-5QOOO

 

Максимальная высота

штабеля,

м ..........................................

10

Производительность приемки угля на склад и пункт по­

грузки,

г / ч ............................................................................

 

 

500

Потребляемая мощность, к е т ....................................................

 

250

Масса, т:

 

 

 

125

металлоконструкций ..........................................................

:

оборудования : : : :

105

Сметная

стоимость склада, тыс.

руб........................................

392

25G

Е м к о с т ь

р а з г р у з о ч н о й э с т а к а д ы и л и п о ­

в ы ш е н н о г о

п у т и определяется по формуле

 

Е = KSLy м3.

Здесь S — площадь сечения груза в отвале, м2;

L — длина повышенного пути или эстакады, м\

К — коэффициент, учитывающий неравномерность заполне­ ния отвала повышенного пути и наличие в отвале стоек эстакады (может быть принят равным 0,8—0,85);

у — плотность груза, т/м3.

Основными частями повышенного пути являются две стенки из сборного железобетона, свободно опирающиеся на грунт и связанные между собой сверху поперечными стяжками. Между стенками засы­ пается грунт. Сборные железобетонные стенки состоят из плит и стоек.

На эстакадах и повышенных путях высотой 3 ж и выше на консо­ лях поперечных брусьев железнодорожного пути монтируют мостики. Наличие мостиков обеспечивает удобный доступ рабочих к полу­ вагонам, подлежащим разгрузке, и беспрепятственное открывание люков.

Емкость повышенного пути должна обеспечивать бесперебойную выгрузку всех полувагонов, подаваемых на него.

Основные требования, которым должна удовлетворять конструк­ ция повышенного пути или эстакады, следующие:

прочность сооружения и обеспечение наименьших расходов при строительстве и эксплуатации;

возможность разгрузки как полувагонов, так и платформ; возможность уборки грузов из отвалов эстакады или повышен­

ного пути машинами, в том числе грейферными кранами на железно­ дорожном или гусеничном ходу.

3. Разгрузка полувагонов и платформ

Схема комплексно-механизированного склада навалочных грузов грузовой опорной станции показана на рис. 209. Повышенный путь высотой 2,4 м перекрыт двухконсольным козловым краном пролетом 32 м. Кран оснащен моторным грейфером и съемной фермой с пло­ щадками для обслуживающих рабочих, а также электрическим люкоподъемником.

Вместо грейфера на крюк крана могут быть подвешены виброраз­ грузчик или виброрыхлитель.

Сыпучие и кусковые грузы выгружают из полувагонов в отвалы вдоль разгрузочной эстакады.

При этом выполняются следующие операции:

открывание люков полувагонов рабочими, находящимися на мос­ тиках съемной фермы;

выгрузка грузов самотеком из полувагонов через люки и очистка полувагонов от остатков грузов накладным вибратором (рыхление,

258