Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на диске располагают таким образом, чтобы замки их не совпа­ дали.

Скалка золотника

заканчивается цилиндрическим хвостови­

ком с отверстием под

клин для соединения с кулачком. Контр­

скалка входит в направляющую втулку, установленную в перед­ ней золотниковой крышке.

Свежий пар из паровпускной трубы через отверстия, сделан­ ные во втулках, поступает в среднюю часть золотниковой каме­ ры между золотниковыми дисками. Давлением пара диски раз­ двигаются, прижимаются к упорным шайбам и во время работы перемещаются вместе с ними, как в обычном жестком золотнике.

Когда же доступ свежего пара в золотниковую камеру пре­ кращается и давление, прижимавшее диски к упорным шайбам, спадает, диски под влиянием силы трения удерживаются в сред­ ней части золотниковой камеры; они сходят с упорных шайб и направляющих втулок и останавливаются, упираясь своими хвос­ товиками; скалка же с упорными шайбами под действием внеш­ него парораспределительного механизма продолжает двигаться. При этом диски открывают с обоих концов окна 2 для выхода пара из цилиндра в паровыпускные трубы.

В момент впуска пара в золотниковую камеру он успевает пройти по кольцевому отверстию между скалкой и горловиной золотникового диска в пространство между упорной шайбой и дис­ ком. Таким образом создается паровая подушка, смягчающая удары при посадке золотникового диска на упорную шайбу.

Паровозы ФД строили

и длительное время эксплуатировали

с жесткими золотниками.

Однако в порядке модернизации жест­

кие золотники заменены более совершенными золотниками сис­ темы Трофимова. При этом в связи с тем, что у нераздвижных золотников контрскалок не было, а для раздвижных золотников они обязательны, изменению подверглась также передняя золот­ никовая крышка.

Золотники паровозов ФД принципиально не отличаются от зо­

лотников паровозов Э и СО,

но имеют

больший размер

(диа­

метр

золотниковой втулки 330

мм), в связи с чем размеры

дета­

лей

и вес золотников больше.

Каждый

золотниковый диск

имеет

не четыре, а пять ручьев для уплотняющих колец. Для удержа­ ния контрскалки золотника в передней крышке установлена на­ правляющая втулка с подводом смазки. '

Золотники системы Трофимова паровозов Л и ЛВ (рис. 123) имеют диаметр 300 мм. На скалке 8 золотника посажены два комплекта деталей: направляющие втулки 7, упорные шайбы б, раздвижные диски 5 и корончатые гайки 3, укрепляемые штиф­ тами 2. Каждый золотниковый диск имеет по четыре ручья, в ко­ торых установлены уплотнительные кольца 4. При этом с наруж­ ной стороны диска (со стороны выпуска) поставлено по два коль­ ца, а с внутренней — по одному.


 

Рис.

123. Золотник Трофимова паровозов Л

и ЛВ:

/ — клин;

2 — ш т и ф т ;

3 — корончатая гайка; 4 — уплотнительные

кольца; 5 — р а з д в и ж н о й

диск; 6

упорная шайба; 7 — н а п р а в л я ю щ а я

втулка; 8 скалка; 9—передняя крышка;

 

 

10 — штуцер;

/ / — контрскалка

 

Упорные шайбы, имеющие коническую посадку на скалке, за­ креплены корончатыми гайками. Золотниковый диск и упорная шайба имеют притирочные ленты К, препятствующие пропуску пара из внутренней полости золотниковой камеры в наружную полость.

При раздвижке дисков поступающим в золотниковую камеру паром ввиду малых радиальных зазоров между упорной шай­ бой 6 и диском 5, а также между диском и направляющей втул­ кой 7, в полости А создается компрессия, необходимая для мяг­ кой посадки дисков на свои места.

В отличие от других паровозов скалка имеет задний хвостовик конусный, который при помощи клина 1 соединяется с золотнико­ вым кулачком.

К направляющей втулке контрскалки 11 золотника, установ­ ленной в передней крышке 9 золотниковой камеры, через шту­ цер 10 и сверления в крышке и втулке подводится смазка от прессмасленки.

Золотники паровоза П36 целиком взаимозаменяемы с золот­

никами паровозов Л и ЛВ. На

паровозах Е а и Е м установлены

золотники также диаметром 300

мм. Все части золотников, кроме

уплотняющих колец, изготовляют из стали марки Ст5, а скалки —

из стали марки 35У или Ст5. Материалом для золотниковых колец служит чугун марки не ниже СЧ 21-40.

Раздвижные

золотники

обеспечивают

незначительный износ

золотниковых

колец и втулок вследствие

остановки дисков

при

беспарном ходе паровоза.

 

 

 

 

 

 

При беспарном ходе они

позволяют

свободно перетекать

пару

и воздуху из одной полости

цилиндра

в другую,

что

уменьшает

сопротивление движению и предотвращает

подсос газов из дымо­

вой камеры в цилиндр.

 

 

 

 

 

 

При движении

паровоза

без пара, с закрытым

регулятором,

когда пар не поступает в цилиндр, а поршень и

золотник

про­

должают двигаться

(золотник предполагается жесткий), в

про­

тивоположной движению поршня полости

цилиндра и

соединен­

ной с ней золотниковой камере происходит разрежение,

а в другой


полости — сжатие,

вы­

Выпускной патрубок к конусу

зывающее

противодав­

 

ление

на

поршень. Это

 

явление

вредно

отра­

 

жается на работе паро­

 

вой

машины,

 

создает

 

сопротивление

 

движе­

 

нию поршней

и замед­

 

ляет ход паровоза.

 

 

Ввиду

того

что в

 

одной

из

полости

ци­

 

линдра

и золотниковой

 

камере

создается

раз­

 

режение,

в

моменты

 

открытия

паровпуск­

 

ных

окон

происходит

 

подсос

в цилиндр

воз­

Рис. 124. Золотник Трофимова при беспарном ходе

духа и газов из

дымо­

паровоза

вой камеры через конус и паровыпускные трубы. В результате попадания в цилиндр воз­

духа и газов ввиду высокой температуры стенок цилиндра проис­ ходит сгорание смазки и образование на стенках цилиндра, порш­ ней и золотников нагара. Наличие нагара резко повышает износ втулок и уплотняющих колец золотников и поршней. Последующее сжатие газовоздушной смеси в цилиндре и повышение в связи с этим температуры еще больше способствуют образованию нагара.

Проведенные в свое время сравнительные испытания различ­ ных приборов беспарного хода показали, что лучшими из них являются раздвижные золотники системы Трофимова. Принцип работы золотника, как прибора беспарного хода, заключается в

следующем

(рис.

124).

При сдвинутых золотниковых

дисках

паровпускные

окна

открыты; это

дает

возможность

воздуху

пе­

ретекать (как

показано

стрелками)

из

полости А цилиндра

че­

рез золотниковую

камеру

и паровыпускные трубы

(или

каналы

в теле цилиндров) в полость Б. Воздух перетекает

также

из

од­

ной полости цилиндра в

другую

через

горловины

сдвинутых к

середине золотниковых дисков. В связи

с тем что золотники

си­

стемы Трофимова

резко уменьшают

сопротивление

движению и

отрицательную работу при беспарном ходе, оборудованные ими

паровозы

обеспечивают,

кроме

того,

экономию

топлива. В по­

рядке

модернизации на

паровозах

произведен

отвод

выпуска

пара

от

насоса автотормоза в

золотниковую камеру

цилиндра.

§68. ПОРШНЕВЫЕ И ЗОЛОТНИКОВЫЕ САЛЬНИКИ

Взадних цилиндровых и золотниковых крышках в местах прохода Скалок для предупреждения пропуска пара ставят уп­

лотняющие сальники. На паровозах, имеющих поршни с контр­ скалками, сальники ставят и в передних крышках.


На паровозах,

работавших

насыщенным

(неперегретым) па­

ром, устанавливали сальники с мягкой набивкой

в виде плетен­

ки из промасленного асбеста или пеньки.

 

 

 

Для смазывания скалки во фланце сальника располагали фи­

тильную масленку.

 

 

 

 

 

На паровозах, работающих

перегретым

паром, из-за высо­

кой температуры

устанавливают сальники с

металлической

набивкой.

 

 

 

 

 

 

В настоящее

время на всех

паровозах применяют

лабиринт­

ные сальники с

чугунными

уплотняющими

кольцами

конструк­

ции ЦНИИ МПС

(рис. 125).

Эти сальники

более

совершенны по

конструкции, хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, де­

шевы в изготовлении и

дают экономию дефицитной

свинцови­

стой бронзы,

расходуемой

в одноколечных

сальниках.

Лабиринтные сальники обладают

способностью

самоуплот­

нения по мере износа чугунных колец.

Пар, проходя

последова­

тельно три

одинаковые

камеры сальника,

постепенно теряет

Схема расположения колец В о5ойме

Линия разреза В колеи,

7

Рис. 125. Поршневой лабиринтный сальник с чугунными уплотняющими коль­ цами:

/ — браслетная п р у ж и н а ; 2 — уплотняющее кольцо;

, ? — о б о й м а ;

4 — упорное кольцо;

5 —

ф л а н е ц сальника; 6 — крышка; 7 — полукольца;

8

— асбестовая

набивка; 9— штуцер

для

подвода

смазки

 

 

 


давление. Кроме того, уплотняющие кольца лабиринтного сальника оказывают на скалку меньшее удельное давление, чем уплотня­

ющее кольцо применявшегося

одноколечного

сальника,

и поэто­

му уменьшается износ скалок.

 

 

 

 

Лабиринтный

сальник

задней цилиндровой

крышки

паровоза

Л В, показанный

на рис.

125,

имеет шесть

чугунных уплотняю­

щих колец 2, каждое из

которых состоит

из

четырех

секций,

имеющих косые

срезы (см. схему), и охвачено браслетной пру­

жиной 1. Каждая пара колец заключена в обойму 3. Обоймы с кольцами вставлены в гнездо цилиндровой крышки. Через упор­ ное кольцо 4 обоймы и кольца зажаты в гнезде фланцем 5 при помощи шпилек и гаек. В выточку фланца 5 закладывают асбе­ стовую набивку 8, которая удерживается крышкой 6 и полуколь­ цами 7. Смазка к сальнику подается через штуцер 9 и канал во фланце 5 сальника.

Для того чтобы уплотняющие кольца имели свободу для ра­ диального перемещения, между установленными в каждой обой­ ме кольцами и торцовой поверхностью смежной обоймы при сборке должен быть обеспечен суммарный зазор, равный 0,14 —

0,28 мм (на рис. 125 зазор М).

Уплотняющие

кольца изготов­

ляют из специального чугуна, а

обоймы и упорное кольцо—из

чугуна марки СЧ 18-36. Браслетные пружины/

изготовляют из

жаростойкой легированной проволоки марки 50ХФА. При высо­ кой температуре перегретого пара она не теряет своих упругих свойств.

Лабиринтные сальники сма­ зываются от пресс-масленки че­ рез маслораспределители. Лаби­ ринтный сальник паровоза ТЭ от­ личается от описанного тем, что его собирают в специальный разъемный корпус, который вкла­ дывают в горловину крышки, а уплотняющие чугунные кольца имеют другой разрез.

Паровозы всех серий сейчас оборудованы лабиринтными зо­ лотниковыми сальниками с чу­ гунными уплотняющими кольца­ ми. На рис. 126 показал лаби­ ринтный золотниковый сальник, установленный на задней крыш­ ке паровоза П36. По конструк­ ции он идентичен поршневому

лабиринтному сальнику,

однако

 

 

 

 

имеет лишь одну

камеру.

 

Рис. 126.

Золотниковый

лабиринт­

В горловине

золотниковой

 

ный

сальник:

 

К р Ы Ш К И

установлена О б о Й М а / , В

/ - о б о й м а ;

2 - б р а с л е т н а я

п р у ж и н а ;

которой

расположены два

разрез-

- уплотняющее

кольцо;

4 — ф л а н е ц ;

5 — упорное кольцо; 6 — уплотнение