Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для обеспечения п е р е г р у з к и т а р н о-ш т у ч н ы х

г р у ­

з о в пакетами на поддонах, перевозимых в крытых вагонах,

на по

граничных станциях построены ангарные склады с вводом внутрь уз­ кой и нормальной колеи (аналогично грузосортировочным платфор­ мам), а также крытые и открытые платформы. Основным средством механизации здесь является электропогрузчик. Мелкие отправки из вагонов узкой колеи направляют на специальные подгруппировочные базы, находящиеся в ведении Министерства внешней торговли, где производится формирование и погрузка прямых сборных вагонов.

Для того чтобы обеспечить перегрузку тарно-штучных грузов без расформирования пакетов, между странами членами СЭВ заключено соглашение по обмену плоскими поддонами единого международного стандарта и установлен порядок их обмена на пограничных станциях.

В ряде случаев тарно-штучные грузы перегружают непосредствен­ но из вагона в вагон на сближенных путях различной колеи, при этом часто используют рольганги и короткие ленточные конвейеры.

Перегрузка скоропортящихся грузов (овощей, фруктов, консер­ вов, цитрусовых и т. п.) производится в ангарных складах, где зимой поддерживается необходимая для данного груза температура, или на крытых платформах. Используются те же средства механизации, что и при переработке тарно-штучных грузов. Перегрузка ведется с со­ блюдением карантинных и других требований к грузу.

2. Организация перевалки грузов в портах и на пристанях

Причальная береговая линия порта или пристани состоит из ряда участков-причалов, приспособленных для грузовых операций. Уча­ стки обычно специализируют по родам грузов (тарноупаковочные, лесные, зерновые, наливные, сыпучие, уголь и др.). У причалов рас­ полагают погрузочно-разгрузочное оборудование и устраивают склады.

Склады для хранения грузов часто располагают в две линии. Скла­ ды первой линии (оперативные) служат для краткосрочного хранения грузов, а склады второй линии (базисные) для долгосрочного хранения. Например, в преднавигационный период по железным дорогам на ба­ зисные склады завозят грузы, предназначенные для перевалки на воду после открытия навигации.

Длина склада определяется протяженностью причала и зависит от длины судна и допускаемого расстояния между двумя судами при их одновременной постановке на грузовой фронт.

Перегрузочные операции на причалах могут быть непрерывными во времени или состоять из операций, разделенных между собой про­ межутком времени.

П о д н е п р е р ы в н ы м п е р е г р у з о ч н ы м п р о ц е с ­ с о м следует понимать, например, перегрузку непосредственно из судна в вагон или обратно (прямой вариант).

П р е р ы в н ы м п е р е г р у з о ч н ы м п р о ц е с с о м пре­ дусматривается, например, выгрузка из судна в склад, а затем после некоторого срока хранения — в вагон.

И Зак. 574

321


Уровень организации работы в порту или на пристани характери­ зуется затратами времени на прием грузового судна, разгрузку, по­ грузку, всестороннее его обслуживание и отправление в рейс. Пока­

зателем

организации работ является в а л о в а я н о р м а в р е ­

м е н и ,

включающая все виды стоянок с момента швартовки судна

к причалу и до момента ухода его в рейс. Наряду с этим существует так называемая чистая норма, в которой учтена только продолжитель­ ность погрузки-выгрузки судов. Разница между валовой и чистой нор­ мой должна быть минимальной. Это дает возможность сократить стоя­ ночное время судов, увеличить их ходовое время и, следовательно, провозную способность флота.

Одним из основных показателей работы порта (пристани) является к о^э ф ф и ц и е н т п е р е в а л к и

который выражает отношение общего годового объема грузопереработки в тонно-операциях Qx к количеству тонн прибывшего груза Q. С увеличением коэффициента перевалки возрастает стоимость пере­

грузки одной физической

тонны груза, увеличивается потребность

в рабочей силе и технике.

 

В пунктах перевалки сходятся водные и железнодорожные пути.

Следовательно, порт или

пристань являются местом, где вступают

во взаимодействие два основных вида транспорта. Их четко согласо­ ванная работа — необходимое условие для выполнения государствен­ ных планов грузовых перевозок.

3. Расчет пропускной способности порта и причала

Пропускная способность порта зависит от числа причалов, разме­

ров складской площади на

причалах, развития подъездных железно­

дорожных путей,

степени

механизации погрузочно-разгрузочных

работ и др.

 

 

п р о п у с к н а я

с п о с о б ­

Э к с п л у а т а ц и о н н а я

н о с т ь п о р т а

определяется количеством груза по родам, которое

может быть перегружено через причалы порта за месяц или год в обоих направлениях — с судна на берег и обратно, а также с одного судна на другое, если в данном порту сходятся морские и речные пути.

Расчеты эксплуатационной пропускной способности выполняют

отдельно по каждому причалу на каждый месяц навигации.

О б щ а я

п р о п у с к н а я с п о с о б н о с т ь п о р т а в целом

за месяц

определяется как сумма пропускных способностей отдельных причалов по родам груза. При этом должны быть приняты во внимание не только береговые и плавучие перегрузочные средства, но и судовые краны и стрелы, если они используются при перегрузке. Одновременное рас­ четами причалов определяют пропускную способность складов, желез­ нодорожных путей, связанных с работой этих причалов.

322


Месячная пропускная способность одного причала может быть'определена по формуле

ЛзР = К пКи2 Р кг/п.

Здесь К н ~

0,9 — коэффициент неравномерности прибытия и отправ­

Кя «

 

ления грузов в течение месяца;

 

 

времени

с

0,8 — коэффициент использования месячного

,

 

учетом потерь из-за непогоды;

равная

произведе­

Ркр — месячная

производительность,

 

 

нию

сменной

производительности

перегрузочной

 

 

машины (крана) на данном

роде

груза

q

на

 

 

число

смен я работы данной перегрузочной маши­

 

 

ны в течение месяца.

 

 

 

 

 

 

Число смен определяется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п = ЗОЛ — (яв +

яр),

 

 

 

 

 

где 30 — количество дней в месяце;

 

 

 

 

 

 

 

А — число смен в сутках;

для

выполнения вспомогательных

яв и яр — потребность

в сменах

работ на причале и ремонта причала или перегрузочного

оборудования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^1 +^ 2 " М з +

tn

 

 

 

 

 

 

 

11а — А с

^

 

 

 

 

 

 

 

Здесь

К с — количество

судов, подлежащих

обработке на дан­

 

 

ном причале;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 — продолжительность смены, ч;

 

 

 

 

 

t\ + t2 + t3 ... — время

на

различные

операции

по

обслуживанию

и т.

д.

судна,

в том числе: швартовка

и отшвартовка; за­

 

 

крытие и открытие люков; зачистка, мойка и

 

 

просушка трюмов; оформление грузовых докумен­

 

 

тов. Осмотр трюмов, грузов различными

инспек­

Пример.

 

циями

(санитарной,

хлебной и др.).

предназна­

Определить

пропускную способность причала,

ченного для перегрузки тарных (генеральных) грузов, оснащенного тремя портальными кранами грузоподъемностью 3; 5, и 10 яг и произ­ водительностью 150 т в смену каждый (несмотря на разницу грузо­ подъемности кранов, их производительность при перегрузке тарных грузов принимают одинаковой); Кн 0,9; Ки » 0,8.

По ремонтному графику кран грузоподъемностью 3,0 т в расчетном месяце не останавливается для ремонта, следовательно, яр = 0. Кран грузоподъемностью 5 т выводился из эксплуатации на 3 суток (яр = = 9 сменам), а десятитонный кран — на 10 суток (яр = 30 сменам).

Типы судов и их количество определяются по месячному плану. Для расчета принимаем судно с четырьмя люками, а число судов Кс~6.

Время, необходимое для выполнения вспомогательных операций, устанавливаем для каждого судна. Из действующих судо-часовых норм

П *

323


находим, что t1 = t2 — te = 1 ч; и t 3 = 0,7 ч; = 0,5 ч\ tb — 3 ч; = 1,5 ч. Тогда затраты времени на обслуживание 6 судов составят

1 + 1 + 0,7 + 0,5 + 3,0 +1 + 1 ,5

X 6 = 7,45 смены.

Продолжительность

работы крана грузоподъемностью 3 т в данном

месяце равна:

 

 

^з,о =

30 • 3 — (7,45 +- 0) =

82,55 смены.

Следовательно, за месяц работы этот кран перегрузит

Qkp° = <?i«i = 150 • 82,55 = 12,4 тыс. т.

Продолжительность работы крана грузоподъемностью 5 т в расчетном месяце

н50 = 30 • 3 -— (7,45 + 9) = 73,55 смены.

За месяц работы этот кран перегрузит

 

Qkp° =

150 •

73,55 =

10 тыс. т.

 

 

 

Таким

же способом

определяется

месячная

загрузка

третьего

крана:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ю,о = 3 0 - 3 — (7,45 +- 30) == 52,55

смены,

 

 

следовательно, этот кран перегрузит

 

 

 

 

 

 

 

Q'p = 150 •

52,55 =

7,9 тыс. т.

 

 

Общая пропускная способность причала составит

 

 

 

 

Ркрщ = 0,9 •

0,8 (12,4 +-

10,0 +

7,9) = 22,0 тыс. т.

 

П р о п у с к н у ю

 

с п о с о б н о с т ь с к л а д о в

порта

или

пристани (т/месяц) можно рассчитать по формуле

 

 

 

 

 

 

П

/

с-

30

 

 

 

 

 

 

 

■ ^ С К Л ---- ^ П Л Qp

,

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fxp

 

 

 

 

где А’пл — коэффициент использования площади склада;

 

I м2

 

q — среднее количество груза в тоннах, укладываемое на

 

площади склада;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F — полезная площадь склада, м2;

 

 

 

 

30 — число суток в месяце;

 

 

хранения груза

в складе,

ty.р — средняя

продолжительность

 

сутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для открытых складов навалочных и насыпных грузов емкость

\kn:iqF)

определяется

объемом штабеля.

 

 

 

 

 

324


Пример. Определить пропускную способность одноэтажного скла­ да для хранения тарно-штучных грузов, если q = 1,5 т/'м2; &пл = 0,6, ?хр = 12 суток, F = 60 • 120 = 7200 м2. По известной нам формуле находим:

Дскл = 0,6-1,5-7200- j j = 16,2 тыс. т.

Пропускная способность открытых и крытых складских площадей сопоставляется с пропускной способностью причала. В случае если пропускная способность складов меньше пропускной способности причала, увеличивают объем перегрузки по прямому варианту.

4. Схемы комплексной механизации перевалки различных грузов

Совершенствование технологии грузовых работ способствует повы­ шению производительности оборудования, что позволяет снизить себе­ стоимость перевалки, сократить стояночное время судов и вагонов. Для переработки навалочных грузов (руда, бокситы, уголь, кокс, апатитовые концентраты, суперфосфат и др.) в портах нашли широкое применение портальные краны (рис. 248), оборудованные грейфе­ рами.

В зависимости от рода груза

и грузоподъемности

крана исполь­

зуют грейферы

различных типов. Слежавшиеся грузы

не могут

быть захвачены

обычным грейфером. В этом случае краны оборуду­

ют специальными

в и б р о г р е й ф е р а м и (рис.

249).

Челюсти

виброгрейфера

при

внедрении

в груз вибрируют

с частотой до

3000 кол!мин.

 

 

 

 

 

Рис. 248. Схема перегрузки портальным краном угля по варианту «склад — судно»

325

5)

Рис. 251. Схема загрузки трюмов судов углем машины ПТС-1:

<з — установка машины ПТС-1 в

трюме; б — очередность загрузки частей

трюма; I,

2, 3

 

зоны погрузки

 

 

 

дека тем же способом.

Производительность

машины

до 350

т!ч.

П н е в м а т и ч е с к и е у с т а н о в к и

применяются для пере­

грузки зерна, цемента, пылеобразных минеральных удобрений и дру­ гих подобных грузов. Зерно засасывается в воздухопровод установки соплами, а отделяется от воздуха при помощи разгрузителей со шлю­ зовыми затворами. Передвижные пневматические установки произво­ дительностью 25—40 т/ч, работающие одновременно на всасывание и нагнетание применяют на причалах для разгрузки барж, вмещающих

500—1000 т зерна.

На перегрузке цемента используют пневматические цементоперегружатели (рис. 252). Цемент разрыхляется, смешивается с атмосфер-

Рис. 252. Схема работы пневматического цементоперегружателя:

1 — глушитель; 2 — вакуумный насос; 3 — затворы; 4 — цементоотделитель; 5 — нория; 6 — сопло; 7 — циклоны; 8 — фильтры

327