Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 4
Вид А
1770
1255 |
|
|
|
Рис. 235. Вагонозагрузчик |
зерна УВЗ: |
/ — метатели зерна |
(крыльчатка); 2 — патрубки выходной |
и поворотный; 3 — рама верхняя; |
4 — ферма ходовой |
тележки; 5 — механизм подъема метателей зерна; 6 — пульт управления; |
7 — электродвигатель ходовой тележки; &— редуктор; 9 — зерноприемник; 10 — поворотная заслонка зерноприемника; 11 — звездочка привода поворотной заслонки
хлебного щита и крышей вагона. Через этот проем крыльчатки вводятся в вагон.
Предусмотрена возможность поворота корпуса каждого метателя вместе с патрубком вокруг оси ротора на угол 90°, благодаря чему можно изменять направление полета зерна в горизонтальной пло скости.
Изменение угла выброса зерна из метателя в вертикальной пло скости достигается путем изменения наклона поворотного патрубка.
Зерноприемник УВЗ состоит из загрузочной воронки, распреде лителя и патрубка. На корпусе распределителя имеется фланец, пред назначенный для присоединения к нему гибкой части самотечной трубы. В корпусе распределителя помещена поворотная заслонка. Из меняя положение поворотной заслонки, оператор регулирует рас
пределение |
зерна между метателями. |
|
|
||
|
Техническая |
характеристика вагонозагрузчика |
УВЗ |
||
Производительность, |
т /ч ......................................................... |
|
130—150 |
||
Дальность заброса зерна метателями, м ................................ |
|
7 |
|||
Скорость зерна на выходе из метателей, м/сек . . . до 19,1 |
|||||
Мощность |
установленных электродвигателей, кет . . |
. |
15 |
||
Скорость |
передвижения, м /с е к ..................................................... |
|
0,18 |
||
Габаритные размеры, мм: |
|
2865 |
|||
д л и н а ..................................................................................... |
|
|
|||
ш и ри н а..................................................................................................... |
|
|
2020 |
||
вы сота.................................................................................... |
|
|
3280 |
||
Масса, |
к |
г ....................................................................................... |
|
|
1400 |
292
В а г о н о з а г р у з ч и к и со ш н е к о в ы м и п и т а т е л я - м и (рис. 236) применяют на элеваторах. Основными частями вагонозагрузчика являются две центробежные лопастные крыльчатки, два шнековых питателя, тележка, два электродвигателя и специальная станина. Каждый шнек помещен в кожух из стальной трубы с внут ренним диаметром 320 мм. Крыльчатка укреплена на одном конце вала шнека и имеет четыре стальных лопасти.
Зерно выбрасывается в вагон через окна (250x256 мм) в кожухе крыльчатки. Для направления струи зерна служит прикрепляемый к окну патрубок. Зерно подается в шнеки, приводимые электродвига телями мощностью 7 кет. Один шнек с крыльчаткой вращается по часо вой стрелке, другой — в противоположном направлении.
Оба шнека расположены на раме параллельно друг другу и при креплены к ней хомутами. Рама снабжена ходовыми колесами, на ко торых ее вместе со шнеками можно передвигать по рельсам, укреплен ным на специальной станине. Таким образом, вагонозагрузчик можно подавать к вагону и отодвигать от него после загрузки.
Производительность |
вагонозагрузчика 80— 100 т/ч; собственная |
|
масса (без электродвигателя) 200 кг. |
|
|
И н ж е к т о р н а я |
п н е в м а т и ч е с к а я |
у с т а н о в к а |
также служит для погрузки зерна в вагоны. При помощи этой уста новки можно увеличить скорость движения зерна, подаваемого в вагон по самотечной трубе. Работа установки протекает следующим образом. Воздух, нагнетаемый вентилятором в воздухопровод, сообщает зерну дополнительную скорость в инжекторе. Скорость можно регулировать шибером, установленным на всасывающем патрубке вентилятора. Струю зерна можно направить в любое место вагона при помощи гиб кого наконечника регулятора, которым управляют с помоста. Вагон
1 —-рама; 2 — крыльчатка; 3 — кожух крыльчатки с патрубком; 4 — шнек; 5 — клиноременная передача; 6 — редуктор; 7 — загрузочная воронка; 8 — электродвигатель; 9 — кожух шнека; W — крепление установки к стене склада или элеватора; 11 — штурвал для ручной подачи загрузчика; 12 — колеса (ролики); 13— задвижка
293
заполняется полностью без применения ручного труда на разравни вание зерна. Установку обслуживает один рабочий.
С а м о х о д н ы й ш н е к о в ы й т р а н с п о р т е р з е р н а ТЗШ состоит из шнека длиной 8,4 м и самоходной тележки. Шнек помещен в цилиндрический кожух. Как шнек, так и кожух собраны из трех секций. Шнек приводится от электродвигателя мощностью 7 кет через клиноременную передачу и зубчатый редуктор, которые смон тированы в нижней части транспортера. На конце верхней секции ко жуха установлен поворотный выходной патрубок, служащий для из менения направления движения зерна, перемещаемого шнеком.
Для погрузки зерна в железнодорожные вагоны через крышевые люки шнек устанавливается под углом 43—45°, время загрузки че тырехосного вагона примерно 65 мин.
7. Выгрузка зерна из вагонов
Выгрузка зерна из железнодорожных вагонов на хлебоприемных предприятиях является одной из наиболее трудоемких работ.
В результате исследований, проведенных ЦНИИ МПС, разрабо тана машина (рис. 237), позволившая комплексно механизировать выгрузку зерна и других сыпучих грузов из крытых вагонов. Действие этой машины основано на использовании сил инерции при механиче ских колебаниях вагона.
294
Этот способ воздействия на груз не требует введения внутрь вагона каких-либо захватных рабочих органов и вместе с тем обеспечивает выгрузку зерна без остатка. Машина состоит из следующих основных частей:
передвижного моста 1, шарнирно опирающегося на две пары опор ных рычагов 10 и комплекта пружин 11, образующих узлы опор <3;
комплекта устройств для закрепления разгружаемого вагона на мосту. В него входят два выдвижных упора 2, зажимающих вагон с тор цов за головки автосцепки, гидравлические механизмы зажима и вин товые механизмы для уборки упоров в межрельсовые промежутки; устройств для закрепления моста в горизонтальном положении, ста
билизаторов 7 и концевых замков с рельсовыми вставками <?; центробежного возбудителя колебаний направленного действия
с дебалансами 9, укрепленного в средней части моста; пульта управления 5, расположенного перед дверным проемом раз
гружаемого вагона так, что оператору хорошо виден процесс высыпа ния зерна и приемный бункер с выдвижным лотком 6\
щитовыжимателя 4, служащего для выжимания хлебного щита и удержания его в поднятом положении в процессе разгрузки.
Кроме того, в комплект оборудования машины входит насосная станция гидросистемы, агрегат для питания двигателя привода де балансов и электрораспределительный щит.
Вагон с зерном, подлежащий выгрузке, подается на середину моста машины. Затем оператор нажатием кнопки включает группу вспомо гательных механизмов. Винтовые механизмы выводят упоры из меж рельсового промежутка и подают их вплотную к головкам автосцепки вагона, сдвигая его к центру моста. Механизм гидроприжима упоров выключает пружинные аппараты автосцепки. При помощи гидропри вода убираются концевые замки и стабилизаторы освобождают мост.
С этими операциями совмещается открытие и закрепление двери ва гона, пуск ленточных конвейеров и отжим щита. После отжима хлебно го щита в приемный бункер самотеком высыпается до 15—20 пг зерна. Затем оператор включает электродвигатель дебалансового привода. Амплитуда колебаний на уровне пола вагона вначале составляет 35— 40 мм при частоте 90—100 кол/мин. Далее по мере выгрузки зерна ам плитуду и частоту колебаний плавно увеличивают. На заключительной стадии выгрузки зерна амплитуда колебаний в центре пола вагона до стигает 65—75 мм, а частота — 116—120 кол/мин.
Высыпание зерна из четырехосного крытого вагона продолжается около 5 мин, а общая продолжительность разгрузки вагона с учетом времени, затрачиваемого на вспомогательные операции, составляет примерно 10—12 мин.
В а г о н о р а з г р у з ч и к ЗРТ представляет собой скребковый транспортер, который подвешен к тележке, двигающейся по кран-бал ке. Кран-балка может перемещаться в продольном направлении в сто рону разгружаемого вагона и обратно, кроме того, кран-балка может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Такая свобода переме
295 ,
щения кран-балки обеспечивает глубокий ввод скребкового транспор тера в разгружаемый вагон.
П е р е д в и ж н а я п н е в м а т и ч е с к а я у с т а н о в к а ТПЗ предназначена для выгрузки зерна из барж, но может применять ся и для разгрузки вагонов. Установка монтируется на автомобильном прицепе 754-В и состоит из следующих основных частей: вакуумнасоса, разгружателя зерна, шлюзовых затворов, циклонов, сопел, зерно-и воздухопроводов, электрооборудования, приводов.
Под действием разряжения, создаваемого вакуум-насосом, атмос ферный воздух устремляется через сопло во всасывающий зернопровод, увлекая зерно. Из зернопровода воздух с зерном попадает в разгрузи тель, имеющий значительно большее сечение, чем зернопровод. Вслед ствие резкого падения скорости движения воздуха в разгрузителе по сравнению со скоростью в трубопроводе и изменения направления по тока воздуха зерно осаждается в нижней части разгрузителя. Осевшее зерно шлюзовым затвором выводится на транспортер.
Производительность пневматической установки ТПЗ около 40 т/ч при транспортировке зерна до 15 м по горизонтали и до 10 ж по верти кали.
На некоторых хлебоприемных пунктах для выгрузки зерна из ва гонов применяются механические лопаты ТМЛ-1 и ТМЛ-2.
Производительность односкребковой механической лопаты опреде
ляется по формуле |
|
|
|
|
|
|
Л л = |
36Q0gc (°рвв+ р*> т/ч, |
|
|
|
где |
gc — средняя |
масса зерна, перемещаемого за |
один ход |
||
|
скребка (принимается'равной 0,35 т); |
|
|
||
ураб и vx — скорость |
движения |
троса соответственно |
при |
рабо |
|
|
чем и холостом ходе скребка, м/сек; |
в |
вагоне |
||
|
Lcр — среднее расстояние |
перемещения скребков |
|||
|
(для четырехосного вагона 5,5 м). |
|
|
||
Скорость движения троса при рабочем ходе скребка |
|
|
|||
|
|
и раб = n D n i |
м/сек. |
|
|
Здесь |
D — диаметр барабана лебедки, м; |
|
|
||
|
п — число оборотов двигателя, об/мин; |
|
|
||
|
i — передаточное число редуктора. |
|
|
Пример. На выгрузочный путь элеватора подан четырехосный ва гон грузоподъемностью 60 т. Для выгрузки применяется механическая лопата ТМЛ-2 с двумя скребками. Зерно выгружается в приемный бун
кер емкостью 60 |
т. Время на подготовительные операции принимается |
||
2 мин, D = 225 |
мм; п = 1450 об/мин; i = 0,055. |
||
Скорость рабочего хода составит: |
|
|
|
|
3,14-0,225-1450-0,055 |
0,94 |
м/сек. |
|
60 |
||
|
|
|
296
Скорость движения троса при холостом ходе скребка ух принимается
1,0 м/сек.
Производительность механической лопаты при работе одним скреб ком равна:
3600-0,35 (0,_94 + 110)= 1 1 0
2-5,5-2
Четырехосный вагон разгружается двумя скребками, поэтому про изводительность механической лопаты будет в два раза выше. Время на заключительные операции (зачистку, укладку в вагон щита и др.) принимается 3 мин. Продолжительность выгрузки вагона составит:
7 по = 2,0 + - ^ ^ - + 3,0 = 21 мин. |
|
п р |
2 -ПО |
8. Требования техники безопасности
При погрузке и выгрузке зерна особое внимание следует обращать на уменьшение пылеобразования.
На всех элеваторах и в складах предусматривают устройства аспи рационной сети для обеспыливания и ликвидации пыли в местах ее образования в помещениях, так как пыль вредна для здоровья и весь ма взрывоопасна.
Рабочие, занятые на выполнении грузовых операций с зерном, должны работать только в противопыльных очках и респираторах. Особое внимание следует уделять электробезопасности используемого оборудования, обеспечению надежности соединения электрических ли ний, предупреждению искрения электродвигателей. Бензобаки автомо билей, подлежащих разгрузке на автомобилеподъемниках, должны быть надежно закрыты крышками. На элеваторах и зерноскладах за прещается пользоваться открытым огнем. Пункты перегрузки зерна должны быть оснащены необходимым противопожарным водопрово дом и оборудованием в соответствии с действующими нормами.
Г л а в а XIII
КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ И СКЛАДЫ
1. Характеристика грузов
Среди наливных грузов, перевозимых железнодорожным транс портом, основное место занимают нефть, нефтепродукты, а также кис лоты и химикаты.
Нефтепродукты подразделяются на с в е т л ы е (бензин, бензол, керосин, лигроин, легкие сорта моторных и дизельных топлив), т е м н ы е (мазут, нефтебитумы, тяжелые сорта моторных топлив), жидкие смазочные м а с л а , получаемые путем перегонки нефти.
Показатели плотности и условий вязкости некоторых нефтепро дуктов приведены в табл. 49.
Плотность абсолютного большинства нефтепродуктов меньше единицы. Чем выше плотность нефтепродукта, тем большей вяз костью он обладает, тем труднее перекачивать его насосами по трубо проводам.
Т а б л и ц а 49
Нефтепродукты
|
Наименование |
Плотность, |
Вязкость по |
|
|
г / с м 3 |
Энглеру, |
град* |
|
|
|
|||
|
|
а) Ж и д к и е |
|
|
Бензин ............... |
0,70—0,75 |
|
|
|
Топливо Т-1 |
0,82—0,85 |
|
|
|
Керосин . . . . |
0,82—0,84 |
1,4—1,7 |
(при |
|
Дизельное топливо |
0,875 |
|||
Масло соляровое |
0,87—0,88 |
20° С) |
||
1,20—1,75 |
||||
Нефть сырая . . |
1,0 |
1,3—2,0 |
||
|
|
б) В ы с о к о в я з к и е |
10 |
|
Мазут |
10 |
0,998 |
|
|
» |
20 |
0,998 |
20 |
|
» |
40 |
0,998 |
40 |
|
» |
60 |
0,998 |
60 |
|
» |
80 |
0,998 |
80 |
|
» |
100 |
0,998 |
100 |
|
* Условная вязкость измеряется п градусах Энглера, которые показывают во сколько раз медленнее объем нефтепродукта в 200 см3 при температуре 50° С вытекает через калиб рованное отверстие сосуда, чем тот же объем воды при температуре 20° С.
298