Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 1
которая |
соединена |
с |
цилиндром |
паровпускными |
каналами 9, |
||||||||||
фланец |
12 |
для постановки |
цилиндровых |
крышек, |
привалочный |
||||||||||
фланец |
10 для |
прикрепления |
цилиндра к раме, патрубки 5 и 6 с |
||||||||||||
фланцами |
для |
присоединения паровпускной |
и |
паровыпускной |
|||||||||||
труб. В |
золотниковую |
камеру |
запрессованы две чугунные |
втулки |
|||||||||||
7 с окнами для впуска и выпуска пара. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Цилиндр |
имеет |
отверстия: |
4 — для |
подвода |
смазки |
к |
золот |
||||||||
нику, 13—для |
подвода |
смазки в цилиндр, |
14—для |
спуска |
кон |
||||||||||
денсата |
из |
золотниковой |
камеры, |
2 — для проверки |
установки |
||||||||||
золотников. |
В нижней |
части |
цилиндра |
сделаны отверстия |
для |
||||||||||
спуска |
конденсата. |
Цилиндр |
и золотниковая камера |
спереди и |
|||||||||||
сзади закрыты крышками 8 и /7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
К раме цилиндр прикрепляют при помощи стальных точеных болтов диаметром 38 мм. Цилиндровые болты изготовляют диа метром примерно на 0,1 мм больше диаметра отверстий в раме и цилиндре, плотно забивают и затягивают гайками.
Для разгрузки цилиндровых болтов и предохранения их от сре за между приливом привалочного фланца 10 и рамой установле ны разгрузочные клинья. У верхней кромки привалочного фланца для разгрузки болтов от веса цилиндра имеется заплечик, кото рым цилиндр опирается на раму.
При работе паровоза цилиндровые болты и клинья испыты вают большие напряжения под действием силы пара на цилинд ровые крышки, поэтому соединения цилиндров с рамой не долж ны иметь ослабления. Это постоянно контролируют как при ре монте, так и во время эксплуатации.
У модернизированного усиленного |
цилиндра |
паровозов Э и |
|||
СО в отличие от альбомного для лучшего |
вписывания |
паровой |
|||
струи, |
изменена форма паровпускных |
каналов; |
для устранения |
||
трещин |
в приливе, который предназначен |
для |
подвода |
смазки, |
изменена его конфигурация таким образом, что прилив не соеди няет поршневую и золотниковую бочки цилиндра; увеличена тол щина торцовых стенок цилиндра с 28 до 35 мм; усилен ряд ре бер цилиндра, введены дополнительные ребра, ширина привалочных фланцев увеличена с 95 до 115 мм; в передней торцовой стен ке цилиндра введено отверстие диаметром 68 мм для подвода отработавшего пара от тормозного цилиндра и др.
Описанные индивидуальные чугунные цилиндры ставят, как правило, на паровозах, имеющих листовую раму. Цилиндры блочно го типа применяют при брусковых рамах; изготовляют их литы ми из стали марок 25ЛІІ, 20ЛІІ или специальной стали. Цилиндро вый блок может представлять собой цельную отливку, объединя ющую два цилиндра с золотниковыми камерами, переднее межрамное крепление и переднюю опору котла, или состоять из двух-трех соединенных между собой частей. Цилиндровый блок опирается на рамные листы и прикреплен к ним болтами.
Преимуществом блочных стальных цилиндров является то, что они более прочны, надежно скрепляют рамные листы, являются
6* 163
RuO кзади
|
|
Рис. |
114. Цилиндровый блок |
паровоза |
Л: |
|
|
||||
/, |
4 — цилиндры - полублоки; |
2 — о п о р а |
котла; |
3,7 |
— |
болты; |
5 — золотниковая |
втулка; |
|||
6 |
— цилиндровая |
втулка; |
а — паровпускной патрубок; |
|
б — паровыпускной канал; в — с е д а |
||||||
|
|
л и щ е |
конуса; г — выступ |
(опора |
д л я клина) |
|
|
||||
хорошей опорой дымовой камеры и |
при ремонте |
дефекты |
легко |
||||||||
устраняются |
сваркой. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Цилиндровый |
блок паровоза Л |
(рис. 114) |
состоит из |
трех |
||||||
частей: двух цилиндров-полублоков |
1 и 4 и опоры котла 2. Полу |
||||||||||
блоки соединены между собой |
коническими болтами 7. В цилинд |
ры и золотниковые камеры запрессованы чугунные втулки 5 и 6. Золотниковая камера сделана длиннее цилиндра для того, чтобы
укоротить |
и, спрямить паровпускные |
каналы. |
|
|
|
|
Опора котла по технологическим |
соображениям |
отлита |
от |
|||
дельно и прикреплена к цилиндрам коническими |
болтами 3 с по |
|||||
следующей |
обваркой |
по кромке всего |
соединения. |
|
|
|
К раме |
цилиндры |
прикреплены фланцами |
при |
помощи |
то |
ченых болтов диаметром 36 мм. Для разгрузки болтов между пе редними выступами г и заплечиками рамных листов забивают стальные клинья. После постановки цилиндровых болтов и забив
ки клиньев для |
предупреждения ослабления |
клинья привари |
вают к цилиндру. |
У каждого цилиндра имеется |
патрубок а для |
соединения с паровпускной трубой. Выпускные окна переходят в каналы б, отлитые вместе с цилиндром и идущие к седалищу ко нуса в,
Рис. |
115. Цельнолитой |
блок цилиндров, отлитый |
заодно |
с рамой паровозов |
||
|
|
|
Еа |
и Ем |
|
|
На, паровозах |
Е а |
и Е м установлен стальной |
цельнолитой блок |
|||
цилиндров, а часть |
этих паровозов имеет рамы, отлитые заодно с |
|||||
блоком цилиндров |
(рис. 115). |
Такая конструкция цилиндров от |
||||
личается высокой прочностью и избавляет |
от |
большого количе |
||||
ства |
болтовых |
соединений. |
|
|
|
|
Продольные оси |
цилиндров |
должны быть строго параллель |
ны продольной оси рамы. В вертикальной плоскости ось цилинд ров на различных паровозах располагается по-разному. Сущест
вуют |
следующие разновидности |
расположения цилиндров: |
||||||||||
а) |
ось |
цилиндра |
горизонтальна |
и |
совпадает |
с |
осью движу |
|||||
щих колес паровоза |
(паровоз С У |
и др.); |
|
|
|
|
||||||
б) |
ось |
цилиндра |
наклонна |
и проходит |
через |
центр |
ведущей |
|||||
оси паровоза. Это делается для |
удобства размещения цилиндров |
|||||||||||
в пределах габарита |
при |
сравнительно |
небольшом |
диаметре |
||||||||
движущих |
колес. Наклон |
обычно |
бывает |
равным |
'/зо—V25 (па |
|||||||
ровозы Э, |
СО); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) |
ось |
цилиндра |
горизонтальна, |
|
но проходит |
выше |
горизон |
|||||
тальной оси движущих |
колес. Такая |
установка |
принята |
на мно |
гих современных паровозах для размещения в габарите цилинд ров больших размеров и для лучшего расположения передней те лежки (паровозы ФД, Л, П36).
Паровозы имеют такие диаметры цилиндров: Л, ЛВ, С О , Эв /И *—650; ФД—670; Ев /И —635; П36; СУ—575 и ТЭ—600 м м .
Чтобы уменьшить потери тепла от внешнего охлаждения, па ровые цилиндры, крышки и паровпускные трубы снаружи покры вают изоляционной массой и металлической обшивкой толщиной 1,5—2 мм.
* Всех индексов.
§65. ЦИЛИНДРОВЫЕ И ЗОЛОТНИКОВЫЕ ВТУЛКИ
ИКРЫШКИ ЦИЛИНДРОВ
Втулки. Для'Лучшей приработки чугунных поршневых колец в стальные цилиндры запрессовывают чугунные втулки. При над
лежащей |
смазке это обеспечивает |
нормальную |
работу |
поршней |
|
без задиров и повреждений. |
|
|
|
|
|
Цилиндровая втулка (рис. 116) |
по наружной |
поверхности име |
|||
ет ступенчатую форму с длиной |
каждой ступени, равной |
полови |
|||
не длины |
втулки, и с разницей |
диаметров ступеней 2 мм. Сту |
пенчатая форма втулки облегчает и ускоряет запрессовку, так как наполовину длины втулка вставляется в цилиндр без усилия.
По краям втулки имеются окна для впуска пара в цилиндр и
для |
выпуска |
его. |
Вверху, в центре |
втулки, |
сделано |
отверстие |
|
для |
подачи |
смазки |
в цилиндр, |
а внизу, по |
краям, — отверстия |
||
для |
спуска |
воды (конденсата). |
Для |
предупреждения |
смещения |
втулка укреплена стопором, который ввинчен снаружи цилиндра. Запрессованная в цилиндр втулка должна быть чисто расточена, при этом овальность и конусность должны быть в пределах ус тановленных допусков. По мере износа чугунного цилиндра, когда толщина его стенок достигает предельных размеров, в него за прессовывают чугунную втулку. По наружному диаметру эта втул
ка также изготовлена ступенчатой, а внутренняя |
поверхность |
ее |
||||||||
окончательно обрабатывается после запрессовки. |
|
|
|
|
||||||
|
Запрессовку втулок (цилиндровых и золотниковых) |
произво |
||||||||
дят |
специальными |
гидравлическими |
прессами. Давление |
за |
||||||
прессовки устанавливается в зависимости от |
диаметра |
втулки и |
||||||||
материала цилиндра. Согласно § 208 |
Правил заводского |
ремон |
||||||||
та |
паровозов усилие |
запрессовки |
должно |
быть на |
|
каждые |
||||
100 |
мм наружного диаметра: для чугунных |
цилиндров |
от 3,5 |
до |
||||||
8 г, а для стальных |
цилиндров от 3,5 до 9 |
г. |
|
|
|
|
||||
|
В золотниковую |
камеру |
цилиндра таких |
паровозов, |
как |
Э, |
||||
СО, |
Су , Е, запрессовывают |
с обеих |
сторон |
две |
одинаковые |
чу |
гунные золотниковые втулки. Внутренний диаметр золотниковой
втулки |
паровозов |
Э, СО, С у |
равен 250 мм. |
|
Во |
втулке имеются |
|||
окна для впуска |
пара |
в цилиндр и выпуска |
|
его |
из |
цилиндра и |
|||
10 |
010 |
|
|
отверстие для впуска |
пара |
в зо |
|||
|
|
лотниковую камеру (см. рис.113). |
|||||||
|
|
|
|
||||||
В |
|
|
|
Втулку |
запрессовывают |
до |
|||
|
|
|
упора борта в заточку золотни |
||||||
|
|
|
|
ковой камеры. Для предупрежде |
|||||
|
|
>^8 |
|
ния пропуска |
пара |
под втулкой |
|||
№ |
|
|
|
на наружной |
поверхности ее сде |
||||
|
|
|
ланы проточки, |
куда |
закладыва |
||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
ют шнуровой |
асбест. |
Для подво |
|||
|
|
|
|
да смазки к золотнику |
имеется от |
||||
|
575 |
|
|
верстие во |
втулке. Золотниковые |
||||
|
|
|
|
втулки паровозов Е а |
и Е м имеют |
||||
Рис. |
116. Цилиндровая |
втулка |
внутренний диаметр 305 мм. |
|
|
На |
паровозах |
Л, ЛВ, |
ФД, |
|||||
П36 |
устанавливают |
втулки |
из |
||||||
трех |
|
частей, |
или, |
вернее, |
три ^ |
||||
втулки |
(рис. |
117). |
При |
такой |
|||||
конструкции |
крайние |
втулки |
по |
||||||
всей |
своей |
длине |
соприкасаются |
||||||
с |
телом золотниковой |
камеры |
и |
||||||
не |
имеют свободно |
выступающей |
части у паровпускного |
отверстия, |
|
|
|
|
||
в которой чаще |
появляются т р е - Р и с 1 |
1 |
7 золотниковые |
втулки |
парово- |
||
щины. Тройные |
втулки |
работают |
. |
за Л |
|
||
надежнее. |
|
|
|
|
|
|
|
На всех |
указанных |
паровозах золотниковые втулки |
имеют |
||||
внутренний |
диаметр 300 мм. Крайние |
|
втулки имеют |
паровпуск |
ные окна, а средняя — отверстие для впуска пара в золотнико
вую |
камеру. На паровозе |
П36 |
два ряда паровпускных |
окон. |
|||
Все |
три втулки укрепляют |
стопорными пробками. Окончатель |
|||||
ную чистовую расточку золотниковых втулок производят |
после |
||||||
их запрессовки. Цилиндровые |
и |
золотниковые |
втулки |
отливают |
|||
из чугуна марки СЧ 21-40. |
|
|
|
|
|
|
|
Крышки. Полость цилиндра |
и |
золотниковую |
камеру |
с |
торцов |
закрывают крышками. Внутреннее очертание цилиндровых кры
шек делают |
таким, чтобы при крайних положениях |
поршня все |
||||||
его |
части |
(диск, обод, |
ступица, укрепляющая |
гайка) |
находились |
|||
на |
равном |
|
расстоянии |
от |
крышки. Это |
расстояние |
называют |
|
л и н е й н о й |
в е л и ч и н о й |
в р е д н о г о |
п р о с т р а н с т в а ; |
|||||
оно |
обычно |
равно 12—15 мм, а на некоторых |
паровозах доходи |
|||||
ло |
до 30 |
мм. |
|
|
|
|
|
|
|
Линейная величина вредного пространства, обязательно про |
|||||||
веряемая при сборке паровой машины, |
должна соответствовать |
|||||||
альбомному |
размеру |
в |
пределах допускаемых |
отклонений. |
Уменьшение этой величины может привести к тому, что поршень при движении, в случае если в цилиндре скопилась вода, может
выбить крышку |
цилиндра |
и повредить |
детали движущего |
меха |
||||
низма. |
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. |
118 |
показано |
размещение |
цилиндровых |
крышек па |
|||
ровоза ЛВ, |
пунктиром — контуры цилиндра |
и поршня |
в его край |
|||||
нем переднем и |
крайнем заднем положениях. Как видно из |
ри |
||||||
сунка, линейная |
величина |
вредного пространства в |
цилиндрах |
|||||
этого паровоза равна 13 мм. Как |
передняя, так и задняя крыш |
|||||||
ка представляет |
собой фасонные |
стальные |
отливки, |
сделанные |
||||
по форме поршня. |
|
|
|
|
|
|
В верхней части крышки имеют выемки, соединяющие полость цилиндра с паровыми окнами. Выемки в нижней части крышек обеспечивают сток конденсата к продувательным клапанам ци линдра.
Крышку укрепляют к цилиндру при помощи 28 шпилек, ввин ченных в цилиндр и проходящих через отверстия во фланцах крышек и гаек. Установку крышек фиксируют при помощи