Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 107. Положение золотника с перекрышами при заднем крайнем положении поршня

золотник (рис. 106) при установке его в среднее положение .своими дисками перекрывает паровпускные окна внутри на величину е, а

снаружи

на величину І, эти

величины

называются п е р е к р ы ­

ш а м и .

Внутренняя перекрыша е называется

п е р е к р ы ш е й

в п у с к а ,

а наружная — п е р е к р ы ш е й

в ы п у с к а .

Золотник с перекрышами

впуска прекращает

впуск свежего

пара в цилиндр, когда поршень пройдет лишь часть своего пол­

ного хода; происходит так называемая

о т с е ч к а

п а р а ,

после

чего оставшуюся часть пути поршень проходит

под действием

расширяющегося пара в цилиндре.

 

 

 

Наличие в золотнике перекрыши выпуска несколько

задер­

жит выпуск пара, и окно для выпуска

пара откроется

позже.

Замедление выпуска пара вместе с тем

удлинит

предшествую­

щий ему период расширения пара. Но перекрышу выпуска при­

нимают обычно меньше перекрыши впуска

(иногда

отрицатель­

ной),

чтобы отработавший

пар начал выходить

несколько рань­

ше,

чем

свежий

пар

поступит

в цилиндр

с

другой

стороны

поршня.

Это делают

для

того,

чтобы

уменьшить

противодав­

ление отработавшего пара на нерабочую сторону поршня.

 

Рассмотрим

работу паровой

машины

с золотником,

имею­

щим

перекрыши. Для

того

чтобы

при

нахождении

поршня в

Рис. 108. Положение золотника с перекрышами при заднем крайнем положении эксцентрика


Рис. 109. Золотник в момент отсечки пара при движении поршня вперед

заднем крайнем положении заднее окно было открыто на

вели­

чину

линейного

предварения,

впуска,

золотник

должен

быть

сдвинут из своего среднего положения назад на

 

величину,

рав­

ную

перекрыше

впуска

плюс

линейное

предварение

впуска

(рис. 107). При движении поршня вперед золотник

 

будет

 

дви­

гаться к своему крайнему

заднему

положению.

 

Когда эксцент­

рик

расположится

горизонтально,

золотник

придет

в свое

край­

нее

заднее

положение

и

полностью

откроет

окно

для

впуска

(рис.

108).

Свежий

пар

поступает

в заднюю полость цилиндра,

поршень двигается вперед, а из передней полости

отработавший

пар уходит в конус и атмосферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда кривошип и эксцентрик расположатся

 

так,

как пока­

зано

на рис.

109,

задний

диск

золотника, двигаясь

 

вперед, за­

кроет

окно

для

впуска

пара

в заднюю полость

цилиндра;

прои­

зойдет отсечка пара. Дальнейшее движение

поршня

будет

со­

вершаться за счет расширения пара. Затем

диск

золотника

зак­

роет

 

окно

для

выпуска

и в

передней

полости

цилиндра

будет

происходить

сжатие

пара.

При

переднем

крайнем

 

положении

поршня золотник сдвинут вперед на величину перекрыши впуска плюс линейное предварение впуска (рис. 110). Ввиду того что пере-

Рис. ПО. Положение золотника с перекрышами при переднем крайнем поло­ жении поршня


крыша выпуска меньше перекрыши впуска, окно для выпуска па­ ра из задней полости цилиндра открывается раньше окна для впуска пара.

Когда поршень

станет двигаться назад, золотник

сдвинется

в свое крайнее переднее положение, полностью открыв

окна для

впуска пара в переднюю полость и выпуска отработавшего

пара

из задней полости. На обратном

пути

поршня

после

прохода

им части своего хода золотник

закроет

 

переднее

 

паровпускное-

окно, снова произойдет отсечка пара, и оставшийся

путь

пор­

шень пройдет

за

счет

расширяющегося

 

пара.

 

 

 

 

 

О т с е ч к а

выражает степень

наполнения

цилиндра

свежим

паром в процентах от

хода

поршня. Если,

например,

отсечка

произошла после прохода поршнем половины

всего

хода, то

го­

ворят, что наполнение

цилиндра

равно

50%.

Отсечки

обознача­

ются десятичными

дробями:

0,1;

0,2; 0,3;

0,4;

0,5

и т. д., что

со­

ответствует 10, 20, 30, 40, 50% наполнения цилиндра свежим

па­

ром. Чем меньше наполнение цилиндра свежим паром

(меньше

отсечка), тем с большим расширением будет

работать

пар в ци­

линдре, тем экономичнее работа паровой машины.

 

 

 

 

 

Если рассмотреть

характер движения

поршня

в

цилиндре,

то окажется,

что

поршень движется не

с одинаковой

скоростью

на протяжении всего хода от одного крайнего положения к дру­ гому. Наибольшую скорость поршень имеет в средней части ци­ линдра, когда палец кривошипа находится в верхнем или ниж­ нем положении. По мере продвижения поршня к одному из своих

крайних положений скорость

его движения

снижается,

и ког­

да поршень придет в крайнее

положение, на какое-то мгновение

он остановится, после чего

начинает

двигаться в противополож­

ную сторону. То же самое

имеет место

и в движении

золотни­

ка: наибольшая скорость

в средней

части

его хода постепенно

снижается при приближении

золотника

к крайним положениям.

Связь между перемещением золотника, величиной открытия окон для впуска и выпуска пара и положением кривошипа веду­ щего колеса обычно графически изображается в виде полярной золотниковой диаграммы, а зависимость между перемещением зо­ лотника, открытием окон и положением поршня выражается графи­ чески с помощью эллиптической золотниковой диаграммы.

§62. РАБОТА И МОЩНОСТЬ ПАРОВОЙ МАШИНЫ

Вработе паровой машины за один оборот колеса или за

двойной ход поршня различают несколько

периодов действия па­

ра в цилиндрах — фаз

парораспределения.

 

Работа

пара в ци­

линдрах изображается

графически в

виде

и н д и к а т о р н о й

д и а г р а м м ы . На рис.

111 показана

индикаторная

диаграмма

вместе со схемой паровой машины. По

горизонтали на

диаграмме

в масштабе откладывается ход поршня, а

по

вертикали — давле­

ние пара.

 

 

 

 

 

Имеются следующие

периоды действия

пара в цилиндре:


а) в п у с к п а р а, когда ци­ линдр наполняется свежим па­ ром (на диаграмме линия /—2), продолжается с начала хода поршня до момента отсеч­ ки пара золотником;

 

б) р а с ш и р е н и е

 

п а р а

 

 

 

(линия

2—3)

протекает

с

мо­

 

 

 

мента

отсечки до

начала

вы­

 

 

 

пуска

 

пара

 

из

цилиндра.

 

 

 

В этот период пар производит

 

 

 

работу,

расширяясь

 

в

объеме

 

 

 

за

счет уменьшения

 

давления;

 

 

 

 

в)

п р е д в а р е н и е

выпус­

 

 

 

ка

(линия

3—4)

начинается с

 

 

 

момента

 

открытия

 

окна

для

 

 

 

выпуска пара и кончается при­

 

 

 

ходом поршня в крайнее поло­

 

 

 

жение.

 

Оно

необходимо

для

 

 

 

обеспечения

более

полного

 

 

 

• открытия

окна

для

выпуска

 

 

 

пара к моменту прихода порш­

Вредное

Код

поршня

ня, в крайнее

положение

(для

пространство.

(объем

цилиндра)

уменьшения

противодавления

 

 

 

на нерабочую сторону поршня);

Рис. 111. Индикаторная диаграмма и

г)

в ы п у с к

п а р а

(линия

схема паровой машины

4 — 5)

протекает

от

начала

 

обратного хода поршня до закрытия окна для выпуска

(раньше

чем поршень придет в крайнее положение);

 

д) с ж а т и е (линия 5-^-6) начинается с момента

закрытия

окна для выпуска и кончается моментом открытия впускного окна. Сжатие необходимо для создания паровой подушки при подходе поршня в крайнее положение, чтобы избежать ударов в механизме и обеспечить плавную перемену направления движения поршня.

е) п р е д в а р е н и е в п у с к а п а р а (линия 6—1) протекает с момента открытия впускного окна, когда поршень еще не при­

шел в крайнее положение, до момента,

когда поршень находится

в крайнем

положении

и

паро-

р

 

впускное окно открывается на ве­

15

 

личину линейного

предварения

 

 

 

впуска.

 

 

 

 

10

 

Площадь

индикаторной

диа­

 

 

 

граммы на рис. 111 выражает ра­

 

 

боту пара в одной полости ци­

 

 

линдра за два хода поршня или

 

 

за полный оборот колеса. Полная

Атмосферная лания

работа пара в цилиндре будет оп­

 

 

 

ределяться

суммой

 

площадей

Рис.

12. Действительные индика­

диаграмм обеих полостей.

 

 

торные диаграммы


Действительная (снятая при работе машины) индикаторная диаграмма имеет несколько меньшую площадь, чем теоретическая,

так

как она учитывает

все потери рабочего процесса

в цилиндре.

На

рис. 112 показаны

действительные индикаторные

диаграммы

передней и задней полостей цилиндра. Индикаторная диаграмма в натуре снимается при помощи специального прибора, который на­

зывается и н д и к а т о р о м .

 

 

 

 

Из

индикаторной

диаграммы видно,

что в различные

перио­

ды работы

пара в цилиндре давление

его не одинаково. Приго­

товленный

в котле

пар вследствие

сопротивления

при

проходе

через регуляторный

клапан, паровпускные трубы, золотники и па­

ровпускные окна теряет часть своего давления. Поэтому

давле­

ние свежего пара, поступившего в цилиндр, будет

на

10—15%

ниже

котлового.

 

 

 

 

 

 

С

прекращением

впуска, после

отсечки, происходит

расши­

рение

пара

в цилиндре

и давление

его падает, а объем

увеличи­

вается. После открытия

окна для выпуска давление

пара в ци­

линдре резко понижается, однако.оно всегда несколько выше ат­

мосферного

(на 0,5—1,0 кГ/см2)

ввиду

сопротивления

проходу

отработавшего пара

в паровыпускных

трубах и конусе.

Линия

выпуска

пара

на диаграмме

(см. рис.111)

проходит выше

атмос­

ферной

линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По индикаторным

диаграммам, снятым с

работающей

ма­

шины, можно

подсчитать мощность

машины

паровоза

и

судить

о правильности парораспределения.

Как

известно,

р а б о т а

определяется

произведением

приложенной

к телу силы на прой­

денный

путь. Действующая

на поршень

сила

будет равна

сред­

нему давлению пара в цилиндре за весь ход поршня, или так назы­

ваемому

с р е д н е м у

и н д и к а т о р н о м у

д а в л е н и ю ,

умно­

женному

на площадь

поршня.

Умножив

полученную

силу на

пройденный поршнем путь (ход поршня),

мы определим

работу,

которую совершает пар в одной

полости

цилиндра

за один ход

поршня, а умножив

на 4, получим

работу

пара в обеих

цилинд­

рах за один оборот колеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустим, что среднее индикаторное

давление

пара в цилинд­

ре равно 7,5 кГ/см2,

диаметр

поршня 65 см и ход

поршня 80 см,

или 0,8 м. Площадь

поршня

(без вычета

сечения скалки)

равна

 

 

 

 

Щ^-

= 3318

см\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

будет 3318-7,5 == 23885 кГ.

Сила,

действующая на поршень,

Тогда работа, совершаемая паром в двух цилиндрах

паровой

машины

за один оборот колеса, выразится

 

 

 

 

 

 

 

23 885-0,8-4 = 76432

кГм.

 

 

 

 

Мощность машины

представляет

собой

работу,

выполненную

в единицу времени. Для подсчета

принимаем, что паровоз

дви­

жется

со скоростью

50 км/ч и имеет

диаметр

колес

1500 мм

(1,5

м).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м.

 

 

 

Длина окружности колеса равна 3,14-1,5 = 4,71