Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Капитальные вложения и эксплуатационные расходы

К а п и т а л ь н ы е в л о ж е н и я на внедрение механизации погрузочно-разгрузочных работ включают затраты на:

погрузочно-разгрузочные машины и устройства с учетом их транс­ портировки и монтажа;

оборудование вспомогательных устройств, связанных с работой ос­ новных погрузочно-разгрузочных машин (зарядные станции, гаражи, ремонтные мастерские и компрессорные станции и т. д.);

устройство разгрузочных эстакад, площадок, путевое развитие, благоустройство подъездов и т. и.;

складское хозяйство с расходами по сантехнике, водопроводу и энергоснабжению;

бытовые помещения (душевые, раздевалки и т. п.).

Стоимость новых установок, сооружений и оборудования прини­ мается по сметам на основе действующих ценников. Стоимость сущест­ вующего оборудования и сооружений определяется с учетом фактиче­ ского износа (восстановительная стоимость).

Если заменяемые машины или устройства не используются в дру­ гом месте и сдаются в лом, то неамортизированная их стоимость (за вычетом стоимости лома) добавляется к стоимости новых машин, пред­ назначенных для замены старых.

При применении в схемах механизации поддонов и контейнеров капитальные вложения на их изготовление также подлежат учету.

Стоимость проектно-конструкторских и опытных работ, относя­ щихся к данному объекту, должна добавляться к сумме капитальных вложений. Кроме того, к стоимости нового оборудования и погрузочноразгрузочных машин добавляются: затраты по их монтажу, наценки снабженческих и сбытовых организаций и издержки на доставку обо­ рудования к месту установки (6—10% от отпускной цены). Заготови­ тельно-складские расходы принимаются в размере 1—2% от стоимости машин; затраты на монтаж — по соответствующим ценникам.

Годовые

э к с п л у а т а ц и о н н ы е р а с х о д ы включают:

основную и дополнительную заработную плату (с начислениями)

персонала,

обслуживающего машины, установки и вспомогательные

устройства, а также зарплату ИТР и служащих; затраты на электроэнергию и топливо; расходы на смазочные и обтирочные материалы;

амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт оборудования и сооружений;

расходы на текущий и средний ремонт;

прочие расходы по эксплуатации

(расходы на сменную оснастку,

отопление, вентиляцию, гара&ное оборудование и др.).

Р а с х о д ы н а з а р п л а т у

подсчитывают по установленному

списочному составу персонала, обслуживающего объект механизации, в соответствии с принятым числом смен и системой оплаты труда (сдель­ ной или повременной).

Для приближенного определения полной суммы основной и допол­ нительной зарплаты достаточно рассчитанную по тарифам и окладам

348


годовую заработную плату умножить на коэфффициент: для рабочихсдельщиков— 1,5; для рабочих-повремешциков— 1,4; для ИТР и слу­ жащих — 1,25.

З а т р а т ы н а э л е к т р о э н е р г и ю и л и т о п л и в о определяют по числу часов работы машины или установки с учетом норм расхода и стоимости 1 кг топлива или 1 кет ч электроэнергии.

Для машин с двигателями внутреннего сгорания топливные затра­ ты составляют:

•^топ ’ ■^'факт^д^т РУ®->

где Тфакт — фактическое число часов работы машины в год; /Сд — действительный расход или норма расхода машиной топ­

лива или горючего, кг/ч; Ст — стоимость 1 кг топлива или горючего, руб.

Для машин непрерывного действия учитывают фактическое время их работы и мощность установленного электродвигателя

^эл ^факт N С’ЭЛТ|Мруб.,

где N — мощность электродвигателя, квт\

Сал — стоимость 1 кет ч силовой энергии, руб.; Т1М— коэффициент использования двигателя по мощности.

Для машин периодического действия расчет ведется по времени работы отдельных двигателей в течение цикла

Ээл = ^Nr\M-^5—Сэл руб., q |м 3600 эл

где Qр — количество тонн груза, переработанное за расчетный период; <7 — количество тонн груза, перемещаемого машиной за один

цикл;

N — мощность двигателя каждого механизма, кет;

2?ц — время работы данного двигателя в течение одного цикла, сек.

Р а с х о д ы н а с м а з о ч н ы е и о б т и р о ч н ы е м а т е ­ р и а л ы принимаются в размере 15—20% от стоимости топлива.

О т ч и с л е н и я н а а м о р т и з а ц и ю устанавливают умно­ жением стоимости оборудования или сооружения на общую норму амортизационных отчислений (на восстановление и капитальный ре­ монт) для данного вида оборудования или сооружения.

3. Себестоимость переработки груза

С е б е с т о и м о с т ь п е р е р а б о т к и 1 т г р у з а рас­ считывают по следующей обобщенной формуле:

с» = 0.Q1B (в, + ре + вт) + г + м + э + з р у б ! т _

<2т

где В — стоимость оборудования, руб.; Л; — процент годовых отчислений на амортизацию;

349



Рт — процент годовых отчислений на текущий ремонт;

Т— расходы на транспортировку средств механизации, отнесен­ ные к одному году эксплуатации, руб.;

М— стоимость монтажа и демонтажа средств механизации, от­ несенная к одному году эксплуатации, руб.;

Э— годовые расходы на энергию, топливо, смазочные и обтироч­ ные материалы, руб.;

Рс — процент годовых отчислений на средний ремонт;

3 — годовые расходы по заработной плате с учетом всех начис­ лений, руб.;

QT — годовой объем грузопереработки, т.

Амортизационные отчисления образуют фонды на восстановление первоначальных затрат и на капитальный ремонт.

Процент амортизационных отчислений равен

Аг = Вг + A k i % ,

D ЮО

где Bi — —----- процент отчислении на восстановление;

п — срок службы машин и сооружений; Ам — процент отчислений на капитальный ремонт и мо­

дернизацию.

При определении отчислений на амортизацию исходят из сроков службы отдельных элементов механизированной установки ввиду не­ одинаковых сроков их службы. Расчеты выполняют по основным ча­ стям машины или элементам установки и объединяют только детали и узлы с одинаковым сроком амортизации.

Стоимость текущего ремонта машин составляет от 0,5 до 2% перво­ начальной стоимости машины и зависит от ее конструкции, причем более высокий процент относится к машинам сложным, имеющим боль­ ший срок службы.

Расходы на средний ремонт машины составляют от 8 до 15% пер­ воначальной стоимости машины, причем более низкий процент отно­ сится к машинам сложным, имеющим больший срок службы, а более высокий процент к простейшим машинам с непродолжительным сро­ ком службы.

При выборе средств механизации себестоимость переработки I т груза может быть определена также по следующей формуле:

С *

p y6 tm ,

Чем

 

где См — себестоимость грузопереработки 1 т\

Мси — стоимость машино-смены,

руб.;

QCM— производственная норма

выработки машины (установки)

за смену, т.

 

Стоимость машино-смены получают путем суммирования отчисле­ ний на амортизацию, текущие и средний ремонты, расходов на энер­ гию, смазочные и обтирочные материалы, заработную плату.

350


Для определения стоимости машино-смены все расходы, связанные с эксплуатацией машины (установки), следует распределить на две группы. К I группе относят расходы на амортизацию, текущий и сред­ ний ремонт, а также прочие расходы (перестановка, монтаж машины на новом месте эксплуатации, содержание гаражей и др.). Расходы этой группы за год эксплуатации машины делят на годовое число ма- шино-смен.

Ко II группе относят расходы на топливо, электроэнергию, смазоч­ ные и обтирочные материалы и заработную плату обслуживающего персонала. Эти расходы устанавливают из расчета на одну смену эк­ сплуатации машины (установки).

Пример. Определить стоимость машино-смены автопогрузчика 4046 и себестоимость переработки 1 т груза. Сменная производственная норма выработки автопогрузчика при переработке тяжеловесных грузов составляет 185 т.

Для определения стоимости машино-смены автопогрузчика 4046 принимаем следующие данные: стоимость автопогрузчика 2600 руб.; норма амортизационных отчислений 27,2%; норма отчислений на те­ кущий и средний ремонт 12%;

Число рабочих смен в году при двухсменной работе во все дни не­ дели, кроме праздничных и выходных, когда погрузчик работает в од­ ну смену;

(365 — 52 — 8) 2 + (52 + 8) 1 — (36 + 5) = 629.

Здесь 52 + 8 — число выходных и праздничных дней; 36 — число смен простоя в ремонте, согласно структуре ремонтного цикла; 5 — число нерабочих смен по разным причинам; внутрисменный коэффициент использования автопогрузчика по времени

0,85.

Определим расходы 1 группы

Амортизационные отчисления

А = 0,01 • 2600 • 27,2 = 707, 2 руб.

Отчисления на все виды ремонта, кроме капитального, составят

Р = 0,01 • 2600 • 12 = 312 руб.

Прочие расходы I группы принимаем в размере 2% стоимости ма* шины

П = 0,01 • 2600 • 2 = 52 руб.

Таким образом, общие расходы I группы в пересчете на одну смену работы автопогрузчика составят

707,2 + 312 + 52 = 1,7 руб.

629

351