Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При очистке цистерн из-под кислот, креозота промывальщики долж­ ны покрывать лицо, руки и шею профилактической пастой, предо­ храняющей от возможных ожогов. Рабочие, обязаны быть в спецодеж­ де, соответствующей роду химического продукта, от которого очищает­ ся цистерна.

При промывке горячей водой цистерн из-под нефтепродуктов про­ мывальщик надевает брезентовый непромокаемый костюм, брезентовые кепи и рукавицы, кожаные сапоги с прошитой или укрепленной дере­ вянными шпильками подошвой.

При очистке цистерн из-под продуктов, разъедающих, раздражаю­ щих кожу или проникающих через кожный покров (бензол, ацетон, анилин, нашатарный спирт, этилированный бензин) на промываль­ щике должны быть защитный хлорвиниловый комбинезон, резиновые сапоги, перчатки.

Особо тщательно следует проверять работу шланговых дыхатель­ ных приборов.

За исправное содержание всех сливных устройств и механизмов, защитных приспособлений, инструментов и осветительных приборов, а также за соблюдением техники безопасности на перекачечных эста­ кадах и пунктах налива и слива несет ответственность производитель работ.

Г л а в а XIV

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗКИ

ИПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ

1.Перегрузка грузов на станциях примыкания путей

различной колеи

Для перегрузки грузов на станциях примыкания путей различной колеи имеются площадки, склады, перегрузочные платформы, эста­ кады и другие устройства, оснащенные подъемно-транспортной тех­ никой.

Грузы перегружают, как правило, из вагонов одной колеи непо­ средственно в вагоны другой колеи. Для сокращения простоя вагонов на пограничных станциях строят площадки и склады краткосрочного хранения.

П е р е г р у з к а т я ж е л о в е с н ы х г р у з о в , машинного оборудования, лесоматериалов и среднетоннажных контейнеров ве­ дется на специальных площадках, оборудованных козловыми электри­ ческими кранами грузоподъемностью от 5 до 200 т и пролетом от 11,3 до 32 м. Выбор типов кранов определяется объемом работ, регуляр­ ностью поступления на станцию указанных грузов, массой отдельных мест. Оборудование кранов электромагнитными плитами резко сокра­ щает продолжительность перегрузки металлов и металлоизделий.

Как правило, параллельные перегрузочные пути перекрывают коз­ ловым краном. Если пролет крана 32 м, то перекрывают большее число путей. Это значительно повышает пропускную способность перегрузоч­ ного фронта, так как не требуется дополнительной уборки и подачи

вагонов.

Для краткосрочного хранения лесоматериалов в пунктах перегруз­ ки при несовпадении времени подачи вагонов различной колеи преду­ сматривают выгрузочные площадки. На рис. 243 показана схема пере­ грузки лесоматериалов бесконсольпим козловым краном пролетом

11,3 м.

Лесоматериал, выгруженный из вагонов нормальной колеи, укла­ дывают в специальные гнезда каждое емкостью 30—35 м9. Ширина гнез­ да 2,8 м, расстояние между парами стоек 5 м, высота стоек 2,2 м. Для быстрой застропки лесоматериалы располагают на подкладках. Не­ обходимо иметь в виду, что в процессе выгрузки между отдельными пачками-пакетами древесины также целесообразно помещать проклад­ ки, так как это ускоряет в последующем застропку пакетов.

Себестоимость перегрузки 1 т древесины при такой схеме через склад составляет от 8 до 15 коп. и зависит от объема работ. Себестои­ мость перегрузки 1 т древесины непосредственно из вагона в вагон не­ сколько ниже (от 6 до 13 коп.).

314


Опыт работы показывает, что при перегрузке лесоматериалов па вспомогательные операции (установка и увязка стоек на узкоколей­ ных платформах) приходится примерно 25—30% общего времени пе­ регрузки. Чтобы уменьшить затраты времени на эти операции, целе­ сообразно оборудовать узкоколейные платформы металлическими стой­ ками с цепной увязкой.

Применение таких стоек с увязочнымн цепями сокращает продол­ жительность увязки груза примерно в 5 раз. Пакетные перевозки лесо­ материалов в полужес-тких стропах обеспечивают высокий уровень комплексной механизации перегрузочных работ.

Для перегрузки большегрузных контейнеров, следующих в прямом международном сообщении, на пограничных станциях строят специаль­ ные контейнерные пункты, оснащенные козловыми кранами грузоподъ­ емностью 30—40 т.

П е р е г р у з к а с ы п у ч и х г р у з о в , п е р е в о з и м ы х н а в а л о м в о т к р ы т о м п о д в и ж н о м с о с т а в е , в ря­ де случаев выполняется на торцовых вагоноопрокидывателях,

315

Рис. 245. Перегрузка угля стреловым краном

порными стенками высотой 1 м, что дает возможность увеличить емкость склада и предохранить подкрановые пути от завала грузом. Себестоимость перегрузки 1 т груза грейферным краном в зависимости от объема работ составляет 8—16 коп.

Использование грейферных кранов на перегрузке сыпучих грузов имеет и недостатки. Один из них — это большая трудоемкость вспомо­ гательных операций, связанных с очисткой подвижного состава от остатков груза. Пункты перегрузки сыпучих грузов в ряде случаев имеют повышенные пути высотой 2,4—3 м, в отвал которых выгружают груз из полувагонов нормальной колеи. Для увеличения емкости от­ валов вдоль повышенного пути делаются приямки глубиной 1 м и шириной поверху 4,5 м. Из отвала груз забирается тракторным по­ грузчиком или грейфером стрелового крана и перегружается в вагоны

317

узкой колеи. Себестоимость перегрузки 1 т по такой схеме составля­

ет 7—15 коп.

и зависит от объема

работ.

З е р н о ,

доставляемое насыпью

в крытых вагонах, перегружают

через специальные элеваторы или эстакады. Вагоны узкой колеи по­ дают на эстакаду высотой 2,6 м, а вагоны нормальной колеи устанав­ ливают внизу вдоль эстакады. Зерно за счет собственного веса ссыпает­ ся по лоткам из вагона узкой колен в вагоны нормальной колеи.

На ряде станций примыкания, где отсутствуют элеваторы и эста­ кады, перегрузка ведется непосредственно из вагона узкой колеи в ва­ гон широкой колеи на параллельных путях (рис. 246). Расстояние между осями путей 16,5 м. Зерно из вагонов узкой колеи подается сдвоенными механическими лопатами МЛД-6 на ленточные конвейеры длиной 15 м. Угол наклона конвейера 18—20°.

Значительное количество зерна перегружается через склады-эле­ ваторы, оборудованные стационарными средствами механизации. Зер­ но из склада через течки, устроенные в полу склада, поступает на кон­ вейер, который находится в нижней галерее. Этим конвейером зерно подается в загрузочную часть ковшового элеватора, а затем в само­ течную трубу и вагон широкой колеи. При оснащении склада ковшо­ вым элеватором ТНС-100 время погрузки четырехосного вагона состав­ ляет 30 мин.

Применение инерционных машин в сочетании с бункерными уста­ новками и ленточными конвейерами, которыми оборудуются перегру­ зочные элеваторы, позволяет комплексно механизировать грузовые

операции.

осуществляется на

сближенных

П е р е г р у з к а ц е м е н т а

путях или через рампы, так как

цемент перевозится,

как правило,

в бумажных крафт-мешках. Если же перевозки цемента осуществляют­ ся насыпью, применяют пневматические перегружатели. Винтовой пневматический насос ТА-14 (С-991) предназначен для транспортиро­ вания цемента и других пылевидных материалов по трубам на расстоя­ нии до 200 м при высоте подачи до 30 м.

Пневмонасос состоит из приемной камеры, напорного шнека, сме­ сительной камеры, обратного клапана, электродвигателя и сварной рамы, на которой смонтированы все узлы машины.

Рис. 240. Перегрузка зерна но варианту «вагон — вагон»

318


Н е ф т е п р о д у к т ы ,

м а с л а ,

 

к и с л о т ы , как

 

правило, перекачивают непо­

 

средственно из цистерн нор­

 

мальной

колеи

в

цистерны

 

узкой колеи и наоборот.

 

 

На

рис.

247

приведена

 

наиболее

 

распространенная

 

схема непосредственной пере­

 

качки

светлых

нефтепродук­

 

тов (керосин,

бензин,

лиг­

 

роин). Путь нормальной ко­

 

леи расположен на 2,5 м вы­

 

ше пути узкой

колеи.

Слив­

 

ные стояки оборудованы руч­

 

ными насосами

для заливки

 

лопастного

насоса

с механи­

 

ческим

приводом

производи­

 

тельностью около 30 м3/ч.

 

Имеется

возможность

слива

 

продукта в складские емкости

Рис. 247. Схема перекачки светлых нефте­

при отсутствии

порожних ци­

продуктов

стерн.

На перекачку одной четырехосной цистерны грузоподъемностью 50 т в цистерны узкой колеи, включая подготовительные и заключи­ тельные операции, затрачивается в среднем 100—ПО мин.

Время

налива одной цистерны узкой колеи грузоподъемностью

12 т при

помощи насоса составляет 18—22 мин, а самотеком 40—

45 мин.

 

На некоторых станциях нефтепродукты перекачивают передвиж­ ными насосными установками. Между путями узкой и нормальной колеи укладывают узкоколейный путь для передвижения тележки, на которой смонтирована насосная установка. Электродвигатель этой установки питается по кабелю от сети переменного тока. Наиболее рас­ пространенными являются передвижные установки с насосами марки СЦЛ20-24.

Насос СЦЛ20-24 двухступенчатый, центробежно-лопастной, само­ всасывающий с горизонтальным валом. Первая ступень насоса с цен­ тробежным, вторая — с вихревым рабочим колесом.

После установки вагонов на перегрузочном фронте от насосной установки в люки цистерн заправляют шланги. Механик, убедившись в правильности заправки шлангов, включает электродвигатель.

После заливки двух

цистерн

вагоны узкой колеи переставляют,

и операции повторяются снова.

нефтепродуктов одной установкой

Продолжительность

перекачки

(вместе с подготовительно-заключительными операциями) из одной цистерны емкостью 50 м3в пять цистерн узкой колеи емкостью по 10 м3 равна 2 ч. Себестоимость перекачки 1 т от 13 до 30 коп. в зависимости от объема работ.

319



Производительность насоса СЦЛ20-24 от 30 до 40 мя/ч.

 

Достоинства описанного способа перекачки заключаются в незна­

чительных капиталовложениях. Однако этот способ имеет и недо­

статки:

 

 

возможность перекачки нефтепродуктов только при наличии по­

движного состава как нормальной, так и узкой колеи;

 

большие затраты времени на маневровые работы по расстановке

вагонов из-за несоответствия емкости и длины цистерн узкой колеи

цистернам нормальной колеи.

 

При перекачке светлых нефтепродуктов применяются также бензо­

перекачивающие станции типа БПС-51. Станция представляет собой

передвижной агрегат, состоящий из автомобиля ГАЗ-51, на котором

установлен центробежный двухступенчатый насос.

 

Техническая характеристика БПС-51

 

Производительность насоса, м3/н:

 

при параллельном включении рабочих колес (развивае­

 

мый напор 45

м бензиновогостолба) ........................

130

при последовательном включении рабочих колес (раз­

 

виваемый напор 90 м бензиновогостолба)........................

65

Мощность привода насоса, л. с..............................................

40

Скорость вращения

вала, о б /м и н ............................................

2600

Габаритные размеры насоса, мм:

 

д л и н а .............................................................................................

 

805

ш и р и н а ..............................................................................................................

 

1010

высота............................................................................................

 

900

Масса, к г ..............................................................................................

 

400

Стоимость, руб......................................................................................

 

595

Между путями широкой и узкой колеи оборудована площадка для

передвижения БПС-51.

 

 

На перекачке нефтепродуктов при помощи БПС-51 заняты механик

и два сливщика.

 

 

При перекачке светлых нефтепродуктов через эстакаду стоякового

типа и промежуточную емкость применяют центробежный насос 5НД

и вакуум-насос РМК-2. Пути для установки цистерн нормальной и уз­

кой колеи размещают вдоль эстакады. При отсутствии порожних ци­

стерн узкой колеи нефтепродукты сливают в промежуточную емкость

(наземные металлические резервуары). Производительность насоса

200 ж3/ч при 1450 об/мин и развиваемом напоре 30 м вод. cm. Приводом

насоса служит электродвигатель мощностью 28 кет. На перекачке

нефтепродуктов заняты два сливщика и механик насосной станции,

себестоимость перекачки 1 т нефтепродуктов через эстакаду и проме­

жуточную емкость 11—17 коп. Время слива четырехосной цистерны

нормальной колеи 20 мин, а продолжительность налива одной цистер­

ны узкой колеи 5—6 мин.

 

Наиболее рациональным вариантом перекачки нефтепродуктов яв­

ляется применение бензоперекачивающих станций БПС-51 и эстакад

стоякового типа с промежуточной емкостью, причем вариант с приме­

нением БПС-51 более выгоден при объеме перекачки свыше 125 тыс. т

в год.

 

 

320