Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 4
3. Документы учета и отчетности
Механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ ве дут оперативную статистическую и законченную финансово-бухгал терскую отчетность. Отчетности ведутся на единых бланках, изготов ляемых в централизованном порядке. В зависимости от назначения отчетности каждому бланку присваивается условный индекс, состоя щий из букв и цифр. В частности, все бланки, отражающие показатели по труду и заработной плате, имеют буквенный индекс ФТУ; бланки первичной документации механизированных дистанций погрузочноразгрузочных работ снабжены индексом ГМУ, отчеты и бланки бухгал терии — индексом ВО и т. д.
Наиболее тщательно отрабатываются и повседневно контролируют ся первичные учетные документы, данные из которых служат основа нием для начисления заработной платы рабочих или для списания мате риальных ценностей.
Данные об объемах выполненных погрузочно-разгрузочных работ и использовании грузоподъемных машин отражаются в отчете КВО-5 (см. приложение V).
В отчет включаются только работы, выполненные силами и сред ствами железных дорог. Объем погрузочно-разгрузочных работ учи тывается в тонно-операциях, полученных в результате перемещения груза по следующим вариантам: из склада в вагон или на автомобиль (погрузка); из вагона или автомобиля в склад (выгрузка); непосред
ственно из вагона |
в вагон; из |
вагона на автомобиль; из автомобиля |
в вагон (перегрузка); внутри |
склада или площадки с целью пере |
|
вески, перекладки, |
проверки груза; освобождение площадки и др. |
При сортировке грузов, перевозимых мелкими отправками в кры тых вагонах, на открытом подвижном составе и в контейнерах, учиты ваются операции: перемещение груза из вагона в вагон; выгрузка на площадку для накопления; погрузка в вагон; проверка оставленного в вагоне груза для дальнейшего следования «ядра» (сортировка). Про верка «ядра» учитывается один раз независимо от того, выгружался этот груз из вагона или нет.
Масса груза при погрузке, выгрузке, перегрузке и сортировке ука зывается в наряде из перевозочных документов (накладная, вагонный лист, а также книга выгрузки грузов, книга приема грузов и отправ ления).
При внутрискладскпх операциях масса перемещаемого груза опре деляется, если перемещался груз:
одного или нескольких вагонов полностью (по перевозочным доку ментам) ;
неполного вагона — по числу перемещаемых мест и весу одного ме ста, а навалочных и насыпных грузов — по обмеру.
В разделе II отчета КВО-5 учитывается работа всех погрузочноразгрузочных машин и механизмов, принадлежащих механизирован ной дистанции разгрузочных работ, а также сооружений и установок, имеющихся на местах общего пользования станций, стреловых кранов
343
локомотивных депо при использовании их на станциях и машин, арен дованных у других организаций.
На конец квартала учету подлежат все погрузочно-разгрузочные машины, механизмы, сооружения и устройства независимо от техни ческого состояния и местонахождения (в ремонте, ожидании ремонта, в пути следования и т. п.).
Использование погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и установок во времени определяется продолжительностью календар ного периода пребывания в хозяйстве и продолжительностью эксплуа тационного периода.
П о д к а л е н д а р н ы м п е р и о д о м понимается время пре бывания машин в хозяйстве независимо от их местонахождения, тех нического состояния и использования (включая принятие в аренду от сторонних организаций).
Э к с п л у а т а ц и о н н ы й п е р и о д отражает продолжитель ность эксплуатации машин (включая арендованные) в хозяйстве.
Календарный и эксплуатационный периоды определяются по ка лендарным машино-дням независимо от условий эксплуатации машин (сменной загрузки).
Из эксплуатационного периода не исключается время простоя ма шин из-за отсутствия работы и обслуживающего персонала в выходные и праздничные дни, а также периоды профилактического обслужива ния, выполнения неполносменного ремонта, использования на бестоннажных работах, а также в связи с неподготовленностью условий и фронта работ.
Вэсплуатационный период не включается время нахождения машин
времонте (с момента постановки в ремонт до ввода в эксплуатацию
после ремонта).
С р е д н е с п и с о ч н о е к о л и ч е с т в о м а ш и н в э к с п л у а т а ц и и определяется делением количества машинно-дней эксплуатационного периода на число календарных дней в отчетном квартале.
Степень использования погрузочно-разгрузочных машин харак теризуется выработкой, приходящейся на одну машину, которая опре деляется делением объема переработанного груза на среднесписоч ное наличие машин данного типа.
Для заполнения II раздела отчета КВО-5 используются данные лицевых счетов формы ГМУ-1 (лицевые счета работы машин) за соот ветствующие месяцы отчетного квартала (первичная документация дистанции).
Пример. На одной из дистанций |
на начало III квартала имелось |
в наличии 20 электропогрузчиков, |
из которых 5 электропогрузчиков |
с 25 июня находились в ремонте и 10 июля после окончания ремонта введены в эксплуатацию; 3 электропогрузчика были в ремонте с 20 по 31 июля включительно; 2 электропогрузчика приобретены и введены
в эксплуатацию |
1 сентября; |
4 электропогрузчика отправлены в ремонт |
|
20 |
сентября; 25 |
сентября |
введены в эксплуатацию приобретенные |
3 |
электропогрузчика. |
|
344
В графе 2 раздела II формы анкеты КВО-5 записывают25 = (20 +
+2 + 3) электропогрузчиков.
Для заполнения графы 3 определяется эксплуатационный период
всех электропогрузчиков данной дистанции
(20 • 92) — (5 • 9) — (3 • 12) + (2 ■30) — (4 • 11) + (3 • 6) =
= 1793 машино-дня.
Затем определяется среднесписочное число электропогрузчиков в экс плуатации путем деления количества машино-дней эксплуатационного периода на число календарных дней в отчетном квартале
1793 : 92 = 19,5 электропогрузчиков.
Это число записывается в графу 3 второго раздела отчета.
В графе 5 записывается количество машин, вышедших из капиталь ного ремонта в отчетном квартале. В данном примере должно быть за писано 8 электропогрузчиков. Если в отчетном квартале машины не введены в эксплуатацию после ремонта из-за того, что не окончены монтажные и наладочные работы, их регистрируют в отчете следующего квартала.
Для заполнения графы время простоя машин в ремонте определяет ся количеством машино-дней пребывания в ремонте в течение отчетного квартала всех машин независимо от даты отправления в ремонт или воз вращения из ремонта (в предыдущем квартале или в последующем), включая машино-дни в ожидании ремонта, в пути следования к месту ремонта и из ремонта, а также монтажных и наладочных работ после выхода из ремонта.
В нашем примере продолжительность пребывания электропогруз
чиков в ремонте составит: |
|
(5 • 9) + (3 • 12) + |
(4 • 11) = 125 машино-дней. |
Это указывается в графе б второго раздела отчета. |
|
По данным отчета КВО-5 |
может быть определен календарный и |
эксплуатационный периоды |
машинного парка и процент нерабочего |
парка. |
|
Эксплуатационный период составит
19,5 • 92 = 1793 машино-дня.
Календарный период определяется как сумма эксплуатационного пе риода и времени нахождения машин в ремонте. В данном примере календарный период составит
1793 + 125 = 1918 машино-дней.
Процент нерабочего парка машин определяется делением разности между календарным и эксплуатационным периодами на календарный период и умножением на 100. В данном примере нерабочий парк электропогрузчиков равен:
1 9 1 8 - 1 7 9 3 ю о ^ б . 5 % .
1918
345
Кроме перечисленных отчетов и учетных форм, механизированные дистанции и производственные участки ведут и другие отчетные и учет ные документы. В частности, составляется отчет по финансовым резуль татам (прибыль, убыток) по форме БО-16, отчеты по расходу и наличию материалов, топлива, смазки, отчет по травматизму, бухгалтерские платежные ведомости, требования, счета, реестры по расчетам и др.
К к о м п л е к с н о м е х а н и з и р о в а н н ы м п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы м р а б о т а м на грузовых дворах станций, в пунктах перегрузки и сортировки грузов относятся сле дующие работы:
а) выгрузка из железнодорожного подвижного состава и автомо билей грузов в универсальных и специальных контейнерах, пакетами, на поддонах, различного тяжеловесного оборудования в ящиках и без упаковки, лесоматериалов, металлов, при помощи кранов, автопогруз чиков и электропогрузчиков с возможностью последующей погрузки этих грузов в вагоны и автомобили комплексно-механизированным способом;
б) погрузка или выгрузка из вагонов и автомобилей насыпных и на валочных грузов грейферными кранами, тракторными ковшовыми погрузчиками, автопогрузчиками с ковшами, экскаваторами, а также выгрузка из саморазгружающихся полувагонов, думпкаров, хопперов на эстакадах и повышенных путях с последующей погрузкой этих гру зов грузоподъемными машинами на автомобиль;
в) выгрузка или перегрузка навалочных и насыпных грузов вагоноопрокидывателями;
г) погрузка и выгрузка сыпучих грузов пневматическими уста новками;
д) погрузка и выгрузка металлов электромагнитными плитами; е) выгрузка грузов самотеком (под действием силы тяжести) из авто
машин, бункеров и других аналогичных устройств, а также с помощью самозахватывающих машин (скребковых транспортеров, механических лопат и т. п. машин без подкладки или подноски грузов вручную).
Пример 1. На грузовой двор станции за сутки прибыло 1000 т тарно-штучных грузов, из них 700 т прибыло на поддонах и выгружено из вагонов электропогрузчиками в склад, затем эти грузы на поддо нах погружены на автомобиль. Остальные 300 т прибыли без поддонов
ивыгружены электропогрузчиком с предварительной укладкой гру зов на поддоны вручную. В этом случае выгрузку 700 т груза из вагонов
ипогрузку их на автомобиль следует учитывать как комплексно ме ханизированные работы в объеме 1400 тонно-операций, а остальные 300 т выгрузки из вагонов и погрузки на автомобиль со снятием груза
споддонов — как механизированные в объеме 600 тонно-операций. Пример 2. На повышенном пути грузового двора выгружено из по
лувагонов самотеком 100 т угля, затем этот уголь погружен грейфер ным краном на автомобиль. В этом случае и выгрузка, и погрузка учи тываются как комплексно механизированные в объеме 200 тонно-опе раций.
346
Г л а в а XVII
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
1. Принципы сравнения вариантов
Для заданных условий грузопереработки обычно намечают ряд возможных вариантов механизации. Для выбора наиболее рациональ ного необходимо по каждому из них провести подробный технико экономический расчет.
Окончательный выбор наивыгоднейшего варианта может быть сде лан только после сравнения вариантов по основным экономическим по казателям, к которым относятся: капитальные затраты на внедрение механизации; годовые эксплуатационные расходы, себестоимость пе реработки 1 т груза, производительность труда и сокращение необ ходимой рабочей силы; срок окупаемости капитальных вложений.
При выборе машин и устройств необходимо исходить из следующих основных требований, предъявляемых к ним.
Машины и устройства должны обеспечивать полную сохранность грузов и быть экономически эффективными. Они должны соответство вать своему назначению, отличаться простотой сборки и разборки, быть надежными в эксплуатации, прочными, удобными и безопасными для обслуживающего персонала, иметь минимальный вес. Необходимо, чтобы производительность машин и устройств соответствовала усло виям и объему их работы. Машины, которые в процессе работы прихо дится перемещать с одного места на другое, должны быть самоходными или иметь устройство для их транспортирования.
Важно, чтобы машины были универсальными и обеспечивали комп лексную механизацию переработки различных грузов на всех этапах технологического процесса.
При выборе вариантов механизации и типов машин важно учитывать длину и направление перемещения грузов, способ их хранения, типы складов (закрытое помещение или открытая площадка), величину и форму площади складов, рельеф местности, перспективы роста объемов работ, а также условия охраны труда обслуживающего персонала.
Принимаемый вариант механизации должен обеспечивать наимень шие размеры капиталовложений и стоимости грузовых операций при наибольшей производительности.труда, ускорение грузопереработки, наименьший простой транспортных средств.
Рассматривая тот или иной вариант механизации, необходимо пом нить, что повысить экономические показатели работы погрузочноразгрузочных машин можно за счет их более рационального исполь зования, внедрения передовых методов труда.
347