Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щин в связевых простенках не разрешается, в этом случае дефект­ ную часть удаляют и производят вварку вставки размером не ме­ нее трех связевых простенков по высоте и ширине или полностью заменяют подрешеточную часть. При деповском ремонте разреша­ ется заварка трещин длиной не более пяти простенков и общим количеством не более десяти.

В ухватном листе при всех видах ремонта разрешается произ­ водить: приварку вставки в верхней части листа с захватом не ме­ нее трех связевых простенков по высоте и ширине или полностью с расположением сварного шва между лапчатыми связями и первым рядом жестких связей со спуском на топочную раму; вварку вставки у одного отверстия для циркуляционной трубы с захватом не менее одного ряда связей при отсутствии других вста­ вок, за исключением угловых; вварку угловых вставок по топоч­ ной раме с захватом не менее одной связи и не более трех связей. При деповском ремонте разрешается: заваривать трещины в свя­ зевых простенках длиной не более трех и в общем количестве не более пяти простенков; производить заварку трещин от отверстия длиной до 100 мм. При всех видах ремонта не разрешается за­ варивать трещины вдоль загибов.

На задней стенке при наличии трещин в связевых простенках производится их заварка: при заводском ремонте — если общая длина трещин не превышает 300 мм и по количеству они располо­ жены не более чем в трех простенках; при большей длине и коли­ честве дефектное место удаляют и вваривают вставку; при де­ повском ремонте разрешается заварка трещин общей длиной не

более 500

мм, если по количеству они расположены не

более

как

в десяти

простенках.

 

 

 

При наличии трещин на бортах с

расположением

перпенди­

кулярно загибу и с выходом на кромку

сварного шва в этом

слу­

чае производят их заварку: при заводском ремонте на каждом борту не более одной трещины, а при деповском ремонте соответ­ ственно не более двух с расстоянием между ними не менее 100 мм. При большем количестве трещин производят вварку не более од­ ной бортовой вставки с захватом не менее одного ряда связей по ширине.

Заварка трещин на вварной шуровочной горловине при завод­ ском ремонте не разрешается, в этом случае, дефектную горлови­ ну заменяют. При деповском ремонте разрешается производить заварку трещин, если их количество не более шести. При большем

количестве трещин

производят постановку вставки с

захватом

по длине не менее пяти связей.

 

На потолке при

наличии трещин от заклепочных

отверстий

шва до его кромки на водяной поверхности при заводском ремон­ те производят их заварку, если количество их не более трех под­ ряд. Если же трещины расположены в разных местах, но не бли­ же трех простенков одна от другой, разрешается заварка не бо­ лее шести трещин. При большем количестве трещин производят постановку одной цельной ленты с расположением поперечного


шва не ближе, чем между первым и вторым рядами неподвижных анкерных болтов. При деповском ремонте разрешается заваривать трещины между анкерными болтами, если длина их не более двух простенков.

На топочной раме при заводском ремонте разрешается произ­ водить заварку трещин и вварку новых участков электродуговой

иэлектрошлаковой сваркой.

Вслучае обнаружения трещин в стенках огневой коробки не­ обходимо концы трещины, выходящей на связевые простенки, за­ сверлить сверлом диаметром 6—8 мм, а у трубной решетки —

сверлом

диаметром

8—12 мм; удалить связи

(анкерные

болты),

по которым проходит трещина, и произвести

разделку

трещины

пневматическим зубилом под V-образный шов. Небольшие по раз­

мерам

(до 100 мм)

трещины заваривать электродуговой

сваркой

движением электрода в одном направлении по всей длине, при больших размерах трещину разбивают на равные участки и завар­ ку производят обратно-ступенчатым способом по участкам. На­ пример, если на боковой стенке имеется вертикальная трещина, проходящая через связевые отверстия, вначале заваривают верх­

ний простенок, с движением электрода

снизу вверх, а затем также

заваривают второй

простенок и

аналогично третий

(см. рис.

90).

В о л н и с т о с т ь — это такой

вид

повреждения

стенок,

при

котором происходит выпучивание в сторону огня

межсвязевых

(или межанкерных)

простенков

на определенном участке. Волни­

стость появляется вследствие перегрева металла при отложении на водяной поверхности накипи. При наличии волнистости рекомен­ дуется в зоне повреждения удалить 10—25 связей и произвести проверку газовой и водяной поверхности стенок на отсутствие трещин.

Величину волн проверяют обмером дефектного участка котель­ ной линейкой. Если размер волнистости не превышает 2 мм и от­ сутствуют трещины, то при заводском ремонте такое место мож­ но оставлять без исправления. При размерах свыше 2 мм произ­ водят удаление поврежденного участка с постановкой вставки или полустенка. При деповском ремонте, если размер волнистости не превышает 3 мм я отсутствуют трещины, дефектный участок может быть оставлен без исправления.

Если же при тех же условиях волнистость превышает 3 мм, производят нагрев дефектного участка и правку выпучин под руко­ водством котельного мастера. После правки размер оставшейся волнистости не должен превышать 1 мм. При размере волнистости более 4 мм производят удаление дефектного участка с вваркой вставки или полустенка.

М е с т н ы е вы п у ч и н ы — вид повреждения, при котором про­ исходит очаговый прогиб стенки в сторону огня, как правило, от скопления накипи в этом месте. При заводском ремонте местную выпучину разрешается оставлять без исправления, если размер ее не более 2 мм и по длине не более трех связевых простенков, а при деповском ремонте соответственно при размере не более 5 мм


и такой же длины. Если высота выпучины более 5 мм, производят ее выправление.

О б щ и й п р о г и б с т е н к и — вид повреждения, который происходит от некачественно изготовленной заготовки или от на­ рушения технологии производства сварочных работ при ремонте (постановка вставок, лент, полустенков и др.), а в эксплуатации— ст резких температурных перепадов. Общие прогибы стенок и по­ толка огневой коробки происходят в сторону огневой и водяной поверхностей. При достижении общего прогиба у передней решет­ ки 23 мм, у задней 17 мм, в стенках и потолке в сторону огня 17 мм

и в сторону воды 22 мм производят

их правку.

Размер общего

прогиба после

исправления

не должен

превышать

6 мм.

О ч а г о в а я

к о р р о з и я

м е т а л л а — вид повреждения, при

котором происходит местное выедание металла на водяной поверх­ ности. Наиболее подвержены этому виду повреждений топочная рама и стенки, прилегающие к ней. Указанный дефект устраняют электродуговой наплавкой с предварительной зачисткой до метал­ лического блеска и регламентируется оставшейся толщиной стен­ ки после зачистки. Например, на боковых стенках при заводском ремонте производят наплавку выедин, если оставшаяся толщина стенки не менее 6 мм, при меньшей толщине вваривают вставки после удаления дефектной части. На задней решетке по загибам и в трубной части при наличии выедин более 3 мм производят на­ плавку, если толщина стенки ,в местах повреждения не менее 8 мм, а при деповском ремонте не менее 6 мм.

М е х а н и ч е с к и й и з н о с — вид повреждения, при котором происходит выедание металла на газовой поверхности от ударов несгоревшими частицами топлива (при угольном отоплении). Наи­ более подвержена этому виду повреждений верхняя часть задней трубной решетки. При заводском ремонте восстановление произво­ дят электронаплавкой, если толщина стенки после зачистки не ме­ нее 8 мм, а при деповском ремонте не менее 6 мм; повторную на­ плавку делать не разрешается. Восстановление наплавкой до чер­ тежных размеров изношенных отверстий для дымогарных и жаро­ вых труб при заводском ремонте разрешается не более 15 для дымогарных и не более 5 для жаровых, а при деповском ремонте соответственно не более 30 и 10.

Кожух топки. Основными повреждениями стенок кожуха топки

являются: трещины,

очаговая

коррозия и механический

износ.

Т р е щ и н > ы при

всех видах ремонта разрешается заваривать

между связями, если по. длине

они захватывают не более

четырех

простенков. При больших размерах производят вварку замкнутой вставки; на каждой боковой стенке допускается постановка не более двух вставок с расположением швов между ними не менее трех простенков. Разрешается производить заварку трещин, иду­ щих от люковых отверстий и по боковым загибам стенок с ввар-

кой втулки

в люковое отверстие.

При

наличии

сквозной

трещи­

ны между люковыми отверстиями

при заводском

ремонте

произ­

водят вварку

вставки, а также вварку

вставок вокруг отверстий



для люков и спускных кранов с захватом не менее одного ряда связей. При деповском ремонте разрешается заварка сквозных трещин между люковыми отверстиями с одновременной вваркой втулок.

О ч а г о в а я к о р р о з и я стенок в виде местных выедин ме­ талла происходит со стороны водяной поверхности главным обра­

зом у топочной рамы и у люковых отверстий.

Местные

выедины

устраняют электронаплавкой, если толщина

стенок после

зачист­

ки их будет не менее 7 мм. _

 

 

 

 

М е х а н и ч е с к и й

и з н о с происходит

в

местах

постановки

пароразборной колонки, предохранительных

 

клапанов,

спускных

кранов, инжекторов и

накладных люков. Восстановление

износа

свыше предельных размеров производят электронаплавкой с по­ следующей обработкой по чертежным размерам.

§ 51. РЕМОНТ И СМЕНА СВЯЗЕЙ И АНКЕРНЫХ БОЛТОВ

Основными повреждениями связей и болтов являются: трещи­ ны, течь, очаговая коррозия и механический износ.

Т р е щ и н ы непосредственно у связей и болтов бывают в виде надрывов и сквозные, т. е. с их изломом. В отверстиях стенок топки образуются лучевые надрывы, идущие от кромки отверстия, и кольцевые — вокруг отверстия. При всех видах ремонта реко­ мендуется производить осмотр технического состояния каждой свя­ зи и анкерного болта с обстукиванием молотком по головкам. При заводском ремонте для этой цели со стороны кожуха произ­ водят отъемку колпачков и крышек у подвижных связей и анкер­ ных болтов, в полном соответствии с требованиями Правил ремонта. В труднодоступных местах, между стенками, осмотр производят с применением переносных электроламп. Для обеспечения контро­ ля за исправным состоянием связей и болтов при всех видах ре­ монта производят прочистку из огневой коробки всех контрольных

отверстий от

загрязнений путем сверления

их на глубину не ме­

нее 40 мм, а

при заводском ремонте такую

прочистку производят

и со стороны кожуха топки.

 

При наличии трещин и изломов связи и болты заменяют но­ выми. Удаляют их из стенок топки высверловкой или выжигани­ ем газовым резаком. После удаления дефектной связи (болта) зачищают вокруг отверстия до металлического блеска на ширину 8—10 мм с последующей вваркой автоматом под слоем флюса или качественными электродами новой связи (рис. 91).

Лучевые трещины, идущие от кромок отверстий, и кольцевые вокруг головок происходят преимущественно в стенках и в потол­ ке огневой коробки. Указанные трещины устраняют тремя спосо­

бами: при небольших размерах удаляют

связь (болт) и. произво­

дят раззенковку отверстия до полного

выведения трещин, при

этом увеличивать отверстия свыше 35 мм не разрешается. После подготовки отверстий вваривают новую связь (болт). При боль-