Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Документы учета и отчетности

Механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ ве­ дут оперативную статистическую и законченную финансово-бухгал­ терскую отчетность. Отчетности ведутся на единых бланках, изготов­ ляемых в централизованном порядке. В зависимости от назначения отчетности каждому бланку присваивается условный индекс, состоя­ щий из букв и цифр. В частности, все бланки, отражающие показатели по труду и заработной плате, имеют буквенный индекс ФТУ; бланки первичной документации механизированных дистанций погрузочноразгрузочных работ снабжены индексом ГМУ, отчеты и бланки бухгал­ терии — индексом ВО и т. д.

Наиболее тщательно отрабатываются и повседневно контролируют­ ся первичные учетные документы, данные из которых служат основа­ нием для начисления заработной платы рабочих или для списания мате­ риальных ценностей.

Данные об объемах выполненных погрузочно-разгрузочных работ и использовании грузоподъемных машин отражаются в отчете КВО-5 (см. приложение V).

В отчет включаются только работы, выполненные силами и сред­ ствами железных дорог. Объем погрузочно-разгрузочных работ учи­ тывается в тонно-операциях, полученных в результате перемещения груза по следующим вариантам: из склада в вагон или на автомобиль (погрузка); из вагона или автомобиля в склад (выгрузка); непосред­

ственно из вагона

в вагон; из

вагона на автомобиль; из автомобиля

в вагон (перегрузка); внутри

склада или площадки с целью пере­

вески, перекладки,

проверки груза; освобождение площадки и др.

При сортировке грузов, перевозимых мелкими отправками в кры­ тых вагонах, на открытом подвижном составе и в контейнерах, учиты­ ваются операции: перемещение груза из вагона в вагон; выгрузка на площадку для накопления; погрузка в вагон; проверка оставленного в вагоне груза для дальнейшего следования «ядра» (сортировка). Про­ верка «ядра» учитывается один раз независимо от того, выгружался этот груз из вагона или нет.

Масса груза при погрузке, выгрузке, перегрузке и сортировке ука­ зывается в наряде из перевозочных документов (накладная, вагонный лист, а также книга выгрузки грузов, книга приема грузов и отправ­ ления).

При внутрискладскпх операциях масса перемещаемого груза опре­ деляется, если перемещался груз:

одного или нескольких вагонов полностью (по перевозочным доку­ ментам) ;

неполного вагона — по числу перемещаемых мест и весу одного ме­ ста, а навалочных и насыпных грузов — по обмеру.

В разделе II отчета КВО-5 учитывается работа всех погрузочноразгрузочных машин и механизмов, принадлежащих механизирован­ ной дистанции разгрузочных работ, а также сооружений и установок, имеющихся на местах общего пользования станций, стреловых кранов

343


локомотивных депо при использовании их на станциях и машин, арен­ дованных у других организаций.

На конец квартала учету подлежат все погрузочно-разгрузочные машины, механизмы, сооружения и устройства независимо от техни­ ческого состояния и местонахождения (в ремонте, ожидании ремонта, в пути следования и т. п.).

Использование погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и установок во времени определяется продолжительностью календар­ ного периода пребывания в хозяйстве и продолжительностью эксплуа­ тационного периода.

П о д к а л е н д а р н ы м п е р и о д о м понимается время пре­ бывания машин в хозяйстве независимо от их местонахождения, тех­ нического состояния и использования (включая принятие в аренду от сторонних организаций).

Э к с п л у а т а ц и о н н ы й п е р и о д отражает продолжитель­ ность эксплуатации машин (включая арендованные) в хозяйстве.

Календарный и эксплуатационный периоды определяются по ка­ лендарным машино-дням независимо от условий эксплуатации машин (сменной загрузки).

Из эксплуатационного периода не исключается время простоя ма­ шин из-за отсутствия работы и обслуживающего персонала в выходные и праздничные дни, а также периоды профилактического обслужива­ ния, выполнения неполносменного ремонта, использования на бестоннажных работах, а также в связи с неподготовленностью условий и фронта работ.

Вэсплуатационный период не включается время нахождения машин

времонте (с момента постановки в ремонт до ввода в эксплуатацию

после ремонта).

С р е д н е с п и с о ч н о е к о л и ч е с т в о м а ш и н в э к с ­ п л у а т а ц и и определяется делением количества машинно-дней эксплуатационного периода на число календарных дней в отчетном квартале.

Степень использования погрузочно-разгрузочных машин харак­ теризуется выработкой, приходящейся на одну машину, которая опре­ деляется делением объема переработанного груза на среднесписоч­ ное наличие машин данного типа.

Для заполнения II раздела отчета КВО-5 используются данные лицевых счетов формы ГМУ-1 (лицевые счета работы машин) за соот­ ветствующие месяцы отчетного квартала (первичная документация дистанции).

Пример. На одной из дистанций

на начало III квартала имелось

в наличии 20 электропогрузчиков,

из которых 5 электропогрузчиков

с 25 июня находились в ремонте и 10 июля после окончания ремонта введены в эксплуатацию; 3 электропогрузчика были в ремонте с 20 по 31 июля включительно; 2 электропогрузчика приобретены и введены

в эксплуатацию

1 сентября;

4 электропогрузчика отправлены в ремонт

20

сентября; 25

сентября

введены в эксплуатацию приобретенные

3

электропогрузчика.

 

344


В графе 2 раздела II формы анкеты КВО-5 записывают25 = (20 +

+2 + 3) электропогрузчиков.

Для заполнения графы 3 определяется эксплуатационный период

всех электропогрузчиков данной дистанции

(20 • 92) — (5 • 9) — (3 • 12) + (2 ■30) — (4 • 11) + (3 • 6) =

= 1793 машино-дня.

Затем определяется среднесписочное число электропогрузчиков в экс­ плуатации путем деления количества машино-дней эксплуатационного периода на число календарных дней в отчетном квартале

1793 : 92 = 19,5 электропогрузчиков.

Это число записывается в графу 3 второго раздела отчета.

В графе 5 записывается количество машин, вышедших из капиталь­ ного ремонта в отчетном квартале. В данном примере должно быть за­ писано 8 электропогрузчиков. Если в отчетном квартале машины не введены в эксплуатацию после ремонта из-за того, что не окончены монтажные и наладочные работы, их регистрируют в отчете следующего квартала.

Для заполнения графы время простоя машин в ремонте определяет­ ся количеством машино-дней пребывания в ремонте в течение отчетного квартала всех машин независимо от даты отправления в ремонт или воз­ вращения из ремонта (в предыдущем квартале или в последующем), включая машино-дни в ожидании ремонта, в пути следования к месту ремонта и из ремонта, а также монтажных и наладочных работ после выхода из ремонта.

В нашем примере продолжительность пребывания электропогруз­

чиков в ремонте составит:

 

(5 • 9) + (3 • 12) +

(4 • 11) = 125 машино-дней.

Это указывается в графе б второго раздела отчета.

По данным отчета КВО-5

может быть определен календарный и

эксплуатационный периоды

машинного парка и процент нерабочего

парка.

 

Эксплуатационный период составит

19,5 • 92 = 1793 машино-дня.

Календарный период определяется как сумма эксплуатационного пе­ риода и времени нахождения машин в ремонте. В данном примере календарный период составит

1793 + 125 = 1918 машино-дней.

Процент нерабочего парка машин определяется делением разности между календарным и эксплуатационным периодами на календарный период и умножением на 100. В данном примере нерабочий парк электропогрузчиков равен:

1 9 1 8 - 1 7 9 3 ю о ^ б . 5 % .

1918

345


Кроме перечисленных отчетов и учетных форм, механизированные дистанции и производственные участки ведут и другие отчетные и учет­ ные документы. В частности, составляется отчет по финансовым резуль­ татам (прибыль, убыток) по форме БО-16, отчеты по расходу и наличию материалов, топлива, смазки, отчет по травматизму, бухгалтерские платежные ведомости, требования, счета, реестры по расчетам и др.

К к о м п л е к с н о м е х а н и з и р о в а н н ы м п о г р у ­ з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы м р а б о т а м на грузовых дворах станций, в пунктах перегрузки и сортировки грузов относятся сле­ дующие работы:

а) выгрузка из железнодорожного подвижного состава и автомо­ билей грузов в универсальных и специальных контейнерах, пакетами, на поддонах, различного тяжеловесного оборудования в ящиках и без упаковки, лесоматериалов, металлов, при помощи кранов, автопогруз­ чиков и электропогрузчиков с возможностью последующей погрузки этих грузов в вагоны и автомобили комплексно-механизированным способом;

б) погрузка или выгрузка из вагонов и автомобилей насыпных и на­ валочных грузов грейферными кранами, тракторными ковшовыми погрузчиками, автопогрузчиками с ковшами, экскаваторами, а также выгрузка из саморазгружающихся полувагонов, думпкаров, хопперов на эстакадах и повышенных путях с последующей погрузкой этих гру­ зов грузоподъемными машинами на автомобиль;

в) выгрузка или перегрузка навалочных и насыпных грузов вагоноопрокидывателями;

г) погрузка и выгрузка сыпучих грузов пневматическими уста­ новками;

д) погрузка и выгрузка металлов электромагнитными плитами; е) выгрузка грузов самотеком (под действием силы тяжести) из авто­

машин, бункеров и других аналогичных устройств, а также с помощью самозахватывающих машин (скребковых транспортеров, механических лопат и т. п. машин без подкладки или подноски грузов вручную).

Пример 1. На грузовой двор станции за сутки прибыло 1000 т тарно-штучных грузов, из них 700 т прибыло на поддонах и выгружено из вагонов электропогрузчиками в склад, затем эти грузы на поддо­ нах погружены на автомобиль. Остальные 300 т прибыли без поддонов

ивыгружены электропогрузчиком с предварительной укладкой гру­ зов на поддоны вручную. В этом случае выгрузку 700 т груза из вагонов

ипогрузку их на автомобиль следует учитывать как комплексно ме­ ханизированные работы в объеме 1400 тонно-операций, а остальные 300 т выгрузки из вагонов и погрузки на автомобиль со снятием груза

споддонов — как механизированные в объеме 600 тонно-операций. Пример 2. На повышенном пути грузового двора выгружено из по­

лувагонов самотеком 100 т угля, затем этот уголь погружен грейфер­ ным краном на автомобиль. В этом случае и выгрузка, и погрузка учи­ тываются как комплексно механизированные в объеме 200 тонно-опе­ раций.

346


Г л а в а XVII

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

1. Принципы сравнения вариантов

Для заданных условий грузопереработки обычно намечают ряд возможных вариантов механизации. Для выбора наиболее рациональ­ ного необходимо по каждому из них провести подробный технико­ экономический расчет.

Окончательный выбор наивыгоднейшего варианта может быть сде­ лан только после сравнения вариантов по основным экономическим по­ казателям, к которым относятся: капитальные затраты на внедрение механизации; годовые эксплуатационные расходы, себестоимость пе­ реработки 1 т груза, производительность труда и сокращение необ­ ходимой рабочей силы; срок окупаемости капитальных вложений.

При выборе машин и устройств необходимо исходить из следующих основных требований, предъявляемых к ним.

Машины и устройства должны обеспечивать полную сохранность грузов и быть экономически эффективными. Они должны соответство­ вать своему назначению, отличаться простотой сборки и разборки, быть надежными в эксплуатации, прочными, удобными и безопасными для обслуживающего персонала, иметь минимальный вес. Необходимо, чтобы производительность машин и устройств соответствовала усло­ виям и объему их работы. Машины, которые в процессе работы прихо­ дится перемещать с одного места на другое, должны быть самоходными или иметь устройство для их транспортирования.

Важно, чтобы машины были универсальными и обеспечивали комп­ лексную механизацию переработки различных грузов на всех этапах технологического процесса.

При выборе вариантов механизации и типов машин важно учитывать длину и направление перемещения грузов, способ их хранения, типы складов (закрытое помещение или открытая площадка), величину и форму площади складов, рельеф местности, перспективы роста объемов работ, а также условия охраны труда обслуживающего персонала.

Принимаемый вариант механизации должен обеспечивать наимень­ шие размеры капиталовложений и стоимости грузовых операций при наибольшей производительности.труда, ускорение грузопереработки, наименьший простой транспортных средств.

Рассматривая тот или иной вариант механизации, необходимо пом­ нить, что повысить экономические показатели работы погрузочноразгрузочных машин можно за счет их более рационального исполь­ зования, внедрения передовых методов труда.

347