Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вид А

1770

1255

 

 

 

Рис. 235. Вагонозагрузчик

зерна УВЗ:

/ — метатели зерна

(крыльчатка); 2 — патрубки выходной

и поворотный; 3 — рама верхняя;

4 — ферма ходовой

тележки; 5 — механизм подъема метателей зерна; 6 — пульт управления;

7 — электродвигатель ходовой тележки; &— редуктор; 9 — зерноприемник; 10 — поворотная заслонка зерноприемника; 11 — звездочка привода поворотной заслонки

хлебного щита и крышей вагона. Через этот проем крыльчатки вводятся в вагон.

Предусмотрена возможность поворота корпуса каждого метателя вместе с патрубком вокруг оси ротора на угол 90°, благодаря чему можно изменять направление полета зерна в горизонтальной пло­ скости.

Изменение угла выброса зерна из метателя в вертикальной пло­ скости достигается путем изменения наклона поворотного патрубка.

Зерноприемник УВЗ состоит из загрузочной воронки, распреде­ лителя и патрубка. На корпусе распределителя имеется фланец, пред­ назначенный для присоединения к нему гибкой части самотечной трубы. В корпусе распределителя помещена поворотная заслонка. Из­ меняя положение поворотной заслонки, оператор регулирует рас­

пределение

зерна между метателями.

 

 

 

Техническая

характеристика вагонозагрузчика

УВЗ

Производительность,

т /ч .........................................................

 

130—150

Дальность заброса зерна метателями, м ................................

 

7

Скорость зерна на выходе из метателей, м/сек . . . до 19,1

Мощность

установленных электродвигателей, кет . .

.

15

Скорость

передвижения, м /с е к .....................................................

 

0,18

Габаритные размеры, мм:

 

2865

д л и н а .....................................................................................

 

 

ш и ри н а.....................................................................................................

 

 

2020

вы сота....................................................................................

 

 

3280

Масса,

к

г .......................................................................................

 

 

1400

292


В а г о н о з а г р у з ч и к и со ш н е к о в ы м и п и т а т е л я - м и (рис. 236) применяют на элеваторах. Основными частями вагонозагрузчика являются две центробежные лопастные крыльчатки, два шнековых питателя, тележка, два электродвигателя и специальная станина. Каждый шнек помещен в кожух из стальной трубы с внут­ ренним диаметром 320 мм. Крыльчатка укреплена на одном конце вала шнека и имеет четыре стальных лопасти.

Зерно выбрасывается в вагон через окна (250x256 мм) в кожухе крыльчатки. Для направления струи зерна служит прикрепляемый к окну патрубок. Зерно подается в шнеки, приводимые электродвига­ телями мощностью 7 кет. Один шнек с крыльчаткой вращается по часо­ вой стрелке, другой — в противоположном направлении.

Оба шнека расположены на раме параллельно друг другу и при­ креплены к ней хомутами. Рама снабжена ходовыми колесами, на ко­ торых ее вместе со шнеками можно передвигать по рельсам, укреплен­ ным на специальной станине. Таким образом, вагонозагрузчик можно подавать к вагону и отодвигать от него после загрузки.

Производительность

вагонозагрузчика 80— 100 т/ч; собственная

масса (без электродвигателя) 200 кг.

 

И н ж е к т о р н а я

п н е в м а т и ч е с к а я

у с т а н о в к а

также служит для погрузки зерна в вагоны. При помощи этой уста­ новки можно увеличить скорость движения зерна, подаваемого в вагон по самотечной трубе. Работа установки протекает следующим образом. Воздух, нагнетаемый вентилятором в воздухопровод, сообщает зерну дополнительную скорость в инжекторе. Скорость можно регулировать шибером, установленным на всасывающем патрубке вентилятора. Струю зерна можно направить в любое место вагона при помощи гиб­ кого наконечника регулятора, которым управляют с помоста. Вагон

1 -рама; 2 — крыльчатка; 3 — кожух крыльчатки с патрубком; 4 — шнек; 5 — клиноременная передача; 6 — редуктор; 7 — загрузочная воронка; 8 — электродвигатель; 9 — кожух шнека; W — крепление установки к стене склада или элеватора; 11 — штурвал для ручной подачи загрузчика; 12 — колеса (ролики); 13— задвижка

293


заполняется полностью без применения ручного труда на разравни­ вание зерна. Установку обслуживает один рабочий.

С а м о х о д н ы й ш н е к о в ы й т р а н с п о р т е р з е р н а ТЗШ состоит из шнека длиной 8,4 м и самоходной тележки. Шнек помещен в цилиндрический кожух. Как шнек, так и кожух собраны из трех секций. Шнек приводится от электродвигателя мощностью 7 кет через клиноременную передачу и зубчатый редуктор, которые смон­ тированы в нижней части транспортера. На конце верхней секции ко­ жуха установлен поворотный выходной патрубок, служащий для из­ менения направления движения зерна, перемещаемого шнеком.

Для погрузки зерна в железнодорожные вагоны через крышевые люки шнек устанавливается под углом 43—45°, время загрузки че­ тырехосного вагона примерно 65 мин.

7. Выгрузка зерна из вагонов

Выгрузка зерна из железнодорожных вагонов на хлебоприемных предприятиях является одной из наиболее трудоемких работ.

В результате исследований, проведенных ЦНИИ МПС, разрабо­ тана машина (рис. 237), позволившая комплексно механизировать выгрузку зерна и других сыпучих грузов из крытых вагонов. Действие этой машины основано на использовании сил инерции при механиче­ ских колебаниях вагона.

294

Этот способ воздействия на груз не требует введения внутрь вагона каких-либо захватных рабочих органов и вместе с тем обеспечивает выгрузку зерна без остатка. Машина состоит из следующих основных частей:

передвижного моста 1, шарнирно опирающегося на две пары опор­ ных рычагов 10 и комплекта пружин 11, образующих узлы опор <3;

комплекта устройств для закрепления разгружаемого вагона на мосту. В него входят два выдвижных упора 2, зажимающих вагон с тор­ цов за головки автосцепки, гидравлические механизмы зажима и вин­ товые механизмы для уборки упоров в межрельсовые промежутки; устройств для закрепления моста в горизонтальном положении, ста­

билизаторов 7 и концевых замков с рельсовыми вставками <?; центробежного возбудителя колебаний направленного действия

с дебалансами 9, укрепленного в средней части моста; пульта управления 5, расположенного перед дверным проемом раз­

гружаемого вагона так, что оператору хорошо виден процесс высыпа­ ния зерна и приемный бункер с выдвижным лотком 6\

щитовыжимателя 4, служащего для выжимания хлебного щита и удержания его в поднятом положении в процессе разгрузки.

Кроме того, в комплект оборудования машины входит насосная станция гидросистемы, агрегат для питания двигателя привода де­ балансов и электрораспределительный щит.

Вагон с зерном, подлежащий выгрузке, подается на середину моста машины. Затем оператор нажатием кнопки включает группу вспомо­ гательных механизмов. Винтовые механизмы выводят упоры из меж­ рельсового промежутка и подают их вплотную к головкам автосцепки вагона, сдвигая его к центру моста. Механизм гидроприжима упоров выключает пружинные аппараты автосцепки. При помощи гидропри­ вода убираются концевые замки и стабилизаторы освобождают мост.

С этими операциями совмещается открытие и закрепление двери ва­ гона, пуск ленточных конвейеров и отжим щита. После отжима хлебно­ го щита в приемный бункер самотеком высыпается до 15—20 пг зерна. Затем оператор включает электродвигатель дебалансового привода. Амплитуда колебаний на уровне пола вагона вначале составляет 35— 40 мм при частоте 90—100 кол/мин. Далее по мере выгрузки зерна ам­ плитуду и частоту колебаний плавно увеличивают. На заключительной стадии выгрузки зерна амплитуда колебаний в центре пола вагона до­ стигает 65—75 мм, а частота — 116—120 кол/мин.

Высыпание зерна из четырехосного крытого вагона продолжается около 5 мин, а общая продолжительность разгрузки вагона с учетом времени, затрачиваемого на вспомогательные операции, составляет примерно 10—12 мин.

В а г о н о р а з г р у з ч и к ЗРТ представляет собой скребковый транспортер, который подвешен к тележке, двигающейся по кран-бал­ ке. Кран-балка может перемещаться в продольном направлении в сто­ рону разгружаемого вагона и обратно, кроме того, кран-балка может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Такая свобода переме­

295 ,


щения кран-балки обеспечивает глубокий ввод скребкового транспор­ тера в разгружаемый вагон.

П е р е д в и ж н а я п н е в м а т и ч е с к а я у с т а н о в к а ТПЗ предназначена для выгрузки зерна из барж, но может применять­ ся и для разгрузки вагонов. Установка монтируется на автомобильном прицепе 754-В и состоит из следующих основных частей: вакуумнасоса, разгружателя зерна, шлюзовых затворов, циклонов, сопел, зерно-и воздухопроводов, электрооборудования, приводов.

Под действием разряжения, создаваемого вакуум-насосом, атмос­ ферный воздух устремляется через сопло во всасывающий зернопровод, увлекая зерно. Из зернопровода воздух с зерном попадает в разгрузи­ тель, имеющий значительно большее сечение, чем зернопровод. Вслед­ ствие резкого падения скорости движения воздуха в разгрузителе по сравнению со скоростью в трубопроводе и изменения направления по­ тока воздуха зерно осаждается в нижней части разгрузителя. Осевшее зерно шлюзовым затвором выводится на транспортер.

Производительность пневматической установки ТПЗ около 40 т/ч при транспортировке зерна до 15 м по горизонтали и до 10 ж по верти­ кали.

На некоторых хлебоприемных пунктах для выгрузки зерна из ва­ гонов применяются механические лопаты ТМЛ-1 и ТМЛ-2.

Производительность односкребковой механической лопаты опреде­

ляется по формуле

 

 

 

 

 

Л л =

36Q0gc (°рвв+ р*> т/ч,

 

 

где

gc — средняя

масса зерна, перемещаемого за

один ход

 

скребка (принимается'равной 0,35 т);

 

 

ураб и vx — скорость

движения

троса соответственно

при

рабо­

 

чем и холостом ходе скребка, м/сек;

в

вагоне

 

Lcр — среднее расстояние

перемещения скребков

 

(для четырехосного вагона 5,5 м).

 

 

Скорость движения троса при рабочем ходе скребка

 

 

 

 

и раб = n D n i

м/сек.

 

 

Здесь

D — диаметр барабана лебедки, м;

 

 

 

п — число оборотов двигателя, об/мин;

 

 

 

i — передаточное число редуктора.

 

 

Пример. На выгрузочный путь элеватора подан четырехосный ва­ гон грузоподъемностью 60 т. Для выгрузки применяется механическая лопата ТМЛ-2 с двумя скребками. Зерно выгружается в приемный бун­

кер емкостью 60

т. Время на подготовительные операции принимается

2 мин, D = 225

мм; п = 1450 об/мин; i = 0,055.

Скорость рабочего хода составит:

 

 

 

3,14-0,225-1450-0,055

0,94

м/сек.

 

60

 

 

 

296


Скорость движения троса при холостом ходе скребка ух принимается

1,0 м/сек.

Производительность механической лопаты при работе одним скреб­ ком равна:

3600-0,35 (0,_94 + 110)= 1 1 0

2-5,5-2

Четырехосный вагон разгружается двумя скребками, поэтому про­ изводительность механической лопаты будет в два раза выше. Время на заключительные операции (зачистку, укладку в вагон щита и др.) принимается 3 мин. Продолжительность выгрузки вагона составит:

7 по = 2,0 + - ^ ^ - + 3,0 = 21 мин.

п р

2 -ПО

8. Требования техники безопасности

При погрузке и выгрузке зерна особое внимание следует обращать на уменьшение пылеобразования.

На всех элеваторах и в складах предусматривают устройства аспи­ рационной сети для обеспыливания и ликвидации пыли в местах ее образования в помещениях, так как пыль вредна для здоровья и весь­ ма взрывоопасна.

Рабочие, занятые на выполнении грузовых операций с зерном, должны работать только в противопыльных очках и респираторах. Особое внимание следует уделять электробезопасности используемого оборудования, обеспечению надежности соединения электрических ли­ ний, предупреждению искрения электродвигателей. Бензобаки автомо­ билей, подлежащих разгрузке на автомобилеподъемниках, должны быть надежно закрыты крышками. На элеваторах и зерноскладах за­ прещается пользоваться открытым огнем. Пункты перегрузки зерна должны быть оснащены необходимым противопожарным водопрово­ дом и оборудованием в соответствии с действующими нормами.

Г л а в а XIII

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ И СКЛАДЫ

1. Характеристика грузов

Среди наливных грузов, перевозимых железнодорожным транс­ портом, основное место занимают нефть, нефтепродукты, а также кис­ лоты и химикаты.

Нефтепродукты подразделяются на с в е т л ы е (бензин, бензол, керосин, лигроин, легкие сорта моторных и дизельных топлив), т е м ­ н ы е (мазут, нефтебитумы, тяжелые сорта моторных топлив), жидкие смазочные м а с л а , получаемые путем перегонки нефти.

Показатели плотности и условий вязкости некоторых нефтепро­ дуктов приведены в табл. 49.

Плотность абсолютного большинства нефтепродуктов меньше единицы. Чем выше плотность нефтепродукта, тем большей вяз­ костью он обладает, тем труднее перекачивать его насосами по трубо­ проводам.

Т а б л и ц а 49

Нефтепродукты

 

Наименование

Плотность,

Вязкость по

 

г / с м 3

Энглеру,

град*

 

 

 

 

а) Ж и д к и е

 

 

Бензин ...............

0,70—0,75

 

 

Топливо Т-1

0,82—0,85

 

 

Керосин . . . .

0,82—0,84

1,4—1,7

(при

Дизельное топливо

0,875

Масло соляровое

0,87—0,88

20° С)

1,20—1,75

Нефть сырая . .

1,0

1,3—2,0

 

 

б) В ы с о к о в я з к и е

10

 

Мазут

10

0,998

 

»

20

0,998

20

 

»

40

0,998

40

 

»

60

0,998

60

 

»

80

0,998

80

 

»

100

0,998

100

 

* Условная вязкость измеряется п градусах Энглера, которые показывают во сколько раз медленнее объем нефтепродукта в 200 см3 при температуре 50° С вытекает через калиб­ рованное отверстие сосуда, чем тот же объем воды при температуре 20° С.

298