Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 4
Рис. 230. Схема комплексной механизации выгрузки цемента из крытого вагона пневматическим разгрузчиком всасывающего действия
На рис. 230 приведена с х е м а к о м п л е к с н о й м е х а н и з а ц и и в ы г р у з к и ц е м е н т а и з к р ы т ы х в а г о н о в с п о м о щ ь ю п н е в м а т и ч е с к о г о р а з г р у з ч и к а в с а с ы в а ю щ е г о д е й с т в и я с подачей цемента в два силоса бетонного завода. Установка состоит из заборного устройства 1 пнев матического разгрузчика, шланга 2, осадительной камеры 3, водоколь цевого вакуум-насоса 4, напорного шнека 5, приемного бункера 6, пневматического винтового насоса 7, цементного провода 8, силосов 9 и бункера 10. Производительность установки достигает 80—90 т/ч.
Пневматические разгрузчики по сравнению с механическими имеют следующие преимущества: они позволяют осуществлять перегрузку по рошкообразных грузов из вагона в приемное устройство склада при удовлетворительных санитарных условиях для обслуживающего пер сонала.
К недостаткам этих разгрузчиков относятся: большой расход элект роэнергии, малая дальность и высота транспортирования.
Наиболее совершенными складами для цемента являются силосные склады, которые обеспечивают наилучшее использование складской площади и осуществление полной механизации всех погрузочно-раз грузочных и складских операций.
В настоящее время строят т и п о в ы е п р и р е л ь с о в ы е м е х а н и з и р о в а н н ы е с к л а д ы ц е м е н т а емкостью от 200 т до 12 тыс. т. Предусмотрена выгрузка как из хопперов-цементо возов, так и из обычных крытых вагонов. Во втором случае исполь зуются пневморазгрузчики вакуумного типа. Выгруженный цемент поступает на шнек приемного устройства и далее в ковшовый элеватор, которым поднимается вверх и по выпускным патрубкам направляется в аэрожелоба или шнеки, служащие для загрузки силосов.
Для разгрузки хопперов-цементовозов под железнодорожным пу тем устроено подвальное помещение, в котором смонтированы два приемных бункера и два пневматических цементоподъемника С-1041.
281
В непосредственной близости от склада устанавливают металличес кие силосы емкостью по 300 т каждый, снабженные систедой аэрации и рукавными фильтрами.
Силосы соединены с цементоподъемниками стальными трубопро водами диаметром 150 мм.
Для приема, хранения и выдачи цемента на линейных опорных станциях могут быть рекомендованы а в т о м а т и з и р о в а н н ы е с к л а д ы С-753 емкостью до 50 т (рис. 231), которые выпускаются Славнянским заводом строительных машин. Такой склад имеет спе циальный приемный бункер, предназначенный для приема цемента из цементовоза с гравитационной выгрузкой. На станции Тапа Прибал тийской дороги для увеличения емкости были изготовлены два допол нительных металлических силоса по 30 т каждый. Их загрузка и раз грузка осуществляются путем присоединения С-753 к пневматической системе склада.
Склад работает в трех режимах: приемный бункер-автоцементо воз; приемный бункер — силосные башни; силосные башни — автоце ментовоз. Переключение с одного режима на другой осуществляется
автоматически. Производительность 15 — 20 mlч, высота подачи |
12 л, |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
дальность |
подачи |
20 |
м, |
ем |
|||||
|
|
|
|
|
|
кость |
силосной башни 25 т. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
На |
ряде предприятий для |
||||||||
|
|
|
|
|
|
внутризаводского |
транспор |
||||||||
|
|
|
|
|
|
тирования |
цемента, |
помимо |
|||||||
|
|
|
|
|
|
винтовых пневматических на |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
сосов, |
|
пневмоподъемников, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
успешно |
применяются |
аэро |
|||||||
|
|
|
|
|
|
желоба. |
|
|
|
|
состоит |
||||
|
|
|
|
|
|
А э р о ж е л о б |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
из двух коробов П-образного |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
сечения, |
выполненных из ли |
||||||||
|
|
|
|
|
|
стовой стали. Между короба |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ми |
укладывается |
пористая |
|||||||
|
|
|
|
|
|
перегородка, |
по которой пере |
||||||||
|
|
|
|
|
|
мещается цемент, |
аэрируемый |
||||||||
|
|
|
|
|
|
воздухом, |
поступающим |
из |
|||||||
|
|
|
|
|
|
нижнего короба. Цемент тран |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
спортируется по |
аэрожелобу |
||||||||
|
|
|
|
|
|
со скоростью 2—4 м/сек. |
Не |
||||||||
|
|
|
|
|
|
большая энергоемкость |
аэро |
||||||||
|
|
|
|
|
|
желобов, практически неогра |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ниченная |
|
дальность |
подачи, |
||||||
|
|
|
|
|
|
высокая |
|
производительность |
|||||||
|
|
|
|
|
|
(100 |
т/ч при ширине желоба |
||||||||
Рис. 231. |
Автоматизированный |
склад |
це |
350—400 мм) |
и возможность |
||||||||||
отбора |
|
цемента |
через |
боко |
|||||||||||
|
|
мента: |
бункер; |
3 — |
вые |
отводы позволяют широ |
|||||||||
1 *— камерный насос; 2 |
— приемный |
ко применять их и на желез |
|||||||||||||
силосная |
башня; |
4 |
— влагомаслоотделитель; |
||||||||||||
5 — аэрирующее |
устройство; 6 — |
распредели |
нодорожных |
станциях. |
|
|
|||||||||
|
тельная |
заслонка |
|
|
|
|
282
Для подачи воздуха в аэрожелоба применяют вентиляторы высо кого давления типа ЦАГИ-ЦВ-18. Аэрожелоба устанавливают с укло ном 4% в сторону транспортирования.
Показатели аэрожелобов приведены в табл. 46.
Т а б л и ц а 46
Техническая характеристика аэрожелобов
Модель |
Производи- |
Ширина, мм |
Длина, м |
Рабочее |
Расход |
тельность, |
давление, |
воздуха, |
|||
|
т /ч |
|
|
мм вод. cm . |
м 9(мин |
1323-01ГСМ |
50 |
150 |
48 |
500 |
% |
2 ,0 |
|||||
1Ю6-076ГСМ |
220 |
400 |
48 |
500 |
2 ,0 |
П р и р е л ь с о в ы й с к л а д п ы л е в и д н ы х у д о б р е н и й (рис. 232) предназначен для приема от железной дороги, хране ния и погрузки на автотранспорт фосфоритной муки и пылевидных из вестковых материалов.
Рис. 232. Схема комплексной механизации пылевидных удобрений:
1 — вагон; 2 — разгрузчик С-577; 3 — воздухопровод; 4 — материалопроводы; 5 — пересып ное устройство; 6 — бункер-осадитель; 7 — шиек; 8 — указатель уровня материалов; 9 —
силосная башня; |
10 — аэроднище; |
11 — пневморазгружатель донной выгрузки ПДД-10; |
12 — загрузочный |
рукав; 13 — минерпловоз‘АРУП-8; 14 — пневматический подъемник С-671 |
283
Доставка удобрений предусмотрена в крытых железнодорожных вагонах, вагонах-хопперах и в цистернах. Пылевидные минеральные удобрения из крытых вагонов выгружают пневморазгрузчиком С-577 в подрельсовый приемный бункер, откуда удобрения подаются пневмо подъемником С-671 через бункер-осадитель и винтовой шнек в силосы. Из хопперов удобрения высыпаются в приемный бункер, откуда ана логичным путем поступают в силосы. При разгрузке железнодорож ных цистерн удобрения направляются по трубопроводам непосред ственно в бункер-осадитель, откуда распределяются по силосам. Вы грузка удобрений из силосных башен и подача в автоцементовозы обеспечивается через пневморазгружатель ПДД-101.
Склад состоит из четырех металлических силосных башен вмести мостью по 500 т, диаметром 6 м, смонтированных на стальных колон нах. Годовой грузооборот склада 10 тыс. т, производительность обо рудования: по приемке 85 т/ч, по выдаче 140 т!ч. Сметная стоимость 92 тыс. руб.
6. Требования техники безопасности
При выгрузке извести, цемента, суперфосфата, селитры, хлорной извести, нафталина, минеральных удобрений и других едких пылящих грузов необходимо принимать все меры против образования пыли. Ра бочие, обслуживающие механизмы, обязаны работать в спецодежде, респираторах и противопыльных очках. Фильтр респиратора меняют по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену. Выгрузку едких пылящих грузов и минеральных удобрений следует выполнять только механизированным способом.
Рекомендуется вынос пульта управления машинами и механизма ми из запыленных зон. При большом пылеообразовании целесообраз но применение аспирационных устройств для отсоса пыли.
При переработке химических грузов рабочие обязаны пользовать ся индивидуальными средствами защиты. Для защиты кожных покро вов следует применять защитные мази, пасты, эмульсии. Не рекомен дуется принимать пищу и курить на рабочих местах. Перед едой, ку рением необходимо тщательно вымыть руки и прополоскать рот. После работы спецодежду и спецобувь обеспыливают и обезвреживают, ра бочим предоставляется горячий душ.
Песок, щебень, гравий и другие сыпучие материалы хранят в шта белях с крутизной откосов, соответствующей углу естественного отко са груза или с ограждением прочными стенками. Нельзя выбирать сы пучие грузы из штабеля путем подкопа.
Складские силосы и бункера складов цемента, минеральных удоб рений оборудуют указателями уровня заполнения.
Г л а в а XII
КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ И СКЛАДЫ
1.Характеристика грузов
Кзерновым грузам относится пшеница, рожь, ячмень, овес, ку куруза, просо и др. По железным дорогам эти грузы перевозят в кры тых вагонах преимущественно насыпью.
Основные данные зерновых грузов приведены в табл. 47.
Т а б л и ц а 47
|
|
Зерновые |
грузы |
|
|
|
|
Насыпная |
Удельный |
Угол естественного |
|
Наименование |
|
откоса, |
г р а д |
||
|
масса, м 3/ т |
объем, |
|
|
|
|
|
м 3/ т |
|
|
|
|
|
|
в движении |
в покое |
|
|
|
|
|
||
Бобы |
|
0 ,7 4 |
1,35 |
31 |
_ |
Горох |
|
0 ,8 0 |
1 ,3 5 |
25 |
|
Гречиха . . |
. . |
0 ,6 9 |
1 ,4 5 |
|
_ |
Льняное семя . . . . |
0 ,6 6 |
1 ,5 2 |
25 |
_ |
|
К укуруза............................... |
0 , 7 0 — 0 ,7 5 |
1,41 — 1,34 |
28 |
35 |
|
Овес |
|
0 ,4 0 — 0 ,5 0 |
2 ,5 0 — 2 ,0 0 |
28 |
35 |
Пшеница . |
|
0 ,7 0 — 0 ,8 3 |
1 ,4 1 — 1,21 |
25 |
35 |
Рожь . |
|
0 , 6 8 — 0 ,7 9 |
1 ,4 5 — 1 ,2 7 |
25 |
35 |
Ячмень |
|
0 , 6 5 — 0,75. |
1 ,5 4 — 1,34 |
27 |
35 |
Нормально высушенное зерно содержит от 15 до 19% влаги. Повы шенная влажность зерна способствует его прорастанию и горению. Зер но, имеющее влажность более 17%, разрешается перевозить только на небольшие расстояния и в пункты, оборудованные зерносушилками.
Зерно обладает повышенной гигроскопичностью, поэтому его сле дует предохранять от воздействия атмосферных осадков.
Кукуруза, большинство бобовых культур и рис требуют особых условий хранения и перевозки, отличных от принятых для основных зерновых культур. Так, початки кукурузы в период уборки имеют влажность 18—20% и более. Початки хранят в обычных крытых скла дах с закромами и стенами реечной конструкции. Просветы между
рейками должны быть 3—4 см.
В складе кукурузы устанавливают реечные вентиляционные трубы сечением 0,5 X0,5 м и высотой 2 м. Пол склада должен быть решетчатым.
285
2. Типы зернохранилищ
Все зернохранилища подразделяют на элеваторы и зерносклады. В зернохранилищах можно принимать, взвешивать, очищать, сушить, обеззараживать, доводить зерно до семенных и экспортных кондиций, готовить его к переработке, хранить длительное время и произво дить механизированную погрузку и выгрузку. Их сооружают в со ответствии с научно обоснованными расчетами, с учетом физических
ихимических свойств зерна, муки и крупы.
Эл е в а т о р ы — полностью механизированные зернохранилища,
каждое из которых состоит из рабочей башни и силосных корпусов. В нижнем этаже рабочей башни расположены башмаки ковшовых конвейеров (норий). К ним подведены ленточные конвейеры, идущие от приемных ларей и их подсилосного помещения. На последующих этажах башни находится оборудование для очистки и сушки зерна. На верхнем этаже расположены головки ковшовых конвейеров, а ни же — весы с бункером для насыпания зерна при взвешивании. После взвешивания зерно поступает в очистительные машины или на надсилосные ленточные конвейеры, которыми доставляется в силосные кор пуса.
З а г о т о в и т е л ь н ы е э л е в а т о р ы строят на хлебопри емных пунктах. Они имеют приемные устройства для выгрузки зерна из автомашин и погрузки его в вагоны или суда, а также оборудование для взвешивания, очистки и сушки зерна в потоке.
М е л ь н и ч н ы е э л е в а т о р ы отличаются от заготовитель ных прежде всего большей емкостью и высокой производительностью оборудования для приемника зерна из вагонов.
П о р т о в ы е и п е р е в а л о ч н ы е э л е в а т о р ы обеспе чивают перевалку зерна с железной дороги на водный транспорт или наоборот; имеют мощные приемные и отгрузочные устройства.
Наиболее распространенными зернохранилищами являются з е р - н о с к л а д ы с о стационарными и передвижными средствами механи зации. К зерноскладам пристраивают специальные башни или сушиль но-очистительные башни с оборудованием для приемки, обработки и отгрузки зерна.
!<-/•* Элеваторы и зерносклады строят, как правило, из негорючих ма териалов. Силосные корпуса монтируют из бетонных ячеек круглой (диаметром 3—5 м) и квадратной формы (3x3 м или 4 x 4 м) высотой 25—30 м. Стены зерноскладов возводят из сборных железобетонных элементов и панелей. Асфальтовые полы укладывают по бетонному ос нованию. Перекрытия изготовляют из дерева и покрывают асбошифе ром или железобетонными плитами и рубероидом.
Е м к о с т ь |
з е р н о х р а н и л и щ |
за последние годы резко |
возросла. |
крупных мельничных |
элеваторов составляет 16— |
Так, емкость |
32 тыс. т зерна, заготовительных — 25—50 тыс. т зерна. Емкость перевалочных элеваторов обычно выше 50 тыс. т.
Если в силосных корпусах квадратного сечения емкость отдельного силоса около 150 т, то емкость круглого силоса обычно составляет
286
600—650 т. Элеваторы с круглыми силосами считаются более эконо мичными.
Емкость зерноскладов из сборных железобетонных конструкций достигает 5,5 тыс. т. Имеется проект облегченного зерносклада ем костью 3 тыс. т из сборного железобетона.
В новых проектах элеваторов — заготовительных, мельничных, портовых, перевалочных — предусмотрены: дистанционное управление оборудованием с диспетчерского пульта, автоблокировка электродви гателей, контрольно-световая производственная сигнализация, радио телефонная связь, а также дистанционный контроль температуры зерна в силосах.
3. Заготовительные элеваторы |
|
|
З а г о т о в и т е л ь н ы й э л е в а т о р |
типа |
Л -2X 100 (ли |
нейный с двумя нориями производительностью |
по |
100 т/ч) состоит |
из рабочей башни и двух трехрядных силосных корпусов. Силосы квад ратного сечения 3,2х 3,2 м и высотой 25,4 м. Высота рабочей башни 46,1 м. Емкость каждого силосного корпуса 5500 т зерна.
Зерно из автомобилей выгружается автомобилеподъемниками в че тыре приемных ларя емкостью по 25 т каждый. В эти лари можно раз грузить 30—35 автомобилей без пуска механизмов элеватора.
Зерно загружают в вагоны из 14 отпускных бункеров, устроенных в силосах, которые расположены со стороны железнодорожного пути. Общая емкость этих бункеров около 700 т. При элеваторе имеется зерносушилка производительностью 8 т/ч, встроенная в один из силос ных корпусов.
Э л е в а т о р т и п а Л-ЗХ 100 емкостью 25 тыс. т зерна оборудо ван сушилкой производительностью 48 т. Силосные корпуса этого элеватора состоят из круглых силосов диаметром 6 ж и высотой 30 м. Высота рабочей башни 57 м. Емкость каждого силосного корпуса 12 тыс. т зерна. Автомобили с зерном разгружают на автомобилеподъемниках. Предусмотрено шесть приемных ларей емкостью по 50 т каждый.
Зерно можно подавать в вагоны одновременно тремя нориями (вместо двух в элеваторе типа Л -2х 100) из отпускных бункеров, уст роенных в башне. Элеватор Л-ЗхЮО имеет также оборудование для выгрузки зерна из вагонов.
З а г о т о в и т е л ь н ы е э л е в а т о р ы типов Л -Зх 175 и Л-4х 175 соответственно емкостью 2 и 50 тыс. т зерна. Они оснащены зерносушилками производительностью по 32 m/ч. Высота рабочей баш ни элеваторов 65,4 м. Размеры силосов, их форма и емкость такие же, как и в элеваторе типа Л -Зх 100. Отгрузка зерна в вагоны ведется од новременно тремя или четырьмя нориями через отпускные бункера в башне.
Техническая характеристика заготовительных элеваторов рассмот ренных типов приведена в табл. 48.
287