Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 228
Скачиваний: 1
на диске располагают таким образом, чтобы замки их не совпа дали.
Скалка золотника |
заканчивается цилиндрическим хвостови |
ком с отверстием под |
клин для соединения с кулачком. Контр |
скалка входит в направляющую втулку, установленную в перед ней золотниковой крышке.
Свежий пар из паровпускной трубы через отверстия, сделан ные во втулках, поступает в среднюю часть золотниковой каме ры между золотниковыми дисками. Давлением пара диски раз двигаются, прижимаются к упорным шайбам и во время работы перемещаются вместе с ними, как в обычном жестком золотнике.
Когда же доступ свежего пара в золотниковую камеру пре кращается и давление, прижимавшее диски к упорным шайбам, спадает, диски под влиянием силы трения удерживаются в сред ней части золотниковой камеры; они сходят с упорных шайб и направляющих втулок и останавливаются, упираясь своими хвос товиками; скалка же с упорными шайбами под действием внеш него парораспределительного механизма продолжает двигаться. При этом диски открывают с обоих концов окна 2 для выхода пара из цилиндра в паровыпускные трубы.
В момент впуска пара в золотниковую камеру он успевает пройти по кольцевому отверстию между скалкой и горловиной золотникового диска в пространство между упорной шайбой и дис ком. Таким образом создается паровая подушка, смягчающая удары при посадке золотникового диска на упорную шайбу.
Паровозы ФД строили |
и длительное время эксплуатировали |
с жесткими золотниками. |
Однако в порядке модернизации жест |
кие золотники заменены более совершенными золотниками сис темы Трофимова. При этом в связи с тем, что у нераздвижных золотников контрскалок не было, а для раздвижных золотников они обязательны, изменению подверглась также передняя золот никовая крышка.
Золотники паровозов ФД принципиально не отличаются от зо
лотников паровозов Э и СО, |
но имеют |
больший размер |
(диа |
|
метр |
золотниковой втулки 330 |
мм), в связи с чем размеры |
дета |
|
лей |
и вес золотников больше. |
Каждый |
золотниковый диск |
имеет |
не четыре, а пять ручьев для уплотняющих колец. Для удержа ния контрскалки золотника в передней крышке установлена на правляющая втулка с подводом смазки. '
Золотники системы Трофимова паровозов Л и ЛВ (рис. 123) имеют диаметр 300 мм. На скалке 8 золотника посажены два комплекта деталей: направляющие втулки 7, упорные шайбы б, раздвижные диски 5 и корончатые гайки 3, укрепляемые штиф тами 2. Каждый золотниковый диск имеет по четыре ручья, в ко торых установлены уплотнительные кольца 4. При этом с наруж ной стороны диска (со стороны выпуска) поставлено по два коль ца, а с внутренней — по одному.
|
Рис. |
123. Золотник Трофимова паровозов Л |
и ЛВ: |
|
/ — клин; |
2 — ш т и ф т ; |
3 — корончатая гайка; 4 — уплотнительные |
кольца; 5 — р а з д в и ж н о й |
|
диск; 6 — |
упорная шайба; 7 — н а п р а в л я ю щ а я |
втулка; 8 — скалка; 9—передняя крышка; |
||
|
|
10 — штуцер; |
/ / — контрскалка |
|
Упорные шайбы, имеющие коническую посадку на скалке, за креплены корончатыми гайками. Золотниковый диск и упорная шайба имеют притирочные ленты К, препятствующие пропуску пара из внутренней полости золотниковой камеры в наружную полость.
При раздвижке дисков поступающим в золотниковую камеру паром ввиду малых радиальных зазоров между упорной шай бой 6 и диском 5, а также между диском и направляющей втул кой 7, в полости А создается компрессия, необходимая для мяг кой посадки дисков на свои места.
В отличие от других паровозов скалка имеет задний хвостовик конусный, который при помощи клина 1 соединяется с золотнико вым кулачком.
К направляющей втулке контрскалки 11 золотника, установ ленной в передней крышке 9 золотниковой камеры, через шту цер 10 и сверления в крышке и втулке подводится смазка от прессмасленки.
Золотники паровоза П36 целиком взаимозаменяемы с золот
никами паровозов Л и ЛВ. На |
паровозах Е а и Е м установлены |
золотники также диаметром 300 |
мм. Все части золотников, кроме |
уплотняющих колец, изготовляют из стали марки Ст5, а скалки — |
из стали марки 35У или Ст5. Материалом для золотниковых колец служит чугун марки не ниже СЧ 21-40.
Раздвижные |
золотники |
обеспечивают |
незначительный износ |
|||||
золотниковых |
колец и втулок вследствие |
остановки дисков |
при |
|||||
беспарном ходе паровоза. |
|
|
|
|
|
|
||
При беспарном ходе они |
позволяют |
свободно перетекать |
пару |
|||||
и воздуху из одной полости |
цилиндра |
в другую, |
что |
уменьшает |
||||
сопротивление движению и предотвращает |
подсос газов из дымо |
|||||||
вой камеры в цилиндр. |
|
|
|
|
|
|
||
При движении |
паровоза |
без пара, с закрытым |
регулятором, |
|||||
когда пар не поступает в цилиндр, а поршень и |
золотник |
про |
||||||
должают двигаться |
(золотник предполагается жесткий), в |
про |
||||||
тивоположной движению поршня полости |
цилиндра и |
соединен |
||||||
ной с ней золотниковой камере происходит разрежение, |
а в другой |
полости — сжатие, |
вы |
Выпускной патрубок к конусу |
||||||
зывающее |
противодав |
|||||||
|
||||||||
ление |
на |
поршень. Это |
|
|||||
явление |
вредно |
отра |
|
|||||
жается на работе паро |
|
|||||||
вой |
машины, |
|
создает |
|
||||
сопротивление |
|
движе |
|
|||||
нию поршней |
и замед |
|
||||||
ляет ход паровоза. |
|
|
||||||
Ввиду |
того |
что в |
|
|||||
одной |
из |
полости |
ци |
|
||||
линдра |
и золотниковой |
|
||||||
камере |
создается |
раз |
|
|||||
режение, |
в |
моменты |
|
|||||
открытия |
паровпуск |
|
||||||
ных |
окон |
происходит |
|
|||||
подсос |
в цилиндр |
воз |
Рис. 124. Золотник Трофимова при беспарном ходе |
|||||
духа и газов из |
дымо |
паровоза |
вой камеры через конус и паровыпускные трубы. В результате попадания в цилиндр воз
духа и газов ввиду высокой температуры стенок цилиндра проис ходит сгорание смазки и образование на стенках цилиндра, порш ней и золотников нагара. Наличие нагара резко повышает износ втулок и уплотняющих колец золотников и поршней. Последующее сжатие газовоздушной смеси в цилиндре и повышение в связи с этим температуры еще больше способствуют образованию нагара.
Проведенные в свое время сравнительные испытания различ ных приборов беспарного хода показали, что лучшими из них являются раздвижные золотники системы Трофимова. Принцип работы золотника, как прибора беспарного хода, заключается в
следующем |
(рис. |
124). |
При сдвинутых золотниковых |
дисках |
|||||
паровпускные |
окна |
открыты; это |
дает |
возможность |
воздуху |
пе |
|||
ретекать (как |
показано |
стрелками) |
из |
полости А цилиндра |
че |
||||
рез золотниковую |
камеру |
и паровыпускные трубы |
(или |
каналы |
|||||
в теле цилиндров) в полость Б. Воздух перетекает |
также |
из |
од |
||||||
ной полости цилиндра в |
другую |
через |
горловины |
сдвинутых к |
|||||
середине золотниковых дисков. В связи |
с тем что золотники |
си |
|||||||
стемы Трофимова |
резко уменьшают |
сопротивление |
движению и |
отрицательную работу при беспарном ходе, оборудованные ими
паровозы |
обеспечивают, |
кроме |
того, |
экономию |
топлива. В по |
||
рядке |
модернизации на |
паровозах |
произведен |
отвод |
выпуска |
||
пара |
от |
насоса автотормоза в |
золотниковую камеру |
цилиндра. |
§68. ПОРШНЕВЫЕ И ЗОЛОТНИКОВЫЕ САЛЬНИКИ
Взадних цилиндровых и золотниковых крышках в местах прохода Скалок для предупреждения пропуска пара ставят уп
лотняющие сальники. На паровозах, имеющих поршни с контр скалками, сальники ставят и в передних крышках.
На паровозах, |
работавших |
насыщенным |
(неперегретым) па |
|||
ром, устанавливали сальники с мягкой набивкой |
в виде плетен |
|||||
ки из промасленного асбеста или пеньки. |
|
|
|
|||
Для смазывания скалки во фланце сальника располагали фи |
||||||
тильную масленку. |
|
|
|
|
|
|
На паровозах, работающих |
перегретым |
паром, из-за высо |
||||
кой температуры |
устанавливают сальники с |
металлической |
||||
набивкой. |
|
|
|
|
|
|
В настоящее |
время на всех |
паровозах применяют |
лабиринт |
|||
ные сальники с |
чугунными |
уплотняющими |
кольцами |
конструк |
||
ции ЦНИИ МПС |
(рис. 125). |
Эти сальники |
более |
совершенны по |
конструкции, хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, де
шевы в изготовлении и |
дают экономию дефицитной |
свинцови |
|||
стой бронзы, |
расходуемой |
в одноколечных |
сальниках. |
||
Лабиринтные сальники обладают |
способностью |
самоуплот |
|||
нения по мере износа чугунных колец. |
Пар, проходя |
последова |
|||
тельно три |
одинаковые |
камеры сальника, |
постепенно теряет |
Схема расположения колец В о5ойме
Линия разреза В колеи,
7
Рис. 125. Поршневой лабиринтный сальник с чугунными уплотняющими коль цами:
/ — браслетная п р у ж и н а ; 2 — уплотняющее кольцо; |
, ? — о б о й м а ; |
4 — упорное кольцо; |
5 — |
|
ф л а н е ц сальника; 6 — крышка; 7 — полукольца; |
8 |
— асбестовая |
набивка; 9— штуцер |
для |
подвода |
смазки |
|
|
|
давление. Кроме того, уплотняющие кольца лабиринтного сальника оказывают на скалку меньшее удельное давление, чем уплотня
ющее кольцо применявшегося |
одноколечного |
сальника, |
и поэто |
|||
му уменьшается износ скалок. |
|
|
|
|
||
Лабиринтный |
сальник |
задней цилиндровой |
крышки |
паровоза |
||
Л В, показанный |
на рис. |
125, |
имеет шесть |
чугунных уплотняю |
||
щих колец 2, каждое из |
которых состоит |
из |
четырех |
секций, |
||
имеющих косые |
срезы (см. схему), и охвачено браслетной пру |
жиной 1. Каждая пара колец заключена в обойму 3. Обоймы с кольцами вставлены в гнездо цилиндровой крышки. Через упор ное кольцо 4 обоймы и кольца зажаты в гнезде фланцем 5 при помощи шпилек и гаек. В выточку фланца 5 закладывают асбе стовую набивку 8, которая удерживается крышкой 6 и полуколь цами 7. Смазка к сальнику подается через штуцер 9 и канал во фланце 5 сальника.
Для того чтобы уплотняющие кольца имели свободу для ра диального перемещения, между установленными в каждой обой ме кольцами и торцовой поверхностью смежной обоймы при сборке должен быть обеспечен суммарный зазор, равный 0,14 —
0,28 мм (на рис. 125 зазор М). |
Уплотняющие |
кольца изготов |
ляют из специального чугуна, а |
обоймы и упорное кольцо—из |
|
чугуна марки СЧ 18-36. Браслетные пружины/ |
изготовляют из |
жаростойкой легированной проволоки марки 50ХФА. При высо кой температуре перегретого пара она не теряет своих упругих свойств.
Лабиринтные сальники сма зываются от пресс-масленки че рез маслораспределители. Лаби ринтный сальник паровоза ТЭ от личается от описанного тем, что его собирают в специальный разъемный корпус, который вкла дывают в горловину крышки, а уплотняющие чугунные кольца имеют другой разрез.
Паровозы всех серий сейчас оборудованы лабиринтными зо лотниковыми сальниками с чу гунными уплотняющими кольца ми. На рис. 126 показал лаби ринтный золотниковый сальник, установленный на задней крыш ке паровоза П36. По конструк ции он идентичен поршневому
лабиринтному сальнику, |
однако |
|
|
|
|
|||
имеет лишь одну |
камеру. |
|
Рис. 126. |
Золотниковый |
лабиринт |
|||
В горловине |
золотниковой |
|||||||
|
ный |
сальник: |
|
|||||
К р Ы Ш К И |
установлена О б о Й М а / , В |
/ - о б о й м а ; |
2 - б р а с л е т н а я |
п р у ж и н а ; |
||||
которой |
расположены два |
разрез- |
- уплотняющее |
кольцо; |
4 — ф л а н е ц ; |
|||
5 — упорное кольцо; 6 — уплотнение |