Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

электродвигателем. Применение приспособлений с корундовыми камнями для указанных целей не разрешается.

Перед постановкой труб в котел производят ремонт трубных решеток в требуемом объеме. Каждое отверстие в решетке должно иметь цилиндрическую форму, острые кромки скруглены радиусом 2 мм, диаметр в пределах установленных допусков. Овальность отверстия при всех видах ремонта для дымогарных труб не дол­ жна превышать более 0,3 мм, а для жаровых—не более 0,5 мм; ко­ нусность отверстий не допускается. После подготовки в отверстия задней решетки производят постановку прокладных колец из красной меди. Наружный диаметр кольца должен быть меньше диаметра отверстия не более как на 0,5 мм, а его ширина на 1—2 мм более толщины стенки решетки. Толщина стенки про­ кладного кольца для дымогарных труб колеблется в пределах 1,5—2,0 мм, а для жаровых2,5—3 мм. В целях экономии цветных

металлов разрешается

использование прокладных

колец,

бывших

в употреблении после

отжига, если их толщина

не менее

1,5 мм

и при отсутствии в них трещин. Кольца в отверстиях укрепляют вальцеванием с последующей отбортовкой со стороны водяной поверхности решетки. После укрепления торец кольца не должен доходить до огневой поверхности на 1 мм для обеспечения качест­ венной приварки бортов труб к решетке, что проверяется шаблоном.

Трубы в котел ставят с таким расчетом, чтобы задние концы обязательно имели упор обжатой частью в решетку. Это необхо­ димо для герметизации соединения. После постановки нормальный выход концов труб над поверхностью задней решетки должен быть 6—8 мм для дымогарных и 7—9 мм для жаровых труб, что про­ веряется шаблоном. Концы труб из передней решетки могут вы­ ступать на 10—30 мм.

Трубы в решетках укрепляют вальцеванием при помощи роли­ ковых вальцовок. В завальцованной части поверхности труб дол­ жны быть ровными, гладкими и иметь блестящий оттенок, без наличия отслоений, плен, волнистости, рисок; переходы от валь­ цованной к невальцованной поверхностям должны быть плавные, без подреза стенок. После отбортовки концов труб образование борта и плотное прижатие его к поверхности решетки производят при помощи пневматического молотка с постоянным перемещением чеканки по окружности. Высота борта у дымогарных труб должна быть в пределах 3—4 мм, у жаровых 4—6 мм. Между решет­

кой и бортом трубы не должно быть пустот, борт по всему пери­ метру должен плотно прилегать к поверхности решетки. При комплектной смене труб герметичность их соединений с решет­

ками проверяют гидравлическим испытанием котловым

давлени­

ем плюс 5 кГ/см2.

 

Приварку бортов труб к решетке (завершающаяся

ремонтная

операция) выполняют электродуговой сваркой электродами тол­ щиной 3—4 мм для дымогарных и электродами толщиной 4—5 мм для жаровых труб. Приварку бортов можно производить после гидравлического испытания котла или после пробной обкатки па-


ровоза с предварительной очисткой задней трубной решетки от за­ грязнений.

Сварные швы у бортов труб должны быть плотными, не иметь раковин, резких наплывов и углублений; высота валика равна высоте борта трубы; подрез основного металла решетки и борта до­ пускается не более 0,3 мм.

При ремонте дымогарных и жаровых труб не разрешается сме­ шанная постановка в котел новых и бывших в употреблении труб, заварка и зачеканка трещин труб и их бортов, постановка труб с несоосно приваренными наконечниками, подвальцовка, чеканка приваренных труб и их проссеровка.

§55. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЕ КОТЛОВ

Для обеспечения безопасной эксплуатации паровозных котлов согласно требованиям Правил котлонадзора МПС установлены следующие технические освидетельствования и их испытания: на­ ружный осмотр, полное освидетельствование, специальное обсле­ дование и гидравлическое испытание.

Наружный осмотр, проводимый не реже одного раза в три года, предназначен для проверки технического состояния стенок котла и соединений в доступных местах, а также жаровых и ды­ могарных труб, элементов пароперегревателя с выемкой их из труб и снятием арматуры котла с устранением обнаруженных де­ фектов. Перед осмотром необходимо промыть котел и очистить от загрязнений с удалением арочного свода (обмуровки — при ма­ зутном отоплении) и колосников; прочистить сверлением конт­ рольные отверстия связей и анкерных болтов со стороны огневой коробки, особенно в углах и верхних загибах, и со стороны кожуха топки. Обшивку на кожухе топки распустить со снятием ее в до­ ступных местах.

Подготовленный таким образом котел подвергают осмотру ко­ миссией в составе приемщика депо или инженера-технолога и котельного мастера под председательством начальника депо или его заместителя по ремонту или главного инженера. При осмотре проверяют, нет ли трещин в стенках огневой коробки, обрыва свя­ зей в углах и верхних загибах радиальных топок, деформации сте­ нок и потолка с обмером линейками, коррозийных повреждений в местах расположения люковых отверстий, у связей, анкерных болтов, по топочной раме. Кроме того, проверяют паровой мано­ метр, предохранительные клапаны и заменяют легкоплавкий сплав у контрольных пробок. Результаты осмотра заносят в котловую книгу, являющуюся вкладной частью паспорта паровоза. Обнару­ женные дефекты устраняют.

Полное освидетельствование, проводимое при каждом завод­ ском ремонте или в условиях депо, но не реже одного раза в восемь лет, предназначено для проверки технического состояния всех стенок котла и их соединений с наружной и внутренней

5» 131


поверхностей. Перед освидетельствованием котел промывают и очи­ щают от загрязнений с обязательным снятием всей обшивы, изоля­ ции, с выемкой дымогарных, жаровых труб и снятием арматуры: прочищают сверлением все контрольные отверстия у связей и ан­ керных болтов как из огневой коробки, так и со стороны кожуха топки. При выполнении полного освидетельствования в депо раз­ решается не снимать обшиву с цилиндрической части котла.

Подготовленный таким образом для освидетельствования котел осматривает комиссия в составе: на заводе — начальника отдела технического контроля, начальника котельного цеха или главного технолога под председательством главного инженера завода или начальника производственного отдела, в депо — главного инже­ нера (председатель), котельного мастера и приемщика. При ос­ мотре обращают внимание на исправное состояние газовой и во­ дяной поверхностей стенок топки, а также наружной поверхности стенок кожуха топки и их соединений с обмером стенок огневой коробки линейками, проверяют, нет ли трещин в контрфорсах, продольных и поперечных тяжах и в их соединениях со стенками котла; осматривают снаружи и внутри с применением лупы все сварные и клепаные швы и кромки стенок; проверяют, нет ли на водяной поверхности очаговой коррозии вокруг люковых отвер­ стий, в нижней части барабанов цилиндрической части, у топочной рамы, трещин снаружи и внутри цилиндрической части котла в местах расположения гибких опор котла, а также в соединении цилиндрической части с ухватным листом.

Результаты полного освидетельствования котла заносят в кот­ ловую книгу и удостоверяют подписями члены комиссии. Кроме того, составляют эскиз, на который наносят все произведенные котельные работы после освидетельствования. При смене труб и связей (болтов) на эскизе отмечают перекрещенным кружком, а ремонт их без смены обозначают двойным кружком. На паспорт­ ных табличках котла производят изменение клейм о месте и дате освидетельствования.

Специальное обследование предназначено для проверки каче­ ства механических свойств металла цилиндрической части, кожуха топки и ухватного листа при понижении прочности. Как пра­ вило, специальное обследование котлов производят при завод­ ском ремонте. В этом случае подготовку котла для осмотра ко­ миссии производят аналогично подготовке к полному освидетель­ ствованию.

Комиссия, производящая осмотр котла, определяет наиболее опасное место в стенках цилиндрической части или кожуха для вырезки полос вдоль и поперек прокатки листа. При этом реко­ мендуется учитывать срок службы листа, из которого вырезаются полосы, что определяется по клейму на листе, указывающему год его постановки. Вырезанные полосы металла котла направляют в лабораторию завода или института для механического испытания и металлографического исследования вместе с актом о производ­ стве вырезки с указанием: года, завода постройки, регистрацион-


ного номера котла, серии и номера паровоза, а также

эскиз котла

с указанием места вырезки полос.

 

Изготовление из полос образцов по количеству,

размерам и

технология их обработки производят в механической

лаборатории

в полном соответствии с требованиями Правил котлонадзора МПС. Результаты специального обследования котла и заключение ла­ боратории по испытанию металла записывают в котловую книгу и удостоверяют подписями члены комиссии. Если при лабораторных испытаниях будет подтверждено неудовлетворительное каче­ ство металла, дефектные стенки заменяют на новме, а при невоз­

можности этого руководство дороги оформляет акт на

исключе­

ние паровоза из инвентаря

и вместе с

лабораторным

исследо­

ванием высылает в МПС для

разрешения.

 

 

Гидравлическое испытание предназначено для проверки каче­ ства произведенных работ при ремонте котла. Как правило, паро­ возные котлы подвергают гидравлическому испытанию на рабочее давление плюс 5 кГ/см2. Испытание проводят с участием комис­ сии при осмотре котла.

Если объем котельных работ превышает характеристику подъе­ мочного ремонта, то гидравлическое испытание осуществляют дав­ лением, равным наибольшему допускаемому давлению пара в котле, и без участия комиссии. В этом случае начальник депо или котельный мастер делает запись в техническом паспорте па­ ровоза о произведенных работах.

При аварийных случаях (падение котла на землю или повреж­ дение его подвижным составом, после выплавления контрольных пробок с деформацией потолка огневой коробки свыше 3 мм) или при требовании увеличенного объема ремонта котельных работ против характеристики ремонта производят досрочное гидравли­ ческое испытание давлением, равным наибольшему давлению пара в котле плюс 5 кГ/см2, с наружным комиссионным осмотром. Оформление результатов такого испытания производит комиссия так же, как и при наружном осмотре.

Перед гидравлическим испытанием рекомендуется: установить на котел все приборы арматуры, в том числе два проверенных паровых манометра, из них один контрольный, полностью запол­ нить котел водой и подключить к нему гидропневматический пресс, которым повышают давление до рабочего плюс 5 кГ/см2 и под­ держивают в течение 5 мин, затем медленно снижают до рабочего и поддерживают постоянным на время осмотра стенок котла. При этом рекомендуется сварочные швы обстукивать легкими ударами молотка со сферическим бойком весом 0,5—0,8 кг. Затем посте­ пенно давление снижается до нуля. Котлы считаются выдержав­

шими испытание,

если не обнаружено остаточных деформаций,

разрывов или. течи. Если при

осмотре будут

обнаружены

дефекты

в сварных швах,

требующих

исправления

или смены

связей,

более 15 заклепок и других, тогда после устранения всех дефектов производят повторное испытание. При этом повышать давление в котле свыше рабочего без комиссии не разрешается.


 

 

Г л а в а

10

 

 

РЕМОНТ РЕГУЛЯТОРА,

ГАРНИТУРЫ,

 

ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЯ

И АРМАТУРЫ

 

§ 56. РЕМОНТ РЕГУЛЯТОРА И ГАРНИТУРЫ

Регулятор.

Основными

неисправностями

регуляторной голов­

ки и привода

регулятора

являются

трещины

и механический из­

нос. После полной разборки и очистки деталей регулятора от за­ грязнений производят тщательный их осмотр и соответствие чер­

тежным размерам. При наличии трещин в большом клапане

и в

его седле их заменяют новыми. В корпусе регуляторного

клапа­

на разрешается заваривать трещины, если их количество

не

бо­

лее трех, а по длине каждая из них не превышает 50 мм, с после­

дующим

гидравлическим испытанием

давлением

20

кГ/см2.

При

большем

количестве трещин

или превышающем

указанную

их

длину корпус заменяют новым.

 

 

 

 

 

Механический износ притирочных поверхностей клапанов и их

поршней

устраняют электронаплавкой

с

последующей обработ­

кой на станке и притиркой.

Уменьшение

толщины

клапана

по

вертикали наружной поверхности против чертежного размера при

заводском ремонте допускается

у

малого

(разгрузочного)

не бо­

лее 1 мм, у большого (рабочего)

не более 3 мм, а у

паровозов

ПЗб соответственно 3 и 5 мм.

 

 

 

 

 

При увеличении диаметра цилиндра или втулки

для

поршня

большого клапана более 2 мм

цилиндр

растачивают,

затем за­

прессовывают стальную втулку, приваривают по периметру в верх­ ней части и растачивают ее до чертежного размера. При наличии износа втулки свыше 2 мм производят ее расточку, электронаплав­ ку с последующей расточкой до чертежного размера. На парово­ зах П36 такой ремонт осуществляют при износе свыше 3,5 мм. После ремонта клапанов регуляторную головку собирают и испы­

тывают давлением

20

кГ/см2

в течение

10 мин. При отсутствии

течи головка считается

годной.

 

 

Механический износ

привода регулятора происходит в отвер­

стиях тяг привода,

в

местах

вращения

регуляторного вала в

опорной втулке, в

отверстиях

серьги. Изношенные поверхности

регуляторного вала восстанавливают электронаплавкой с последу­ ющей механической обработкой на станке. При заводском ре­ монте восстановление электронаплавкой производят, если износ составляет не более 10% от чертежного размера. При большем износе дефектный участок удаляют и производят приварку ново­ го конца вала контактной или газопрессовой сваркой. Овализацию в отверстиях регуляторного привода устраняют развертками с изготовлением новых валиков. При разработке отверстий в ры­ чагах и тягах привода под втулки свыше 3 мм производят элект­ ронаплавку с последующей механической обработкой отверстия до чертежного размера.