Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Паровой пусковой клапан (рис. 87) имеет стальной литой кор­ пус 5, в котором запрессована чугунная втулка 4 с окнами. На притирочную поверхность втулки садится большой клапан 6, на­ правляющие которого входят во втулку 4. На большом клапане помещен малый разгрузочный клапан 2. Через отверстие в боль­ шом клапане проходит стержень 3, соединенный с малым клапа­ ном. Сверху корпус закрывается крышкой /. Пар, поступающий из котла, заполняет камеры над клапаном.

Для открытия клапана поднимают при помощи рукоятки стер­ жень, который в свою очередь поднимает вначале малый клапан,

и пар проходит из верхней камеры по кольцевому каналу в про­

странство под большим клапаном, разгружая его таким

образом

от давления сверху. При дальнейшем подъеме стержня

он своим

заплечиком упирается в большой клапан, поднимает его, и пар из верхней камеры проходит в нижнюю и далее в инжектор.

Питательный клапан (рис. 88), установленный на котле, имеет стальной корпус 2 с запрессованной втулкой 4. Во втулке распо­ ложен бронзовый клапан 3. Крышка /, закрывающая корпус свер­ ху, имеет выступающий внутрь прилив, который является огра­ ничителем подъема клапана. Помимо клапана 3, в корпусе установлен запорный клапан 5, при помощи которого при необхо­ димости питательный клапан и трубопровод отключаются от котла. Под напором воды из инжектора питательный клапан поднимает­ ся и пропускает воду в котел, а при выключении инжектора са­ дится в гнездо и не дает выхода воде из котла.

ФП

§ 48. УХОД ЗА ПИТАТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ

Питательные приборы всегда должны быть в исправном состо­

янии и обеспечивать подачу в котел необходимого

количества

воды. Запрещается выпускать под

поезда

паровозы,

у которых

имеется хотя бы один питательный прибор.

 

 

Для надежного действия инжектора нужно, чтобы

все клапа­

ны его находились в исправном

состоянии.

Паровпускной (за­

качивающий) и питательный клапаны не должны иметь пропуска пара и горячей воды, так как это вызовет прогрев водоприемной трубы и инжектора и затруднит пуск его в действие. Чтобы из­ бежать этого, нужно повернуть водяную пробку и закрыть канал, сообщающий водяную камеру инжектора с водоприемной трубой. Сетку водяной пробки следует периодически очищать между про­ мывками. Сопла инжектора также должны быть в хорошем со­

стоянии, не иметь поврежденных стенок и их следует

своевремен­

но очищать от накипи.

 

 

 

После прекращения подачи воды невсасывающим

инжектором

H-4Q0 необходимо каждый раз плотно закрывать водяной запор­

ный клапан,

чтобы вода из бака тендера через

вестовой кран

не выходила

наружу.

 

 

 

Для обеспечения надежного действия инжектора нужно сле­

дить, чтобы

все соединения

труб инжектора были

герметичными

и прочно закреплены. При

неплотности соединений

водоприемных"

труб не будет обеспечиваться необходимое разрежение и засасы­ вание воды в инжектор.

При расслоении или повреждении гибкого водоприемного ру­ кава он должен быть заменен новым. Сетку водозапорного клапа­ на на тендере следует очищать на каждой промывке. Зарастание

накипью

питательных труб создает дополнительное сопротивле­

ние для

воды, нагнетаемой в котел, и уменьшает производитель­

ность инжектора, поэтому их также следует периодически очищать

при

ремонте.

Для предупреждения вредного воздействия на ко­

тел

холодной

воды подачу ее инжектором производят небольши­

ми порциями поочередно обоими приборами. Не следует качать воду в котел при открытых топочных дверцах, при прокачивании колосников и при плохом огне в топке. Несоблюдение этих усло­ вий и подача большой массы холодной воды может вызвать течь труб и связей котла.

§ 49. ВНУТРИКОТЛОВАЯ ОБРАБОТКА ВОДЫ

Употребляемая для питания паровозных котлов вода всегда содержит некоторое количество примесей (растворенных солей, ор­ ганических и взвешенных веществ). При работе котла концентра­ ция солей в котловой воде все увеличивается и раствор становит­ ся перенасыщенным. Слон, концентрация которых достигает пре­ дела растворимости, выпадают из воды в виде накипи на стенки котла и в виде шлама в толще котловой воды.


Отложение накипи на поверхности нагрева котла, ухудшая

теплопередачу

и парообразование в котле,

приводит к

пережогу

топлива и может вызвать недостаток пара

при работе

паровоза.

Кроме того, большой слой накипи влечет

перегрев стенок огне­

вой коробки,

вследствие чего могут появиться течь труб

и связей,

а также выпучины и трещины стенок.

При большом насыщении котловой .воды солями и наличии в

ней

большого количества шлама во время открытия регулятора

происходят явления вспенивания и уноса воды с паром в элемен­

ты

пароперегревателя. Это вызывает

отложение в элементах со­

лей, которые ухудшают теплопередачу,

влекут перегрев элементов

и их прогорание. В результате ухудшения теплопередачи снижает­ ся температура перегрева пара.

Существуют нормы качества котловых 'вод, которые определя­ ются допустимым предельным содержанием в воде солей, шла­ ма, щелочи и других примесей. При соблюдении этих норм в кот­ ле не отлагается накипь и не происходит вспенивание, коррозия металла, котел обеспечивает хорошее парообразование и работа­ ет экономично.

Одним из главных показателей качества котловой воды явля­

ется

жесткость. Ж е с т к о с т ь ю в о д ы называется содержа­

ние в

ней растворимых солей кальция и магния, выраженное в

миллиграмм-эквивалентах на литр воды. Один миллиграмм-экви­ валент жесткости соответствует содержанию 20,04 мг/л кальция или 12,16 мг/л магния (ГОСТ 6055—51).

Важными характеристиками качества котловой воды, кроме

жесткости,

являются

сухой

остаток

и щелочность.

С у х о й

ос ­

т а т о к представляет собой

общее

количество растворенных

в.

воде минеральных

и органических

веществ,

остающихся

после

полного испарения

профильтрованной воды и высушивания

остат­

ка при температуре

105—110°С. Сухой остаток

измеряется

в мил­

лиграммах

на литр

воды. О б щ а я

щ е л о ч н о с т ь

в о д ы

оп­

ределяется

суммарным содержанием

в ней анионов

и измеряется

в миллиграмм-эквивалентах на литр воды.

 

 

 

 

Нормы

качества

котловых вод

(для участков с

водами

наи­

более распространенного среднего качества) установлены инст­

рукцией

ЦТ МПС по обработке

воды внутри котла. Так, для па­

ровозов

Л, ФД, Е а и Е м сухой

остаток

должен

быть не более

2500 мг/л, общая щелочность — не более

9 мг-экв/л

и жесткость

котловой воды — не выше 0,2 мл-экв/л. Для других вод, в том числе щелочных, с большим содержанием солей нормы качества котло­ вых вод определяют в каждом депо путем проведения эксплуата­ ционных испытаний.

Воду, идущую для питания паровозных котлов, предваритель­ но очищают от механических примесей и умягчают. Для этого в пунктах водоснабжения применяют отстойники, осветлители и фильтры. Чтобы предотвратить накипеобразование, коррозию ко­ тельного металла и унос воды из котла, производят внутрикотловую обработку воды. Для этого в питательную воду вводят щелочи


и органические вещества, которые, вступая во взаимодействие с накипеобразователями в котловой воде, вызывают выпадание их в ©йде шлама, удаляемого затем из котла при продувках и про­ мывках.

Для внутрикотловой обработки воды применяют специальные химические вещества — а н т и н а к и п и ны. В качестве состав­ ных частей антинакипинов используют щелочи, фосфаты и органи­ ческие коллоиды. Из щелочей применяют: каустическую соду в

твердом и жидком виде, кальцинированную

соду и едкий

калий;

из фосфатов: тринатрийфосфат и динатрийфосфат;

из

коллои-:

дов: дубовый экстракт и сульфитцеллюлозные щелочи.

 

 

Наиболее эффективным антинакипином

является

четверная

смесь, состоящая из каустической и кальцинированной соды, тринатрийфосфата и органического коллоида. Антинакипин приме­ няют в жидком и твердом виде. Как жидкую антинакипную смесь, так и брикетированный антинакипин вводят в водяной бак тен­ дера перед набором воды.

Дозировку

вводимых

в котел

антинакипинов,

т. е. количе­

ство их составных частей в граммах

на 1 т набираемой паровозом

воды, устанавливают лабораторным

анализом

в зависимости

от

качества питательных и котловых вод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для борьбы

со

вспениванием

 

 

и уносом котловой воды на уча­

 

 

стках

дорог,

где для питания кот­

 

 

лов

применяется

вода

с

боль­

 

 

шим

солесодержанием или

нали­

 

 

чием

природной

щелочности,

 

 

применяют

х и м и ч е с к и й

пе-

 

 

н о г а с и т е л ь ,

представляю­

 

 

щий

собой

тонко

измельченный

 

 

порошок —

органическое

веще­

 

 

ство

диамид, который приготов­

 

 

ляют

путем

химического

взаимо­

 

 

действия стеарина с гексамети-

 

 

лендиамином.

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение

химического

пе-

 

 

ногасителя для вод, склонных к

 

 

вспениванию и уносу, дает воз­

 

 

можность поддерживать

в котле

 

 

достаточно

высокий уровень

во­

 

 

ды и

должное

качество

пара при

 

 

требуемой

форсировке

 

котла.

 

 

Применяют

химический

пенога-

 

 

ситель для ' внутрикотловой об­

 

 

работки самостоятельно,

незави­

 

 

симо от состава и норм дозиро­

 

 

вок

антинакипных

смесей.

 

 

Рис. 89. Прибор для введения хи-

Химический

пеногаситель вво-

мического

пеногасителя

ДЯТ

в котел в основном И оборот-


ном депо через специальный прибор

(рис.

89),

который устанав­

ливают на инжекторе. Этот прибор состоит

из крана

с рукояткой

и іворонки с крышкой. Установленное количество

пеногасителя

предварительно разводят в 0,1—0,2 л

холодной

воды

и заливают

в воронку. Во время работы инжектора открывают кран воронки, раствор пеногасителя попадает в инжектор, смешивается с водой и нагнетается в котел. Вместо воронки иногда применяют трубку, загнутую вниз, через которую всасывается в инжектор пеногаситель.

Дозировку химического пеногасителя устанавливают в сред­ нем 0,2 г на 1 т испаренной котлом воды. Эту дозировку в дальней­ шем корректируют испытаниями.

Г л а в а 9 РЕМОНТ ПАРОВОЗНОГО КОТЛА

§ 50. РЕМОНТ ОГНЕВОЙ КОРОБКИ И КОЖУХА ТОПКИ

Огневая коробка. При всех видах ремонта паровоза в обяза­ тельном порядке производят очистку стенок огневой коробки от загрязнений и накипи, а также осмотр и обмер стенок линейками для выявления дефектов. Осмотр с установлением объема ремонт­ ных работ осуществляет, как правило, в депо котельный мастер,

ана заводе начальник котельного цеха.

Впроцессе эксплуатации котла стенки огневой коробки и их соединения с кожухом топки подвергаются значительным дефор­ мациям: из-за резких температурных перепадов при изменении ре­ жима работы котла; от загрязнения газовой поверхности стенок продуктами сгорания и водяной поверхности солями накипи; от на­ рушения режимов отопления, питания котла водой и внутрикотловой обработки воды. Основными повреждениями стенок огневой коробки и их соединений являются: трещины, волнистость, мест­ ные выпучины, общий прогиб, очаговая коррозия и механический износ.

Т р е щ и н ы . Наиболее

подвержены

повреждению стенки огне­

вой коробки в зоне сгорания топлива

(над колосниковой

решет­

кой) на боковых стенках,

подрешеточной части и у задней

стенки

между связевыми простенками, а также в сварных швах и в за­ гибах. Трещины бывают сквозные и несквозные в виде надрыва металла, а по форме — прямолинейные и криволинейные. По сво­ им размерам трещины достигают длины до 1500 мм и более.

На боковых

стенках

при заводском ремонте заварка трещин

не разрешается,

в этом

случае производят вварку замкнутой

вставки или полустенка. При деповском ремонте при наличии вварных связей разрешается заварка трещин длиной не более пяти простенков при условии, что общее количество заваренных


простенков не будет превышать 12 на одной боковой стенке и если трещина не доходит до сварного шва потолка на два ряда связей или на один ряд до шва полустанка. При наличии трещин между первым рядом связей и топочной рамой, расположенных парал­ лельно раме, производится их заварка, если толщина стенки не менее 7 мм. Когда трещина проходит по связевым отверстиям, то такие связи перед разделкой трещины удаляют с последующей их вваркой.

Когда размеры трещин и их количество превышают установ­ ленные нормы по их заварке, а также при наличии других де­ фектов, в этих случаях на боковых стенках удаляют дефектные места и производят вварку замкнутых вставок (рис. 90), лент или полустенков.

На задней решетке при наличии трещин в трубной части между отверстиями (в мостиках) производят удаление труб в месте их образования, разделку трещин и их заварку. При всех видах ре­ монта количество заваренных трещин разрешается не более ше­ сти, расположенных в разных местах. Если трещины расположены от кромок отверстий в крайних рядах труб, то при заводском ремонте производят их заварку, когда общее количество не более двух расположенных в разных местах и длиной не более 10 мм, а при деповском ремонте — соответственно не более шести трещин. Когда трещина в трубной части образует замкнутый контур или имеет длину более четырех простенков, производят замену решет­ ки. В подрешеточной части при заводском ремонте заварка тре-

Рис. 90. Заварка трещины и вварка в стену огневой коробки вставки:

/ — боковая

стгнка огневой

коробки;

2

вварные

связи;

3 — связевый простенок;

4 —

разделка

прямолинейной

трещины;

5 — у д а л е н н а я

связь;

б — последовательность

о б р а т ­

 

но-ступенчатой заварки

трещины;

7 — вварная вставка