Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Верхние площадки льдоэстакады (односторонней) с нерабочей сто­ роны и наклонные спуски должны быть ограждены перилами.

Освещение в ночное время льдопункта и мест выколки льда должно быть не менее 20 лк.

Запрещается эксплуатация электрических лебедок, имеющих не­ исправные тормозные устройства и собачки храпового устройства, неисправные блоки.

При работе конвейера запрещается очищать ленту руками, помо­ гать ее движению, проверять остановившиеся ролики.

При использовании пластинчатых и роликовых цепей не допускается соединение пластин внутреннего звена без запрессовки втулок в отвер­ стие пластин. Посадка втулки должна гарантировать неподвижность ее относительно пластин.

Запас взрывчатого вещества на льдопункте должен храниться в отдельном помещении и не превышать суточной потребности. Под­ готовку зарядов и подрывные работы выполняют работники, имеющие специальную подготовку и сдавшие испытание в знании правил и по­ рядка выполнения этих работ.

Г л а в а XVI

НОРМЫ ВЫРАБОТКИ, ОПЛАТА ТРУДА, УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

1. Единые нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочных работах

Труд на погрузочно-разгрузочных работах нормируется и оплачи­ вается в соответствии с Едиными нормами выработки и времени (ЕНВиВ), утвержденными Государственным комитетом Совета Мини­ стров СССР по вопросам труда и заработной платы.

Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные

искладские погрузочно-разгрузочные работы установлены на 7-ча­ совой рабочий день и обязательны для применения на предприятиях

ив организациях народного хозяйства СССР. При изменении продол­ жительности рабочей смены в связи с переводом на пятидневную рабо­ чую неделю с двумя выходными днями сменные нормы выработки соот­

ветственно пересчитываются.

На работы по перемещению и укладке грузов в цехах предприятий, организаций и на строительных площадках единые нормы выработки не распространяются.

Едиными нормами охватывается более четырех тысяч различных нормо-вариантов погрузочно-разгрузочных работ, учитываются на­ именование грузов, их весовые градации, типы грузоподъемных машин

ивиды подвижного состава.

Квагонным работам относятся варианты погрузочно-разгрузоч­ ных работ: вагон — склад; склад — вагон, вагон — автомобиль; авто­ мобиль — вагон; вагон — вагон.

Кавтотранспортным работам относятся варианты погрузочноразгрузочных работ: автомобиль — склад, склад — автомобиль.

Кскладским работам относятся: перемещение, перекладка, взве­ шивание, а также прочие операции с грузом, не свазянные с погрузкой или выгрузкой его из подвижного состава и выполняемые в складских помещениях и на территории грузового двора, станции, холодиль­ никах и т. п.

Единые нормы выработки установлены в тоннах с учетом массы тары, за исключением отдельных грузов, единицы измерения которых указаны в таблицах норм.

Для механизированных работ, выполняемых с применением кранов, погрузчиков и др., в таблицах приведены:

комплексная норма выработки, т. е. сменная норма выработки всех рабочих (механизаторов, строполыциков илигрузчиков), входящих в бригаду;

12*

339



нормы времени в часах на соответствующую единицу измерения установлены для нормирования труда механизатора, строполыциков или грузчиков.

Для механизированных работ, выполняемых с применением транс­ портеров, механических лопат, вагоноразгрузчиков, а также для работ, выполняемых вручную или с применением простейших приспособлений в таблицах даны:

нормы времени в человеко-часах на соответствующую единицу изме­ рения;

норма выработки грузчика за смену.

Единые нормы выработки и времени разработаны с учетом: рациональной организации труда рабочих; эффективного приме­

нения средств механизации; особенностей грузов;

полного использования грузоподъемности или грузовместимости крытого подвижного состава, а также установленного габарита или грузоподъемности открытого подвижного состава;

соблюдения требований охраны труда и техники безопасности; необходимой предварительной подготовки железнодорожных ва­

гонов и автомобильного транспорта к грузовым операциям.

Единые нормы выработки и времени подгруппированы по следую­

щим категориям грузов:

 

т а р н о у п а к о в о ч н ы е

и штучные грузы без упаковки

(ящики, мешки, рулоны, бидоны и т. п.);

т я ж е л о в е с н ы е г р у з ы

массой места более 250 кг (кроме

металлов и лесных грузов). Катно-бочковые грузы в бочках, бараба­ нах, цилиндрах на катушках, рулонах и бухтах массой места более

500 кг;

м е т а л л ы и м е т а л л и ч е с к и е и з д е л и я , перевози­ мые без упаковки и в металлической упаковке независимо от веса од­ ного места за исключением тяжеловесных, машин и станков;

л е с н ы е г р у з ы — круглый лес, шпалы,

брусья, пиломате­

риалы, изделия из дерева;

 

о г н е у п о р н ы е

г р у з ы — изделия из

огнеупорных мате­

риалов —■амотные, динасовые, магнезитовые и др.;

з е р н о в ы е

г р у з ы — рожь, пшеница, просо, кукуруза в зер­

не, горох, овес, гречиха, подсолнечник, отруби, комбикорм;

о в о щ н ы е

г р у з ы — картофель, свекла,

капуста лук и т. д.;

н а в а л о ч н ы е

г р у з ы — различные сыпучие материалы (пе­

сок, гравий, угол и т.

п.), которые перевозятся навалом, насыпью без

упаковки и хранятся в штабелях, кучах отвалах и т. д.

Единые нормы выработки и времени включают следующие работы:

подкатку и откатку груженого и порожнего железнодорожного по­ движного состава по фронту погрузки, выгрузки, сортировки, пере­ грузки на расстоянии до 15 м с расцепкой вагонов;

подъезд (отъезд) автотранспорта к месту погрузки (выгрузки); снятие закруток с дверей вагонов, контейнеров, открывание и за­ крывание люков полувагонов, бортов платформ, дверей крытых ва-

340


гонов, очистка грузовых помещений вагонов от остатков грузов, уста­ новка стоек в гнездах и скобах подвижного состава;

установка (снятие) и крепление хлебных щитов, дверных загражде­ ний и другие работы по подготовке вагонов и автомобилей к погрузочноразгрузочным работам;

подноска (перевозка) инструментов, инвентаря, тележек, тачек, мостков, лестниц, реквизита (стоек, подкладок, прокладок) к месту работы и возвращение их после работы к месту хранения на расстоя­ ние до 50 м;

доставка к рабочему месту порожних поддонов в пределах фронта работы;

экипировка погрузочно-разгрузочных машин (снабжение водой, смазочными материалами, топливом и т. п.);

смена грузозахватных приспособлений на механизмах (кроме грей­ феров);

уборка рабочего места по окончании работы, а также ряд других работ, связанных с подготовкой инвентаря груза, рабочих мест, ин­ струмента, спецодежды, машин и механизмов к выполнению погрузоч­ но-разгрузочных операций.

Нормы рассчитаны на нормальное состояние груза (по физическим

идругим признакам). В случае отклонения от таких норм (груз слежавшийся, смерзшийся и др.) нормы времени соответствующего варианта работ применяются с коэффициентами, указанными в сбор­ нике ЕНВиВ (п. 43 общей части).

Взависимости от рода грузов и технологических схем производ­ ства погрузочно-разгрузочных работ в соответствующих разделах сборника указаны содержание этих работ, типы машин и механизмов

исостав бригад.

Организация трудовых процессов не может быть эффективной без установления норм, точно определяющих необходимые затраты труда. Внедрение технически обоснованных норм является предпосылкой к применению на производстве более совершенной,технологии и про­ грессивной организации труда.

Многогранность нормирования труда на погрузочно-разгрузочных работах определяется в настоящее время большим количеством вариан­ тов перемещения продукции, видов подвижного состава и применяемых средств при механизированной переработке грузов различных наиме­ нований. В результате применения на всех видах транспорта новейшей технологии и передовой организации труда, стала возможной разра­ ботка д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы х п р о г р е с с и в н ы х к о м п л е к с н ы х н о р м н а п о г р у з о ч н о-p а з г р у з о ч - н ы е р а б о т ы , выполняемые на местах общего пользования стан­ ций железных дорог, в морских и речных портах.

Комплексные нормы разрабатываются для экономически целесооб­ разного технологического процесса, с учетом требований научной организации труда. При этом имеется в виду, что работа, которую вы­ полняют рабочие, соответствует их квалификации, производительность их труда выше средней.

341


2.Комплексные бригады

иих тарифно-квалификационная характеристика

Для выполнения механизированных грузовых операций с различ­ ными грузами на перегрузочных железнодорожных станциях и на стан­ циях с большим объемом работ, (по перечню, утвержденному МПС) организуются комплексные бригады рабочих. Для обслуживания

станций с

непостоянным объемом

работ с о з д а ю т с я к о м п ­

л е к с н ы е

п е р е д в и ж н ы е

м е х а н и з и р о в а н н ы е

б р и г а д ы .

В состав комплексных бригад входят машинисты, крановщики, шоферы, водители, строполыцики и грузчики. Организация труда этих бригад основана на широкой взаимозаменяемости, что возможно бла­ годаря освоению каждым рабочим нескольких профессий.

Для рабочих комплексных бригад устанавливается четырехклассная квалификационная сетка. Класс квалификации рабочему комплексной бригады присваивается по результатам испытаний, которые состоят из выполнения квалификационной пробы, проверки знаний и прак­ тических навыков в объеме квалификационной характеристики. Эти характеристики установлены Положением об аттестации и переатте­ стации рабочих комплексных бригад, утвержденным Министерством путей сообщения СССР и согласованным с ЦК профсоюза рабочих же­ лезнодорожного транспорта.

При сдаче квалификационной пробы рабочий обязан выполнять установленные нормы выработки как по основной, так и по совмещае­ мой профессиям при обеспечении необходимого качества работ.

Состав комплексной бригады определяется технологическим про­ цессом и должен быть не менее десяти рабочих. При штате рабочих менее 20 человек создается одна комплексная бригада для переработки всех грузов.

Квалификационный класс рабочим комплексных бригад присваи­ вается в зависимости от сложности работы. Рабочие комплексных бригад высокой квалификации должны обеспечить выполнение не только тех работ, которые перечислены в квалификационных харак­ теристиках, но и работ комплексных бригад низшей квалификации того же профиля.

Рабочим комплексных бригад может быть присвоена квалификация IV класса, если кроме выполнения требований, предусмотренных их квалификационными характеристиками, они отработали на погру­ зочно-разгрузочных работах не менее 1 тыс. ч, III класса — не менее 2 тыс. ч, II класса— не менее 3,5 тыс. ч и I класса — не менее 5,5 тыс. ч.

Рабочий комплексной бригады по указанию администрации должен выполнять работы на любой из машин, предусмотренные квалифика­ ционными характеристиками присвоенного ему класса, а также обеспе­ чивать техническое обслуживание и текущий ремонт.

Рабочий комплексной бригады получает доплату исходя из сдель­ ной тарифной ставки, предусмотренной для оплаты погрузки и выгруз­

ки

остальных грузов, в зависимости от класса квалификации:

III

класс— 10%; II класс— 15%; 1 класс — 20%.

342