Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 4
В случае совместного хранения разнородных грузов значение q определяется как средневзвешенная величина по формуле
|
а = |
а + 92 ^ + 9з £ + • • • + Ч п п т /м 2 |
|||
|
4 |
|
100 |
’ |
|
где qv qz, ..., |
qn — соответственно |
количество |
разнородных грузов, |
||
а, Ь, с, ..., |
укладываемых на 1 м2 площадей пола склада, т/м2\ |
||||
п — соответственно доля отдельных грузов в общем их |
|||||
|
количестве, |
%. |
|
||
В общем случае нагрузка на 1 |
м2площади склада может быть уста |
||||
новлена следующим образом: |
|
|
|
q — hy т/м2,
где h — высота складирования груза, зависящая от применяемых средств механизации и способности нижних рядов груза
вштабеле выдержать давление верхних;
у— объемная масса груза, т/м3.
При ориентировочных расчетах средняя нагрузка на 1 м2 склад ской площади пола принимается в размерах, указанных в табл. 9.
Т а б л и ц а 9
Средняя нагрузка на |
1 м2 площади |
склада |
|
|
Род грузов |
Тип склада |
Нагрузкя, |
||
|
т/м* |
|||
Штучные: |
Закрытый склад |
и крытая |
|
0,85 |
повагопные отправки |
|
|||
мелкие отправки |
платформа |
|
|
0,65 |
То же |
|
0,5 |
||
универсальные контейнеры |
Открытая площадка |
(нетто) |
||
Сыпучие: |
То же |
|
1,0 |
(нетто) |
специальные контейнеры |
|
|||
хранимые россыпью |
Закрытый склад |
|
|
0,9 |
навалочные |
Открытая площадка |
|
1,1 |
|
тяжеловесные |
То же |
|
|
0,9 |
Для определения общей площади склада к рассчитанной таким спо собом полезной площади прибавляют дополнительную площадь, не обходимую для проходов или проездов между штабелями, установки весов и машин, устройства помещения для приемосдатчиков и др.
Дополнительная площадь при расчете закрытых складов учиты вается коэффициентом а от полезной складской площади. Величина дополнительной площади в значительной степени зависит от принятых устройств механизации. Например, при оборудовании склада мостовы ми и козловыми кранами дополнительная площадь меньше, а при обо рудовании погрузчиками значительно больше. Зная полезную пло щадь склада, можно приближенно определить его общую площадь
5 = ^ л 2,
а
где 5 — общая площадь склада, м2', Fn — полезная площадь склада, м2\
а — коэффициент использования площади склада.
30
1
а |
i |
а |
2 |
2 |
|
|
wa'ICNj |
|
а ^ |
I |
Рис. 14. Схема расположения штабелей груза в складе
Ниже приведены ориентировочные значения коэффициента а в за висимости от типа складов:
Закрытые склады:
схранением тарно-штучных грузов штабелями на поддонах (проход между рядами шириной 1 м,
главный проход шириной 2,5я-3 м) ................... |
грузов |
0,45—0,5 |
|
со штабельным без |
поддонов хранением |
0,4—0,6 |
|
в мешках.................................................................... |
|
.' |
|
сыпучих грузов................................................................. |
|
|
0,5—0,75 |
Открытые склады: |
|
|
|
лесоматериалов................................................................... |
|
|
0,4—0,5 |
металла ............................................................................ |
у гл я |
|
0,5—0,6 |
инертных грузов и |
|
0,7—0,8 |
|
контейнеров и тяжеловесных грузов............................. |
|
0,6—0,75 |
При штабельном хранении грузов, когда известны их объемный вес, высота штабеля или размеры отдельных грузовых мест (пакетов), пло щадь склада подсчитывают путем определения размеров одной э л е м е н т н о й п л о щ а д к и .
На рис. 14 показана схема расположения штабелей и разрывов меж ду ними, установленных в зависимости от принятых средств механиза ции, их параметров и условий хранения груза.
Установив размеры штабелей I и 6 при разрывах между штабелями a, blt b2, нетрудно определить размер элементной площадки:
л я ( / : « > ^ ; - Я м*.
Зная высоту штабелей, объемный вес груза и форму штабелей в по перечном и продольном направлениях, можно установить емкость в м3 или т одного элемента склада ДЕ. Число площадок в зависимо сти от заданной общей емкости склада Ес определяют по формуле
Ес
г = —— шт.
АЕ
31
Общая потребная площадь склада будет равна:
S = zAE м2.
Величина этой площади в дальнейшем может быть уточнена путем со ответствующей планировки склада с учетом габаритных размеров гру зовых мест, способов их укладки и типов погрузочно-разгрузочных машин и оборудования. На план склада наносят штабеля, необходимые проходы и проезды, площадки для приема, выдачи и сортировки гру зов и др.
Главные проезды на складах должны обеспечивать возможность сво бодного разворота электропогрузчиков, вилочных тележек и других средств механизации.
В некоторых случаях главные проезды рассчитывают на встречное движение погрузочно-разгрузочных средств.
Ширина продольных и поперечных (между штабелями) проходов, предназначенных только для пешеходного движения, может быть принята 0,9—1,0 м. Ширина автопроездов установлена 4 м. Расстоя ние между очертанием движущихся кранов и подвижным составом — не менее 0,7 м.
Размеры площадки Fc для приема и сортировки грузов определяют ся по формуле
Fc = 3Wn м2,
где п — ежесуточная подача вагонов к складу (в условных единицах); W — площадь пола условного вагона, принимаемая 17 м2\
3 — срок хранения груза в сутках.
При подаче грузов автомобильным транспортом площадка для при ема и сортировки ориентировочно определяется из расчета 1,5—2,0 м2 на 1 т груза.
Обычно общая площадь склада, полученная в результате плани ровки, несколько отличается от площади, которая была определена расчетными путями на основании коэффициента а.
При проектировании склада весьма важно, помимо общей площа ди, правильно определить его размеры в плане, т. е. ширину и длину.
Ширина склада зависит от рода груза, конструктивных особенно стей склада и принимаемых средств механизации. Длина склада обыч но соответствует расчетной длине погрузочно-разгрузочного фронта.
Определив основные размеры склада в плане, устанавливают его высоту, которая зависит от принимаемой высоты штабеля груза, под лежащего хранению, с добавлением некоторого пространства. Резер вирование этого пространства необходимо для обеспечения свободной работы людей, средств механизации. Обычно высота складов составля ет 5,5—6,5 м.
4. Погрузочно-разгрузочный инвентарь и приспособления
На прирельсовых складах используется погрузочно-разгрузочный инвентарь, простейшие устройства и приспособления, облегчающие ручной труд и обеспечивающие технику безопасности. К ним относят
32
Рис. 16. Переносный ручной подъ емник:
- рукоятка; 2 — направляющие; 3 приемные вилы; 4 — канат
П о г р у з о ч н ы й с т а н о к (рис. 17) служит для предвари тельной подготовки пакетов лесоматериала и последующей быстрой погрузки их в автомобиль с прицепом. Погрузочный станок состоит из двух треугольных рам 1 и коника 8. Рамы для устойчивости снабже ны брусьями 2. Коник гнездами 7 накладывают на наклонные брусья 3 рам, удерживают на них цепями 4, которые пропускают через отвер стия 5, просверленные в вертикальных стойках, и замыкают замками 6. Гнезда 7 служат для направления коника при скольжении по на клонным брусьям. Угол наклона брусьев 30°, масса станка 250 кг. До прихода автомобиля лесоматериалы укладывают на прицеп и погру зочный станок, который устанавливают впереди прицепа. При погруз ке автомобиль подается задним ходом под переднюю часть пакета ле соматериалов. Дышло прицепа сцепляют с автомобилем и освобождают цепи, удерживающие коник станка на наклонных брусьях. При отсут ствии прицепа пакет можно собрать на двух станках.
С о е д и |
н и т е л ь н ы е |
п е р е х о д н ы |
е |
м о с т к и |
при |
меняют для |
перемещения груза из склада в |
вагон или из |
вагона |
в склад. Мостки изготовляют из рифленых листов] стали. При совпаде-
34
ной лапы 8, на которой сделана насечка. Рейка сцепляется с зубчатой
шестерней, приводимой в движение от |
рукоятки |
1 через |
промежу |
||
точные зубчатые |
передачи. Рейка с |
грузом |
в |
верхнем |
положе |
нии удерживается |
храповым колесом 2, |
в зубья |
которого упирается |
собачка 3, укрепленная на станине. Реечные домкраты имеют грузо подъемность от 1 до 12 т и высоту подъема груза 350—450 мм.
Винтовые |
домкраты (рис. 22) в отличие от реечных не требуют |
||
специальных |
стопорных |
или |
тормозных приспособлений. Винто |
вой домкрат |
состоит из |
литой |
станины и стального самотормозяще- |
гося винта с прямоугольной нарезкой, заканчивающегося головкой. Станина в верхней части имеет неподвижную гайку, по резьбе которой перемещается винт. Винт поворачивают при помощи рукоятки с тре щоткой. В зависимости от направления вращения винт, а вместе с ним и головка поднимаются или опускаются. Грузоподъемность винтовых домкратов до 20 т, высота подъема груза 240—370 мм.
Широкое распространение |
получили |
домкраты с нижней захват |
||
ной лапой грузоподъемностью |
2,5 т. В нижнем положении лапа на |
|||
ходится на высоте 40 мм от пола, ход лапы 300 мм. |
||||
Р о л и к о в ы е ц е п и |
(рис. |
23) применяют для перекатывания тя |
||
желовесных грузов, |
расположенных в одном уровне с полом кузова ав |
|||
томобиля, а также |
при |
подъеме или |
скатывании этих грузов по |
наклонной плоскости. Груз поднимают роликовыми ломами или дом
|
кратами на высоту 100—ПО мм и подводят |
под |
||||||||
|
него роликовые цепи. |
Затем груз опускают и пе |
||||||||
|
ремещают при помощи лебедок или вручную. |
|||||||||
|
Благодаря |
шарнирным |
сочленениям |
роликов |
||||||
|
цепи легко преодолевают неровности пола. |
|
||||||||
|
Р о л и к о в ы е |
л о м ы |
(рис. 24) служат |
|||||||
|
для перемещения тяжеловесных грузов на не |
|||||||||
|
большие расстояния, |
а также |
для приподнима |
|||||||
|
ния (вывешивания) |
при |
|
застройке груза или |
||||||
|
установке его на подкладки. Роликовый лом |
|||||||||
|
представляет собой |
штангу, |
через |
утолщенный |
||||||
|
нижний конец которой пропущена ось с наса |
|||||||||
|
женным |
на |
нее опорным |
роликом диаметром |
||||||
|
80 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Роликовый лом — рычаг первого рода, у ко |
|||||||||
|
торого коротким плечом является лопатка с |
|||||||||
|
насечкой шириной около 90 мм, а длинным пле |
|||||||||
|
чом — рукоятка длиной 1530 мм. Козырек лома |
|||||||||
|
подводят |
под груз и, |
отклоняя рукоятку |
лома |
||||||
|
книзу, поднимают груз на 75—100 мм от |
пола. |
||||||||
|
Допускаемая нагрузка на лом — 1,0 т, |
что по |
||||||||
|
зволяет |
трем рабочим поднимать |
и перемещать |
|||||||
|
тремя ломами по ровной и твердой |
поверхности |
||||||||
|
грузы массой до 3 т. Порядок перемещения |
|||||||||
|
груза следующий: одним ломом вывешивают |
|||||||||
ние д™ПРзаГрьтабнЛия |
переднюю сторону груза и |
в |
дальнейшем |
регу- |
||||||
люков полувагонов |
ЛИруСТСЯ |
НЗПрЗВЛСНИС |
СТО ДВИЖвНИЯ. |
ДцВуМЯ |
36