Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где ^п0;пг — продолжительность

подготовительных

операций

на одну

цистерну равна 3,5

мин и на создание вакуума

10 мин,

т. е. всего необходимо 13,5 мин\

операций

(зачистка

tsaKJ1 — продолжительность

заключительных

остатков, уборка, шлангов, закрывание крышки)

около

5 мин\

 

 

 

 

t% — время непосредственного слива нефтепродуктов из цистерн, определяется по формуле

дц — общий объем сливаемых нефтепродуктов, мъ\

Q — производительность слива сифоном вычисляется по формуле

FV2gh

Q

Здесь F — площадь поперечного сечения сифонного трубопровода, м1', g — ускорение земного притяжения (9,81 м/сек1)',

h — разность уравнений нефтепродукта в цистерне и резер­ вуаре, м\

А, — коэффициент гидравлического трения зависит от многих факторов (ламинарного или турбулентного режима дви­ жения, от степени шероховатости трубопроводов и др.) и принимается при турбулентном режиме, равным 0,02— 0,03;

L — длина сифонного трубопровода, м\

D — диаметр сифонного трубопровода, лг, 2ф — сумма местных сопротивлений.

Продолжительность слива через нижний сливной прибор цистерны самотеком темных нефтепродуктов, не требующих предварительного разогрева, определяется по средней скорости истечения. Время слива одной цистерны рассчитывают по формуле

tгр —

<7ц

мин,

 

с __

 

 

 

 

 

60гНЩСр

 

 

 

где дц — количество нефтепродуктов,

слипаемых из

цистерн, ма;

ф — коэффициент сжатия струи (0,6);

из сливного

пср — средняя скорость истечения

нефтепродуктов

отверстия, м/сек',

 

 

 

 

асР

V 2gh

 

2

 

 

h — высота столба нефтепродукта в цистерне, м; к л? 0,47 — скоростной коэффициент;

g — ускорение земного притяжения (9,81 м/сек1).

309



Слив масел из цистерн выполняется механизированным способом. Ввиду большой вязкости масел сливные стояки делают большего диа­ метра и увеличивают также диаметр сливного коллектора. Значитель­ но ускоряется слив нефтепродуктов за счет увеличения давления в па­ ровом пространстве цистерны.

Слив разрешается под давлением не свыше 0,5 am. Слив под дав­ лением наиболее эффективен при подогреве вязких нефтепродуктов.

 

 

5. Перекачечные установки

 

Для

перекачки нефтепродуктов

из неисправных цистерн

в исправ­

ные служат

с т а ц и о н а р н ы е

и п е р е д в и ж н ы е

п е р е ­

к а ч е ч н ы е

у с т а н о в к и .

Стационарные перекачечные уста­

новки

устраивают на станциях

основных направлений

наливных

маршрутов. Передвижными перекачечными установками обслуживают ряд станций по пути следования поездов с наливными грузами.

Как стационарные, так и передвижные перекачечные установки имеют оборудование для перекачки светлых, темных нефтепродуктов и для перекачки кислот. Передвижные перекачечные установки обыч­ но монтируют в четырехосном крытом вагоне, в котором, помимо на­ сосов, имеется электростанция и купе для обслуживающего персонала.

В оборудование для перекачки кислот (стационарных и передвиж­ ных установок) входят две самостоятельные перекачечные линии. Од­ на из них служит для перекачки соляной и слабой серной кислот, дру­ гая — для концентрированной серной кислоты и меланжа.

Оборудование для перекачки нефтепродуктов также включает в се­ бя линии перекачки светлых и темных нефтепродуктов. Первая линия состоит из всасывающих и нагнетательных трубопроводов, ротационно­ зубчатого насоса и электродвигателя. Во вторую линию входят бензи­ ностойкие нагнетательные и всасывающие трубопроводы, вихревой на­ сос и электродвигатель. Гибкие шланги-трубы укладывают на крыше или под рамой вагона. Передвижные перекачечные установки осна­ щают телескопической стрелой с крюковой подвеской и двумя лебед­ ками. Одна из них служит для подъема и опускания стрелы, другая — для опускания и подъема крюка. Телескопическая стрела служит для выполнения вспомогательных операций (монтаж-демонтаж трубо­ проводов и т. д.). Перекачка нефтепродуктов и кислот проводится на специально выделенных путях. Перекачечную установку обслуживает электромеханик и два слесаря. Обслуживающий персонал обязан хо­ рошо знать инструкцию по технике безопасности и меры противо­ пожарной защиты.

В тех случаях, когда перекачке подлежат нефтепродукты повышен­ ной вязкости, требуется большая высота всасывания или приходится перекачивать газо-жидкостную смесь (например, при зачистке ци­ стерн), рекомендуется применять поршневые насосы. Центробежные насосы в основном используют для перекачки светлых маловязких неф­ тепродуктов.

310


6. Техника безопасности и противопожарные меры

Налив и слив нефтепродуктов и других ядовитых и едких химиче­ ских грузов, перевозимых в жидком состоянии, следует выполнять с особой осторожностью.

Курить и зажигать огонь в местах налива и слива таких грузов строго воспрещается.

Работать с кислотами можно только в спецодежде, в которую вхо­ дят: костюм из грубошерстного сукна, резиновые перчатки и сапоги, шерстяной головной убор, фартук, респиратор, а также защитные оч­ ки. В запасе должен быть индивидуально подобранный и проверенный противогаз.

Серная и соляная кислоты, меланж и раствор каустической соды при попадании на открытые части тела вызывают сильные ожоги, трудно поддающиеся лечению. Попадание раствора щелочи в глаза может вызывать поражения, ведущие к слепоте.

Несоблюдение установленных требований безопасности может послужить причиной отравления выделяющимися ядовитыми парами, вызвать химические ожоги вследствие попадания жидкости или кон­ денсации паров на кожные покровы работающих, а также тепловые ожоги воспламенившимися огнеопасными веществами.

Особенно осторожно следует обращаться с порожними цистернами, бочками и другими емкостями из-под горючих жидкостей, в которых всегда скапливаются пары этих жидкостей. Наполненные бочки не представляют такой опасности, как порожние. При пожаре горючее в наполненных бочках выгорает. Пустые же бочки из-под указанных жидкостей могут взорваться.

Чтобы обеспечить безопасные условия труда при сливе опасных грузов, необходимо выполнять следующие основные требования. Пе­ ред сливом ядовитой или легковоспламеняющейся жидкости из ци­ стерны нужно точно установить, какая жидкость в ней находится, осмотреть цистерну, проверить исправность и безотказность действия сливных устройств и приспособлений.

Арматура трубопроводов должна быть герметичной. Необходимо, чтобы задвижки, краны и прочие запорные устройства были в исправ­ ности с тем, чтобы в любой момент обеспечивалось надежное перекры­ тие той части трубопровода, которая отделяется задвижкой.

При обнаружении каких-либо неисправностей, например недоста­ точного уплотнения трубопроводов, сальников, прокладок, вентилей или течи жидкости из цистерны, следует устранить все неисправности и принять меры к сбору, нейтрализации и отводу вытекающей жид­ кости.

Чтобы избежать переполнения резервуаров разлития жидкости

иразрыва трубопроводов, особое внимание необходимо обращать на своевременные пуск в действие и остановку насоса, открытие задвижек

ивентилей. Зимой сливной клапан не всегда удается легко открыть вследствие сильного охлаждения нижней части котла цистерны.

Для этого применяют приспособление, показанное на рис. 242. Патрубок 1 приспособления навинчивают на наконечник сливного

311


 

прибора

2. На

верхнем

конце

што­

 

ка 3 укреплена

головка

штока

4 с

 

четырьмя выступами

5.

Нижний

ко­

 

нец штока снабжен нарезкой для гай­

 

ки б, приваренной к патрубку 1, и

 

оканчивается

хвостовиком

 

квадрат­

 

ного сечения, на котором укреплен

 

маховик 8. Крестовина 7, свободно

 

надетая на шток, фиксирует

его

цен­

 

тральное

 

положение

в

сливном

па­

 

трубке и удерживается кольцом 9,

 

приваренным к штоку.

 

 

 

 

 

При вращении маховика 8 головка

 

штока 4 поднимается

вверх

и своими

 

выступами 5 заходит за ребра кол­

 

пака 10.

Дальнейшее поворачивание

 

маховика

сопровождается вращением

 

и подъемом колпака. При этом жид­

 

кость из сливного прибора

через

па­

 

трубок

1

направляется

в

желоб.

 

Во время

открывания

люков, кры­

 

шек и колпаков цистерн рабочие

 

должны

находиться

с

подветренной

 

стороны.

При открывании и закрыва­

 

нии люков

и крышек колпака запре­

Рис. 242. Приспособление для от­

щаются удары

инструментом

по

де­

талям запорных устройств.

 

 

 

крывания клапанов неисправного

 

 

 

сливного прибора

После полного слива

жидкости из

вода все отверстия, люки и лазы

цистерны и разъединения трубопро­

цистерны

должны быть плотно

за­

крыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цистерны для очистки, пропарки или промывки направляют на

промывочно-пропарочные станции. При очистке

котлов

цистерн

и их

внутреннем ремонте необходимо соблюдать следующие меры безопас­ ности.

Не разрешается спускаться в цистерну до нейтрализации остатков дымящихся кислот и аммиака и полного прекращения выделения газов.

Пары таких жидкостей, как бензол, бензин, сероуглерод и др., сосредоточенные в нижней части цистерны, после слива могут вызвать отравление человека, спустившегося в цистерну без соответствующих предохранительных приспособлений.

Работа внутри цистерн разрешается людям, признанным при врачеб­ ном осмотре вполне здоровыми, знающим правила техники безопас­ ности и оказания первой помощи, умеющим пользоваться шланговыми

дыхательными приборами

и всеми

спасательными приспособле­

ниями.

женщины

к очистке и ремонту цистерн

Подростки моложе 18 лет,

не допускаются.

 

 

312