Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 4
При очистке цистерн из-под кислот, креозота промывальщики долж ны покрывать лицо, руки и шею профилактической пастой, предо храняющей от возможных ожогов. Рабочие, обязаны быть в спецодеж де, соответствующей роду химического продукта, от которого очищает ся цистерна.
При промывке горячей водой цистерн из-под нефтепродуктов про мывальщик надевает брезентовый непромокаемый костюм, брезентовые кепи и рукавицы, кожаные сапоги с прошитой или укрепленной дере вянными шпильками подошвой.
При очистке цистерн из-под продуктов, разъедающих, раздражаю щих кожу или проникающих через кожный покров (бензол, ацетон, анилин, нашатарный спирт, этилированный бензин) на промываль щике должны быть защитный хлорвиниловый комбинезон, резиновые сапоги, перчатки.
Особо тщательно следует проверять работу шланговых дыхатель ных приборов.
За исправное содержание всех сливных устройств и механизмов, защитных приспособлений, инструментов и осветительных приборов, а также за соблюдением техники безопасности на перекачечных эста кадах и пунктах налива и слива несет ответственность производитель работ.
Г л а в а XIV
КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗКИ
ИПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ
1.Перегрузка грузов на станциях примыкания путей
различной колеи
Для перегрузки грузов на станциях примыкания путей различной колеи имеются площадки, склады, перегрузочные платформы, эста кады и другие устройства, оснащенные подъемно-транспортной тех никой.
Грузы перегружают, как правило, из вагонов одной колеи непо средственно в вагоны другой колеи. Для сокращения простоя вагонов на пограничных станциях строят площадки и склады краткосрочного хранения.
П е р е г р у з к а т я ж е л о в е с н ы х г р у з о в , машинного оборудования, лесоматериалов и среднетоннажных контейнеров ве дется на специальных площадках, оборудованных козловыми электри ческими кранами грузоподъемностью от 5 до 200 т и пролетом от 11,3 до 32 м. Выбор типов кранов определяется объемом работ, регуляр ностью поступления на станцию указанных грузов, массой отдельных мест. Оборудование кранов электромагнитными плитами резко сокра щает продолжительность перегрузки металлов и металлоизделий.
Как правило, параллельные перегрузочные пути перекрывают коз ловым краном. Если пролет крана 32 м, то перекрывают большее число путей. Это значительно повышает пропускную способность перегрузоч ного фронта, так как не требуется дополнительной уборки и подачи
вагонов.
Для краткосрочного хранения лесоматериалов в пунктах перегруз ки при несовпадении времени подачи вагонов различной колеи преду сматривают выгрузочные площадки. На рис. 243 показана схема пере грузки лесоматериалов бесконсольпим козловым краном пролетом
11,3 м.
Лесоматериал, выгруженный из вагонов нормальной колеи, укла дывают в специальные гнезда каждое емкостью 30—35 м9. Ширина гнез да 2,8 м, расстояние между парами стоек 5 м, высота стоек 2,2 м. Для быстрой застропки лесоматериалы располагают на подкладках. Не обходимо иметь в виду, что в процессе выгрузки между отдельными пачками-пакетами древесины также целесообразно помещать проклад ки, так как это ускоряет в последующем застропку пакетов.
Себестоимость перегрузки 1 т древесины при такой схеме через склад составляет от 8 до 15 коп. и зависит от объема работ. Себестои мость перегрузки 1 т древесины непосредственно из вагона в вагон не сколько ниже (от 6 до 13 коп.).
314
Опыт работы показывает, что при перегрузке лесоматериалов па вспомогательные операции (установка и увязка стоек на узкоколей ных платформах) приходится примерно 25—30% общего времени пе регрузки. Чтобы уменьшить затраты времени на эти операции, целе сообразно оборудовать узкоколейные платформы металлическими стой ками с цепной увязкой.
Применение таких стоек с увязочнымн цепями сокращает продол жительность увязки груза примерно в 5 раз. Пакетные перевозки лесо материалов в полужес-тких стропах обеспечивают высокий уровень комплексной механизации перегрузочных работ.
Для перегрузки большегрузных контейнеров, следующих в прямом международном сообщении, на пограничных станциях строят специаль ные контейнерные пункты, оснащенные козловыми кранами грузоподъ емностью 30—40 т.
П е р е г р у з к а с ы п у ч и х г р у з о в , п е р е в о з и м ы х н а в а л о м в о т к р ы т о м п о д в и ж н о м с о с т а в е , в ря де случаев выполняется на торцовых вагоноопрокидывателях,
315
Рис. 245. Перегрузка угля стреловым краном
порными стенками высотой 1 м, что дает возможность увеличить емкость склада и предохранить подкрановые пути от завала грузом. Себестоимость перегрузки 1 т груза грейферным краном в зависимости от объема работ составляет 8—16 коп.
Использование грейферных кранов на перегрузке сыпучих грузов имеет и недостатки. Один из них — это большая трудоемкость вспомо гательных операций, связанных с очисткой подвижного состава от остатков груза. Пункты перегрузки сыпучих грузов в ряде случаев имеют повышенные пути высотой 2,4—3 м, в отвал которых выгружают груз из полувагонов нормальной колеи. Для увеличения емкости от валов вдоль повышенного пути делаются приямки глубиной 1 м и шириной поверху 4,5 м. Из отвала груз забирается тракторным по грузчиком или грейфером стрелового крана и перегружается в вагоны
317
узкой колеи. Себестоимость перегрузки 1 т по такой схеме составля
ет 7—15 коп. |
и зависит от объема |
работ. |
З е р н о , |
доставляемое насыпью |
в крытых вагонах, перегружают |
через специальные элеваторы или эстакады. Вагоны узкой колеи по дают на эстакаду высотой 2,6 м, а вагоны нормальной колеи устанав ливают внизу вдоль эстакады. Зерно за счет собственного веса ссыпает ся по лоткам из вагона узкой колен в вагоны нормальной колеи.
На ряде станций примыкания, где отсутствуют элеваторы и эста кады, перегрузка ведется непосредственно из вагона узкой колеи в ва гон широкой колеи на параллельных путях (рис. 246). Расстояние между осями путей 16,5 м. Зерно из вагонов узкой колеи подается сдвоенными механическими лопатами МЛД-6 на ленточные конвейеры длиной 15 м. Угол наклона конвейера 18—20°.
Значительное количество зерна перегружается через склады-эле ваторы, оборудованные стационарными средствами механизации. Зер но из склада через течки, устроенные в полу склада, поступает на кон вейер, который находится в нижней галерее. Этим конвейером зерно подается в загрузочную часть ковшового элеватора, а затем в само течную трубу и вагон широкой колеи. При оснащении склада ковшо вым элеватором ТНС-100 время погрузки четырехосного вагона состав ляет 30 мин.
Применение инерционных машин в сочетании с бункерными уста новками и ленточными конвейерами, которыми оборудуются перегру зочные элеваторы, позволяет комплексно механизировать грузовые
операции. |
осуществляется на |
сближенных |
П е р е г р у з к а ц е м е н т а |
||
путях или через рампы, так как |
цемент перевозится, |
как правило, |
в бумажных крафт-мешках. Если же перевозки цемента осуществляют ся насыпью, применяют пневматические перегружатели. Винтовой пневматический насос ТА-14 (С-991) предназначен для транспортиро вания цемента и других пылевидных материалов по трубам на расстоя нии до 200 м при высоте подачи до 30 м.
Пневмонасос состоит из приемной камеры, напорного шнека, сме сительной камеры, обратного клапана, электродвигателя и сварной рамы, на которой смонтированы все узлы машины.
Рис. 240. Перегрузка зерна но варианту «вагон — вагон»
318
Н е ф т е п р о д у к т ы ,
м а с л а , |
|
к и с л о т ы , как |
|
|||||
правило, перекачивают непо |
|
|||||||
средственно из цистерн нор |
|
|||||||
мальной |
колеи |
в |
цистерны |
|
||||
узкой колеи и наоборот. |
|
|
||||||
На |
рис. |
247 |
приведена |
|
||||
наиболее |
|
распространенная |
|
|||||
схема непосредственной пере |
|
|||||||
качки |
светлых |
нефтепродук |
|
|||||
тов (керосин, |
бензин, |
лиг |
|
|||||
роин). Путь нормальной ко |
|
|||||||
леи расположен на 2,5 м вы |
|
|||||||
ше пути узкой |
колеи. |
Слив |
|
|||||
ные стояки оборудованы руч |
|
|||||||
ными насосами |
для заливки |
|
||||||
лопастного |
насоса |
с механи |
|
|||||
ческим |
приводом |
производи |
|
|||||
тельностью около 30 м3/ч. |
|
|||||||
Имеется |
возможность |
слива |
|
|||||
продукта в складские емкости |
Рис. 247. Схема перекачки светлых нефте |
|||||||
при отсутствии |
порожних ци |
|||||||
продуктов |
стерн.
На перекачку одной четырехосной цистерны грузоподъемностью 50 т в цистерны узкой колеи, включая подготовительные и заключи тельные операции, затрачивается в среднем 100—ПО мин.
Время |
налива одной цистерны узкой колеи грузоподъемностью |
12 т при |
помощи насоса составляет 18—22 мин, а самотеком 40— |
45 мин. |
|
На некоторых станциях нефтепродукты перекачивают передвиж ными насосными установками. Между путями узкой и нормальной колеи укладывают узкоколейный путь для передвижения тележки, на которой смонтирована насосная установка. Электродвигатель этой установки питается по кабелю от сети переменного тока. Наиболее рас пространенными являются передвижные установки с насосами марки СЦЛ20-24.
Насос СЦЛ20-24 двухступенчатый, центробежно-лопастной, само всасывающий с горизонтальным валом. Первая ступень насоса с цен тробежным, вторая — с вихревым рабочим колесом.
После установки вагонов на перегрузочном фронте от насосной установки в люки цистерн заправляют шланги. Механик, убедившись в правильности заправки шлангов, включает электродвигатель.
После заливки двух |
цистерн |
вагоны узкой колеи переставляют, |
и операции повторяются снова. |
нефтепродуктов одной установкой |
|
Продолжительность |
перекачки |
(вместе с подготовительно-заключительными операциями) из одной цистерны емкостью 50 м3в пять цистерн узкой колеи емкостью по 10 м3 равна 2 ч. Себестоимость перекачки 1 т от 13 до 30 коп. в зависимости от объема работ.
319
Производительность насоса СЦЛ20-24 от 30 до 40 мя/ч. |
|
|
Достоинства описанного способа перекачки заключаются в незна |
||
чительных капиталовложениях. Однако этот способ имеет и недо |
||
статки: |
|
|
возможность перекачки нефтепродуктов только при наличии по |
||
движного состава как нормальной, так и узкой колеи; |
|
|
большие затраты времени на маневровые работы по расстановке |
||
вагонов из-за несоответствия емкости и длины цистерн узкой колеи |
||
цистернам нормальной колеи. |
|
|
При перекачке светлых нефтепродуктов применяются также бензо |
||
перекачивающие станции типа БПС-51. Станция представляет собой |
||
передвижной агрегат, состоящий из автомобиля ГАЗ-51, на котором |
||
установлен центробежный двухступенчатый насос. |
|
|
Техническая характеристика БПС-51 |
|
|
Производительность насоса, м3/н: |
|
|
при параллельном включении рабочих колес (развивае |
|
|
мый напор 45 |
м бензиновогостолба) ........................ |
130 |
при последовательном включении рабочих колес (раз |
|
|
виваемый напор 90 м бензиновогостолба)........................ |
65 |
|
Мощность привода насоса, л. с.............................................. |
40 |
|
Скорость вращения |
вала, о б /м и н ............................................ |
2600 |
Габаритные размеры насоса, мм: |
|
|
д л и н а ............................................................................................. |
|
805 |
ш и р и н а .............................................................................................................. |
|
1010 |
высота............................................................................................ |
|
900 |
Масса, к г .............................................................................................. |
|
400 |
Стоимость, руб...................................................................................... |
|
595 |
Между путями широкой и узкой колеи оборудована площадка для |
||
передвижения БПС-51. |
|
|
На перекачке нефтепродуктов при помощи БПС-51 заняты механик |
||
и два сливщика. |
|
|
При перекачке светлых нефтепродуктов через эстакаду стоякового |
||
типа и промежуточную емкость применяют центробежный насос 5НД |
||
и вакуум-насос РМК-2. Пути для установки цистерн нормальной и уз |
||
кой колеи размещают вдоль эстакады. При отсутствии порожних ци |
||
стерн узкой колеи нефтепродукты сливают в промежуточную емкость |
||
(наземные металлические резервуары). Производительность насоса |
||
200 ж3/ч при 1450 об/мин и развиваемом напоре 30 м вод. cm. Приводом |
||
насоса служит электродвигатель мощностью 28 кет. На перекачке |
||
нефтепродуктов заняты два сливщика и механик насосной станции, |
||
себестоимость перекачки 1 т нефтепродуктов через эстакаду и проме |
||
жуточную емкость 11—17 коп. Время слива четырехосной цистерны |
||
нормальной колеи 20 мин, а продолжительность налива одной цистер |
||
ны узкой колеи 5—6 мин. |
|
|
Наиболее рациональным вариантом перекачки нефтепродуктов яв |
||
ляется применение бензоперекачивающих станций БПС-51 и эстакад |
||
стоякового типа с промежуточной емкостью, причем вариант с приме |
||
нением БПС-51 более выгоден при объеме перекачки свыше 125 тыс. т |
||
в год. |
|
|
320