Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
водомерного стекла, водоуспокоительной колонки и водопробных краников очищают от накипи типовыми райберами.
Корпус стекла, имеющий трещины, заменяют новым. Перед сборкой водомерного стекла рамку проверяют на плите и при шабривают поверхность к плоскости стекла до равномерного их прилегания. Плоское стекло по своим размерам должно отвечать требованиям чертежа. Притирка и пришлифовка стекол не раз решается. Стекло в рамке уплотняют при помощи паронитовых прокладок толщиной не более 2 мм. Перед постановкой паронитовые прокладки пропитывают в машинном масле, смешанном с графитом, не менее 2 ч. Стекло со смотровой и противополож ной сторон разрешается ставить только на одной прокладке. Ус
тановленное в |
корпус |
стекло не должно прикасаться боковыми |
|||||
поверхностями |
с |
корпусом крышки и рамкой. |
|
Укрепляют |
ее |
при |
|
помощи шурупов |
в строгой последовательности |
согласно |
инст |
||||
руктивным указаниям |
Главного управления |
локомотивного |
хо |
||||
зяйства МПС |
с |
равномерным нажатием ключом, имеющим дли |
|||||
ну не более 130 мм, за несколько проходов. |
|
|
|
|
|||
Качество сборки водомерного стекла проверяют гидравличе |
|||||||
ским испытанием |
на |
рабочее давление пара |
в |
котле в |
течение |
3 мин. При отсутствии просачивания воды в соединениях стекло считается годным для постановки на котел.
После постановки на лобовой лист или водоуспокоительную колонку парового и водяного вентилей рекомендуется проверить их соосность вводом в их гнезда контрольного стержня. При
наличии соосности производят постановку корпуса |
водомерного |
стекла и закрепляют его сальниками с промасленной |
асбестовой |
набивкой. |
|
Дефекты притирочных поверхностей вентилей и водопробных краников устраняют механической обработкой на станках с по следующей притиркой. При наличии трещин в резьбовой ча сти краники заменяют на вновь изготовленные по размерам чер
тежа. |
|
|
|
|
|
Водоуспокоительная |
колонка должна |
иметь толщину |
стенок |
||
ке менее 8 мм. Раковины на водяной поверхности |
глубиной |
не |
|||
более 3 мм зачищают |
до металлического |
блеска, а |
пр"И глубине |
||
более 3 мм разрешается рассверловка с постановкой |
ввертышей |
||||
(не более двух) на резьбе с выходом в водяную поверхность |
на |
||||
5 мм и на наружную |
на 7 мм с последующей обваркой |
вверты- |
|||
ша по наружной поверхности. Наплавочные работы |
на |
водяной |
|||
поверхности колонки производить не разрешается. После |
ремон |
та водоуспокоительную колонку подвергают гидравлическому ис
пытанию давлением 30 |
кГ/см2 в течение 5 мин, при этом течь |
или выступление влаги |
на корпусе не допускается. |
Спускные краны котла, имеющие |
трещины в стенках корпуса, |
||||||
разрешается |
заваривать газовой |
или |
электродуговой |
сваркой. |
|||
Изношенные |
или |
поврежденные очаговой коррозией |
притироч |
||||
ные поверхности |
восстанавливают |
|
наплавкой с |
последующей |
|||
механической |
обработкой на станке |
и |
притиркой |
или |
пришаб- |
ровкой. Разрешается исправление притирочных поверхностей при
варкой к ним стальных пластин. |
Штуцеры |
кранов |
при |
|
износе |
|||||
наружной резьбы по высоте более |
0,3 |
мм или |
более 0,6 |
мм |
по |
|||||
диаметру заменяют новыми или восстанавливают |
наплавкой |
с |
||||||||
последующей нарезкой резьбы по чертежу. После ремонта |
кран |
|||||||||
испытывают на |
приспособлении при |
котловом |
давлении |
пара |
||||||
плюс 5 |
кГ/см2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
ремонте |
и периодических |
осмотрах |
кранов |
рекомендует |
|||||
ся проверять величину захода выступа заслонки в |
рычаг, |
кото |
||||||||
рая должна быть не менее 6 мм, |
посадку |
привода |
на |
квадрате |
хвостовика рычага заслонки и действие запорных шариков. Кра
ны, не имеющие |
ограничительных упоров для привода, |
ставить |
||
на котел не разрешается. |
При всех |
видах ремонта паровозов |
||
спускные краны |
на котле |
заменять |
отремонтированными |
и ис |
пытанными в заготовительном цехе.
Контрольные пробки. К основным повреждениям контроль ных пробок относятся: подплавление или выплавление легко плавкого сплава, течь воды через полуду или по резьбе и закли
нивание |
вставки |
в отверстии |
сквозного |
канала. |
|
Подплавление |
и выплавление легкоплавкого сплава, |
как |
|||
правило, |
является |
следствием |
понижения |
уровня воды в |
котле |
ниже указателя «Низший уровень воды в котле». Течь воды че
рез полуду, течь воды по резьбе, |
как |
и |
заклинивание |
вставки, |
|||||||
происходят из-за нарушения технологии |
ремонта пробки: в пер |
||||||||||
вом случае от некачественной очистки канала корпуса и |
|
встав |
|||||||||
ки, |
во втором — из-за несоответствия профиля |
|
резьбы на |
корпу |
|||||||
се и в отверстии потолка огневой |
коробки, |
что |
приводит |
к смя |
|||||||
тию |
резьбы |
и в |
третьем — от |
невыполнения |
размеров |
допуска |
|||||
по |
чертежу |
при |
изготовлении |
вставки. |
|
|
|
|
|
||
Вывернутую из потолка огневой коробки пробку очищают от |
|||||||||||
загрязнений, |
затем проверяют |
ее |
размеры |
с |
применением шаб |
||||||
лонов и калибров. Если имеются |
повреждения |
резьбы |
в |
виде |
|||||||
смятия или обрыва ниток, резьбу |
в отверстии |
|
потолка |
удаляют |
разверткой и вновь нарезают метчиком по соответствующей гра дации. По такой же градации нарезают резьбу и на новом кор пусе контрольной пробки. Первая градация контрольной пробки
должна иметь диаметр начала резьбы |
34 |
мм, вторая — |
37, |
тре |
|
тья — 40, четвертая |
— 43 и пятая — 46 мм. Если пробка |
с |
пов |
||
режденной резьбой |
имела последнюю |
градацию, отверстие |
для |
||
пробки заглушают |
постановкой на резьбе |
ввертыша с |
привар |
кой |
его к потолку по всему периметру.- Новое отверстие сверлят |
|
между следующими рядами анкерных болтов |
по размерам пер |
|
вой |
градации с механической обработкой |
нового корпуса и |
вставки этой же градации. Увеличение диаметра канала в голов ке пробки от зачистки при повторных перезаливках допускает
ся |
не свыше 0,5 мм. При увеличении |
диаметра свыше |
указанно |
го |
размера необходимо изготовить новую вставку по |
размерам |
|
чертежа с расчетом выхода вставки |
над поверхностью |
головки |
|
на 2—3 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если |
в пробке |
|
поврежден |
|||||
|
|
|
|
|
|
легкоплавкий сплав |
|
(подплав- |
||||||
|
|
|
|
|
|
лен) |
или необходимо |
его заме |
||||||
|
|
|
|
|
|
нить по |
сроку |
службы |
(при |
|||||
|
|
|
|
|
|
угольном отоплении |
через |
три |
||||||
|
|
|
|
|
|
месяца, |
при |
мазутном — через |
||||||
|
|
|
|
|
|
два |
месяца), |
то |
следует |
вы |
||||
|
|
|
|
|
|
плавить |
сплав |
. с |
удалением |
|||||
|
|
|
|
|
|
вставки в муфельной печи с на |
||||||||
|
|
|
|
|
|
гревом корпуса |
до |
температу |
||||||
|
|
|
|
|
|
ры |
500—600°С |
в |
течение |
|||||
|
|
|
|
|
|
20—30 мин. |
Если |
при этом в |
||||||
|
|
|
|
|
|
канале |
останутся окислы свин |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ца |
и |
олова, |
их |
|
необходимо |
|||
|
|
|
|
|
|
удалить |
погружением |
нагрето |
||||||
|
|
|
|
|
|
го корпуса |
в |
20—30-процент |
||||||
|
|
|
|
|
|
ный |
раствор |
каустической |
со |
|||||
|
|
|
|
|
|
ды на 3 — 5 |
сек |
с |
последую |
|||||
|
|
|
|
|
|
щей промывкой его в проточ |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ной воде. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Заливку |
контрольной проб |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ки легкоплавким |
сплавом |
осу |
||||||
|
|
|
|
|
|
ществляют |
с |
применением |
||||||
|
|
|
|
|
|
кокиля, |
установленного |
на |
||||||
Рис. |
99. |
Электромагнитный |
прибор |
электромагнитном |
|
|
приборе |
|||||||
для заливки |
контрольных |
пробок: |
(рис. 99). |
Качество |
заливки |
|||||||||
/ — корпус |
контрольной пробки; |
2 — встав |
считается удовлетворительным, |
|||||||||||
ка |
контрольной |
пробки; |
3— |
диамагнит |
||||||||||
ный |
металлический кокиль; |
4 — стержень |
если легкоплавкий сплав имеет |
|||||||||||
электромагнита; |
5 — сборное |
кольцо коки |
вогнутую |
поверхность |
(ме |
|||||||||
ля; |
6 — |
электромагнит; |
7 |
— электро |
||||||||||
провод; |
8 — |
клемма д л я |
з а з е м л е н и я |
ниск) |
в сторону |
головки |
без |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
электромагнита
наличия в нем трещин и отсут ствие выхода вставки над торцовой поверхностью головки пробки. Затем боковую поверхность головки очищают от сплава до метал лического блеска и производят гидравлическое испытание со сторо
ны головки на рабочее давление пара в котле плюс 5 кГ/см2 |
в тече |
|||||||
ние 3 мин. |
При отсутствии течи контрольная |
пробка |
считается |
|||||
годной для постановки в потолок огневой коробки. |
|
|
||||||
На кольцевой поверхности головки пробки по легкоплавкому |
||||||||
сплаву выбивают клеймо с указанием номера паровоза |
и даты |
|||||||
заливки, а название |
предприятия |
наносят |
на |
грани |
квадрата |
|||
пробки. После чего в специальной |
книге |
делают оттиск |
клейма |
|||||
пробки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Перед постановкой контрольной |
пробки |
в |
потолок |
огневой |
||||
коробки проверяют |
соответствие резьбы |
в |
отверстии |
потолка и |
||||
на корпусе |
пробки |
при помощи |
калибра. После |
постановки |
пробки проверяют выход головки над потолком огневой коробки, который должен быть равен 32+3 мм.
Пароразборные колонки, имеющие трещины и раковины в стенках, заваривают с последующим гидравлическим испытани-
ем |
корпуса |
давлением 30 кГ/см2. |
Вентили, |
имеющие трещины |
|
или |
раковины, заменяют новыми. |
При износе |
притирочных |
по |
|
верхностей у клапана и гнезда производят их |
притирку или |
ме |
|||
ханическую |
обработку клапана на |
станке и гнезда шарошкой с |
последующей притиркой их поверхностей. Предельный износ или поврежденную резьбу в стальном корпусе колонки восстанавли вают наплавкой с последующей механической обработкой и на резкой новой резьбы по чертежным размерам. Если резьба не годная в чугунном корпусе колонки, то нарезают резьбу на боль
ший диаметр, при |
этом увеличение диаметра резьбы разрешает |
|||||
ся не более 4 мм |
против чертежного |
размера. |
|
|||
После ремонта |
пароразборную |
колонку |
собирают, произво |
|||
дят набивку вентильных |
сальников |
промасленным шнуровым |
ас |
|||
бестом, ставят на |
место |
и испытывают |
на |
герметичность |
всех |
|
соединений. |
|
|
|
|
|
|
|
Р а з д е л HI |
|
|
|
|
ПАРОВАЯ М А Ш И Н А |
ПАРОВОЗА |
|
|
|
Г л а в а 11 |
|
|
|
ОБЩЕЕ |
УСТРОЙСТВО И РАБОТА |
ПАРОВОЙ |
МАШИНЫ |
|
|
§ 59. СХЕМА УСТРОЙСТВА МАШИНЫ |
|
|
|
Паровая |
машина, предназначенная |
для превращения |
тепло |
|
вой энергии |
пара в механическую работу вращения |
колес |
паро |
|
воза, состоит |
из паровых цилиндров, движущего и |
парораспре |
делительного механизмов. Схематически паровая машина изобра жена на рис. 100. Цилиндр 1, прикрепляемый к раме паровоза, имеет внутри поршень 2 со скалкой 3, соединенный с ползуном (крейцкопфом) 5, установленным в направляющих параллелях 4. Ползун при помощи шатуна (поршневого дышла) 6 шарнирно сое динен с пальцем кривошипа 7. Палец кривошипа прикреплен к ко лесу 8 на некотором расстоянии от его центра; это расстояние на зывают радиусом кривошипа R.
Поршень разделяет цилиндр на две полости: переднюю и заднюю, поступление пара в которые регулируется парораспре делительным золотником. Пар, попав в одну из полостей цилинд ра, давит на поршень и заставляет его перемещаться. Вместе
споршнем перемещаются скалка и ползун. Прямолинейное
движение ползуна при пбмощи кривошипно-шатунного |
механиз |
||||||
ма (поршневого дышла |
и пальца кривошипа) |
превращается во |
|||||
вращательное |
движение |
колеса. Поршень |
под |
действием |
пара |
||
может перемещаться вдоль цилиндра от одного |
крайнего |
поло |
|||||
жения до другого; это перемещение называется ходом поршня L . |
|||||||
Когда |
поршень |
дойдет до крайнего заднего |
положения |
(со сто |
|||
роны |
колеса), |
палец кривошипа колеса переместится из |
точки А |
Рис. ЮО. Схема паровой |
машины: |
||
1 —. цилиндр; 2 — поршень; 3 |
— скалка; |
4 — |
н а п р а в л я ю щ и е параллели; 5—ползун; |
6 — шатун; |
7 — палец |
кривошипа; 8— колесо |
(см. рис. 100) в точку Б и займет крайнее заднее положение. Порш невое дышло в это времярасположится горизонтально.
Дальнейшее вращение колеса будет происходить уже под действием пара, который поступит в заднюю полость цилиндра, переместит поршень вперед и потянет ползун и поршневое дыш
ло. Но так |
как в этот момент |
палец кривошипа, |
центр |
колеса |
и |
||
поршневое |
дышло |
находятся |
на одной |
горизонтальной |
линии, |
||
давление пара на |
поршень не |
может |
сдвинуть и |
привести |
во |
вращательное движение колесо, и поэтому такое положение меха
низма называют |
м е р т в ы м . |
|
|
|
|
Для смещения пальца кривошипа из |
его крайнего |
положе |
|||
ния необходима сила инерции, под действием которой при |
вра |
||||
щении колеса палец кривошипа перейдет |
точку |
В, или |
|
какая- |
|
либо посторонняя |
сила. Чтобы вывести |
машину |
из |
мертвого |
|
положения, на паровозе устанавливают, |
как правило, две |
маши |
ны. Усилие от поршня каждой машины передается пальцам кри
вошипа, прикрепленным к колесам одной ведущей |
колесной |
па |
||||||
ры по отношению друг к другу под углом 90°. |
|
|
|
|
||||
Если палец кривошипа и поршень |
правой |
машины |
находят |
|||||
ся в заднем крайнем |
положении, в это время |
палец |
левой |
ма |
||||
шины будет в нижнем положении, а |
поршень — приблизительно |
|||||||
посередине цилиндра. Такое положение кривошипов и |
поршней |
|||||||
дает возможность при впуске пара в |
левый |
цилиндр |
сдвинуть |
|||||
его поршень, находящийся в середине |
цилиндра, и |
вывести |
из |
|||||
мертвого положения правую машину. Когда поршень |
совершит |
|||||||
ход из крайнего заднего положения в |
переднее, палец |
кривоши |
||||||
па займет крайнее |
переднее |
положение |
Г. |
Следовательно, |
ход |
|||
поршня L равен двум радиусам |
кривошипа |
і? и за этот |
ход |
ко |
лесо повернется на половину оборота. В своих крайних положе
ниях поршень несколько |
не доходит до крышек цилиндра. |
|
|
||
Объем между поршнем в крайнем положении и крышкой ци |
|||||
линдра Называется в р е д н ы м п р о с т р а н с т в о м . Такое |
назва |
||||
ние дано потому, что на |
заполнение этого пространства |
прихо |
|||
дится затрачивать пар, который не производит в дальнейшем |
по |
||||
лезной работы. Однако |
вредные |
пространства необходимы |
для |
||
обеспечения нормальной |
работы |
паровой |
машины. Когда |
|
пор |
шень подходит к крайнему положению, |
задержанный золотни |
ком отработавший пар сжимается поршней и таким образом во вредном пространстве образуется упругая паровая подушка, ко торая обеспечивает плавный переход поршня через его мертвое положение и предотвращает удары в движущем механизме.
§ 60. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРА ПРОСТЫМ ЗОЛОТНИКОМ
Для регулирования впуска пара в переднюю и заднюю поло сти цилиндра, а также выпуска его каждая паровая машина имеет парораспределительный золотник. На паровозах старой