Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 4
Рис. 209. Схема комплексной механизации перегрузки сыпучих грузов (I вариант);
1 козловой |
кран; 2 — грейфер |
моторный; 3 — вибратор; 4 — съемная |
ферма; 5 — электри |
ческий |
люкозакрыватель |
(электроталь); 6 — виброрыхлитель; |
7 — бульдозер |
при помощи виброрыхлителя и разгрузка смерзшегося груза; окон чательная зачистка подвижного состава механическими щетками или сжатым воздухом);
закрывание люков полувагонов люкозакрывателями; штабелирование, т. е. перегрузка выгруженного груза из отвалов
в штабеля грейфером козлового крана; погрузка груза также грейфером крана из отвалов или из штабе
ля в автомобили-самосвалы для доставки потребителям.
На рис. 210 приведен второй вариант схемы комплексной механи зации погрузочно-разгрузочных и складских работ на открытом скла де сыпучих грузов, поступающих в полувагонах.
Здесь, как и в первом варианте, используется повышенный путь высотой 2,4 м, который перекрыт двухконсольным козловым краном пролетом 16 м, оснащенным: моторным грейфером, предназначенным Для работы с сыпучим материалом насыпной массой 1,8 т/м3 (песок, уголь, щебень и т. п.), вибратором конструкции ЦНИИ МПС, двумя электрическими или пневматическими люкоподъемниками. Кран обо рудован мостом, на котором расположены люкоподъемники и пло щадки для рабочих, которые вручную открывают люки полувагона. Технологический процесс работы по такой схеме состоит из следую щих операций:
открывание люков полувагонов рабочими; |
полувагонов |
через люки |
выгрузка грузов самотеком в отвал из |
||
и зачистка полувагона от остатков груза накладным вибратором; |
||
закрывание люков полувагонов одновременно с двух сторон при |
||
помощи механических люкоподъемников. |
По окончании зачистки |
|
и закрывания люков полувагонов вибратор заменяется |
гидрогрей |
|
фером; |
|
|
погрузка грузов из отвалов на автомобили или их штабелирова ние грейфером.
Большой эффект может быть получен от использования такой схемы на станциях со средним грузооборотом, куда прибывают грузы широ-
9* |
259 |
N3
О
О
9110 |
9000 |
1 гй1тч ы
Рис. 210. Схема комплексной механизации перегрузки сыпучих грузов (III ва риант) :
/ — поворотная головка; 2 — козловой |
кран; 3 — повышенный путь; 4 — крюк; 5 — рама; |
6 — мост-ферма; 7 — площ адка |
с люкоподъемником; 8 — вибратор; 9 — грейфер |
А - А
Рис. 211. Схема комплексной механизации перегрузки сыпучих грузов с исполь зованием повышенного пути и тракторного погрузчика
кой номенклатуры в небольшом объеме. Используя набор сменных захватных приспособлений (лесной захват, грейферы, крюк, авто строп для контейнеров), можно выгружать и грузить в автомобили лесоматериалы, тяжеловесные грузы, контейнеры и др.
Для быстрой замены одного приспособления другим, а также раз ворота груза в горизонтальной плоскости в набор оборудования вхо дит специальная обойма с поворотной головкой.
На рис. 211 показана схема комплексной механизации переработ ки кусковых и сыпучих грузов с использованием повышенного пути и одноковшовых тракторных погрузчиков.
Грузы из полувагонов выгружаются самотеком через открытые люки, которые рабочие открывают баграми. Закрывание люков полу вагонов осуществляется вне эстакады на отдельном участке пути, обо рудованном пневматическими люкозакрывателями.
Очистка полувагонов от остатков грузов обеспечивается посредст вом вибратора. Его устанавливают на полувагон автокраном грузо подъемностью 6 т.
Штабелирование груза, а также его погрузка в автомобили-само свалы осуществляется тракторным погрузчиком. Штабеля распола гаются по обеим сторонам разгрузочной эстакады на расстоянии
16ж от отвала.
Заполнение ковша тракторного погрузчика может быть выполнено
двумя способами — ступенчатым и экскавационным. При с т у п е н
261
ч а т о м способе ковш, находящийся на уровне нижней кромки шта беля, заполняется в результате напорного действия погрузчика. Чтобы обеспечить более полное заполнение ковша, водитель внедряет его в штабель, несколько раз предварительно приподнимая, включая и вы ключая скорость. После заполнения ковша водитель устанавливает рукоятки ковша в транспортное положение и включает задний ход погрузчика.
Э к с к а в а ц и о н н ы й с п о с о б заполнения ковша грузов состоит в следующем. Как только ковш внедрится в груз, водитель включает механизм подъема ковша и поднимает его на малой скорости. Заполняясь грузом, ковш движется по кривой, характер которой зависит от соотношения скоростей «вперед» и «подъем».
Экскавационный способ заполнения ковша эффективнее ступенча того, особенно при хорошей сыпучести груза (малом угле естествен ного откоса), позволяет сократить продолжительность цикла.
Значительное количество сыпучих и кусковых грузов на станциях железных дорог перегружается из отвалов повышенных путей в авто
мобили с т р е л о в ы м и к р а н а м и |
н а |
ж е л е з н о д о р о ж |
|
н о м |
х о д у , оборудованными моторными |
грейферами. Емкость |
|
грейфера принимается в соответствии |
с грузоподъемностью крана |
||
и насыпной массой перерабатываемого груза. |
|
Выгрузка грузов из полувагонов производится самотеком через открытые люки в отвалы по обеим сторонам повышенного пути.
Параллельно повышенному пути укладывают железнодорожный подкрановый путь нормальной колеи. Грузоподъемность крана не менее 5—6 т на рабочем вылете 8,25 м.
Сыпучие и кусковые грузы выгружают из полувагонов в такой по следовательности :
люки открывают рабочие, находящиеся на мостках; груз из полувагона выгружается в отвалы самотеком, и полуваго
ны очищают от остатков груза посредством накладного вибратора, под вешенного на крюк крана (при смерзшемся грузе эта операция выпол няется виброрыхлителем непосредственно в процессе рыхления);
|
закрывание люков |
полува |
|||||
|
гонов |
|
обеспечивается |
пневмо- |
|||
|
закрывателями. |
автомобилей |
|||||
|
Для |
загрузки |
|||||
|
кран оснащается грейфером. |
||||||
|
Опыт |
работы |
крановщиков |
||||
|
стреловых |
грейферных |
кранов |
||||
|
показывает, что при перемеще |
||||||
|
нии груза из отвала повышен |
||||||
|
ного пути |
в штабель |
наиболь |
||||
|
шие затраты времени приходятся |
||||||
|
на поворот крана. |
Поэтому по |
|||||
Рис. 212. Схема работы стрелового крана |
ворот |
крана необходимо выпол |
|||||
нять |
на максимально допускае |
||||||
на железнодорожном ходу у повышен |
|||||||
мых вылетах стрелы (рис. 212). |
|||||||
ного пути |
262
Так, при работе на малом вылете стрелы угол поворота крана со ставляет 180°, а время поворота 16 сек. При работе на максимально допускаемом вылете стрелы угол поворота уменьшается до 110°, а про должительность поворота сокращается до 10 сек.
Э л е в а т о р н о - к о в ш о в ы й р а з г р у з ч и к С-492 эф фективно использовать в пунктах с объемом выгрузки навалочных гру зов более 100 тыс. т в год. Его можно использовать как для разгрузки полувагонов, так и платформ. Одновременно с выгрузкой обеспечи вается штабелирование груза. При использовании элеваторно-ковшо вого разгрузчика отпадает значительная часть вспомогательных опе раций, кроме очистки подвижного состава от остатков груза.
Разгрузчик обслуживается одним машинистом, на зачистке остат ков занято двое рабочих. Продолжительность разгрузки четырехос ной платформы 7—8 мин (без вспомогательных операций). Переезд от одной платформы к другой с подъемом и опусканием элеватора занимает 1—1,5 мин.
В а г о н о о п р о к и д ы в а т е л и являются наиболее мощными средствами выгрузки навалочных грузов из полувагонов. Известны следующие типы вагоноопрокидывателей:
т о р ц о в ы е |
— с поворотом полувагона |
на 50—70° относитель |
но какой-либо поперечной оси; |
|
|
к р у г о в ы е |
и л и р о т о р н ы е — с |
круговым поворотом |
полувагонов на 160—170° относительно продольной геометрической оси, проходящей внутри вагона;
б о к о в ы е — с поворотом вагона на 160—170° относительно продольной оси, расположенной сбоку вагона, и высыпанием груза через боковую стенку;
к о м б и н и р о в а н н ы е — с поворотом крытого вагона в по перечной и продольной плоскостях и рядом повторных движений в разные стороны для разгрузки через боковую дверь.
По принципу обслуживания грузового фронта торцовые, боковые и роторные вагоноопрокидыватели бывают передвижными и стацио нарными, а комбинированные — только стационарные.
Торцовый вагоноопрокидыватель состоит из поворотной плат формы, привода и устройств для закрепления на платформе полуваго на западноевропейской колеи. Груз высыпается через торцовую, под вешенную на шарнирах стенку полувагона. После выгрузки центр тя жести системы (полувагон на платформе) перемещается за ось поворо та в обратную сторону и возвращается в исходное положение.
Торцовые вагоноопрокидыватели просты по конструкции, надеж ны в работе. Их производительность 10—12 вагонов/ч.
На рис. 213 приведена схема комплексной механизации разгрузки угля на складе из полувагонов при помощи б о к о в ы х в а г о н о о п р о к и д ы в а т е л е й .
Полувагоны в люльку вагоноопрокидывателя надвигают маневро вым локомотивом или специальным толкателем, управляемым с пуль та управления.
Очистка полувагонов от остатков и выгрузка слежавшегося угля обеспечиваются посредством вибраторов, смонтированных на прива
263