Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 97. Приспособление для сборки элементов:

/ — рама;

2 — колпачок;

3

трубка

элемента; 4 — опорная стойка;

5 — точечная газовая

наплавка;

6

отверстия

д л я

поперечных опор; 7 — п о д д е р ж к и ; 8

компенсаторная петля;

9 — шаровая

головка; 10

— отводной

конец; / / — предохранительный

щиток

ный осмотр стенок и гидравлическое испытание при рабочем дав­ лении плюс 5 кГ/см2. Для удобства осмотра и ремонта применяют механизированный стенд.

В стальном корпусе коллектора разрешается заваривать тре­

щины при

всех видах

ремонта паровозов без

ограничения по

размерам и

количеству. Для

заварки

трещин

внутри корпуса

разрешается

вырезать

часть

наружной

стенки

с последующей

вваркой вставки. Патрубки соединительных фланцев с толщиной

стенки

4,5 мм, имеющие трещины, при

заводском ремонте" заме­

няют

новыми,

изготовленными

из листовой

стали

толщиной

7 — 9 мм. При

деповском ремонте

разрешается

трещины завари­

вать

с

постановкой усиливающей

стальной

накладки

толщиной

4—5

мм. Сварные швы должны быть плотными, с ровными валика­

ми,

не

иметь раковин, резких наплывов

и

углублений. Качество

сварки проверяют наружным осмотром и легким постукиванием

молотка.

Качественный

шов

при

этом

будет

издавать

чистый

металлический

звук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

основным

неисправностям

конусных

отверстий

в

плите

коллектора

относятся

механический

износ,

местные

выедины,

задиры, плены, забоины и трещины в перемычках между

отвер­

стиями. Изношенные

отверстия под

втулки

Рязанцева

против

чертежного размера на 8,5 мм и

под сферические

головки

на

10,5

мм

 

восстанавливают в

чугунных

корпусах

прострожкой

плиты,

а

в

стальных — наплавкой

газовым

способом

до

полно­

го перекрытия отверстия с последующим

сверлением

и

механи­

ческой

обработкой

до

чертежных

размеров. Притирочная

по­

верхность

каждого отверстия

после

шлифовки

должна

иметь

зеркальную поверхность без рисок. Соответствие отверстий

чертежным размерам и допускам

проверяют калибрами (рис. 98).

Ширина ленты соприкосновения

калибра с конусной притироч­

ной поверхностью в виде сплошного круга в средней части дол­ жна быть не менее 2 мм. При деповском ремонте механическую обработку и шлифовку отверстий производят без удаления кол­ лектора из дымовой камеры с применением специальных при-


 

 

Рис.

98. Калибры:

 

 

а — калибр

д л я

проверки

отверстий

в

плите

коллектора

п о д

втулки

Рязанцева;

/ — плита

коллектора;

2 — отверстие

п о д

конусную

втулку;

3 — п о л о ж е н и е

калибра

при проверке;

б — калибр д л я

проверки

отверстий

в

плите

коллектора

под

сфери ­

ческие

головки:

/ — калибр;

2 — плита

коллектора;

 

3 — паровое

отверстие;

4 — притирочная

 

конусная

поверхность

д л я

сферической

головки

элемента

способлений. После ремонта коллектор подвергают

гидравличе­

скому испытанию установленным порядком.

 

Постановку

коллектора в дымовой

камере на

кронштейны

производят так,

чтобы после укрепления его плита

должна за­

нимать горизонтальное положение и

находиться

параллельно

линии центров верхнего ряда жаровых труб, что проверяют при

помощи двух линеек, вставленных в

крайние

жаровые

трубы

верхнего ряда.

При замере в продольном

и поперечном

направ­

лениях разница

в двух точках не должна

превышать

3 мм.

 

§ 58. РЕМОНТ АРМАТУРЫ КОТЛА

 

 

 

При заводском и подъемочном ремонтах всю арматуру сни­

мают с котла вместе с подводящим трубопроводом

для

провер­

ки технического

состояния и ремонта с последующим

испытанием

на специальных

стендах.

 

 

 

 

 

Инжекторы.

Ремонт

инжекторов,

как

правило, осуществляют

в заготовительном цехе.

Для установки объема

ремонта

его раз­

бирают, очищают от накипи все детали в свинцовой ванне с ра­

створом

соляной

кислоты,

после

чего

обмывают

проточной

водой с последующим наружным осмотром и проверкой

соответ­

ствия чертежным размерам и допускам.

Для удобства

и облег­

чения выполнения

ремонтных

работ рекомендуется

 

корпус ин­

жектора

укреплять

в специальном

кантователе

с

фиксацией в

требуемом положении.

 

 

 

 

 

 

 

При наличии трещин в стенках

корпуса производят

засвер-

ловку концов с разделкой под V-образный

шов,

а

при

наличии

раковин — вырубку до здорового металла, затем корпус

запол­

няют сухим песком, подогревают до температуры

350—400°С и

производят сварочные работы

газовым

способом с

присадкой

латуни марки ЛО60-1 или Л062-1.

 

 

 

 

 

При

заводском

ремонте разрешается

производить

сварочные

работы в корпусе инжектора,

если

в нем

не более

пяти

дефек­

тов; повторная заварка трещин во фланце для пароподводящей трубы не разрешается. При деповском ремонте сварочные рабо­ ты количеством дефектов не ограничиваются. После сварочных работ корпус медленно охлаждают естественным путем, а затем


производят гидравлическое

испытание

на рабочее давление пара

в котле плюс 5 кГ/ом2.

 

 

 

 

При механическом

износе детали инжектора восстанавливают­

ся

наплавкой. Изношенную

резьбу удаляют проточкой на стан­

ке,

затем наплавляют

с последующей

механической обработкой

до чертежных размеров. При износе посадочных мест питатель­

ных клапанов в корпусе инжектора рекомендуется

производить

расточку

с

запрессовкой

или

на

резьбе опорной

втулки,

изго­

товленной из нержавеющей стали. При предельном

износе

дета­

ли

инжектора

заменяют

новыми.

 

 

 

 

 

 

 

Проверку

технического состояния

наружных и внутренних по­

верхностей

каждого

конуса, а также

соответствия

их

чертеж­

ным размерам .и допускам производят

специальными калибрами,

а

механическую

обработку

внутренних поверхностей,

цилин­

дрических

и конических

отверстий

 

калиброванными

разверт­

ками. Каждое

сопло

считается

годным

для

постановки в

ин­

жектор, если оно по своим размерам

и допускам

соответствует

чертежу,

а наружные

и

внутренние поверхности чистые

и

глад­

кие,

без

раковин,

с

чистой резьбой,

плотно входящей

в

место

постановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В правильно собранном инжекторе геометрическая

ось

всех

конусов

должна находиться на

одной

 

прямой,

кольцевой

зазор

между паровым и конденсационным конусами и величина подъе­ ма каждого клапана должны соответствовать чертежным раз­ мерам и установленным допускам. Собранный инжектор испыты­

вают

на установленную производительность

подачи воды в

л/мин

на специальном стенде по установленным

нормам.

Питательные трубы инжекторов после удаления из котла ос­

матривают и

очищают от

накипи. У наружного трубопровода

при наличии

коррозийных

повреждений,

с утонением

стенок

де­

фектные места вырезают

и приваривают

новые концы

труб с

по­

следующим испытанием рабочим давлением плюс 5 кГ/см2. Водоприемные рукава, имеющие расслоения, заменяют но­

выми.

Паровые манометры. Основными неисправностями маномет­ ров являются: трещины в стенках пружинной трубки, через кото­

рые происходит утечка пара, что определяется

по потению

внут­

ренней

стороны

стекла,

и механический

износ

деталей

переда­

точного

механизма. При ремонте манометр

разбирают и проверяют

техническое

состояние

деталей

и

соответствие

их

чертеж­

ным размерам и допускам. Трубку, имеющую

трещины

в

стен­

ках, заваривают

газовым

способом

с присадкой латуни.

Качест­

во сварки

проверяют давлением

на

гидравлическом

(масляном)

поршневом приборе, предназначенном для проверки манометров.

Детали

передаточного

механизма,

имеющие

предельный

из­

нос, заменяют новыми.

Притирочные поверхности

спускного

краника сифонной трубки

и

трехходового краника

проверяются

на станке

с последующей

их

притиркой. После ремонта паровой

манометр

испытывают на

поршневом

(грузовом)

приборе с

на-


личием

контрольного

манометра. Если показания

испытуемого

манометра

при изменении давления

точно

соответствуют в раз­

ных положениях показаниям

контрольного,

отремонтированный

манометр

считается

годным.

После

испытания

на

циферблате

манометра

красной

масляной

краской

наносят

черту

предельно­

го рабочего давления

пара в котле,

а

на наружной

поверхности

стекла

пишут число,

месяц

и год

произведенной проверки. За­

тем его пломбируют установленным порядком. В процессе

эксплуатации

манометр проверяют

через

каждые

б месяцев

без снятия пломбы.

Ремонт

с полной

разборкой

производят

через год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предохранительные клапаны котла, имеющие трещины в

стенках

корпуса,

разрешается

заваривать

установленным

по­

рядком,

а имеющие

трещины

в стенках

клапана,

заменяют

но­

выми. Пружины, имеющие трещины в

витках, тоже

заменяют

новыми. Каждую пружину при разборке

клапана

 

испытывают

под нагрузкой

на

упругость.

 

 

 

 

 

 

 

Износ притирочных поверхностей клапана и его седла по ши­

рине и высоте

допускается не

более

0,5

мм. При

большем

раз­

мере изношенные поверхности восстанавливают наплавкой с по­ следующей механической обработкой и притиркой. Изношенные места в корпусе под клапан наплавляют, а затеммеханически обрабатывают по чертежным размерам. Если резьба в корпусе клапана под регулировочный болт имеет износ или повреждение,

разрешается нарезать резьбу с увеличенным диаметром.

 

После

ремонта

собранный

клапан

подвергают

гидравличес­

кому

испытанию

на стенде

рабочим

давлением

плюс

5

кГ/см2.

При

этом

просачивание воды

и

потение стенок не

допускаются,

а потеря

давления

в

течение

2

мин

должна

быть

не

более

0,5

кГ/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отремонтированные

клапаны

устанавливают

на

котел

и ре­

гулируют: первый

на давление 0,2, второй и третий

на

0,4

кГ/см2

выше рабочего давления пара в котле. После регулировки каж­

дый клапан опломбируют. Перед заправкой паровозов из

запа­

са МПС или резерва, а также у прикомандированных

паровозов

из других депо

предохранительные

клапаны

снимают

с

кот­

ла, расконсервировывают, испытывают на стенде и при

исправ­

ном их состоянии

устанавливают опять на котле. При

отставле-

нии паровозов в

запас МПС

или

резерв

предохранительные

клапаны законсервировывают, а

пружины их

незначительно

за­

тягивают для плотного прижатия клапана к гнезду с целью соз­ дания герметичности котла.

Водоуказательные приборы котла. Основными неисправностя­ ми являются: трещины у плоских водомерных стекол и резьбо­ вой части водопробных краников, а также парение вентилей, сальников и краников. После разборки и очистки от загрязнений водомерные стекла, водопробные краники и водоуспокоительные колонки проверяют на соответствие их чертежным размерам и допускам. Проходные отверстия в стенках кожуха топки вентилей