Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 4
Г л а в а IV
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
1.Лебедки
Ле б е д к и являются простейшими грузоподъемными механиз мами, имеющими самостоятельное применение, а также используе мыми в виде отдельных узлов и агрегатов более сложных машин и
устройств.
На рис. 29 показана ручная лебедка с тяговым усилием 550 кГ конструкции ЦНИИ МПС. Такая лебедка применяется для выполне ния различных операций: подъема и опускания штучных и длинно мерных грузов, подтягивания и передвижения грузов в горизонталь ном направлении и др.
Независимо от конструкции в каждую лебедку входят три основ ных элемента: приводные рукоятки, шестеренчатая или реже червяч ная передача и грузовой барабан.
Станина лебедки, внутри которой монтируют передачи и барабаны, может быть передвижной или стационарной. Для предотвращения самоопускания поднятого груза в лебедке имеются тормозные устройства
Рис. 29. Ручная лебедка конструкции ЦНИИ МПС
52
в виде храпового механизма с собачкой или дифференциального ленточ ного тормоза.
Схема к расчету лебедки представлена на рис. 30. Усилие, прикла дываемое к рукоятке, через зубчатые передачи сообщается барабану, свободно сидящему на оси. Грузоподъемность ручной лебедки зависит от крутящих моментов соответственно на приводном валу и барабане;
М—Р I
Я1Р г р ^р»
атакже передаточного отношения зубчатой передачи
мт
I —— —.
ЛГрИ
Здесь /р — плечо рукоятки; D 6 — диаметр барабана; S — натяже ние в навиваемой ветви каната или цепи; г] — к. п. д. передачи, равный произведению "Пг1!эЛз ••• 'П,г отдельных ее звеньев.
По назначению |
лебедки делятся на г р у з о п о д ъ е м н ы е и |
т я г о в ы е . Если |
полезное сопротивление движению ветви каната на |
правлено вертикально (например, от веса поднимаемого груза), то ле бедка является грузоподъемной. Если же это сопротивление приложе но горизонтально или под углом (например, при подтягивании груза по плоскости), то лебедку следует считать тяговой.
Приводные лебедки могут быть с э л е к т р и ч е с к и м , п н е в м а т и ч е с к и м или м е х а н и ч е с к и м приводом.
По конструкции передаточного механизма приводные лебедки раз
деляются на электрореверсивные и фрикционные. |
имеют жесткую |
|
Э л е к т р о р е в е р с и в н ы е |
л е б е д к и |
неразрывную связь барабана с электродвигателем, и опускание груза осуществляется при помощи электродвигателя.
Ф р и к ц и о н н ы е |
л е б е д к и имеют один, два и даже три |
||
барабана |
с самостоятельным включением при помощи муфт. |
||
По роду |
гибкого органа |
||
лебедки |
подразделяются |
на |
|
к а н а т н ы е и ц е п н ы е . |
|||
Ц е п н ы е |
л е б е д к и |
всегда изготавливают с жест ким креплением цепи к бара бану. К а н а т н ы е л е б е д к и могут иметь крепле ния каната к барабану и не иметь его. К последним отно сятся лебедки с фрикционны ми барабанами, с канатове дущими и зажимными шки вами, а также лебедки со спе циальными шагающими зажи мами.
53
l U L
Схема электрореверсивной лебедки с одинаковыми скоростями подъ ема и опускания груза показана на рис. 31, а. Узлы лебедки установле ны на сварной раме 1. Барабан 2 приводится в движение от электро двигателя 3 через передаточные звенья. Передача осуществляется через редуктор 4 и открытую зубчатую передачу 5. На ведущем валу редукто
ра установлен колодочный тормоз 6. |
Валы двигателя и редуктора со |
единяются муфтой 7. |
• |
Лебедки с жесткой кинематической связью могут быть с ц и л и н
д р и ч е с к и м и , |
к о н и ч е с к и м и |
и л и ц и л и н д р о-к о- |
н и ч е с к и м и |
б а р а б а н а м и . Лебедки с коническими или |
цилиндро-коническими барабанами применяются в тех случаях, когда в течение цикла работы машины необходимо обеспечить различные ско рости каната. В этом случае для получения постоянной мощности, рас ходуемой двигателем в течение цикла, можно применять конический или цилиндро-конический барабан (рис. 31, б). Схема двухмоторной лебедки по казана на рис. 31, в. Она дает возможность осущест влять ускоренный спуск или иметь различные ско
рости подъема груза.
В лебедках с фрикцион ными барабанами (шпили) с канатоведущими или за жимными шкивами тяговый канат не крепят к бара бану.
При вращении бараба на лебедки один конец ка ната наматывается на ба рабан, а другой — сматы вается. Для создания в этих лебедках тягового усилия между натяжением в набегающей и сбегающей ветвях каната должна су ществовать зависимость, определяемая по уравне нию Эйлера:
Рис. 31. Приводные лебедки с жесткой кине матической связью барабана и приводного вала:
а — электрореверсивная лебедка; 1 —• рама; 2 — ба рабан; 3 — двигатель; 4 — редуктор; 5 — зубчатая передача; 6 — колодочный тормоз; 7 — муфта; б — лебедка с цилиндро-коническим барабаном; в — двух моторная лебедка
'на б S cbe°f кГ (я).
Если барабан имеет не сколько витков каната, то уравнение примет следую щий вид:
5 нао = 5 с0е2"^ кГ (я),
54
Где SHa6 — усиление в |
набегаю |
|
|
|
||||
щей |
ветви |
(тяговое |
|
|
|
|||
усилие каната); |
|
|
|
|
||||
Sc5 — усилие |
в сбегающей |
|
|
|
||||
ветви, |
которое |
соз |
|
|
|
|||
дается либо вручную, |
|
|
|
|||||
либо |
специальным |
|
|
|
||||
нагружающим |
уст |
|
|
|
||||
ройством; |
|
|
|
|
|
|||
п — число |
витков каната |
|
|
|
||||
на барабане; |
|
|
|
|
||||
е — основание |
натураль |
|
|
|
||||
ных логарифмов; |
|
|
|
|||||
а —2пп — угол обхвата бараба |
Рис. 32. Лебедка с фрикционным вер |
|||||||
на |
канатом в радиа |
|||||||
тикальным |
барабаном: |
|||||||
нах; |
|
|
|
|||||
|
|
|
1 — вертикальный |
барабан; 2 — зубчатая пе |
||||
/ — коэффициент трения |
редача; 3 — двигатель; |
4 — канат; 5 — направ |
||||||
каната и барабана. |
ляющий |
ролик; |
6 — барабан |
|||||
|
|
|
||||||
Конструкция |
лебедок |
с вертикальным фрикционным барабаном |
показана на рис. 32. Лебедка состоит из вертикального барабана 1, получающего через зубчатые передачи 2 вращение от двигателя 3. Канат 4 после барабана попадает на направляющий ролик 5 и далее на барабан 6.
М а н е в р о в ы е л е б е д к и применяются для передвижения железнодорожных вагонов и других транспортных средств, на строи
тельных площадках, |
карьерах и |
складах. Лебедка Т-193Б имеет два |
барабана — основной |
и вспомогательный. Последний служит для |
|
разматывания каната с главного барабана. |
||
С к р е п е р н а я |
л е б е д к а типа ЛС-2 (рис. 33) с тяговым уси |
|
лием 5,2 Т предназначена для |
перемещения при помощи скребков |
|
(скреперов) сыпучих материалов |
в штабеля. |
Рис. 33. Лебедка скреперная двухбарабанная с тяговым усилием 5,2 Т
55
Рис. 34. При водные лебедки:
а — приводная
планетарной пе редачей, не встро енной в барабан; 1 — двигатель; 2 — передача; 3 — ба рабан; 4 — тормоз;
б— лебедка
сволновой пере дачей
(позиции в тексте)
Лебедка этой конструкции непригодна для работ, связанных с вер тикальным подъемом и опусканием грузов.
Основные узлы лебедки: литая рама; вал, расположенный на двух опорах; два барабана; одноступенчатый редуктор; две ведущие шестер ни, жестко сидящие на валу; сателлитовые шестеренки, свободно вра щающиеся на осях; две шестеренки с внутренним зацеплением, наруж ные ободы которых служат тормозными шкивами; два тормозных устройства, управляемые рычагами; две направляющие каретки дви жения троса;- электродвигатель. Управление лебедкой дистанционное.
Приводные грузоподъемные лебедки с жесткой кинематической
связью привода и барабана |
могут быть с н е в с т р о е н н ы м и |
(рис. 34, а) и со в с т р о е н |
н ы м и в барабан передачами. Последние |
имеют более компактную схему исполнения. В них обычно применяют планетарные передачи. Новым направлением является использование в лебедках волновых передач, позволяющих при компактном исполне нии обеспечить большое передаточное отношение. Это дает возмож ность установить высокоскоростные электродвигатели, имеющие мень ший вес по сравнению с низкоскоростными двигателями равной мощ ности .
Схема лебедки со встроенными планетарными и волновыми переда чами показана на рис. 34, б. Лебедка состоит из электродвигателя 1, зубчатых передач 2, 3, 4 (планетарных), 5, 6 (волновых), барабана 7 и тормоза 13. Схема передачи крутящего момента барабану такова: на валу двигателя насажена шестерня 2, соединенная с планетарным колесом 3. Последнее находится в зацеплении с зубчатым колесом 4, имеющим внутренние зубья. Колесо 4 через зубчатую муфту свя зано с гибким звеном 5 волновой передачи. На звене 5 нарезаны на ружные зубья с малым модулем. В результате деформации, создавае мой генератором волн деталями 8 и 9, звено 5 находится в зацеплении с жестким зубчатым колесом 6, имеющим внутренние зубья. Послед нее винтами 10 скреплено с барабаном 7. В этой схеме применен двух волновой генератор. Одна волна создается деталью 8 генератора волн, Другая — деталью 9. Указанные детали сидят на валу И эксцентрич но: деталь 8 с эксцентриситетом а\ деталь 9 с эксцентриситетом б. Число зубьев у гибкого звена (деталь 5) на два меньше, чем у жест кого (деталь 6). При этом достигается передаточное отношение в этой
паре, равное i — — , где к — число волн, a Z2 — число зубьев на ко-
К
лесе 6. При перегрузке лебедки срабатывает дисковая муфта предель ного момента 12.
На одном валу с ней расположен ленточный тормоз 13.
2.Тали и подвесные тележки
Эл е к т р о т а л ь ю называется смонтированный в специальном корпусе грузоподъемный механизм, состоящий из грузового барабана
сканатом, крюковой подвески и редуктора, приводимого во вращение электродвигателем. Электрические тали (тельферы) служат для подъ-
57
ема и перемещения грузов. Тали выполняют передвижными (с ручным и механическим передвижением) и стационарными. На погрузочноразгрузочных работах электротали могут применяться в качестве само стоятельных грузоподъемных средств, а также отдельных узлов, вхо дящих в состав более сложного подъемно-транспортного оборудования (консольных и козловых кранов, кран-балок и др.).
Тали широко используются в качестве замыкающего механизма в грейферах. В настоящее время выпускается серия электрических та лей (рис. 35), разработанная ВНИИПТМАШем.
Тали могут быть с встроенным и невстроенным в барабан электро двигателем. В первом случае (рис. 36) статор электродвигателя вмонти рован в барабан, и вращение последнего осуществляется от вала элек тродвигателя через зубчатые зацепления.
На валу электродвигателя установлен ленточный тормоз, а на валу передач — дисковый грузоупорный тормоз.
Промышленностью выпускаются электротали нормального испол нения с высотой подъема груза до 6 м и специального исполнения с высотой подъема до 30 м.
58
Рис. 36. Электрическая таль с встроенным в барабан электродвигателем
Управление механизмами подъема и перемещения груза осуществля ется обычно с пола подвесным кнопочным устройством или посред ством рычажного приспособления. Электрические тали типа ТЭ грузо подъемностью 0,25—0,5 Т имеют рычажное и безрычажное управление с упрощенной пусковой электроаппаратурой. Это обеспечивает боль шую их надежность при частых включениях и выключениях. Передви жение электроталей— ручное. Грузоподъемность самоходных элек троталей общего назначения с кнопочным управлением 0,5—1,0 Т. Электротали типов ТЭ-121, ТЭ-221 и ТМ-1004 применяют на кранах, имеющих управление с пола, а электротали ТЭ-123 и ТЭ-223 — на кра нах, управляемых из кабин.
Электротали ТЭ-502, ТЭ-503, ТЭ-504К, ТЭ-505К и ТЭ-506К могут работать на кранах, управляемых как с пола, так и из кабины.
Электротали общего назначения типа ТЭ (рис. 37) выпускают в двух исполнениях — с расположением механизмов подъема вдоль и поперек пути. Двигатель талей встроен внутрь барабана подъема, статор вра щается вместе с барабаном. Применен двухпарный редуктор; он имеет на первом валу электромагнитный колодочный тормоз, а на другом —
грузоупорный тормоз. |
т а л и могут быть с пневмодвигателем |
П н е в м а т и ч е с к и е |
|
или пневмоцилиндром. Эти |
тали подвешивают стационарно или пере |
двигают по подвесному рельсу. Питание осуществляется сжатым воз-
59