Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ших |
размерах |
трещин |
произво |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
дят |
раззенковку |
дефектного |
от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
верстия |
до |
|
размеров |
|
не |
более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
44 мм с последующей |
его обвар |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
кой. При обварке отверстия на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
вертикальной |
стенке |
рекоменду |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ется |
первый |
|
валик |
накладывать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
на |
кромке у |
|
водяной |
|
поверхно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
сти с движением электрода сни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
зу |
вверх. После |
обварки |
произ |
|
|
|
|
|
J- |
d |
d, |
|
||||||||
водят |
механическую- |
обработку |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
19 І 0,5 |
20105 |
|
2210,5 |
23+0,5 |
|
|||||||||||||||
отверстий до |
чертежных |
разме |
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
2Z+-0fi 2U+0S |
|
||||||||||||||
ров |
с |
последующей |
вваркой но |
|
|
21 +-05 |
|
|||||||||||||
|
|
2410,5 |
25+0,5 |
|
||||||||||||||||
вой связи (болта). Если лучевые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
трещины |
от |
|
отверстия |
нельзя |
Рис. |
91. |
Вварка |
связи |
(болта) |
|||||||||||
удалить |
раззенковкой, |
|
засверли- |
|
|
в |
стенки |
топки: |
|
|
||||||||||
вают |
концы |
|
трещины, |
разделы- |
, |
|
|
. |
|
|
л |
2 — стенка |
||||||||
В а ЮТ |
|
|
|
г |
С |
|
> |
г |
|
о |
/ _ стенка |
огневой |
коробки; |
|||||||
V - О б р а З Н О |
Последующей |
к о ж у х а |
топки; |
3 — р а с п о л о ж е н и е |
в |
|||||||||||||||
о „ „ „ „ „ „ , ' , |
ЄЄ |
„ „ „ |
|
„ „ „ |
„ „ „ „ „ |
стенках |
СЕЯЗИ |
( б о л т а ) ; |
4 — сварные |
швы; |
||||||||||
З а в а р К О И |
Т а к Ж Є , К а к у |
С В Я З Є - |
5 - ч е р т е ж н ы е |
размеры |
|
связей и |
анкер- |
|||||||||||||
вых простенков, а затем ввари- |
|
|
|
" ы х |
болтов |
|
|
|||||||||||||
вают |
новую |
связь |
(болт). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
При |
заводском |
ремонте |
разрешается |
устранять |
трещины в |
отверстиях раззенковкой до диаметра 44 мм с последующей обвар кой: на задней решетке или на задней стенке — не более как у десяти отверстий; на боковой стенке и в потолке огневой коробки соответственно не более 15 и 5 отверстий. При этом в каждом отверстии должно быть не более одной лучевой трещины размером не более 10 мм и такие отверстия расположены в разных местах и
разделены они не менее как тремя здоровыми |
простенками. На |
стенках кожуха разрешается заварка лучевых |
трещин не более |
чем у 20 отверстий. Увеличение диаметров отверстий для поста новки новых связей (болтов) свыше 41 мм не разрешается. В этом случае при всех видах ремонта разработанные отверстия завари вают с последующей сверловкой по чертежным размерам. Восста новление разработанных отверстий разрешается производить не
более 25% от общего их количества на каждой стенке и в потол |
|
ке. В потолке от огневой коробки сварочные |
работы рекомендует |
ся производить только в нижнем положении. |
|
Т е ч ь с в я з е й (болтов) — повреждение, |
при котором проис |
ходит парение (или течь воды при гидравлическом испытании |
кот |
|||
ла) |
из контрольного |
отверстия или по сварному |
шву вварной |
свя |
зи, |
или по резьбе |
крышек втулок подвижных |
связей (болтов). |
Течь из контрольного отверстия по резьбе крышки втулки указы
вает |
на наличие трещины или обрыва. В |
этом случае |
дефект |
ную |
связь (болт) удаляют и вваривают |
новую. Течь |
по свар |
ному шву указывает на некачественную сварочную работу, при этом удаляют старый шов и производят наложение нового. Сварной шов вварной связи считается выполненным удовлетворительно, ес ли в нем нет резких наплывов и углубдений, отсутствуют поры,
раковины, трещины и по своим размерам он соответствует чертежу. Выход конца связи и анкерного болта над стенкой огневой коробки или кожуха должен быть 7—11 мм. Если при выпуске паровоза из подъемочного ремонта будет обнаружено парение из контроль ных отверстий, в этом случае производят забивку в них конусных шпилек не более как у двух связей и у двух анкерных болтов, рас положенных в разных местах при условии, что эти дефекты обна ружены при выходе паровоза из ремонта.
О ч а г о в а я к о р р о з и я — выедание металла по периметру связи (болта). Разрешается выпуск паровоза из заводского ремонта при уменьшении диаметра связи на 2 мм против чертежного раз мера (23+0,5 мм) и из подъемочного ремонта при уменьшении диаметра связи на 3,5 мм. При достижении коррозии до 4 мм де фектную связь удаляют и вваривают новую. Анкерные болты при коррозии до 3 мм при заводском ремонте и при коррозии до 4,5 мм при подъемочном ремонте разрешается оставлять без ис правления, а при достижении коррозии 5 мм и более анкерный болт удаляют и вваривают новый.
М е х а н и ч е с к и й и з н о с — вид повреждения (при механиче ском углеподатчике), при котором происходит «слизывание» ме талла от ударов несгоревших частиц топлива. Указанное поврежде ние происходит преимущественно у головок (по заднему краю) ан керных болтов, в зоне над обрезом арочного свода, где газовый поток имеет наибольшую скорость. Если в результате механиче ского износа высота головки анкерного болта менее 4 мм, такие болты удаляют и вваривают новые. Высоту головок болтов изме
ряют |
специальным шаблоном. При деповском ремонте разреша |
||||
ется |
восстанавливать |
механический износ |
головок наплавкой, |
||
если высота их менее 3 мм. |
|
|
|||
|
§ |
52. РЕМОНТ ЦИРКУЛЯЦИОННЫХ |
ТРУБ |
|
|
К основным повреждениям труб относятся: трещины, механиче |
|||||
ский износ и выпучины. |
|
|
|
||
Т р е щ и н ы образуются главным образом по сварным |
швам в |
||||
местах |
приварки наконечников, приварки концов в задней |
стенке |
|||
и подрешеточной |
части. |
Заварка трещин при |
заводском |
ремонте |
не разрешается, в этом случае дефектную трубу заменяют. При деповском ремонте разрешается не более одного раза заваривать поперечную трещину длиной до 100 мм, расположенную по гра нице сварного шва.
М е х а н и ч е с к и й |
и з н о с труб |
происходит вследствие вытер |
||
тости от кирпичей арочного свода. |
При |
заводском ремонте раз |
||
решается |
оставлять вытертость глубиной |
не более 1 мм, а при де |
||
повском |
ремонте — не |
более 2 мм. При больших размерах трубу за |
меняют. Общий износ труб проверяют по их весу в процентах: при
заводском |
ремонте допускается |
не более |
15%, а при депов |
ском— не |
более 20%. Если вес |
превышает |
указанные размеры, |
трубы заменяют. |
|
|
У сменяемых труб разрешается приваривать один наконечник и только со стороны задней стенки огневой коробки с расположе нием сварного шва на прямом участке трубы. Новые и отремонти рованные трубы перед их постановкой подвергаются гидравли ческому испытанию давлением 30 кГ/см2. В отверстиях для труб необходимо скруглять кромки радиусом 1,5—2,0 мм. Разность ме жду диаметром трубы и отверстия в стенке не должна превышать 1 мм. Концы поставленной трубы, выходящие в водяное простран ство на 12—15 мм, необходимо раздавать на конус, а со стороны огневой поверхности приваривать к стенке. При разработке отвер стий для постановки труб свыше предельных размеров производят вварку втулок с механической обработкой их по чертежным раз мерам.
Вы п у ч и н ы т р у б происходят от перегрева стенок после от ложения накипи на водяной поверхности. Разрешается оставлять выпучину без исправления при заводском ремонте размером не более 2 мм, а при деповском — не более 5 мм. Если размер выпучины составляет 5,5 мм и более, трубу заменяют.
§53. РЕМОНТ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОТЛА
ИПЕРЕДНЕЙ РЕШЕТКИ
Цилиндрическая часть котла. К основным неисправностям стенок барабанов котла относятся трещины и коррозионные по вреждения.
|
Т р е щ и н ы в стенках барабанов образуются главным образом |
||
в |
сварных |
швах (цельносварные |
котлы), у кромок барабанов и |
от |
кромок |
заклепочных отверстий |
(котлы клепаной конструкции), |
а также в местах расположения люка-лаза и у сухопарного кол пака.
При всех видах ремонта разрешается производить заварку трещин в сварных швах, если трещина не заходит на основной металл барабана, а также заваривать трещины, расположенные от кромки до заклепки, разделенные пятью здоровыми простен ками, если общее количество не превышает пяти трещин в бара бане. При большем числе трещин производят вварку в барабан ленточной вставки. Разрешается заваривать трещины в барабанах по границе приварки подкладки под люк-лаз или под сухопарный колпак с постановкой клепаной накладки, а также вварку од ной вставки в барабаны размером по длине не менее 500 мм и по ширине 300 мм. Заварку трещин и вварку вставок производят
электродуговой |
сваркой. Проверку качества произведенных работ |
|||||
после вварки |
вставок производят |
гидравлическим |
испытанием |
|||
котла на рабочее давление плюс 5 |
кГ/см2 |
с |
записью в паспорт |
|||
паровоза. |
|
|
|
|
|
|
К о р р о з и о н н ы е |
п о в р е ж д е н и я |
в |
виде очагового вые |
|||
дания металла в стенках барабанов |
происходят преимущественно |
|||||
в их нижних частях. Если глубина |
выедин не превышает 4 мм, |
|||||
разрешается оставлять |
их без исправления. Выедины |
глубиной от |
4 до 7 мм от чертежной толщины листа барабана при всех видах ремонта устраняют электронаплавкой с предварительной зачист кой до металлического блеска.
Встенках дымовой камеры при всех видах ремонта разреша
ется производить заварку трещин, вварку вставок и наставок не-а зависимо от размеров. Сварные швы, выходящие на наружную' поверхность камеры, необходимо зачищать заподлицо со стенкой листа. При механическом износе разрешается производить на плавку кромок фронтонного листа в местах прилегания дверки ка меры с последующей обработкой, приварку барабана дымовой камеры к кольцу крепления цилиндрической части, а также завар ку отверстий для заклепок и болтов.
Встенках сухопарного колпака при всех видах ремонта раз решается производить заварку трещин в сварных швах с предва рительной разделкой трещины V-образно под углом 60—70°, а также наплавку электродуговой или газовой сваркой выедин металла на притирочных лентах колпаков и крышках с предва рительной зачисткой.
Передняя решетка. К основным неисправностям трубных ре шеток относятся трещины, механический износ и коррозионные
повреждения. |
|
|
Т р е щ и н ы образуются в трубных |
простенках |
(мостиках) и |
в плоских поверхностях (фланцевых и |
дисковых) |
решеток. При |
всех видах ремонта разрешается заварка трещин в трубных про стенках не более десяти в разных местах решетки и не более трех подряд. Трещины, расположенные от кромок до заклепок, раз
решается |
заваривать при заводском |
ремонте, если |
их количество |
не более трех подряд, при деповском |
ремонте — не более десяти |
||
в разных |
местах и не более четырех |
подряд. Если |
число трещин |
превышает указанное количество и их расположение, производят вварку вставки.
При заводском ремонте не разрешается заварка трещин, рас полагающихся вдоль загиба решетки, в этом случае производят приварку к цилиндрической части котла новой дисковой решетки с предварительной заваркой заклепочных отверстий. При депов ском ремонте разрешается заварка одной трещины длиной до 500 мм, располагающейся параллельно загибу решетки. В диско вой решетке при заводском ремонте разрешается заварка не бо
лее |
двух трещин, |
если длина каждой из них |
не более |
500 |
мм. |
|
|
|
М е х а н и ч е с к и й |
и з н о с металла происходит |
в отверстиях |
для дымогарных и жаровых труб и кромок у фланцевых решеток. Изношенные отверстия восстанавливают наплавкой с последую щей механической обработкой — при заводском ремонте — не более 5 отверстий для жаровых и 15 для дымогарных труб, а при деповском ремонте — соответственно не более 10 и 25. Изношен ные маломерные кромки при всех видах ремонта восстанавливают наплавкой, если оставшаяся после зачистки толщина кромки не менее 50% от чертежного размера.
К о р р о з и й н ы е п о в р е ж д |
е н и я |
в виде |
очагового |
вые |
дания металла происходят как в |
трубной части, |
так и по заги |
||
бам решетки. Выедины глубиной более |
3 мм. при |
заводском |
ре |
монте устраняют электронаплавкой с предварительной зачисткой поврежденного места, если толщина стенки не менее 8 мм, а при деповском ремонте — не менее 6 мм.
§ 54. РЕМОНТ И ПОСТАНОВКА ЖАРОВЫХ И ДЫМОГАРНЫХ ТРУБ
Наиболее характерными повреждениями жаровых и дымо гарных труб в процессе эксплуатации паровозов являются нару шение плотности соединения труб с решеткой, сопровождаемое течью воды из котла, обгорание и образование трещин у бортов, разрывы стенок по сварному шву, местный механический износ стенок, очаговые коррозийные повреждения металла стенок труб.
Н а р у ш е н и е п л о т н о с т и с о е д и н е н и я т р у б с ре
ш е т к о й (рис. 92, а) происходит |
от неудовлетворительного ухо |
да за котлом (резкое охлаждение) |
и от некачественного укрепле |
ния труб в отверстиях трубной решетки. При неудовлетворитель ном качестве ремонта течь может произойти при постановке труб с продольными сжимами, получающимися от неправильного об жатия задних концов труб, а также если отверстия в трубной решетке перед постановкой труб имели овальность свыше 0,5 мм для жаровых и 0,3 мм для дымогарных труб, и от неплотного прижатия концов труб в отверстиях решетки вследствие недоста
точного |
вальцевания. |
|
|
|
О б г о р а н и е |
(рис. 92, б) и |
о б р а з о в а н и е |
т р е щ и н у |
|
б о р т о в |
т р у б , |
как правило, |
происходят из-за |
увеличенного |
выхода концов труб над поверхностью решетки, загрязнения во
дяной поверхности труб и решетки накипью, |
а также из-за при |
|
менения при обчеканке бортов неисправных |
чеканок, когда вы |
|
кружка в чеканке не имеет чертежного размера. |
||
а.) |
6) |
д) |
Рис. 92. Повреждение бортов труб:
а — течь трубы в соединении а |
решеткой; б — обгоревший борт |
трубы; в — мухие» |
трещины борта трубы |
s выходом на завальцованную |
поверхность |