Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 4
№1 |
№3 |
Рис. 27. Схема прожекторного освещения контейнерной площадки
В дополнение к прожекторному освещению территорий грузового хозяйства предусматривается освещение мест производства работ све тильниками типа СПО-ЗОО или СП02-300. Ими оборудуют опоры под крановых эстакад, троллейной сети и др. Для освещения основных авто проездов грузовых дворов с интенсивным движением следует применять несимметричные светильники типа СЗП-500Б с боковым подвесом. Рампы закрытых складов оборудуют низковольтной электролинией 12—24 в, розетки которой размещаются в гнездах подпорной стенки рампы на расстоянии 8 м одна от другой. К розеткам подключают пе реносные светильники для освещения внутреннего помещения вагонов. Низковольтная линия питается через понижающий трансформатор.
В е н т и л я ц и я . Закрытые склады оборудуют устройствами вен тиляции для очистки воздуха от дыма и газа, которые выделяются при работе машин с двигателями внутреннего сгорания. Вентиляция может быть е с т е с т в е н н о й и и с к у с с т в е н н о й .
Вентиляционные устройства складов должны обеспечить пятикрат ный обмен воздуха в течение часа. Однако независимо от устройства механической вентиляции необходимо обеспечить возможность естест венного проветривания складских помещений. Для искусственной вен тиляции обычно используют вентиляторы типа «Сирокко».
№2 №k
Рис. 28. Схема освещения разгрузочной эстакады (повышенный путь)
42
В о д о с н а б ж е н и е . Водопроводная сеть складов питается от станционной или городской водопроводной сети и на территории складов делается замкнутой (кольцевой). Не разрешается устраивать тупиковые линии длиной более 200 м.
К а н а л и з а ц и о н н а я с е т ь состоит из внутренней и внеш ней. Внутренней канализацией оборудуются служебные помещения, гаражи и мастерские. Канализационная сеть внутри здания включа ет приемники сточных вод и связывает их с наружными каналами или коллекторами. Наружная канализационная сеть должна обеспечи вать быстрое отведение всех сточных вод по кратчайшему пути к мес ту их очистки или обезвреживания.
С в я з ь . Складская территория оборудуется линиями телефон ной связи. К этим линиям обязательно подключаются посты пожарной охраны. Прирельсовые склады оборудуются репродукторами и микро фонами, предназначенными для оперативного руководства работами.
П р о т и в о п о ж а р н ы е |
с р е д с т в а |
и м е р о п р и я |
т и я . К средствам для локализации возникшего |
пожара относятся |
|
сооружения, а также приборы |
и устройства, размещенные по всей |
территории складов для борьбы с огнем. На станциях с небольшим грузооборотом строят п о ж а р н ы е с а р а и , в которых находят ся бочки, насосы, лестницы, багры, топоры, ведра и прочий противо пожарный инвентарь.
На крупных станциях сооружают п о ж а р н ы е д е п о . Если на станции отсутствует водопровод, то от складов должны быть преду смотрены широкие мощные проезды к естественным или искусствен ным водоемам.
При наличии на станции водопроводной сети устраивают пожарные водоразборные краны (гидранты). Наружные гидранты устанавливают вдоль складских помещений на расстоянии не более 80 м один от другого, но не ближе 5 м от стен зданий или штабелей груза. Внутрен ние гидранты складов, как и наружные, питаются от водопровода. Иногда вместо внутренних гидрантов устанавливают баки (бочки) до статочной емкости с водой. Места складов, не имеющие водопроводной сети или не оборудованные гидрантами; оснащают гидропультами.
В противопожарных целях широко используются ручные химиче ские жидкостные и пенные огнетушители, количество которых опреде ляется из расчета обслуживания одним огнетушителем площади не бо лее 200 мг.
Все складские помещения должны быть снабжены пожарными вед рами, баграми, топорами и запасом песка. Склады оборудуются по жарной сигнализацией.
Ответственным противопожарным мероприятием является контроль за электропроводками. Не допускается наличие оголенных проводов. Проводка должна быть безопасна в пожарном отношении, защищена от механических повреждений.
Прокладка временных электрических линий допускается лишь в исключительных случаях. Не реже раза в месяц необходимо про верять электрощиты с предохранителями.
43
Г л а в а III
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИНАХ
1. |
Классификация |
По назначению погрузочно-разгрузочные машины можно подраз |
|
делить на п о д ъ е м н ы е |
(грузоподъемные), т р а н с п о р т и р у |
ю щ и е и п о д ъ е м н о-т р а н с п о р т и р у ю щ и е. |
|
П о д ъ е м н ы е м а ш и н ы предназначены главным образом |
для выполнения работ по вертикальному подъему груза, в ряде слу
чаев сопровождаемому перемещением груза |
на ограниченные рассто |
яния в горизонтальной плоскости. К таким |
машинам относятся все |
виды кранов, тали, домкраты и др. |
|
Т р а н с п о р т и р у ю щ и е м а ш и н ы используют главным |
|
образом для горизонтального перемещения |
груза (в некоторых слу |
чаях с незначительным подъемом). К таким машинам относятся конвей еры, транспортеры с механическим приводом, гравитационного типа,
пневматические и гидравлические транспортные |
устройства и т. д. |
П о д ъ е м н о - т р а н с п о р т и р у ю щ и е |
м а ш и н ы слу |
жат для подъема и перемещения груза на значительное расстояние в складах или между пунктами (автомобильные, тракторные, электри ческие погрузчики, безрельсовые тележки, штабелеры, подвесные доро ги и др.).
По характеру работы подъемно-транспортные машины делят на две основные группы: п р е р ы в н о г о и н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я .
Машины прерывного действия отличает периодичность (циклич ность) работы. Машина выполняет те или иные операции, повторя
ющиеся |
в данном |
и последующем циклах. |
Для |
машин н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я характерно не |
прерывное перемещение сыпучих грузов потоком или штучных гру зов с определенным интервалом по времени или по расстоянию. Крат ковременные остановки таких машин для выполнения каких-либо тех нологических операций не лишают их признаков непрерывного дей
ствия.
Машины и установки периодического и непрерывного действия мо гут быть с т а ц и о н а р н ы м и и п е р е д в и ж н ы м и . Пе редвижные машины чаще всего делают самоходными. Они могут пе редвигаться по рельсам, автомобильным дорогам.
В зависимости от типа силовой установки подъемно-транспортные машины подразделяют на машины с электроприводом и машины с при водом от двигателя внутреннего сгорания.
44
Исходя из эксплуатационных признаков, машины можно класси фицировать по группам перерабатываемых ими грузов, а также по виду операций (машины для погрузки и выгрузки штучных грузов, машины для погрузки сыпучих грузов, машины для выгрузки сыпучих грузов, машины для погрузки-выгрузки длинномерных грузов, машины для переработки тяжеловесных грузов и др.).
2. Основные параметры
Тип погрузочно-разгрузочной машины выбирают с учетом ее назна чения, режима эксплуатации, заданной грузоподъемности или требу емой производительности, а также исходных геометрических и кине матических параметров. Необходимо, чтобы основные параметры ма шины в наибольшей степени соответствовали условиям выполнения за данных технологических или транспортных операций и, кроме того, обеспечивалась безопасность эксплуатация, а использование машины было экономически целесообразным.
Н о м и н а л ь н а я г р у з о п о д ъ е м н о с т ь машины обо значает наибольшую массу груза Q, на подъем которого она рассчита на. В величину грузоподъемности включается вес груза и вес грузоза хватного устройства, которым оснащается машина.
Грузоподъемность машины может быть постоянной или переменной. П о с т о я н н у ю г р у з о п о д ъ е м н о с т ь имеют, например, краны козлового и мостового типов, а также некоторые стреловые кра ны с уравновешенной стрелой.
П е р е м е н н у ю г р у з о п о д ъ е м н о с т ь имеет большин ство стреловых кранов и автопогрузчиков, у которых с увеличением вылета стрелы грузоподъемность падает. В этих кранах, помимо вели чины Q, допускаемой на данном вылете стрелы, обобщающим парамет ром является также допускаемый грузовой момент Л4гр.
Основными габаритными (базовыми) параметрами машины явля ются: продольная и поперечная базы, вылет стрелы или пролет крано вой установки, максимальная высота подъема груза или опускания его ниже нулевой отметки, дорожный просвет.
П р о д о л ь н а я б а з а представляет собой расстояние между центрами крайних колес ходовой части машины. П о п е р е ч н а я б а з а характеризуется шириной колеи.
В ы л е т о м стрелового крана называют кратчайшее расстояние (по горизонтали) между осью вращения крана и вертикальной линией,
проходящей через |
точку подвеса груза. Вылет может быть постоян |
ным и переменным. |
крана мостового типа называют расстояние по го |
П р о л е т о м |
|
ризонтали между вертикальными осями подкрановых путей. |
|
Д о р о ж н ы й |
п р о с в е т характеризует проходимость машины |
и представляет собой расстояние от наиболее низко расположенной час ти машины до дорожного покрытия.
К к и н е м а т и ч е с к и м п а р а м е т р а м машины относят ся: скорости подъема, транспортировки, опускания груза, передвиже ния всей машины, скорость вращения (поворота) и др.
45
|
3. Определение производительности машины |
|||
ее |
Важнейшим показателем подъемно-транспортной машины является |
|||
производительность. |
Под т е х н и ч е с к о й п р о и з в о д и |
|||
т е л ь н о с т ь ю |
машины или установки понимают количество груза |
|||
в |
тоннах, кубометрах, |
штуках или других единицах, |
которое может |
|
быть переработано |
данной машиной или установкой за |
1 ч непрерыв |
||
ной работы в условиях максимального использования |
по загрузке, |
наиболее рациональной организации труда и при полном освоении ма шины обслуживающим персоналом. Техническая производительность не может рассматриваться как постоянная величина и с усовершен ствованием методов управления должна расти.
П р о и з в о д с т в е н н а я н о р м а в ы р а б о т к и харак теризует производительность машины или установки в течение одной рабочей смены при правильной организации труда с учетом передовых методов и применительно к конкретному грузу и месту работы. В отли чие от технической производительности производственная норма выра ботки учитывает использование машины как по времени, так и по за грузке в течение одной рабочей смены.
Умножая производственную норму выработки на число смен рабо ты машины в соответствии с ее рабочим режимом в сутки, месяц, квар тал, год, устанавливают плановое производственное задание.
При определении режима рабочего времени учитывается время на подачу и уборку транспортных средств (вагонов, автомобилей и др.), перестановку машин на погрузочно-разгрузочном фронте, а при дли тельном планируемом периоде также и технический осмотр, ремонт машины и другие факторы, оказывающие влияние на ее производитель ность.
Для определения коэффициента использования машины по загрузке и анализа выполнения планового задания необходимо вести учет фак тической выработки машины.
Производственную норму выработки устанавливают путем хроно мегражных наблюдений. Для предварительных расчетов производ
ственная норма выработки |
машины за смену может быть определена |
по формуле |
|
QCM= |
TKxKiQi т!смена, |
где Т — число рабочих часов в смене; Кг — коэффициент использования машины по времени;
Кг — коэффициент использования машины по грузоподъемности (мощности);
QT — техническая производительность машины, пг/ч.
Значение Кх может быть установлено как отношение чистого време ни работы машины в течение рабочей смены к продолжительности по следней, а значение К2— как отношение массы груза, перемещаемой машиной в среднем за один рабочий цикл, к ее грузоподъемности.
Фактическая выработка машины или ее э к с п л у а т а ц и о н н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь выражается количеством гру-
46
За, перерабатываемого за рабочую смену в конкретных производствен ных условиях с учетом использования машины по времени.
Для определения эксплуатационной производительности необхо димо знать техническую производительность машины или установки, продолжительность смены в часах и коэффициент использования ма шины по времени, выраженный отношением количества фактически отработанных машиной часов к установленной продолжительности смены. Произведение всех этих величин составит эксплуатационную производительность за смену для конкретной машины или установки.
Сменная эксплуатационная производительность определяется рас
четным путем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д л я м а ш и н |
п р е р ы в н о г о |
д е й с т в и я |
с м е н |
|||||||
н а я э к с п л у а т а ц и о н н а я |
п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь |
|||||||||
вычисляется по |
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
п |
3600 „ |
гр |
|
|
|
|
|
|
|
П см |
Q |
|
К в |
Т’см |
е м в н н , |
|
|
||
|
|
|
1 Ц |
|
|
|
|
|
|
|
где Q — масса |
груза, перемещаемого |
рабочим органом машины |
за |
|||||||
один цикл, т; |
|
|
|
|
|
смены, ч; |
|
|
||
Гсм — установленная продолжительность |
|
|
||||||||
К в — коэффициент использования машины по времени; |
|
|
||||||||
Тц — продолжительность |
одного |
цикла, |
сек. Определяется |
как |
||||||
сумма времени, затрачиваемого на выполнение |
отдельных |
|||||||||
операций (захват груза, подъем, |
перемещение, |
отстропка |
||||||||
или высыпание и т. п.) |
с учетом одновременного выполне |
|||||||||
ния нескольких операций цикла: |
|
|
|
|||||||
|
Тк = |
с р 2 / |
= |
ф (t1 + |
t2 + ... |
tn) сек, |
|
|
||
где ф — коэффициент, |
учитывающий одновременное выполнение не |
|||||||||
скольких операций цикла. |
|
|
|
|
|
|
||||
В частности, |
для мостовых кранов сумму времени по отдельным опе |
рациям следует умножить на коэффициент 0,8; для передвижных по воротных кранов (автомобильных, железнодорожных, гусеничных и др.) — на коэффициент 0,7, для погрузчиков — на 0,85.
Д л я м а ш и н н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я с м е н н а я э к с п л у а т а ц и о н н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь определяется по формулам/
при перемещении штучных грузов
Псм= 3,6 — vKBТ mlсмен,
а
где q — масса единицы груза, кг;
а — расстояние между отдельными единицами груза, располо женного на несущем органе машины, м;
v — скорость движения несущего органа машины, м/сек; Кв — коэффициент использования машин по времени;
47