Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 209. Схема комплексной механизации перегрузки сыпучих грузов (I вариант);

1 козловой

кран; 2 — грейфер

моторный; 3 — вибратор; 4 — съемная

ферма; 5 — электри­

ческий

люкозакрыватель

(электроталь); 6 — виброрыхлитель;

7 — бульдозер

при помощи виброрыхлителя и разгрузка смерзшегося груза; окон­ чательная зачистка подвижного состава механическими щетками или сжатым воздухом);

закрывание люков полувагонов люкозакрывателями; штабелирование, т. е. перегрузка выгруженного груза из отвалов

в штабеля грейфером козлового крана; погрузка груза также грейфером крана из отвалов или из штабе­

ля в автомобили-самосвалы для доставки потребителям.

На рис. 210 приведен второй вариант схемы комплексной механи­ зации погрузочно-разгрузочных и складских работ на открытом скла­ де сыпучих грузов, поступающих в полувагонах.

Здесь, как и в первом варианте, используется повышенный путь высотой 2,4 м, который перекрыт двухконсольным козловым краном пролетом 16 м, оснащенным: моторным грейфером, предназначенным Для работы с сыпучим материалом насыпной массой 1,8 т/м3 (песок, уголь, щебень и т. п.), вибратором конструкции ЦНИИ МПС, двумя электрическими или пневматическими люкоподъемниками. Кран обо­ рудован мостом, на котором расположены люкоподъемники и пло­ щадки для рабочих, которые вручную открывают люки полувагона. Технологический процесс работы по такой схеме состоит из следую­ щих операций:

открывание люков полувагонов рабочими;

полувагонов

через люки

выгрузка грузов самотеком в отвал из

и зачистка полувагона от остатков груза накладным вибратором;

закрывание люков полувагонов одновременно с двух сторон при

помощи механических люкоподъемников.

По окончании зачистки

и закрывания люков полувагонов вибратор заменяется

гидрогрей­

фером;

 

 

погрузка грузов из отвалов на автомобили или их штабелирова­ ние грейфером.

Большой эффект может быть получен от использования такой схемы на станциях со средним грузооборотом, куда прибывают грузы широ-

9*

259



N3

О

О

9110

9000

1 гй1тч ы

Рис. 210. Схема комплексной механизации перегрузки сыпучих грузов (III ва­ риант) :

/ — поворотная головка; 2 — козловой

кран; 3 — повышенный путь; 4 — крюк; 5 — рама;

6 — мост-ферма; 7 — площ адка

с люкоподъемником; 8 — вибратор; 9 — грейфер

А - А

Рис. 211. Схема комплексной механизации перегрузки сыпучих грузов с исполь­ зованием повышенного пути и тракторного погрузчика

кой номенклатуры в небольшом объеме. Используя набор сменных захватных приспособлений (лесной захват, грейферы, крюк, авто­ строп для контейнеров), можно выгружать и грузить в автомобили лесоматериалы, тяжеловесные грузы, контейнеры и др.

Для быстрой замены одного приспособления другим, а также раз­ ворота груза в горизонтальной плоскости в набор оборудования вхо­ дит специальная обойма с поворотной головкой.

На рис. 211 показана схема комплексной механизации переработ­ ки кусковых и сыпучих грузов с использованием повышенного пути и одноковшовых тракторных погрузчиков.

Грузы из полувагонов выгружаются самотеком через открытые люки, которые рабочие открывают баграми. Закрывание люков полу­ вагонов осуществляется вне эстакады на отдельном участке пути, обо­ рудованном пневматическими люкозакрывателями.

Очистка полувагонов от остатков грузов обеспечивается посредст­ вом вибратора. Его устанавливают на полувагон автокраном грузо­ подъемностью 6 т.

Штабелирование груза, а также его погрузка в автомобили-само­ свалы осуществляется тракторным погрузчиком. Штабеля распола­ гаются по обеим сторонам разгрузочной эстакады на расстоянии

16ж от отвала.

Заполнение ковша тракторного погрузчика может быть выполнено

двумя способами — ступенчатым и экскавационным. При с т у п е н ­

261


ч а т о м способе ковш, находящийся на уровне нижней кромки шта­ беля, заполняется в результате напорного действия погрузчика. Чтобы обеспечить более полное заполнение ковша, водитель внедряет его в штабель, несколько раз предварительно приподнимая, включая и вы­ ключая скорость. После заполнения ковша водитель устанавливает рукоятки ковша в транспортное положение и включает задний ход погрузчика.

Э к с к а в а ц и о н н ы й с п о с о б заполнения ковша грузов состоит в следующем. Как только ковш внедрится в груз, водитель включает механизм подъема ковша и поднимает его на малой скорости. Заполняясь грузом, ковш движется по кривой, характер которой зависит от соотношения скоростей «вперед» и «подъем».

Экскавационный способ заполнения ковша эффективнее ступенча­ того, особенно при хорошей сыпучести груза (малом угле естествен­ ного откоса), позволяет сократить продолжительность цикла.

Значительное количество сыпучих и кусковых грузов на станциях железных дорог перегружается из отвалов повышенных путей в авто­

мобили с т р е л о в ы м и к р а н а м и

н а

ж е л е з н о д о р о ж ­

н о м

х о д у , оборудованными моторными

грейферами. Емкость

грейфера принимается в соответствии

с грузоподъемностью крана

и насыпной массой перерабатываемого груза.

 

Выгрузка грузов из полувагонов производится самотеком через открытые люки в отвалы по обеим сторонам повышенного пути.

Параллельно повышенному пути укладывают железнодорожный подкрановый путь нормальной колеи. Грузоподъемность крана не менее 5—6 т на рабочем вылете 8,25 м.

Сыпучие и кусковые грузы выгружают из полувагонов в такой по­ следовательности :

люки открывают рабочие, находящиеся на мостках; груз из полувагона выгружается в отвалы самотеком, и полуваго­

ны очищают от остатков груза посредством накладного вибратора, под­ вешенного на крюк крана (при смерзшемся грузе эта операция выпол­ няется виброрыхлителем непосредственно в процессе рыхления);

 

закрывание люков

полува­

 

гонов

 

обеспечивается

пневмо-

 

закрывателями.

автомобилей

 

Для

загрузки

 

кран оснащается грейфером.

 

Опыт

работы

крановщиков

 

стреловых

грейферных

кранов

 

показывает, что при перемеще­

 

нии груза из отвала повышен­

 

ного пути

в штабель

наиболь­

 

шие затраты времени приходятся

 

на поворот крана.

Поэтому по­

Рис. 212. Схема работы стрелового крана

ворот

крана необходимо выпол­

нять

на максимально допускае­

на железнодорожном ходу у повышен­

мых вылетах стрелы (рис. 212).

ного пути

262


Так, при работе на малом вылете стрелы угол поворота крана со­ ставляет 180°, а время поворота 16 сек. При работе на максимально допускаемом вылете стрелы угол поворота уменьшается до 110°, а про­ должительность поворота сокращается до 10 сек.

Э л е в а т о р н о - к о в ш о в ы й р а з г р у з ч и к С-492 эф­ фективно использовать в пунктах с объемом выгрузки навалочных гру­ зов более 100 тыс. т в год. Его можно использовать как для разгрузки полувагонов, так и платформ. Одновременно с выгрузкой обеспечи­ вается штабелирование груза. При использовании элеваторно-ковшо­ вого разгрузчика отпадает значительная часть вспомогательных опе­ раций, кроме очистки подвижного состава от остатков груза.

Разгрузчик обслуживается одним машинистом, на зачистке остат­ ков занято двое рабочих. Продолжительность разгрузки четырехос­ ной платформы 7—8 мин (без вспомогательных операций). Переезд от одной платформы к другой с подъемом и опусканием элеватора занимает 1—1,5 мин.

В а г о н о о п р о к и д ы в а т е л и являются наиболее мощными средствами выгрузки навалочных грузов из полувагонов. Известны следующие типы вагоноопрокидывателей:

т о р ц о в ы е

— с поворотом полувагона

на 50—70° относитель­

но какой-либо поперечной оси;

 

к р у г о в ы е

и л и р о т о р н ы е — с

круговым поворотом

полувагонов на 160—170° относительно продольной геометрической оси, проходящей внутри вагона;

б о к о в ы е — с поворотом вагона на 160—170° относительно продольной оси, расположенной сбоку вагона, и высыпанием груза через боковую стенку;

к о м б и н и р о в а н н ы е — с поворотом крытого вагона в по­ перечной и продольной плоскостях и рядом повторных движений в разные стороны для разгрузки через боковую дверь.

По принципу обслуживания грузового фронта торцовые, боковые и роторные вагоноопрокидыватели бывают передвижными и стацио­ нарными, а комбинированные — только стационарные.

Торцовый вагоноопрокидыватель состоит из поворотной плат­ формы, привода и устройств для закрепления на платформе полуваго­ на западноевропейской колеи. Груз высыпается через торцовую, под­ вешенную на шарнирах стенку полувагона. После выгрузки центр тя­ жести системы (полувагон на платформе) перемещается за ось поворо­ та в обратную сторону и возвращается в исходное положение.

Торцовые вагоноопрокидыватели просты по конструкции, надеж­ ны в работе. Их производительность 10—12 вагонов/ч.

На рис. 213 приведена схема комплексной механизации разгрузки угля на складе из полувагонов при помощи б о к о в ы х в а г о н о ­ о п р о к и д ы в а т е л е й .

Полувагоны в люльку вагоноопрокидывателя надвигают маневро­ вым локомотивом или специальным толкателем, управляемым с пуль­ та управления.

Очистка полувагонов от остатков и выгрузка слежавшегося угля обеспечиваются посредством вибраторов, смонтированных на прива­

263