Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
Рис. 107. Положение золотника с перекрышами при заднем крайнем положении поршня
золотник (рис. 106) при установке его в среднее положение .своими дисками перекрывает паровпускные окна внутри на величину е, а
снаружи |
на величину І, эти |
величины |
называются п е р е к р ы |
|
ш а м и . |
Внутренняя перекрыша е называется |
п е р е к р ы ш е й |
||
в п у с к а , |
а наружная — п е р е к р ы ш е й |
в ы п у с к а . |
||
Золотник с перекрышами |
впуска прекращает |
впуск свежего |
пара в цилиндр, когда поршень пройдет лишь часть своего пол
ного хода; происходит так называемая |
о т с е ч к а |
п а р а , |
после |
чего оставшуюся часть пути поршень проходит |
под действием |
||
расширяющегося пара в цилиндре. |
|
|
|
Наличие в золотнике перекрыши выпуска несколько |
задер |
||
жит выпуск пара, и окно для выпуска |
пара откроется |
позже. |
|
Замедление выпуска пара вместе с тем |
удлинит |
предшествую |
щий ему период расширения пара. Но перекрышу выпуска при
нимают обычно меньше перекрыши впуска |
(иногда |
отрицатель |
|||||||||
ной), |
чтобы отработавший |
пар начал выходить |
несколько рань |
||||||||
ше, |
чем |
свежий |
пар |
поступит |
в цилиндр |
с |
другой |
стороны |
|||
поршня. |
Это делают |
для |
того, |
чтобы |
уменьшить |
противодав |
|||||
ление отработавшего пара на нерабочую сторону поршня. |
|
||||||||||
Рассмотрим |
работу паровой |
машины |
с золотником, |
имею |
|||||||
щим |
перекрыши. Для |
того |
чтобы |
при |
нахождении |
поршня в |
Рис. 108. Положение золотника с перекрышами при заднем крайнем положении эксцентрика
Рис. 109. Золотник в момент отсечки пара при движении поршня вперед
заднем крайнем положении заднее окно было открыто на |
вели |
|||||||||||||||||||
чину |
линейного |
предварения, |
впуска, |
золотник |
должен |
быть |
||||||||||||||
сдвинут из своего среднего положения назад на |
|
величину, |
рав |
|||||||||||||||||
ную |
перекрыше |
впуска |
плюс |
линейное |
предварение |
впуска |
||||||||||||||
(рис. 107). При движении поршня вперед золотник |
|
будет |
|
дви |
||||||||||||||||
гаться к своему крайнему |
заднему |
положению. |
|
Когда эксцент |
||||||||||||||||
рик |
расположится |
горизонтально, |
золотник |
придет |
в свое |
край |
||||||||||||||
нее |
заднее |
положение |
и |
полностью |
откроет |
окно |
для |
впуска |
||||||||||||
(рис. |
108). |
Свежий |
пар |
поступает |
в заднюю полость цилиндра, |
|||||||||||||||
поршень двигается вперед, а из передней полости |
отработавший |
|||||||||||||||||||
пар уходит в конус и атмосферу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Когда кривошип и эксцентрик расположатся |
|
так, |
как пока |
|||||||||||||||||
зано |
на рис. |
109, |
задний |
диск |
золотника, двигаясь |
|
вперед, за |
|||||||||||||
кроет |
окно |
для |
впуска |
пара |
в заднюю полость |
цилиндра; |
прои |
|||||||||||||
зойдет отсечка пара. Дальнейшее движение |
поршня |
будет |
со |
|||||||||||||||||
вершаться за счет расширения пара. Затем |
диск |
золотника |
зак |
|||||||||||||||||
роет |
|
окно |
для |
выпуска |
и в |
передней |
полости |
цилиндра |
будет |
|||||||||||
происходить |
сжатие |
пара. |
При |
переднем |
крайнем |
|
положении |
поршня золотник сдвинут вперед на величину перекрыши впуска плюс линейное предварение впуска (рис. 110). Ввиду того что пере-
Рис. ПО. Положение золотника с перекрышами при переднем крайнем поло жении поршня
крыша выпуска меньше перекрыши впуска, окно для выпуска па ра из задней полости цилиндра открывается раньше окна для впуска пара.
Когда поршень |
станет двигаться назад, золотник |
сдвинется |
|||||||||||
в свое крайнее переднее положение, полностью открыв |
окна для |
||||||||||||
впуска пара в переднюю полость и выпуска отработавшего |
пара |
||||||||||||
из задней полости. На обратном |
пути |
поршня |
после |
прохода |
|||||||||
им части своего хода золотник |
закроет |
|
переднее |
|
паровпускное- |
||||||||
окно, снова произойдет отсечка пара, и оставшийся |
путь |
пор |
|||||||||||
шень пройдет |
за |
счет |
расширяющегося |
|
пара. |
|
|
|
|
|
|||
О т с е ч к а |
выражает степень |
наполнения |
цилиндра |
свежим |
|||||||||
паром в процентах от |
хода |
поршня. Если, |
например, |
отсечка |
|||||||||
произошла после прохода поршнем половины |
всего |
хода, то |
го |
||||||||||
ворят, что наполнение |
цилиндра |
равно |
50%. |
Отсечки |
обознача |
||||||||
ются десятичными |
дробями: |
0,1; |
0,2; 0,3; |
0,4; |
0,5 |
и т. д., что |
со |
||||||
ответствует 10, 20, 30, 40, 50% наполнения цилиндра свежим |
па |
||||||||||||
ром. Чем меньше наполнение цилиндра свежим паром |
(меньше |
||||||||||||
отсечка), тем с большим расширением будет |
работать |
пар в ци |
|||||||||||
линдре, тем экономичнее работа паровой машины. |
|
|
|
|
|
||||||||
Если рассмотреть |
характер движения |
поршня |
в |
цилиндре, |
|||||||||
то окажется, |
что |
поршень движется не |
с одинаковой |
скоростью |
на протяжении всего хода от одного крайнего положения к дру гому. Наибольшую скорость поршень имеет в средней части ци линдра, когда палец кривошипа находится в верхнем или ниж нем положении. По мере продвижения поршня к одному из своих
крайних положений скорость |
его движения |
снижается, |
и ког |
|||
да поршень придет в крайнее |
положение, на какое-то мгновение |
|||||
он остановится, после чего |
начинает |
двигаться в противополож |
||||
ную сторону. То же самое |
имеет место |
и в движении |
золотни |
|||
ка: наибольшая скорость |
в средней |
части |
его хода постепенно |
|||
снижается при приближении |
золотника |
к крайним положениям. |
Связь между перемещением золотника, величиной открытия окон для впуска и выпуска пара и положением кривошипа веду щего колеса обычно графически изображается в виде полярной золотниковой диаграммы, а зависимость между перемещением зо лотника, открытием окон и положением поршня выражается графи чески с помощью эллиптической золотниковой диаграммы.
§62. РАБОТА И МОЩНОСТЬ ПАРОВОЙ МАШИНЫ
Вработе паровой машины за один оборот колеса или за
двойной ход поршня различают несколько |
периодов действия па |
||||
ра в цилиндрах — фаз |
парораспределения. |
|
Работа |
пара в ци |
|
линдрах изображается |
графически в |
виде |
и н д и к а т о р н о й |
||
д и а г р а м м ы . На рис. |
111 показана |
индикаторная |
диаграмма |
||
вместе со схемой паровой машины. По |
горизонтали на |
диаграмме |
|||
в масштабе откладывается ход поршня, а |
по |
вертикали — давле |
|||
ние пара. |
|
|
|
|
|
Имеются следующие |
периоды действия |
пара в цилиндре: |
а) в п у с к п а р а, когда ци линдр наполняется свежим па ром (на диаграмме линия /—2), продолжается с начала хода поршня до момента отсеч ки пара золотником;
|
б) р а с ш и р е н и е |
|
п а р а |
|
|
|
|||||||
(линия |
2—3) |
протекает |
с |
мо |
|
|
|
||||||
мента |
отсечки до |
начала |
вы |
|
|
|
|||||||
пуска |
|
пара |
|
из |
цилиндра. |
|
|
|
|||||
В этот период пар производит |
|
|
|
||||||||||
работу, |
расширяясь |
|
в |
объеме |
|
|
|
||||||
за |
счет уменьшения |
|
давления; |
|
|
|
|||||||
|
в) |
п р е д в а р е н и е |
выпус |
|
|
|
|||||||
ка |
(линия |
3—4) |
начинается с |
|
|
|
|||||||
момента |
|
открытия |
|
окна |
для |
|
|
|
|||||
выпуска пара и кончается при |
|
|
|
||||||||||
ходом поршня в крайнее поло |
|
|
|
||||||||||
жение. |
|
Оно |
необходимо |
для |
|
|
|
||||||
обеспечения |
более |
полного |
|
|
|
||||||||
• открытия |
окна |
для |
выпуска |
|
|
|
|||||||
пара к моменту прихода порш |
Вредное |
Код |
поршня |
||||||||||
ня, в крайнее |
положение |
(для |
пространство. |
(объем |
цилиндра) |
||||||||
уменьшения |
противодавления |
|
|
|
на нерабочую сторону поршня); |
Рис. 111. Индикаторная диаграмма и |
|||
г) |
в ы п у с к |
п а р а |
(линия |
схема паровой машины |
4 — 5) |
протекает |
от |
начала |
|
обратного хода поршня до закрытия окна для выпуска |
(раньше |
чем поршень придет в крайнее положение); |
|
д) с ж а т и е (линия 5-^-6) начинается с момента |
закрытия |
окна для выпуска и кончается моментом открытия впускного окна. Сжатие необходимо для создания паровой подушки при подходе поршня в крайнее положение, чтобы избежать ударов в механизме и обеспечить плавную перемену направления движения поршня.
е) п р е д в а р е н и е в п у с к а п а р а (линия 6—1) протекает с момента открытия впускного окна, когда поршень еще не при
шел в крайнее положение, до момента, |
когда поршень находится |
|||||
в крайнем |
положении |
и |
паро- |
р |
|
|
впускное окно открывается на ве |
15 |
|
||||
личину линейного |
предварения |
|
||||
|
|
|||||
впуска. |
|
|
|
|
10 |
|
Площадь |
индикаторной |
диа |
|
|||
|
|
|||||
граммы на рис. 111 выражает ра |
|
|
||||
боту пара в одной полости ци |
|
|
||||
линдра за два хода поршня или |
|
|
||||
за полный оборот колеса. Полная |
-О |
Атмосферная лания |
||||
работа пара в цилиндре будет оп |
|
|||||
|
|
|||||
ределяться |
суммой |
|
площадей |
Рис. |
12. Действительные индика |
|
диаграмм обеих полостей. |
|
|
торные диаграммы |
Действительная (снятая при работе машины) индикаторная диаграмма имеет несколько меньшую площадь, чем теоретическая,
так |
как она учитывает |
все потери рабочего процесса |
в цилиндре. |
На |
рис. 112 показаны |
действительные индикаторные |
диаграммы |
передней и задней полостей цилиндра. Индикаторная диаграмма в натуре снимается при помощи специального прибора, который на
зывается и н д и к а т о р о м . |
|
|
|
|
||||
Из |
индикаторной |
диаграммы видно, |
что в различные |
перио |
||||
ды работы |
пара в цилиндре давление |
его не одинаково. Приго |
||||||
товленный |
в котле |
пар вследствие |
сопротивления |
при |
проходе |
|||
через регуляторный |
клапан, паровпускные трубы, золотники и па |
|||||||
ровпускные окна теряет часть своего давления. Поэтому |
давле |
|||||||
ние свежего пара, поступившего в цилиндр, будет |
на |
10—15% |
||||||
ниже |
котлового. |
|
|
|
|
|
|
|
С |
прекращением |
впуска, после |
отсечки, происходит |
расши |
||||
рение |
пара |
в цилиндре |
и давление |
его падает, а объем |
увеличи |
|||
вается. После открытия |
окна для выпуска давление |
пара в ци |
линдре резко понижается, однако.оно всегда несколько выше ат
мосферного |
(на 0,5—1,0 кГ/см2) |
ввиду |
сопротивления |
проходу |
|||||||
отработавшего пара |
в паровыпускных |
трубах и конусе. |
Линия |
||||||||
выпуска |
пара |
на диаграмме |
(см. рис.111) |
проходит выше |
атмос |
||||||
ферной |
линии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По индикаторным |
диаграммам, снятым с |
работающей |
ма |
||||||||
шины, можно |
подсчитать мощность |
машины |
паровоза |
и |
судить |
||||||
о правильности парораспределения. |
Как |
известно, |
р а б о т а |
||||||||
определяется |
произведением |
приложенной |
к телу силы на прой |
||||||||
денный |
путь. Действующая |
на поршень |
сила |
будет равна |
сред |
нему давлению пара в цилиндре за весь ход поршня, или так назы
ваемому |
с р е д н е м у |
и н д и к а т о р н о м у |
д а в л е н и ю , |
умно |
||||||||||
женному |
на площадь |
поршня. |
Умножив |
полученную |
силу на |
|||||||||
пройденный поршнем путь (ход поршня), |
мы определим |
работу, |
||||||||||||
которую совершает пар в одной |
полости |
цилиндра |
за один ход |
|||||||||||
поршня, а умножив |
на 4, получим |
работу |
пара в обеих |
цилинд |
||||||||||
рах за один оборот колеса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Допустим, что среднее индикаторное |
давление |
пара в цилинд |
||||||||||||
ре равно 7,5 кГ/см2, |
диаметр |
поршня 65 см и ход |
поршня 80 см, |
|||||||||||
или 0,8 м. Площадь |
поршня |
(без вычета |
сечения скалки) |
равна |
||||||||||
|
|
|
|
Щ^- |
= 3318 |
см\ |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
4 |
|
|
|
будет 3318-7,5 == 23885 кГ. |
||||||
Сила, |
действующая на поршень, |
|||||||||||||
Тогда работа, совершаемая паром в двух цилиндрах |
паровой |
|||||||||||||
машины |
за один оборот колеса, выразится |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
23 885-0,8-4 = 76432 |
кГм. |
|
|
|
|
||||||
Мощность машины |
представляет |
собой |
работу, |
выполненную |
||||||||||
в единицу времени. Для подсчета |
принимаем, что паровоз |
дви |
||||||||||||
жется |
со скоростью |
50 км/ч и имеет |
диаметр |
колес |
1500 мм |
|||||||||
(1,5 |
м). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м. |
|
|
|
Длина окружности колеса равна 3,14-1,5 = 4,71 |
|
|
|