Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 4
Для обеспечения п е р е г р у з к и т а р н о-ш т у ч н ы х |
г р у |
з о в пакетами на поддонах, перевозимых в крытых вагонах, |
на по |
граничных станциях построены ангарные склады с вводом внутрь уз кой и нормальной колеи (аналогично грузосортировочным платфор мам), а также крытые и открытые платформы. Основным средством механизации здесь является электропогрузчик. Мелкие отправки из вагонов узкой колеи направляют на специальные подгруппировочные базы, находящиеся в ведении Министерства внешней торговли, где производится формирование и погрузка прямых сборных вагонов.
Для того чтобы обеспечить перегрузку тарно-штучных грузов без расформирования пакетов, между странами членами СЭВ заключено соглашение по обмену плоскими поддонами единого международного стандарта и установлен порядок их обмена на пограничных станциях.
В ряде случаев тарно-штучные грузы перегружают непосредствен но из вагона в вагон на сближенных путях различной колеи, при этом часто используют рольганги и короткие ленточные конвейеры.
Перегрузка скоропортящихся грузов (овощей, фруктов, консер вов, цитрусовых и т. п.) производится в ангарных складах, где зимой поддерживается необходимая для данного груза температура, или на крытых платформах. Используются те же средства механизации, что и при переработке тарно-штучных грузов. Перегрузка ведется с со блюдением карантинных и других требований к грузу.
2. Организация перевалки грузов в портах и на пристанях
Причальная береговая линия порта или пристани состоит из ряда участков-причалов, приспособленных для грузовых операций. Уча стки обычно специализируют по родам грузов (тарноупаковочные, лесные, зерновые, наливные, сыпучие, уголь и др.). У причалов рас полагают погрузочно-разгрузочное оборудование и устраивают склады.
Склады для хранения грузов часто располагают в две линии. Скла ды первой линии (оперативные) служат для краткосрочного хранения грузов, а склады второй линии (базисные) для долгосрочного хранения. Например, в преднавигационный период по железным дорогам на ба зисные склады завозят грузы, предназначенные для перевалки на воду после открытия навигации.
Длина склада определяется протяженностью причала и зависит от длины судна и допускаемого расстояния между двумя судами при их одновременной постановке на грузовой фронт.
Перегрузочные операции на причалах могут быть непрерывными во времени или состоять из операций, разделенных между собой про межутком времени.
П о д н е п р е р ы в н ы м п е р е г р у з о ч н ы м п р о ц е с с о м следует понимать, например, перегрузку непосредственно из судна в вагон или обратно (прямой вариант).
П р е р ы в н ы м п е р е г р у з о ч н ы м п р о ц е с с о м пре дусматривается, например, выгрузка из судна в склад, а затем после некоторого срока хранения — в вагон.
И Зак. 574 |
321 |
Уровень организации работы в порту или на пристани характери зуется затратами времени на прием грузового судна, разгрузку, по грузку, всестороннее его обслуживание и отправление в рейс. Пока
зателем |
организации работ является в а л о в а я н о р м а в р е |
м е н и , |
включающая все виды стоянок с момента швартовки судна |
к причалу и до момента ухода его в рейс. Наряду с этим существует так называемая чистая норма, в которой учтена только продолжитель ность погрузки-выгрузки судов. Разница между валовой и чистой нор мой должна быть минимальной. Это дает возможность сократить стоя ночное время судов, увеличить их ходовое время и, следовательно, провозную способность флота.
Одним из основных показателей работы порта (пристани) является к о^э ф ф и ц и е н т п е р е в а л к и
который выражает отношение общего годового объема грузопереработки в тонно-операциях Qx к количеству тонн прибывшего груза Q. С увеличением коэффициента перевалки возрастает стоимость пере
грузки одной физической |
тонны груза, увеличивается потребность |
в рабочей силе и технике. |
|
В пунктах перевалки сходятся водные и железнодорожные пути. |
|
Следовательно, порт или |
пристань являются местом, где вступают |
во взаимодействие два основных вида транспорта. Их четко согласо ванная работа — необходимое условие для выполнения государствен ных планов грузовых перевозок.
3. Расчет пропускной способности порта и причала
Пропускная способность порта зависит от числа причалов, разме
ров складской площади на |
причалах, развития подъездных железно |
|||
дорожных путей, |
степени |
механизации погрузочно-разгрузочных |
||
работ и др. |
|
|
п р о п у с к н а я |
с п о с о б |
Э к с п л у а т а ц и о н н а я |
||||
н о с т ь п о р т а |
определяется количеством груза по родам, которое |
может быть перегружено через причалы порта за месяц или год в обоих направлениях — с судна на берег и обратно, а также с одного судна на другое, если в данном порту сходятся морские и речные пути.
Расчеты эксплуатационной пропускной способности выполняют
отдельно по каждому причалу на каждый месяц навигации. |
О б щ а я |
п р о п у с к н а я с п о с о б н о с т ь п о р т а в целом |
за месяц |
определяется как сумма пропускных способностей отдельных причалов по родам груза. При этом должны быть приняты во внимание не только береговые и плавучие перегрузочные средства, но и судовые краны и стрелы, если они используются при перегрузке. Одновременное рас четами причалов определяют пропускную способность складов, желез нодорожных путей, связанных с работой этих причалов.
322
Месячная пропускная способность одного причала может быть'определена по формуле
ЛзР = К пКи2 Р кг/п.
Здесь К н ~ |
0,9 — коэффициент неравномерности прибытия и отправ |
|||||||||||
Кя « |
|
ления грузов в течение месяца; |
|
|
времени |
с |
||||||
0,8 — коэффициент использования месячного |
||||||||||||
, |
|
учетом потерь из-за непогоды; |
равная |
произведе |
||||||||
Ркр — месячная |
производительность, |
|||||||||||
|
|
нию |
сменной |
производительности |
перегрузочной |
|||||||
|
|
машины (крана) на данном |
роде |
груза |
q |
на |
||||||
|
|
число |
смен я работы данной перегрузочной маши |
|||||||||
|
|
ны в течение месяца. |
|
|
|
|
|
|
||||
Число смен определяется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
п = ЗОЛ — (яв + |
яр), |
|
|
|
|
|
||||
где 30 — количество дней в месяце; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
А — число смен в сутках; |
для |
выполнения вспомогательных |
||||||||||
яв и яр — потребность |
в сменах |
|||||||||||
работ на причале и ремонта причала или перегрузочного |
||||||||||||
оборудования; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
„ 1Г ^1 +^ 2 " М з + |
tn |
|
|
|
|
|
||||
|
|
11а — А с |
^ |
|
|
|
|
|
|
|
||
Здесь |
К с — количество |
судов, подлежащих |
обработке на дан |
|||||||||
|
|
ном причале; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
7 — продолжительность смены, ч; |
|
|
|
|
|
||||||
t\ + t2 + t3 ... — время |
на |
различные |
операции |
по |
обслуживанию |
|||||||
и т. |
д. |
судна, |
в том числе: швартовка |
и отшвартовка; за |
||||||||
|
|
крытие и открытие люков; зачистка, мойка и |
||||||||||
|
|
просушка трюмов; оформление грузовых докумен |
||||||||||
|
|
тов. Осмотр трюмов, грузов различными |
инспек |
|||||||||
Пример. |
|
циями |
(санитарной, |
хлебной и др.). |
предназна |
|||||||
Определить |
пропускную способность причала, |
ченного для перегрузки тарных (генеральных) грузов, оснащенного тремя портальными кранами грузоподъемностью 3; 5, и 10 яг и произ водительностью 150 т в смену каждый (несмотря на разницу грузо подъемности кранов, их производительность при перегрузке тарных грузов принимают одинаковой); Кн 0,9; Ки » 0,8.
По ремонтному графику кран грузоподъемностью 3,0 т в расчетном месяце не останавливается для ремонта, следовательно, яр = 0. Кран грузоподъемностью 5 т выводился из эксплуатации на 3 суток (яр = = 9 сменам), а десятитонный кран — на 10 суток (яр = 30 сменам).
Типы судов и их количество определяются по месячному плану. Для расчета принимаем судно с четырьмя люками, а число судов Кс~6.
Время, необходимое для выполнения вспомогательных операций, устанавливаем для каждого судна. Из действующих судо-часовых норм
П * |
323 |
находим, что t1 = t2 — te = 1 ч; и t 3 = 0,7 ч; = 0,5 ч\ tb — 3 ч; = 1,5 ч. Тогда затраты времени на обслуживание 6 судов составят
1 + 1 + 0,7 + 0,5 + 3,0 +1 + 1 ,5 |
X 6 = 7,45 смены. |
|
Продолжительность |
работы крана грузоподъемностью 3 т в данном |
|
месяце равна: |
|
|
^з,о = |
30 • 3 — (7,45 +- 0) = |
82,55 смены. |
Следовательно, за месяц работы этот кран перегрузит
Qkp° = <?i«i = 150 • 82,55 = 12,4 тыс. т.
Продолжительность работы крана грузоподъемностью 5 т в расчетном месяце
н50 = 30 • 3 -— (7,45 + 9) = 73,55 смены.
За месяц работы этот кран перегрузит
|
Qkp° = |
150 • |
73,55 = |
10 тыс. т. |
|
|
|
||||
Таким |
же способом |
определяется |
месячная |
загрузка |
третьего |
||||||
крана: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«ю,о = 3 0 - 3 — (7,45 +- 30) == 52,55 |
смены, |
|
|
|||||||
следовательно, этот кран перегрузит |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Q'p = 150 • |
52,55 = |
7,9 тыс. т. |
|
|
||||||
Общая пропускная способность причала составит |
|
|
|
||||||||
|
Ркрщ = 0,9 • |
0,8 (12,4 +- |
10,0 + |
7,9) = 22,0 тыс. т. |
|
||||||
П р о п у с к н у ю |
|
с п о с о б н о с т ь с к л а д о в |
порта |
или |
|||||||
пристани (т/месяц) можно рассчитать по формуле |
|
|
|
||||||||
|
|
|
П |
/ |
с- |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
■ ^ С К Л ---- ^ П Л Qp |
, |
|
, |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
fxp |
|
|
|
|
|
где А’пл — коэффициент использования площади склада; |
|
I м2 |
|||||||||
|
q — среднее количество груза в тоннах, укладываемое на |
||||||||||
|
площади склада; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
F — полезная площадь склада, м2; |
|
|
|
|
||||||
30 — число суток в месяце; |
|
|
хранения груза |
в складе, |
|||||||
ty.р — средняя |
продолжительность |
||||||||||
|
сутки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для открытых складов навалочных и насыпных грузов емкость |
|||||||||||
\kn:iqF) |
определяется |
объемом штабеля. |
|
|
|
|
|
324
Пример. Определить пропускную способность одноэтажного скла да для хранения тарно-штучных грузов, если q = 1,5 т/'м2; &пл = 0,6, ?хр = 12 суток, F = 60 • 120 = 7200 м2. По известной нам формуле находим:
Дскл = 0,6-1,5-7200- j j = 16,2 тыс. т.
Пропускная способность открытых и крытых складских площадей сопоставляется с пропускной способностью причала. В случае если пропускная способность складов меньше пропускной способности причала, увеличивают объем перегрузки по прямому варианту.
4. Схемы комплексной механизации перевалки различных грузов
Совершенствование технологии грузовых работ способствует повы шению производительности оборудования, что позволяет снизить себе стоимость перевалки, сократить стояночное время судов и вагонов. Для переработки навалочных грузов (руда, бокситы, уголь, кокс, апатитовые концентраты, суперфосфат и др.) в портах нашли широкое применение портальные краны (рис. 248), оборудованные грейфе рами.
В зависимости от рода груза |
и грузоподъемности |
крана исполь |
|||
зуют грейферы |
различных типов. Слежавшиеся грузы |
не могут |
|||
быть захвачены |
обычным грейфером. В этом случае краны оборуду |
||||
ют специальными |
в и б р о г р е й ф е р а м и (рис. |
249). |
Челюсти |
||
виброгрейфера |
при |
внедрении |
в груз вибрируют |
с частотой до |
|
3000 кол!мин. |
|
|
|
|
|
Рис. 248. Схема перегрузки портальным краном угля по варианту «склад — судно»
325
5)
Рис. 251. Схема загрузки трюмов судов углем машины ПТС-1:
<з — установка машины ПТС-1 в |
трюме; б — очередность загрузки частей |
трюма; I, |
2, 3 — |
|
|
зоны погрузки |
|
|
|
дека тем же способом. |
Производительность |
машины |
до 350 |
т!ч. |
П н е в м а т и ч е с к и е у с т а н о в к и |
применяются для пере |
грузки зерна, цемента, пылеобразных минеральных удобрений и дру гих подобных грузов. Зерно засасывается в воздухопровод установки соплами, а отделяется от воздуха при помощи разгрузителей со шлю зовыми затворами. Передвижные пневматические установки произво дительностью 25—40 т/ч, работающие одновременно на всасывание и нагнетание применяют на причалах для разгрузки барж, вмещающих
500—1000 т зерна.
На перегрузке цемента используют пневматические цементоперегружатели (рис. 252). Цемент разрыхляется, смешивается с атмосфер-
Рис. 252. Схема работы пневматического цементоперегружателя:
1 — глушитель; 2 — вакуумный насос; 3 — затворы; 4 — цементоотделитель; 5 — нория; 6 — сопло; 7 — циклоны; 8 — фильтры
327