Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
электродвигателем. Применение приспособлений с корундовыми камнями для указанных целей не разрешается.
Перед постановкой труб в котел производят ремонт трубных решеток в требуемом объеме. Каждое отверстие в решетке должно иметь цилиндрическую форму, острые кромки скруглены радиусом 2 мм, диаметр в пределах установленных допусков. Овальность отверстия при всех видах ремонта для дымогарных труб не дол жна превышать более 0,3 мм, а для жаровых—не более 0,5 мм; ко нусность отверстий не допускается. После подготовки в отверстия задней решетки производят постановку прокладных колец из красной меди. Наружный диаметр кольца должен быть меньше диаметра отверстия не более как на 0,5 мм, а его ширина на 1—2 мм более толщины стенки решетки. Толщина стенки про кладного кольца для дымогарных труб колеблется в пределах 1,5—2,0 мм, а для жаровых—2,5—3 мм. В целях экономии цветных
металлов разрешается |
использование прокладных |
колец, |
бывших |
в употреблении после |
отжига, если их толщина |
не менее |
1,5 мм |
и при отсутствии в них трещин. Кольца в отверстиях укрепляют вальцеванием с последующей отбортовкой со стороны водяной поверхности решетки. После укрепления торец кольца не должен доходить до огневой поверхности на 1 мм для обеспечения качест венной приварки бортов труб к решетке, что проверяется шаблоном.
Трубы в котел ставят с таким расчетом, чтобы задние концы обязательно имели упор обжатой частью в решетку. Это необхо димо для герметизации соединения. После постановки нормальный выход концов труб над поверхностью задней решетки должен быть 6—8 мм для дымогарных и 7—9 мм для жаровых труб, что про веряется шаблоном. Концы труб из передней решетки могут вы ступать на 10—30 мм.
Трубы в решетках укрепляют вальцеванием при помощи роли ковых вальцовок. В завальцованной части поверхности труб дол жны быть ровными, гладкими и иметь блестящий оттенок, без наличия отслоений, плен, волнистости, рисок; переходы от валь цованной к невальцованной поверхностям должны быть плавные, без подреза стенок. После отбортовки концов труб образование борта и плотное прижатие его к поверхности решетки производят при помощи пневматического молотка с постоянным перемещением чеканки по окружности. Высота борта у дымогарных труб должна быть в пределах 3—4 мм, у жаровых — 4—6 мм. Между решет
кой и бортом трубы не должно быть пустот, борт по всему пери метру должен плотно прилегать к поверхности решетки. При комплектной смене труб герметичность их соединений с решет
ками проверяют гидравлическим испытанием котловым |
давлени |
ем плюс 5 кГ/см2. |
|
Приварку бортов труб к решетке (завершающаяся |
ремонтная |
операция) выполняют электродуговой сваркой электродами тол щиной 3—4 мм для дымогарных и электродами толщиной 4—5 мм для жаровых труб. Приварку бортов можно производить после гидравлического испытания котла или после пробной обкатки па-
ровоза с предварительной очисткой задней трубной решетки от за грязнений.
Сварные швы у бортов труб должны быть плотными, не иметь раковин, резких наплывов и углублений; высота валика равна высоте борта трубы; подрез основного металла решетки и борта до пускается не более 0,3 мм.
При ремонте дымогарных и жаровых труб не разрешается сме шанная постановка в котел новых и бывших в употреблении труб, заварка и зачеканка трещин труб и их бортов, постановка труб с несоосно приваренными наконечниками, подвальцовка, чеканка приваренных труб и их проссеровка.
§55. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЕ КОТЛОВ
Для обеспечения безопасной эксплуатации паровозных котлов согласно требованиям Правил котлонадзора МПС установлены следующие технические освидетельствования и их испытания: на ружный осмотр, полное освидетельствование, специальное обсле дование и гидравлическое испытание.
Наружный осмотр, проводимый не реже одного раза в три года, предназначен для проверки технического состояния стенок котла и соединений в доступных местах, а также жаровых и ды могарных труб, элементов пароперегревателя с выемкой их из труб и снятием арматуры котла с устранением обнаруженных де фектов. Перед осмотром необходимо промыть котел и очистить от загрязнений с удалением арочного свода (обмуровки — при ма зутном отоплении) и колосников; прочистить сверлением конт рольные отверстия связей и анкерных болтов со стороны огневой коробки, особенно в углах и верхних загибах, и со стороны кожуха топки. Обшивку на кожухе топки распустить со снятием ее в до ступных местах.
Подготовленный таким образом котел подвергают осмотру ко миссией в составе приемщика депо или инженера-технолога и котельного мастера под председательством начальника депо или его заместителя по ремонту или главного инженера. При осмотре проверяют, нет ли трещин в стенках огневой коробки, обрыва свя зей в углах и верхних загибах радиальных топок, деформации сте нок и потолка с обмером линейками, коррозийных повреждений в местах расположения люковых отверстий, у связей, анкерных болтов, по топочной раме. Кроме того, проверяют паровой мано метр, предохранительные клапаны и заменяют легкоплавкий сплав у контрольных пробок. Результаты осмотра заносят в котловую книгу, являющуюся вкладной частью паспорта паровоза. Обнару женные дефекты устраняют.
Полное освидетельствование, проводимое при каждом завод ском ремонте или в условиях депо, но не реже одного раза в восемь лет, предназначено для проверки технического состояния всех стенок котла и их соединений с наружной и внутренней
5» 131
поверхностей. Перед освидетельствованием котел промывают и очи щают от загрязнений с обязательным снятием всей обшивы, изоля ции, с выемкой дымогарных, жаровых труб и снятием арматуры: прочищают сверлением все контрольные отверстия у связей и ан керных болтов как из огневой коробки, так и со стороны кожуха топки. При выполнении полного освидетельствования в депо раз решается не снимать обшиву с цилиндрической части котла.
Подготовленный таким образом для освидетельствования котел осматривает комиссия в составе: на заводе — начальника отдела технического контроля, начальника котельного цеха или главного технолога под председательством главного инженера завода или начальника производственного отдела, в депо — главного инже нера (председатель), котельного мастера и приемщика. При ос мотре обращают внимание на исправное состояние газовой и во дяной поверхностей стенок топки, а также наружной поверхности стенок кожуха топки и их соединений с обмером стенок огневой коробки линейками, проверяют, нет ли трещин в контрфорсах, продольных и поперечных тяжах и в их соединениях со стенками котла; осматривают снаружи и внутри с применением лупы все сварные и клепаные швы и кромки стенок; проверяют, нет ли на водяной поверхности очаговой коррозии вокруг люковых отвер стий, в нижней части барабанов цилиндрической части, у топочной рамы, трещин снаружи и внутри цилиндрической части котла в местах расположения гибких опор котла, а также в соединении цилиндрической части с ухватным листом.
Результаты полного освидетельствования котла заносят в кот ловую книгу и удостоверяют подписями члены комиссии. Кроме того, составляют эскиз, на который наносят все произведенные котельные работы после освидетельствования. При смене труб и связей (болтов) на эскизе отмечают перекрещенным кружком, а ремонт их без смены обозначают двойным кружком. На паспорт ных табличках котла производят изменение клейм о месте и дате освидетельствования.
Специальное обследование предназначено для проверки каче ства механических свойств металла цилиндрической части, кожуха топки и ухватного листа при понижении прочности. Как пра вило, специальное обследование котлов производят при завод ском ремонте. В этом случае подготовку котла для осмотра ко миссии производят аналогично подготовке к полному освидетель ствованию.
Комиссия, производящая осмотр котла, определяет наиболее опасное место в стенках цилиндрической части или кожуха для вырезки полос вдоль и поперек прокатки листа. При этом реко мендуется учитывать срок службы листа, из которого вырезаются полосы, что определяется по клейму на листе, указывающему год его постановки. Вырезанные полосы металла котла направляют в лабораторию завода или института для механического испытания и металлографического исследования вместе с актом о производ стве вырезки с указанием: года, завода постройки, регистрацион-
ного номера котла, серии и номера паровоза, а также |
эскиз котла |
с указанием места вырезки полос. |
|
Изготовление из полос образцов по количеству, |
размерам и |
технология их обработки производят в механической |
лаборатории |
в полном соответствии с требованиями Правил котлонадзора МПС. Результаты специального обследования котла и заключение ла боратории по испытанию металла записывают в котловую книгу и удостоверяют подписями члены комиссии. Если при лабораторных испытаниях будет подтверждено неудовлетворительное каче ство металла, дефектные стенки заменяют на новме, а при невоз
можности этого руководство дороги оформляет акт на |
исключе |
||
ние паровоза из инвентаря |
и вместе с |
лабораторным |
исследо |
ванием высылает в МПС для |
разрешения. |
|
|
Гидравлическое испытание предназначено для проверки каче ства произведенных работ при ремонте котла. Как правило, паро возные котлы подвергают гидравлическому испытанию на рабочее давление плюс 5 кГ/см2. Испытание проводят с участием комис сии при осмотре котла.
Если объем котельных работ превышает характеристику подъе мочного ремонта, то гидравлическое испытание осуществляют дав лением, равным наибольшему допускаемому давлению пара в котле, и без участия комиссии. В этом случае начальник депо или котельный мастер делает запись в техническом паспорте па ровоза о произведенных работах.
При аварийных случаях (падение котла на землю или повреж дение его подвижным составом, после выплавления контрольных пробок с деформацией потолка огневой коробки свыше 3 мм) или при требовании увеличенного объема ремонта котельных работ против характеристики ремонта производят досрочное гидравли ческое испытание давлением, равным наибольшему давлению пара в котле плюс 5 кГ/см2, с наружным комиссионным осмотром. Оформление результатов такого испытания производит комиссия так же, как и при наружном осмотре.
Перед гидравлическим испытанием рекомендуется: установить на котел все приборы арматуры, в том числе два проверенных паровых манометра, из них один контрольный, полностью запол нить котел водой и подключить к нему гидропневматический пресс, которым повышают давление до рабочего плюс 5 кГ/см2 и под держивают в течение 5 мин, затем медленно снижают до рабочего и поддерживают постоянным на время осмотра стенок котла. При этом рекомендуется сварочные швы обстукивать легкими ударами молотка со сферическим бойком весом 0,5—0,8 кг. Затем посте пенно давление снижается до нуля. Котлы считаются выдержав
шими испытание, |
если не обнаружено остаточных деформаций, |
|||
разрывов или. течи. Если при |
осмотре будут |
обнаружены |
дефекты |
|
в сварных швах, |
требующих |
исправления |
или смены |
связей, |
более 15 заклепок и других, тогда после устранения всех дефектов производят повторное испытание. При этом повышать давление в котле свыше рабочего без комиссии не разрешается.
|
|
Г л а в а |
10 |
|
|
|
РЕМОНТ РЕГУЛЯТОРА, |
ГАРНИТУРЫ, |
|||
|
ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЯ |
И АРМАТУРЫ |
|||
|
§ 56. РЕМОНТ РЕГУЛЯТОРА И ГАРНИТУРЫ |
||||
Регулятор. |
Основными |
неисправностями |
регуляторной голов |
||
ки и привода |
регулятора |
являются |
трещины |
и механический из |
нос. После полной разборки и очистки деталей регулятора от за грязнений производят тщательный их осмотр и соответствие чер
тежным размерам. При наличии трещин в большом клапане |
и в |
|
его седле их заменяют новыми. В корпусе регуляторного |
клапа |
|
на разрешается заваривать трещины, если их количество |
не |
бо |
лее трех, а по длине каждая из них не превышает 50 мм, с после
дующим |
гидравлическим испытанием |
давлением |
20 |
кГ/см2. |
При |
||
большем |
количестве трещин |
или превышающем |
указанную |
их |
|||
длину корпус заменяют новым. |
|
|
|
|
|
||
Механический износ притирочных поверхностей клапанов и их |
|||||||
поршней |
устраняют электронаплавкой |
с |
последующей обработ |
||||
кой на станке и притиркой. |
Уменьшение |
толщины |
клапана |
по |
вертикали наружной поверхности против чертежного размера при
заводском ремонте допускается |
у |
малого |
(разгрузочного) |
не бо |
|
лее 1 мм, у большого (рабочего) |
не более 3 мм, а у |
паровозов |
|||
ПЗб соответственно 3 и 5 мм. |
|
|
|
|
|
При увеличении диаметра цилиндра или втулки |
для |
поршня |
|||
большого клапана более 2 мм |
цилиндр |
растачивают, |
затем за |
прессовывают стальную втулку, приваривают по периметру в верх ней части и растачивают ее до чертежного размера. При наличии износа втулки свыше 2 мм производят ее расточку, электронаплав ку с последующей расточкой до чертежного размера. На парово зах П36 такой ремонт осуществляют при износе свыше 3,5 мм. После ремонта клапанов регуляторную головку собирают и испы
тывают давлением |
20 |
кГ/см2 |
в течение |
10 мин. При отсутствии |
течи головка считается |
годной. |
|
|
|
Механический износ |
привода регулятора происходит в отвер |
|||
стиях тяг привода, |
в |
местах |
вращения |
регуляторного вала в |
опорной втулке, в |
отверстиях |
серьги. Изношенные поверхности |
регуляторного вала восстанавливают электронаплавкой с последу ющей механической обработкой на станке. При заводском ре монте восстановление электронаплавкой производят, если износ составляет не более 10% от чертежного размера. При большем износе дефектный участок удаляют и производят приварку ново го конца вала контактной или газопрессовой сваркой. Овализацию в отверстиях регуляторного привода устраняют развертками с изготовлением новых валиков. При разработке отверстий в ры чагах и тягах привода под втулки свыше 3 мм производят элект ронаплавку с последующей механической обработкой отверстия до чертежного размера.