Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжительность налива нефтепродуктов зависит от производи­ тельности насосов, диаметра и длины трубопроводов, наличия нефте­

продукта

в резервуаре, разности отметок днищ резервуара и коллек­

тора на эстакаде, количества и емкости наливных цистерн и др.

Время

непосредственного налива

группы цистерн определяется

по формуле

 

 

Н =

Ml/Ht

 

Iгр

 

ООУсрУ^/^тр

где 2>qK— емкость цистерны в группе, м3; т — количество цистерн в группе;

F — площадь поперечного сечения трубопровода, м2;

птр — количество трубопроводов, работающих параллельно на налив;

у — плотность нефтепродукта, пг/м3', пср — средняя скорость движения нефтепродукта по трубопро­

воду, м/сек.

Общее время налива группы цистерн, включая продолжительность подготовительных и заключительных операций, определяется по фор­ муле

 

/гр 4 — /подг “Ь / г р + /закл мин,

 

 

где /подг — время на подготовительные операции

(на одну цистерну

 

группы «

2,5 мин),-

(на одну

цистерну

/закп — время на

заключительные операции

 

группы «

12 мин).

 

 

Г и д р а в л и ч е с к и й

р а с ч е т н а л и в н о й

к о м м у ­

н и к а ц и и

для каждого

пункта налива производится

один раз

идолжен быть выполнен вновь, если произошла какая-либо рекон­ струкция этой коммуникации (замена насосов, трубопроводов и др.).

Для проведения гидравлического расчета необходимо иметь схему

иполную характеристику наливной коммуникации, включая сле­ дующие данные:

марку насоса и его рабочую характеристику; диаметр трубопровода и длину его всасывающей нагнетательной

части и коллектора; разность отметок днища резервуара и насоса, насоса и коллектора

на эстакаде; количество задвижек, поворотов, компенсаторов, тройников в на­

гнетательной части трубопровода.

Гидравлический расчет выполняют в такой последовательности. Имея рабочую характеристику насоса Я — Q, где Я — величина

потерь напора и Q — расход жидкости (м3/сек), строим на ней харак­ теристику трубопровода, задаваясь рядом значений Q.

Величину потерь напора в трубопроводе определяют по формуле

304


где К — коэффициент гидравлического сопротивления при турбулент­

ном режиме К = 0,02

0,03;

L /всас + 1Чагн + /Кол — длина наливной линии, в том числе всасывающей, нагнетательной части и коллектора, м\

D — диаметр трубопровода, м\

v — скорость движения нефтепродукта по трубопроводу, м!сек\ g — ускорение земного притяжения (9,81 м21сек).

Подставляя в приведенную выше формулу значение

получим

H r

Qr_

D 2 g F 2

Здесь Q — расход жидкости, м31сек\

F — площадь поперечного сечения трубопровода, м2. Заменив

1 = А,

2 g F 2

получим

Н, = Л<22.

Определим числовое значение коэффициента А , а затем потери на­ пора на трение по длине трубопровода для четырех-пяти значений расходов (например, для 200, 250, 300, 350, 400 м3!ч).

Местные потери напора принимают равными 10% от потерь напора по длине трубопровода

# м = 0,1 Я,.

Геодезическая высота подъема жидкости определяется по геомет­ рическим отметкам при наихудших условиях (отсутствие нефтепродук­ та в резервуаре):

Яг

Яр. всас Яг. нагн,

 

где Яр. всас — разность отметок между уровнем

ввода трубы в ре­

зервуар и осью насоса, м;

наливного стояка

Я г. нагн — разность

отметок верхней точки

и оси насоса, м.

Полученные значения потерь напора по длине, местное сопротив­ ление и потери напора при подъеме жидкости сводят в таблицу.

По имеющейся сумме потерь напора строят характеристику трубо­ провода и накладывают ее на характеристику насоса. Точка пересе­ чения этих двух характеристик определит фактическую производитель­ ность насоса.

305


Имея фактическую производительность насоса, находят среднюю скорость движения нефтепродуктов по трубопроводам:

v Q

4Q

м/сек,

F

nD2

 

где Q — фактическая производительность насоса, м3/ч; D — диаметр наливного трубопровода, м.

Найденная при гидравлическом расчете средняя скорость дви­ жения нефтепродуктов по данной наливной коммуникации исполь­ зуется при расчете норм времени непосредственного налива нефте­ продуктов.

Н а л и в т е м н ы х н е ф т е п р о д у к т о в н а с о с а м и . Темные нефтепродукты являются высоковязкими и застывающими. Мазут 40 застывает при температуре +10° С, мазут 100 при темпера­ туре +25°С. Поэтому не только зимой, но и летом при сравнительно высокой температуре окружающего воздуха темные нефтепродукты наливают в цистерны предварительно разогретыми в резервуарах для понижения вязкости и обеспечения максимальной скорости движе­ ния нефтепродукта по трубопроводам. Мазуты наливаются при тем­ пературе от +40 до 90° С, масла — от +30 до 80° С (в зависимости от вязкости).

Время налива темных нефтепродуктов и производительность насо­ сов определяются так же, как и светлых, с предварительным гидрав­ лическим расчетом наливных коммуникаций по характеристике насоса и трубопровода.

4. Слив нефтепродуктов из цистерн

Пункты слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн под­ разделяют на механизированные и немеханизированные. К м е х а ­ н и з и р о в а н н ы м пунктам относятся такие, на которых слив из цистерн выполняется насосами с механическим приводом или само­ теком через нижнее сливное отверстие цистерны.

Светлые нефтепродукты, как правило, сливают при помощи насосов (центробежных или поршневых). Для слива этих нефтепродуктов при­ меняют отдельные стояки или эстакады стоякового типа.

Темные нефтепродукты сливают через нижнее сливное отверстие цистерны в межрельсовую канаву или через сливной лоток в боковую канаву.

Застывающие и высоковязкие нефтепродукты перед сливом предва­ рительно разогревают острым паром, что требует значительных затрат времени. Слив застывшего нефтепродукта из четырехосной цистерны продолжается от 3 до 10 ч. Значительное ускорение слива высоковяз­

ких и застывающих нефтепродуктов достигается

при перевозках

их

в ц и с т е р н а х ЦНИИ МПС, и м е ю щ и х

в

н и ж н е й ч а с т и

кто т л а п а р о в у ю р у б а ш к у (рис.

241). Поверхность

па­

ровой рубашки составляет около 28 м2. Слив из цистерн с паровой ру­ башкой основан на скольжении подплавленного груза по горячей по-

З С 6


верхности котла цистерны. Для подогрева в паровую рубашку через патрубок подается пар под давлением 2—3 am. Конденсат выходит через отверстие с каждого конца котла в нижней части паровой рубаш­ ки. Диаметр сливного прибора цистерны увеличен до 200 мм. Сливной прибор также имеет паровую рубашку. Продолжительность слива неф­ тепродуктов из указанных цистерн сокращается в 2—4 раза по сравне­ нию со временем слива из обычных цистерн. Полностью устраняется обводнение нефтепродуктов, в 8—10 раз уменьшаются остатки нефте­ продуктов в цистерне.

Система нижнего слива из цистерн светлых нефтепродуктов имеет значительные преимущества перед системой верхнего слива: сокра­ щает остатки груза и потери от испарения. Продолжительность ниж­ него слива цистерны емкостью 60 м3 составляет всего 8—10 мин.

Производительность центробежных насосов определяют гидрав­ лическим расчетом исходя из условий совместной работы насоса и тру­ бопроводной системы.

Производительность поршневых насосов является постоянной ве­ личиной, не зависящей от напора, и определяется по формулам:

насос

простого действия

Q c = Ло

F S n

60

»

двойного

»

Qc --

 

Sn

т1о (2Д—ф) 60

»

тройного

»

Q c =

"По

3 F S n

60

В этих формулах:

 

 

 

 

 

 

 

Qc — средняя

действительная производительность насоса,

м3/сек;

F = 0,785 D2 — площадь поршня, мг\ D — диаметр поршня, лг;

S — длина хода поршня, м\

п — число двойных ходов поршня, или число оборотов насоса,

об/мин-,

Г10 — объемный к. п. д., который может быть принят при пере­

качке жидкостей вязкостью по

Энглеру 12—14°

от

0,9

до 0,95, при перекачке светлых

нефтепродуктов

от

0,7

до 0,8;

ф — площадь штока поршня (м2) или (2—3% площади поршня).

307


Общее время слива светлых нефтепродуктов центробежными насо­ сами из группы цистерн с учетом подготовительных и заключительных операций определяется:

_,общ _

/подг т подг | 4

|

бОЕ^цт

t

/ закл (изаь-л

‘ гр —

г

г ‘ з а л “Г

 

г

т

г

 

,

 

 

 

 

 

 

 

где , /ПС1Д1. « 3 ,5

мин — продолжительность подготовительных опе­

 

 

раций

на одну цистерну (снятие пломбы и

 

 

открывание

крышки, замер

уровня и тем­

 

 

пературы, взятие пробы, заправка шланга,

 

 

открывание задвижки);

 

 

/зал « 10—15 мин — время

на

залив

насоса

и

трубопровода;

 

т ПОдг — количество

 

одновременно

подготовленных

qlx «

 

к сливу цистерн перед пуском насоса;

5 мин — продолжительность

заключительных опе­

 

 

раций с одной цистерной (зачистка остатка,

 

 

уборка шлангов, закрывание крышки ци­

 

 

стерны и уборка мостика);

 

 

 

z — количество одновременно работающих сли­

 

 

вал ыциков;

 

 

 

 

 

тзап11 «

т — число цистерн в поданной группе;

2—3 — количество

цистерн, заключительные опе­

 

 

рации над которыми не совмещаются с не­

 

 

посредственным сливом.

 

 

Время непосредственного слива нефтепродуктов из цистерн центро­ бежными насосами можно также определить по средней скорости дви­ жения нефтепродукта по трубопроводам:

 

с

2? ц т у

мин,

 

 

/гр

 

 

 

& 0 v y 2 F n Tp

 

 

где 2(7 ту — вес нефтепродукта, подлежащего сливу, т;

F — площадь

поперечного сечения всасывающего трубо­

провода,

ж2;

 

т/ж 3;

 

у — плотность нефтепродукта,

одновременно

/гтр — количество

трубопроводов, работающих

на слив;

скорость движения нефтепродуктов во всасы­

v — средняя

вающем трубопроводе, м/сек.

с и ф о н о м

Слив светлых нефтепродуктов с а м о т е к о м и л и

применяется при небольшом протяжении сливных коммуникаций, имеющих сравнительно малые гидравлические сопротивления. Сифон создается поршневым или вакуум-насосом.

Общее время слива светлых нефтепродуктов самотеком или сифо­ ном складывается из времени на подготовительные операции, непо­ средственного слива нефтепродуктов из цистерн и на заключительные операции

/г р •— /подг + /гр Ч /злил MUH,

308