Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№1

№3

Рис. 27. Схема прожекторного освещения контейнерной площадки

В дополнение к прожекторному освещению территорий грузового хозяйства предусматривается освещение мест производства работ све­ тильниками типа СПО-ЗОО или СП02-300. Ими оборудуют опоры под­ крановых эстакад, троллейной сети и др. Для освещения основных авто­ проездов грузовых дворов с интенсивным движением следует применять несимметричные светильники типа СЗП-500Б с боковым подвесом. Рампы закрытых складов оборудуют низковольтной электролинией 12—24 в, розетки которой размещаются в гнездах подпорной стенки рампы на расстоянии 8 м одна от другой. К розеткам подключают пе­ реносные светильники для освещения внутреннего помещения вагонов. Низковольтная линия питается через понижающий трансформатор.

В е н т и л я ц и я . Закрытые склады оборудуют устройствами вен­ тиляции для очистки воздуха от дыма и газа, которые выделяются при работе машин с двигателями внутреннего сгорания. Вентиляция может быть е с т е с т в е н н о й и и с к у с с т в е н н о й .

Вентиляционные устройства складов должны обеспечить пятикрат­ ный обмен воздуха в течение часа. Однако независимо от устройства механической вентиляции необходимо обеспечить возможность естест­ венного проветривания складских помещений. Для искусственной вен­ тиляции обычно используют вентиляторы типа «Сирокко».

№2 №k

Рис. 28. Схема освещения разгрузочной эстакады (повышенный путь)

42

В о д о с н а б ж е н и е . Водопроводная сеть складов питается от станционной или городской водопроводной сети и на территории складов делается замкнутой (кольцевой). Не разрешается устраивать тупиковые линии длиной более 200 м.

К а н а л и з а ц и о н н а я с е т ь состоит из внутренней и внеш­ ней. Внутренней канализацией оборудуются служебные помещения, гаражи и мастерские. Канализационная сеть внутри здания включа­ ет приемники сточных вод и связывает их с наружными каналами или коллекторами. Наружная канализационная сеть должна обеспечи­ вать быстрое отведение всех сточных вод по кратчайшему пути к мес­ ту их очистки или обезвреживания.

С в я з ь . Складская территория оборудуется линиями телефон­ ной связи. К этим линиям обязательно подключаются посты пожарной охраны. Прирельсовые склады оборудуются репродукторами и микро­ фонами, предназначенными для оперативного руководства работами.

П р о т и в о п о ж а р н ы е

с р е д с т в а

и м е р о п р и я ­

т и я . К средствам для локализации возникшего

пожара относятся

сооружения, а также приборы

и устройства, размещенные по всей

территории складов для борьбы с огнем. На станциях с небольшим грузооборотом строят п о ж а р н ы е с а р а и , в которых находят­ ся бочки, насосы, лестницы, багры, топоры, ведра и прочий противо­ пожарный инвентарь.

На крупных станциях сооружают п о ж а р н ы е д е п о . Если на станции отсутствует водопровод, то от складов должны быть преду­ смотрены широкие мощные проезды к естественным или искусствен­ ным водоемам.

При наличии на станции водопроводной сети устраивают пожарные водоразборные краны (гидранты). Наружные гидранты устанавливают вдоль складских помещений на расстоянии не более 80 м один от другого, но не ближе 5 м от стен зданий или штабелей груза. Внутрен­ ние гидранты складов, как и наружные, питаются от водопровода. Иногда вместо внутренних гидрантов устанавливают баки (бочки) до­ статочной емкости с водой. Места складов, не имеющие водопроводной сети или не оборудованные гидрантами; оснащают гидропультами.

В противопожарных целях широко используются ручные химиче­ ские жидкостные и пенные огнетушители, количество которых опреде­ ляется из расчета обслуживания одним огнетушителем площади не бо­ лее 200 мг.

Все складские помещения должны быть снабжены пожарными вед­ рами, баграми, топорами и запасом песка. Склады оборудуются по­ жарной сигнализацией.

Ответственным противопожарным мероприятием является контроль за электропроводками. Не допускается наличие оголенных проводов. Проводка должна быть безопасна в пожарном отношении, защищена от механических повреждений.

Прокладка временных электрических линий допускается лишь в исключительных случаях. Не реже раза в месяц необходимо про­ верять электрощиты с предохранителями.

43


Г л а в а III

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИНАХ

1.

Классификация

По назначению погрузочно-разгрузочные машины можно подраз­

делить на п о д ъ е м н ы е

(грузоподъемные), т р а н с п о р т и р у ­

ю щ и е и п о д ъ е м н о-т р а н с п о р т и р у ю щ и е.

П о д ъ е м н ы е м а ш и н ы предназначены главным образом

для выполнения работ по вертикальному подъему груза, в ряде слу­

чаев сопровождаемому перемещением груза

на ограниченные рассто­

яния в горизонтальной плоскости. К таким

машинам относятся все

виды кранов, тали, домкраты и др.

 

Т р а н с п о р т и р у ю щ и е м а ш и н ы используют главным

образом для горизонтального перемещения

груза (в некоторых слу­

чаях с незначительным подъемом). К таким машинам относятся конвей­ еры, транспортеры с механическим приводом, гравитационного типа,

пневматические и гидравлические транспортные

устройства и т. д.

П о д ъ е м н о - т р а н с п о р т и р у ю щ и е

м а ш и н ы слу­

жат для подъема и перемещения груза на значительное расстояние в складах или между пунктами (автомобильные, тракторные, электри­ ческие погрузчики, безрельсовые тележки, штабелеры, подвесные доро­ ги и др.).

По характеру работы подъемно-транспортные машины делят на две основные группы: п р е р ы в н о г о и н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я .

Машины прерывного действия отличает периодичность (циклич­ ность) работы. Машина выполняет те или иные операции, повторя­

ющиеся

в данном

и последующем циклах.

Для

машин н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я характерно не­

прерывное перемещение сыпучих грузов потоком или штучных гру­ зов с определенным интервалом по времени или по расстоянию. Крат­ ковременные остановки таких машин для выполнения каких-либо тех­ нологических операций не лишают их признаков непрерывного дей­

ствия.

Машины и установки периодического и непрерывного действия мо­ гут быть с т а ц и о н а р н ы м и и п е р е д в и ж н ы м и . Пе­ редвижные машины чаще всего делают самоходными. Они могут пе­ редвигаться по рельсам, автомобильным дорогам.

В зависимости от типа силовой установки подъемно-транспортные машины подразделяют на машины с электроприводом и машины с при­ водом от двигателя внутреннего сгорания.

44


Исходя из эксплуатационных признаков, машины можно класси­ фицировать по группам перерабатываемых ими грузов, а также по виду операций (машины для погрузки и выгрузки штучных грузов, машины для погрузки сыпучих грузов, машины для выгрузки сыпучих грузов, машины для погрузки-выгрузки длинномерных грузов, машины для переработки тяжеловесных грузов и др.).

2. Основные параметры

Тип погрузочно-разгрузочной машины выбирают с учетом ее назна­ чения, режима эксплуатации, заданной грузоподъемности или требу­ емой производительности, а также исходных геометрических и кине­ матических параметров. Необходимо, чтобы основные параметры ма­ шины в наибольшей степени соответствовали условиям выполнения за­ данных технологических или транспортных операций и, кроме того, обеспечивалась безопасность эксплуатация, а использование машины было экономически целесообразным.

Н о м и н а л ь н а я г р у з о п о д ъ е м н о с т ь машины обо­ значает наибольшую массу груза Q, на подъем которого она рассчита­ на. В величину грузоподъемности включается вес груза и вес грузоза­ хватного устройства, которым оснащается машина.

Грузоподъемность машины может быть постоянной или переменной. П о с т о я н н у ю г р у з о п о д ъ е м н о с т ь имеют, например, краны козлового и мостового типов, а также некоторые стреловые кра­ ны с уравновешенной стрелой.

П е р е м е н н у ю г р у з о п о д ъ е м н о с т ь имеет большин­ ство стреловых кранов и автопогрузчиков, у которых с увеличением вылета стрелы грузоподъемность падает. В этих кранах, помимо вели­ чины Q, допускаемой на данном вылете стрелы, обобщающим парамет­ ром является также допускаемый грузовой момент Л4гр.

Основными габаритными (базовыми) параметрами машины явля­ ются: продольная и поперечная базы, вылет стрелы или пролет крано­ вой установки, максимальная высота подъема груза или опускания его ниже нулевой отметки, дорожный просвет.

П р о д о л ь н а я б а з а представляет собой расстояние между центрами крайних колес ходовой части машины. П о п е р е ч н а я б а з а характеризуется шириной колеи.

В ы л е т о м стрелового крана называют кратчайшее расстояние (по горизонтали) между осью вращения крана и вертикальной линией,

проходящей через

точку подвеса груза. Вылет может быть постоян­

ным и переменным.

крана мостового типа называют расстояние по го­

П р о л е т о м

ризонтали между вертикальными осями подкрановых путей.

Д о р о ж н ы й

п р о с в е т характеризует проходимость машины

и представляет собой расстояние от наиболее низко расположенной час­ ти машины до дорожного покрытия.

К к и н е м а т и ч е с к и м п а р а м е т р а м машины относят­ ся: скорости подъема, транспортировки, опускания груза, передвиже­ ния всей машины, скорость вращения (поворота) и др.

45


 

3. Определение производительности машины

ее

Важнейшим показателем подъемно-транспортной машины является

производительность.

Под т е х н и ч е с к о й п р о и з в о д и ­

т е л ь н о с т ь ю

машины или установки понимают количество груза

в

тоннах, кубометрах,

штуках или других единицах,

которое может

быть переработано

данной машиной или установкой за

1 ч непрерыв­

ной работы в условиях максимального использования

по загрузке,

наиболее рациональной организации труда и при полном освоении ма­ шины обслуживающим персоналом. Техническая производительность не может рассматриваться как постоянная величина и с усовершен­ ствованием методов управления должна расти.

П р о и з в о д с т в е н н а я н о р м а в ы р а б о т к и харак­ теризует производительность машины или установки в течение одной рабочей смены при правильной организации труда с учетом передовых методов и применительно к конкретному грузу и месту работы. В отли­ чие от технической производительности производственная норма выра­ ботки учитывает использование машины как по времени, так и по за­ грузке в течение одной рабочей смены.

Умножая производственную норму выработки на число смен рабо­ ты машины в соответствии с ее рабочим режимом в сутки, месяц, квар­ тал, год, устанавливают плановое производственное задание.

При определении режима рабочего времени учитывается время на подачу и уборку транспортных средств (вагонов, автомобилей и др.), перестановку машин на погрузочно-разгрузочном фронте, а при дли­ тельном планируемом периоде также и технический осмотр, ремонт машины и другие факторы, оказывающие влияние на ее производитель­ ность.

Для определения коэффициента использования машины по загрузке и анализа выполнения планового задания необходимо вести учет фак­ тической выработки машины.

Производственную норму выработки устанавливают путем хроно­ мегражных наблюдений. Для предварительных расчетов производ­

ственная норма выработки

машины за смену может быть определена

по формуле

 

QCM=

TKxKiQi т!смена,

где Т — число рабочих часов в смене; Кг — коэффициент использования машины по времени;

Кг — коэффициент использования машины по грузоподъемности (мощности);

QT — техническая производительность машины, пг/ч.

Значение Кх может быть установлено как отношение чистого време­ ни работы машины в течение рабочей смены к продолжительности по­ следней, а значение К2— как отношение массы груза, перемещаемой машиной в среднем за один рабочий цикл, к ее грузоподъемности.

Фактическая выработка машины или ее э к с п л у а т а ц и о н ­ н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь выражается количеством гру-

46


За, перерабатываемого за рабочую смену в конкретных производствен­ ных условиях с учетом использования машины по времени.

Для определения эксплуатационной производительности необхо­ димо знать техническую производительность машины или установки, продолжительность смены в часах и коэффициент использования ма­ шины по времени, выраженный отношением количества фактически отработанных машиной часов к установленной продолжительности смены. Произведение всех этих величин составит эксплуатационную производительность за смену для конкретной машины или установки.

Сменная эксплуатационная производительность определяется рас­

четным путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я м а ш и н

п р е р ы в н о г о

д е й с т в и я

с м е н ­

н а я э к с п л у а т а ц и о н н а я

п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

вычисляется по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

п

3600

гр

 

 

 

 

 

 

П см

Q

 

К в

Т’см

е м в н н ,

 

 

 

 

 

1 Ц

 

 

 

 

 

 

где Q — масса

груза, перемещаемого

рабочим органом машины

за

один цикл, т;

 

 

 

 

 

смены, ч;

 

 

Гсм — установленная продолжительность

 

 

К в — коэффициент использования машины по времени;

 

 

Тц — продолжительность

одного

цикла,

сек. Определяется

как

сумма времени, затрачиваемого на выполнение

отдельных

операций (захват груза, подъем,

перемещение,

отстропка

или высыпание и т. п.)

с учетом одновременного выполне­

ния нескольких операций цикла:

 

 

 

 

Тк =

с р 2 /

=

ф (t1 +

t2 + ...

tn) сек,

 

 

где ф — коэффициент,

учитывающий одновременное выполнение не­

скольких операций цикла.

 

 

 

 

 

 

В частности,

для мостовых кранов сумму времени по отдельным опе­

рациям следует умножить на коэффициент 0,8; для передвижных по­ воротных кранов (автомобильных, железнодорожных, гусеничных и др.) — на коэффициент 0,7, для погрузчиков — на 0,85.

Д л я м а ш и н н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я с м е н ­ н а я э к с п л у а т а ц и о н н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь определяется по формулам/

при перемещении штучных грузов

Псм= 3,6 — vKBТ mlсмен,

а

где q — масса единицы груза, кг;

а — расстояние между отдельными единицами груза, располо­ женного на несущем органе машины, м;

v — скорость движения несущего органа машины, м/сек; Кв — коэффициент использования машин по времени;

47