Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ших

размерах

трещин

произво­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дят

раззенковку

дефектного

от­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

верстия

до

 

размеров

 

не

более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44 мм с последующей

его обвар­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кой. При обварке отверстия на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вертикальной

стенке

рекоменду­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ется

первый

 

валик

накладывать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

кромке у

 

водяной

 

поверхно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти с движением электрода сни­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зу

вверх. После

обварки

произ­

 

 

 

 

 

J-

d

d,

 

водят

механическую-

обработку

 

 

 

 

 

 

19 І 0,5

20105

 

2210,5

23+0,5

 

отверстий до

чертежных

разме­

 

 

 

 

 

 

 

2Z+-0fi 2U+0S

 

ров

с

последующей

вваркой но­

 

 

21 +-05

 

 

 

2410,5

25+0,5

 

вой связи (болта). Если лучевые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трещины

от

 

отверстия

нельзя

Рис.

91.

Вварка

связи

(болта)

удалить

раззенковкой,

 

засверли-

 

 

в

стенки

топки:

 

 

вают

концы

 

трещины,

разделы-

,

 

 

.

 

 

л

2 стенка

В а ЮТ

 

 

 

г

С

 

>

г

 

о

/ _ стенка

огневой

коробки;

V - О б р а З Н О

Последующей

к о ж у х а

топки;

3 — р а с п о л о ж е н и е

в

о „ „ „ „ „ „ , ' ,

ЄЄ

„ „ „

 

„ „ „

„ „ „ „ „

стенках

СЕЯЗИ

( б о л т а ) ;

4 — сварные

швы;

З а в а р К О И

Т а к Ж Є , К а к у

С В Я З Є -

5 - ч е р т е ж н ы е

размеры

 

связей и

анкер-

вых простенков, а затем ввари-

 

 

 

" ы х

болтов

 

 

вают

новую

связь

(болт).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

заводском

ремонте

разрешается

устранять

трещины в

отверстиях раззенковкой до диаметра 44 мм с последующей обвар­ кой: на задней решетке или на задней стенке — не более как у десяти отверстий; на боковой стенке и в потолке огневой коробки соответственно не более 15 и 5 отверстий. При этом в каждом отверстии должно быть не более одной лучевой трещины размером не более 10 мм и такие отверстия расположены в разных местах и

разделены они не менее как тремя здоровыми

простенками. На

стенках кожуха разрешается заварка лучевых

трещин не более

чем у 20 отверстий. Увеличение диаметров отверстий для поста­ новки новых связей (болтов) свыше 41 мм не разрешается. В этом случае при всех видах ремонта разработанные отверстия завари­ вают с последующей сверловкой по чертежным размерам. Восста­ новление разработанных отверстий разрешается производить не

более 25% от общего их количества на каждой стенке и в потол­

ке. В потолке от огневой коробки сварочные

работы рекомендует­

ся производить только в нижнем положении.

 

Т е ч ь с в я з е й (болтов) — повреждение,

при котором проис­

ходит парение (или течь воды при гидравлическом испытании

кот­

ла)

из контрольного

отверстия или по сварному

шву вварной

свя­

зи,

или по резьбе

крышек втулок подвижных

связей (болтов).

Течь из контрольного отверстия по резьбе крышки втулки указы­

вает

на наличие трещины или обрыва. В

этом случае

дефект­

ную

связь (болт) удаляют и вваривают

новую. Течь

по свар­

ному шву указывает на некачественную сварочную работу, при этом удаляют старый шов и производят наложение нового. Сварной шов вварной связи считается выполненным удовлетворительно, ес­ ли в нем нет резких наплывов и углубдений, отсутствуют поры,


раковины, трещины и по своим размерам он соответствует чертежу. Выход конца связи и анкерного болта над стенкой огневой коробки или кожуха должен быть 7—11 мм. Если при выпуске паровоза из подъемочного ремонта будет обнаружено парение из контроль­ ных отверстий, в этом случае производят забивку в них конусных шпилек не более как у двух связей и у двух анкерных болтов, рас­ положенных в разных местах при условии, что эти дефекты обна­ ружены при выходе паровоза из ремонта.

О ч а г о в а я к о р р о з и я — выедание металла по периметру связи (болта). Разрешается выпуск паровоза из заводского ремонта при уменьшении диаметра связи на 2 мм против чертежного раз­ мера (23+0,5 мм) и из подъемочного ремонта при уменьшении диаметра связи на 3,5 мм. При достижении коррозии до 4 мм де­ фектную связь удаляют и вваривают новую. Анкерные болты при коррозии до 3 мм при заводском ремонте и при коррозии до 4,5 мм при подъемочном ремонте разрешается оставлять без ис­ правления, а при достижении коррозии 5 мм и более анкерный болт удаляют и вваривают новый.

М е х а н и ч е с к и й и з н о с — вид повреждения (при механиче­ ском углеподатчике), при котором происходит «слизывание» ме­ талла от ударов несгоревших частиц топлива. Указанное поврежде­ ние происходит преимущественно у головок (по заднему краю) ан­ керных болтов, в зоне над обрезом арочного свода, где газовый поток имеет наибольшую скорость. Если в результате механиче­ ского износа высота головки анкерного болта менее 4 мм, такие болты удаляют и вваривают новые. Высоту головок болтов изме­

ряют

специальным шаблоном. При деповском ремонте разреша­

ется

восстанавливать

механический износ

головок наплавкой,

если высота их менее 3 мм.

 

 

 

§

52. РЕМОНТ ЦИРКУЛЯЦИОННЫХ

ТРУБ

 

К основным повреждениям труб относятся: трещины, механиче­

ский износ и выпучины.

 

 

 

Т р е щ и н ы образуются главным образом по сварным

швам в

местах

приварки наконечников, приварки концов в задней

стенке

и подрешеточной

части.

Заварка трещин при

заводском

ремонте

не разрешается, в этом случае дефектную трубу заменяют. При деповском ремонте разрешается не более одного раза заваривать поперечную трещину длиной до 100 мм, расположенную по гра­ нице сварного шва.

М е х а н и ч е с к и й

и з н о с труб

происходит вследствие вытер­

тости от кирпичей арочного свода.

При

заводском ремонте раз­

решается

оставлять вытертость глубиной

не более 1 мм, а при де­

повском

ремонте — не

более 2 мм. При больших размерах трубу за­

меняют. Общий износ труб проверяют по их весу в процентах: при

заводском

ремонте допускается

не более

15%, а при депов­

ском— не

более 20%. Если вес

превышает

указанные размеры,

трубы заменяют.

 

 


У сменяемых труб разрешается приваривать один наконечник и только со стороны задней стенки огневой коробки с расположе­ нием сварного шва на прямом участке трубы. Новые и отремонти­ рованные трубы перед их постановкой подвергаются гидравли­ ческому испытанию давлением 30 кГ/см2. В отверстиях для труб необходимо скруглять кромки радиусом 1,5—2,0 мм. Разность ме­ жду диаметром трубы и отверстия в стенке не должна превышать 1 мм. Концы поставленной трубы, выходящие в водяное простран­ ство на 12—15 мм, необходимо раздавать на конус, а со стороны огневой поверхности приваривать к стенке. При разработке отвер­ стий для постановки труб свыше предельных размеров производят вварку втулок с механической обработкой их по чертежным раз­ мерам.

Вы п у ч и н ы т р у б происходят от перегрева стенок после от­ ложения накипи на водяной поверхности. Разрешается оставлять выпучину без исправления при заводском ремонте размером не более 2 мм, а при деповском — не более 5 мм. Если размер выпучины составляет 5,5 мм и более, трубу заменяют.

§53. РЕМОНТ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОТЛА

ИПЕРЕДНЕЙ РЕШЕТКИ

Цилиндрическая часть котла. К основным неисправностям стенок барабанов котла относятся трещины и коррозионные по­ вреждения.

 

Т р е щ и н ы в стенках барабанов образуются главным образом

в

сварных

швах (цельносварные

котлы), у кромок барабанов и

от

кромок

заклепочных отверстий

(котлы клепаной конструкции),

а также в местах расположения люка-лаза и у сухопарного кол­ пака.

При всех видах ремонта разрешается производить заварку трещин в сварных швах, если трещина не заходит на основной металл барабана, а также заваривать трещины, расположенные от кромки до заклепки, разделенные пятью здоровыми простен­ ками, если общее количество не превышает пяти трещин в бара­ бане. При большем числе трещин производят вварку в барабан ленточной вставки. Разрешается заваривать трещины в барабанах по границе приварки подкладки под люк-лаз или под сухопарный колпак с постановкой клепаной накладки, а также вварку од­ ной вставки в барабаны размером по длине не менее 500 мм и по ширине 300 мм. Заварку трещин и вварку вставок производят

электродуговой

сваркой. Проверку качества произведенных работ

после вварки

вставок производят

гидравлическим

испытанием

котла на рабочее давление плюс 5

кГ/см2

с

записью в паспорт

паровоза.

 

 

 

 

 

 

К о р р о з и о н н ы е

п о в р е ж д е н и я

в

виде очагового вые­

дания металла в стенках барабанов

происходят преимущественно

в их нижних частях. Если глубина

выедин не превышает 4 мм,

разрешается оставлять

их без исправления. Выедины

глубиной от


4 до 7 мм от чертежной толщины листа барабана при всех видах ремонта устраняют электронаплавкой с предварительной зачист­ кой до металлического блеска.

Встенках дымовой камеры при всех видах ремонта разреша­

ется производить заварку трещин, вварку вставок и наставок не-а зависимо от размеров. Сварные швы, выходящие на наружную' поверхность камеры, необходимо зачищать заподлицо со стенкой листа. При механическом износе разрешается производить на­ плавку кромок фронтонного листа в местах прилегания дверки ка­ меры с последующей обработкой, приварку барабана дымовой камеры к кольцу крепления цилиндрической части, а также завар­ ку отверстий для заклепок и болтов.

Встенках сухопарного колпака при всех видах ремонта раз­ решается производить заварку трещин в сварных швах с предва­ рительной разделкой трещины V-образно под углом 60—70°, а также наплавку электродуговой или газовой сваркой выедин металла на притирочных лентах колпаков и крышках с предва­ рительной зачисткой.

Передняя решетка. К основным неисправностям трубных ре­ шеток относятся трещины, механический износ и коррозионные

повреждения.

 

 

Т р е щ и н ы образуются в трубных

простенках

(мостиках) и

в плоских поверхностях (фланцевых и

дисковых)

решеток. При

всех видах ремонта разрешается заварка трещин в трубных про­ стенках не более десяти в разных местах решетки и не более трех подряд. Трещины, расположенные от кромок до заклепок, раз­

решается

заваривать при заводском

ремонте, если

их количество

не более трех подряд, при деповском

ремонте — не более десяти

в разных

местах и не более четырех

подряд. Если

число трещин

превышает указанное количество и их расположение, производят вварку вставки.

При заводском ремонте не разрешается заварка трещин, рас­ полагающихся вдоль загиба решетки, в этом случае производят приварку к цилиндрической части котла новой дисковой решетки с предварительной заваркой заклепочных отверстий. При депов­ ском ремонте разрешается заварка одной трещины длиной до 500 мм, располагающейся параллельно загибу решетки. В диско­ вой решетке при заводском ремонте разрешается заварка не бо­

лее

двух трещин,

если длина каждой из них

не более

500

мм.

 

 

 

М е х а н и ч е с к и й

и з н о с металла происходит

в отверстиях

для дымогарных и жаровых труб и кромок у фланцевых решеток. Изношенные отверстия восстанавливают наплавкой с последую­ щей механической обработкой — при заводском ремонте — не более 5 отверстий для жаровых и 15 для дымогарных труб, а при деповском ремонте — соответственно не более 10 и 25. Изношен­ ные маломерные кромки при всех видах ремонта восстанавливают наплавкой, если оставшаяся после зачистки толщина кромки не менее 50% от чертежного размера.


К о р р о з и й н ы е п о в р е ж д

е н и я

в виде

очагового

вые­

дания металла происходят как в

трубной части,

так и по заги­

бам решетки. Выедины глубиной более

3 мм. при

заводском

ре­

монте устраняют электронаплавкой с предварительной зачисткой поврежденного места, если толщина стенки не менее 8 мм, а при деповском ремонте — не менее 6 мм.

§ 54. РЕМОНТ И ПОСТАНОВКА ЖАРОВЫХ И ДЫМОГАРНЫХ ТРУБ

Наиболее характерными повреждениями жаровых и дымо­ гарных труб в процессе эксплуатации паровозов являются нару­ шение плотности соединения труб с решеткой, сопровождаемое течью воды из котла, обгорание и образование трещин у бортов, разрывы стенок по сварному шву, местный механический износ стенок, очаговые коррозийные повреждения металла стенок труб.

Н а р у ш е н и е п л о т н о с т и с о е д и н е н и я т р у б с ре­

ш е т к о й (рис. 92, а) происходит

от неудовлетворительного ухо­

да за котлом (резкое охлаждение)

и от некачественного укрепле­

ния труб в отверстиях трубной решетки. При неудовлетворитель­ ном качестве ремонта течь может произойти при постановке труб с продольными сжимами, получающимися от неправильного об­ жатия задних концов труб, а также если отверстия в трубной решетке перед постановкой труб имели овальность свыше 0,5 мм для жаровых и 0,3 мм для дымогарных труб, и от неплотного прижатия концов труб в отверстиях решетки вследствие недоста­

точного

вальцевания.

 

 

О б г о р а н и е

(рис. 92, б) и

о б р а з о в а н и е

т р е щ и н у

б о р т о в

т р у б ,

как правило,

происходят из-за

увеличенного

выхода концов труб над поверхностью решетки, загрязнения во­

дяной поверхности труб и решетки накипью,

а также из-за при­

менения при обчеканке бортов неисправных

чеканок, когда вы­

кружка в чеканке не имеет чертежного размера.

а.)

6)

д)

Рис. 92. Повреждение бортов труб:

а — течь трубы в соединении а

решеткой; б — обгоревший борт

трубы; в — мухие»

трещины борта трубы

s выходом на завальцованную

поверхность