Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После ремонта регуляторную головку и привод собирают на па­ ровозе, затем проверяют величину открытия клапанов и их плотное закрытие. Увеличение величины подъема каждого клапана разре­

шается не более 2 мм против чертежного размера.

При этом ре­

комендуется

обращать особое внимание на недопустимость подъе­

ма каждого

клапана

менее чертежного размера;

на наличие во

всех соединениях привода регулятора типовых

 

валиков, шплин­

тов или чек с нормальной их разводкой.

 

 

 

Ремонт

регулятора

считается выполненным

удовлетворитель­

но, если величина открытия клапанов

соответствует чертежным

размерам и допускам,

а натяг рычага

регулятора

по сектору пос­

ле регулировки подъема клапанов при закрытом

 

его положении

составляет не менее 5 мм.

 

 

 

 

Гарнитура

(конус,

сифон, искрогасительные

приспособления).

К о н у с после

удаления из дымовой камеры

обжигают, а затем

осматривают. При наличии износа конусные

насадки заменяют

новыми. У четырехдырного конуса проверяют

полости" раздельно­

го выпуска

пара заполнением водой.

Если при этом будет уста­

новлено протекание воды из одной полости в другую вследствие износа стенок от выпуска пара, такие конусы заменяют новыми. При наличии трещины в вертикальной перегородке производят заварку с последующим испытанием качества' сварочных работ. Изношенные фланцы конусов заваривают с последующей механи­ ческой обработкой отверстий по чертежным размерам. После ре­ монта конус собирают и ставят на место. При этом четырехдыр-

ные конусы устанавливают на паронитовой

прокладке

толщиной

не более 2 мм с предварительной очисткой

посадочного

места.

После сборки проверяют положение конуса по отношению ды­ мовой трубы. При этом по высоте (от поверхности насадки до верхней кромки трубы) он должен занимать положение, соответ­ ствующее чертежному размеру с допуском ± 1 0 мм; верхняя по­ верхность насадки конуса должна быть перпендикулярна оси трубы. Ось конусной насадки должна совпадать с осью дымовой трубы. Это положение проверяют при помощи специальных при­ боров с самоцентрирующими дисками, устанавливаемыми в верх­ ней и нижней части дымовой трубы и в конусной насадке. Наибо­ лее точные измерения дают оптические приборы. Отклонение оси конусной насадки от верхнего основания дымовой трубы допус­ кается при заводском ремонте не более 6 мм, а при деповском не более 8 мм. При больших отклонениях производят регулировку соосности за счет смещения посадочного места трубы на дымовой камере. В процессе эксплуатации паровоза несовпадение осей до­ пускается до 9 мм.

С и ф о н после удаления из дымовой камеры очищают и ос­ матривают. В случае прогара кольцевой трубки сифон заменяют новым. Изношенные сопла заменяют новыми. После ремонта и постановки на место проверяют правильность установки сифона относительно оси дымовой трубы. Соединение сифона с паропод-


водной трубкой во всех случаях должно осуществляться

при помо­

щи конусного штуцера без

применения прокладок и

подмотки.

И с к р о г а с и т е л ь н ы е

п р и с п о с о б л е н и я

после

удаления

из дымовой камеры очищают от загрязнений, осматривают и при­ водят в исправное состояние. Прогоревшие стенки или разорван­ ные сетки заменяют исправными.

§57. РЕМОНТ ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЯ

Кнаиболее характерным повреждениям пароперегревателей

относятся: нарушение плотности соединений

головок

элементов

с коллектором,

деформация

и прогорание

трубок

элементов

и

соединительных

колпачков,

трещины в стенках

коллектора,

раз­

рывы трубок элементов, механический износ

и

коррозийное

по­

вреждение трубок элементов. Нарушение плотности

соединений

головок элементов с коллектором происходит от:

недостаточной

затяжки

болтов при

сборке,

растягивания

болтов

или их обрыва,

а также

из-за

срыва

резьбы

гайки. Деформация

и

прогорание

трубок элементов и соединительных колпачков происходит от пе­ регрева металла стенок при зарастании паровой поверхности на­ кипью. Трещины в стенках коллекторов и разрыв трубок элемен­

тов происходят в основном по

сварным швам

из-за

нарушения

технологии

сварочных работ.

Механический

износ стенок

трубок

у отводных концов

элементов

появляется

от

ударов

потока не-

сгоревших

частиц

твердого топлива (изгари)

о стенки

трубок

(преимущественно при углеподатчиках). Очаговое коррозионное повреждение паровой поверхности трубок происходит по той же причине, что у дымогарных и жаровых труб. Ремонтируют паропе­ регреватели на заводах и в депо в специальных цехах и отделениях.

Выемка пароперегревателя из котла при заводском ремонте паровоза является обязательной независимо от его технического

состояния.

При подъемочном

ремонте паровоза

 

вынимают все

элементы

комплектно.

В целях

предупреждения

изгиба

трубок

рекомендуется

выемку

элемента

из

жаровой трубы

производить

без

отклонения

от горизонтальной оси. После выемки элементов

из

последнего

ряда

аналогично

удаляют элементы

из

каждого

последующего

ряда.

Для удобства

выполнения

этой

операции

применяют передвижное приспособление с поднимающейся плат­ формой. Коллектор из дымовой камеры вынимают мостовым краном.

Газовую поверхность элементов очищают от сажи в моечных установках или металлическими щетками, а шлаковые наросты с соединительных колпачков удаляют пневматическим зубилом. После очистки газовую поверхность обдувают сжатым воздухом.

Степень загрязнения паровой поверхности накипью определя­ ют наружным осмотром через отверстия у отводных концов и че­ рез отверстия трубок у отрезанного соединительного колпачка. Очищать паровую поверхность рекомендуется во всех случаях после удаления элементов из котла. Очистку производят с при­ менением специального приспособления (рис. 94) циркуляцией


Рис. 94. Приспособление для групповой очистки паровой поверхности элементов:

I— стальная коробка;

2 —

опорная

плита; 3—сливная

камера;

4—электродвигатель

центробежного

насоса;

5 — спускная

труба;

6—центробежный

 

насос;

7—

сливная тру

ба; 8— резервуар; 9— всасывающая

труба;

10— трубка с ж а т о г о воздуха;

/ / — гидро-

пневматический

пресс;

12—манометр;

13 — нагнетательная

т р у б а ;

14—кран-балка

с

тельфером; 15 — п о д д е р ж к и ;

16 — т е л е ж к а

д л я м е ж ц е х о в о й

транспортировки элементов;

 

17—нагнетательная

 

 

камера

 

 

 

 

 

подогретой воды до температуры 85—90°С

 

с добавлением

5—7%

каустической

соды. При значительном загрязнении

применяют

ингибированную кислоту по утвержденной технологии.

 

Применение приспособления

 

(см. рис.

94) позволяет,

кроме

очистки элементов от

накипи,

определять

участки

трубок,

заби­

тые накипью (так как они будут охлажденными), и производить опрессовку очищенной группы элементов при помощи гидропнев­

матического насоса. Качество очистки контролируют

отрезанием

одного соединительного колпачка из каждого

ряда

 

всего

ком­

плекта и проверкой состояния паровой поверхности.

 

 

 

После очистки наружной и внутренней поверхностей произво­

дят проверку

технического

состояния и фактических

 

геометри­

ческих размеров (длины, расположения поддержек и др.)

каждого

элемента с определением полного

объема ремонта

на

специаль­

ном стенде (рис. 95). Элемент бракуют, если

износ

трубок после

взвешивания

превышает 20%

при

заводском

ремонте

и 25%

при

подъемочном ремонте паровоза. Соединительные колпачки подле­ жат замене на новые, если стенки раздуты и чертежные размеры уменьшены более чем на 20%-

Для ремонта разбирают каждый элемент с удалением хому­ тиков, опорных колодочек, звездочек и предохранительных щит­ ков, которые заменяют новыми. Соединительные колпачки уда­ ляют с элемента вместе со сварными швами механической но-


L'-W

Рис. 95.

Стенд

конструкции

инж.

П. И. Смушкова для проверки элементов

 

 

 

широкотрубного

пароперегревателя:

 

I — корпус

стенда

( ж а р о в а я п о л у т р у б а ) ;

2 — горизонтальная линейка;

3—вертикальная

линейка;

4

— з а ж и м ; 5 — фиксатор;

6

— элемент; 7 — мерительные линейки; в—хо­

мутики

с опорными

колодочками;

9

верхьяя полутруба для проверки

центрального

р а с п о л о ж е н и я

элемента в

ж а р о в о й

трубе;

10 — опора

со шпальным

основанием;

 

/ / — запорное устройство; 12 — п е р е д в и ж н о й

р е й с м у с

 

 

жовкой. На

концах

трубок

под

газовую

сварку

снимают

фаску

под углом

30°С

с зачисткой

 

концов

дисковой

проволочной щет­

кой. Для обеспечения соосности

при

приварке

соединительных

колпачков,

а также

участков

трубок

рекомендуется

применять

приспособления. Запрещается

приваривать

колпачки

к

трубкам

без промежуточной

вставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Трубки

отводных

концов

 

элементов,

имеющие механический

износ, трещины,

очаговую

коррозию

или

 

повреждение

 

соедини­

тельных головок, удаляют и заменяют новыми. Подготовленные для сварочных работ отводной конец и трубку элемента устанав­

ливают в

приспособление (рис. 96),

обеспечивающее соосное со­

единение

трубок. При этом зазор

между торцовыми

частями

должен быть не более 1 мм. После укрепления трубки

сваривают

не более чем из двух частей газовой сваркой.

 

Основными повреждениями сферических головок являются

трещины,

отслоение

металла

(плены),

риски

и

выедины

на при­

тирочной

поверхности. При

наличии

трещин

головку

удаляют

вместе с отводным

концом, так как заварка

их

не разрешается.

Остальные дефекты устраняют механической обработкой сферы. При этом рекомендуется применять фрезы со сменными цилинд­ рическими резцами конструкции ПКБ ЦТ МПС, которые позволя­ ют сохранять чертежный радиус сферической поверхности. Износ сферической головки по высоте допускается при заводском ре­ монте не более 2 мм, а при деповском не более 3 мм. При большем износе производят их наплавку с последующей механической об­ работкой с доведением до чертежных размеров и шлифовкой притирочной поверхности.

щ


Основные неисправности

голо­

 

 

 

 

 

вок под конусные втулки

Рязан­

 

 

 

 

 

цева аналогичны дефектам

сфери­

 

 

 

 

 

ческих

головок.

При

наличии

 

 

 

 

 

трещин

головки заменяют

новы­

 

 

 

 

 

ми

с последующей

приваркой

к

 

 

 

 

 

трубке

отводного конца.

Все

ос­

 

 

 

 

 

тальные неисправности устраняют

 

 

 

 

 

механической обработкой

с

при­

 

 

 

 

 

менением

конусной

фрезы

с по­

 

 

 

 

 

следующей шлифовкой

притироч­

 

 

 

 

 

ной

поверхности.

Разрешается

 

 

S

 

 

выпускать

из ремонта

головку

 

 

 

 

Рис. 96. Приспособление для привар­

элемента с износом отверстия под

втулку

по диаметру,

при завод­

ки

отводного конца элемента:

/ — ж е л о б ч а т а я станина:

2 — вертикальная

ском ремонте не свыше 4 мм,

при

стойка;

3 — передвижной

з а ж и м

отводных

подъемочном — не

более

 

8

мм.

концов;

 

4 — отводной

конец;

5 — трубки

 

элемента;

' 6 — подготовленные

к сварке

При износе свыше 8,5 мм головки

трубка

и

отводный конец; h—высота от­

заменяют новыми. Конусные втул­

 

 

водного конца

 

 

 

 

 

 

ки Рязанцева изготовляют из трубок с наружным

диаметром 41 мм

и толщиной стенки 6,5 мм или из штампованной

заготовки с внут­

ренним диаметром 28

мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержки для элементов изготовляют из листовой

или по­

лосовой стали

толщиной

2—3

мм

и

шириной

50

мм.

Опорные

колодочки

 

изготовляют

штамповкой

длиной

 

75

мм,

шириной

15 мм и

высотой 8 мм, а опорные

звездочки — штамповкой или

протяжкой

на

волочильном станке

из

дымогарных

труб. Предо­

хранительные

щитки

изготовляют

из

листовой

стали

толщиной

2—3 мм штамповкой, а соединительные болты — из

жаропроч­

ной хромоникелевой стали марки 37ХНЗА.

 

 

 

 

 

После

ремонта

и

последующей

проверки

на

стенде

геометри­

ческих размеров

каждый

элемент

подвергают

гидравлическому

испытанию.

При

температуре

пара

в

пароперегревателе

350°С

гидравлическое испытание производят давлением 30 кГ/см2,

а при

температуре пара свыше 350°С испытание производят

давлением

38 кГ/см2.

Для

указанноро

испытания применяют

различные

приспособления, но

наиболее

совершенным

является

гидропнев­

матический пресс с пневматическим зажимом головок элементов

конструкции инженера

депо Бузулук Куйбышевской

дороги

т. Шумакова. Элемент считается годным к постановке в

котел,

если при испытании не

обнаружено просачивание воды,

слези­

нок и потения трубок. Затем производят сушку паровой поверх­ ности сжатым воздухом.

После ремонта производят монтаж каждого элемента комп­ лекта. Для удобства и ускорения процесса монтажа рекомендуется применять приспособление конструкции депо Горький-Сортировоч­ ный Горьковской дороги (рис. 97).

• Коллектор ремонтируют параллельно ремонтным операциям элементов. После очистки газовой поверхности производят наруж-