Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
Постройки |
золотники |
были |
коробчатой |
конструкции |
(плоские), а |
|||||||||||||||
на |
современных |
— |
цилиндрические. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
На рис. 101 изображен паровой |
|
цилиндр с |
цилиндрическим |
||||||||||||||||
золотником 3, который имеет два |
диска |
и |
располагается |
в |
зо |
|||||||||||||||
лотниковой камере А, отлитой вместе с цилиндром. В |
золотни |
|||||||||||||||||||
ковой камере имеется |
два окна: левее окно |
каналом |
а соединено |
|||||||||||||||||
с |
задней |
|
полостью |
|
цилиндра, |
правое |
каналом |
|
б — с |
перед |
||||||||||
ней полостью; |
каналами |
в |
концы |
|
камеры |
соединены с |
паровы |
|||||||||||||
пускными трубами и конусом. |
В |
|
золотниковую |
камеру |
по паро |
|||||||||||||||
впускной трубе |
г подводится "пар |
из |
котла. |
При |
помощи |
специ |
||||||||||||||
ального |
механизма |
|
золотник может перемещаться |
в |
|
камере, |
||||||||||||||
открывая или закрывая своими дисками окна для |
впуска |
пара в |
||||||||||||||||||
цилиндр. Если, |
например, золотник |
|
сдвинут' в крайнее |
переднее |
||||||||||||||||
положение |
(см. рис. 101), |
то |
пар, |
находящийся |
в |
|
золотниковой |
|||||||||||||
камере А, |
|
через окно |
и канал |
б |
поступит |
в переднюю |
|
полость |
||||||||||||
цилиндра и будет сдвигать поршень назад. Одновременно |
своим |
|||||||||||||||||||
задним диском золотник соединит каналы а и в и даст |
|
отрабо |
||||||||||||||||||
тавшему пару из задней полости цилиндра выйти в атмосферу. |
|
|||||||||||||||||||
|
Не трудно представить, |
|
что |
при перемещении |
золотника |
в |
||||||||||||||
заднее крайнее положение открывается впуск пара из |
золотни |
|||||||||||||||||||
ковой камеры А по каналу а в заднюю полость |
цилиндра, а |
пе |
||||||||||||||||||
редняя полость |
каналами |
б и в |
соединяется |
с |
паровыпускной |
|||||||||||||||
трубой. Двигаясь таким |
образом |
в |
камере, |
золотник поперемен |
||||||||||||||||
но впускает и выпускает пар из полостей цилиндра. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
Перемещение золотника производится при помощи внешнего |
|||||||||||||||||||
парораспределительного |
механизма, в |
основе |
которого |
заложен |
||||||||||||||||
эксцентрик. |
Простейший |
парораспределительный |
механизм |
со |
||||||||||||||||
стоит из эксцентрика 2 (рис. 102), |
|
насаженного |
на |
ведущей |
оси |
|||||||||||||||
под некоторым |
углом |
к кривошипу |
/, и тяги 3. |
|
Такой |
механизм |
в настоящее время на паровозах не применяется, но рассмотрение его дает возможность усвоить работу современного кулисного парораспределительного механизма, в котором сохранен принцип действия эксцентрика.
Расстояние между центром колеса и центром э к с ц е н т р и к а ,
равное OA, называется |
э к с ц е н т р и с и т е т о м |
э к с ц е н т р и - |
|
|
к а. При |
вращении колеса центр А |
|
г а з |
д эксцентрика |
будет описывать вокруг |
|
|
центра О |
окружность |
радиусом OA. |
|
При помощи тяги 3 вращательное дви |
||
|
жение эксцентрика превращается в по |
||
|
ступательное движение |
золотника. |
|
|
Необходимо определить, как |
нуж |
||
|
|
но расположить эксцентрик на оси ко |
|||
|
|
леса по отношению к кривошипу, что |
|||
|
|
бы положение золотника |
соответство |
||
|
|
вало определенному положению порш |
|||
|
|
ня в цилиндре и чтобы золотник |
пра- |
||
Рис. 101 Цилиндр |
с п а Р о р а с - |
в и л ь н о |
регулировал, |
впуск |
пара |
пределительным |
золотником |
в цилиндр |
и выпуск из цилиндра. Для |
Рис. 102. Положение золотника при заднем крайнем положении поршня:
/ — кривошип; 2 — эксцентрик; 3 — тяга
этого рассмотрим схему простейшей паровой машины с цилиндри ческим золотником у которого толщина дисков равна ширине паро впускных окон.
Когда поршень и кривошип находятся в заднем крайнем по ложении (см. рис. 102), золотник расположен в среднем положении и закрывает паровпускные окна. При таком положении поршня для сдвига его должен начаться впуск пара в заднюю полость ци линдра. Для этого нужно, чтобы золотник начал двигаться назад и открыл заднее окно для впуска пара. Эксцентрик, соеди
ненный тягой с золотником |
и сообщающий ему |
движение, дол |
|
жен располагаться |
сзади кривошипа так, чтобы |
линия эксцент |
|
риситета составляла |
с ним |
угол 90°. |
|
При движении поршня вперед колесо будет вращаться по ча совой стрелке. В этом же направлении будет двигаться эксцент
рик, смещая золотник назад и открывая |
заднее окно для |
впуска |
|||||
пара, а переднее — для выпуска. Когда |
поршень |
пройдет |
при |
||||
мерно половину своего хода, а кривошип |
повернется |
на |
угол 90° |
||||
и перейдет из точки / в точку 2 |
(рис. |
103), |
золотник |
перемес |
|||
тится в свое крайнее заднее положение. При этом |
он |
полностью |
|||||
откроет заднее окно для впуска, |
а переднее |
для |
выпуска |
пара. |
Рис. 103. Положение золотника при среднем положении поршня (кривошип вверху)
Рис. 104. Положение золотника при среднем положении поршня (кривошип внизу)
Эксцентрик (эксцентриситет) в это |
время |
займет горизонталь |
|||
ное положение. При дальнейшем движении |
поршень |
придет |
в |
||
свое крайнее переднее положение, а |
кривошип |
переместится |
в |
||
точку 3 и расположится горизонтально (см. |
рис. |
103). |
Эксцент |
рик в это время переместится вверх, |
а |
золотник сдвинется впе |
||||||
ред и закроет оба окна, как показано на рис. |
102. |
|
|
|
||||
Затем поршень |
начнет двигаться |
назад |
и |
когда он |
дойдет, |
|||
приблизительно |
до |
середины цилиндра, |
кривошип |
переместится |
||||
в точку 4 (рис. |
104) |
и расположится |
|
вертикально. |
Эксцентрик |
|||
уйдет в крайнее |
переднее положение |
и |
сдвинет |
золотник |
вперед |
таким образом, что переднее окно полностью откроется для впу
ска пара в переднюю |
полость цилиндра, |
а |
заднее |
|
соединится с |
|||
паровыпускным каналом для выпуска пара |
из |
задней |
полости |
|||||
цилиндра. Далее поршень и кривошип |
придут |
в |
заднее |
крайнее |
||||
положение, а золотник при помощи эксцентрика |
сдвинется впе |
|||||||
ред и закроет окна. Таким образом |
машина придет |
в |
первона |
|||||
чальное положение, |
представленное |
на |
рис. |
102. |
|
|
|
|
В рассмотренной схеме машины, когда |
эксцентрик |
располо |
||||||
жен под прямым углом к кривошипу, при |
крайних |
положениях |
||||||
поршня золотник закрывает окна и пар |
не |
может |
поступить в |
|||||
цилиндр. Окна открываются золотником |
лишь |
с началом движе- |
Рис. 105. Насадка эксцентрика на ось под углом 270° плюс угол опережения
ния поршня. |
Для |
того чтобы |
дать доступ пару |
в цилиндр |
и |
||
заполнить вредное |
пространство свежим |
паром до |
начала |
хода |
|||
поршня в момент, |
когда он находится в крайнем |
положении, |
и v |
||||
также избежать излишнего мятия пара |
в узких проходах |
окон, |
|||||
необходимо, |
чтобы |
движение |
золотника |
несколько опережало |
движение поршня. Для этого эксцентрик насаживают на ось ко
леса так, что при крайнем положении кривошипа |
он отклоняет |
|||
ся вперед |
(по часовой |
стрелке) от вертикальной линии, проходя |
||
щей |
через |
центр оси, |
на некоторый добавочный угол б (рис. 105). |
|
Между линией кривошипа и линией эксцентрика |
(эксцентрисите |
|||
том) |
образуется угол, |
равный 270°+б. При этом |
эксцентрик бу |
|
дет отставать от кривошипа. |
|
Тогда при нахождении поршня в заднем мертвом положении эксцентрик сдвинет золотник из среднего положения назад и не
много откроет заднее |
окно для |
впуска пара, а переднее |
для |
вы |
||
пуска. При |
переднем |
мертвом |
положении поршня |
золотник |
бу |
|
дет сдвинут |
вперед |
от своего |
среднего положения |
и |
откроет |
|
на небольшую величину переднее окно для впуска пара, |
а |
зад |
||||
нее— для выпуска. |
|
|
|
|
|
Угол б, на который отклоняется эксцентрик от вертикальной
линии |
при крайнем мертвом положении |
кривошипа, называется |
||||
у г л о м |
о п е р е ж е н и я ; величина, на |
которую |
при |
крайнем |
||
мертвом положении |
кривошипа |
будет открыто окно для |
впуска |
|||
пара, называется л |
и н е й н ы м |
п р е д в а р е н и е м |
в п у с к а , - а |
величина, на которую при этом положении кривошипа будет от крыто окно для выпуска пара,— л и н е й н ы м п р е д в а р е н и ем в ы п у с к а .
§61. ЗОЛОТНИК С ПЕРЕКРЫШАМИ
ИРАБОТА МАШИНЫ С РАСШИРЕНИЕМ
Недостатком простого золотника (см. рис. 102—105), у кото рого толщина дисков равна ширине окон, является то, что впуск пара в цилиндр производится на протяжении всего хода поршня. Впуск пара начинается с выхода поршня из одного крайнего поло жения и кончается с приходом его в другое крайнее положение.
Выпуск пара из цилиндра также будет происходить на протяжении все го хода поршня и пар будет выпус каться в атмосферу почти с таким же давлением, с каким он поступил в ци линдр. При таком золотнике очень большой расход пара, а работа паро вой машины неэкономична. Поэтому в паровой машине стараются исполь зовать свойство пара производить ра боту за счет расширения. Для этого применяют золотники, у которых дис ки шире паровпускных окон. Такой
е I
Рис. 106. Золотник с пёрекрышами:
е — перекрыша впуска; — пе рекрыша выпуска