Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
Рис. 118. |
Цилиндровые крышки паровоза |
ЛВ: |
|||
/ — з а д н я я крышка; 2 — цилиндр; |
3 — поршень.- |
4 — передняя |
крышка; 5 — ф и к с и р у ю |
||
|
щий |
штифт; 6 — обшивка; 7 — шпилька |
|||
штифтов диаметром |
18 |
мм. |
Перед |
окончательной установкой и |
закреплением фланцы цилиндровых крышек притирают к высту пающим пояскам втулки и цилиндра. Задняя крышка в отличие от передней в центре имеет отверстие для прохода скалки и гор ловину, где размещен уплотняющий сальник. Вверху к крышке прилит кронштейн, к которому крепят параллель. Для повыше ния прочности фасонные крышки имеют по шесть ребер жест кости.
С наружной стороны, между ребрами, крышки покрывают изо ляционным материалом и закрывают обшивкой. Для облегчения снятия и отрыва крышки от притирочного пояска во фланце уста новлены три отжимных болта.
На паровозах более ранней постройки (Э, СО, С?) передняя цилиндровая крышка в центре имела отверстие для прохода контрскалки поршня. Однако после 1961 г. контрскалки поршней на этих паровозах были отрезаны, а отверстия в передних крыш ках заглушены. Крышка эта не имеет фланца с отверстиями и крепится к цилиндру при помощи нажимного кольца, шпилек, ввернутых во фланец цилиндра, и гаек и равномерно прижима ется к притирочной ленте цилиндра.
На паровозах Э, СО, Су , ФД, кроме того, в цилиндровых крыш ках в нижней части имеется отверстие для установки предохрани тельного клапана. На паровозах последних лет постройки предо хранительные клапаны на крышках цилиндров не поставлены.
На паровозах |
Л, ЛВ, П36 зад |
|
|
||||||
няя золотниковая |
крышка (рис. 119) |
|
|
||||||
отлита вместе с кронштейном на |
|
|
|||||||
правляющих |
золотникового |
кулач |
|
|
|||||
ка. Снизу к кронштейну на болтах |
|
|
|||||||
прикреплены |
направляющие |
кулач |
|
|
|||||
ка. Заодно с |
кронштейном |
сверху |
|
|
|||||
отлиты |
опоры для пресс-масленки. |
|
|
||||||
Крышка |
укреплена к |
золотниковой |
|
|
|||||
камере цилиндра |
при помощи шпи |
|
|
||||||
лек и гаек. Передняя золотниковая |
|
|
|||||||
крышка |
представляет |
собой |
более |
|
|
||||
простую |
конструкцию |
с |
приливом |
Рис. 119. Задняя |
золотниковая |
||||
для контрскалки золотника. Цилин |
|||||||||
крышка |
паровоза Л |
||||||||
дровые |
и золотниковые |
крышки |
|||||||
|
|
отливают главным образом из стали марки 25ЛІІ. Однако перед
ние крышки |
многих |
паровозов изготовляют из чугуна марки СЧ |
|
18-36. |
|
|
|
|
|
§ 66. ПОРШНИ |
|
Поршни |
паровозов Э, СО, СУ имели скалку, контрскалку, ко |
||
торая являлась продолжением скалки, и поршневой |
диск, наса |
||
женный на скалку |
и укрепленный гайкой. Раньше |
считали, что |
контрскалка уменьшает провисание поршня и его перемещение в
вертикальной |
и горизонтальной плоскостях. Однако |
опыт рабо |
|
ты паровозов |
с поршнями без контрскалок показал, что отсутст |
||
вие их не оказывает влияния на работу поршневого узла. |
|||
В |
связи с этим часть паровозов СО, выпущенных |
Уланудэн- |
|
ским |
заводом |
в 1946—1950 гг., имела поршни без контрскалок. |
Позже, в 1961 г., было принято решение удалить контрскалки на Есех паровозах Э, СО и СУ.
Диаметр обода диска всегда меньше диаметра цилиндра. В ободе сделаны три кольцевых проточки — ручья, в которые постав лены уплотняющие кольца. Скалка заканчивается конусной го ловкой с отверстием под клин для соединения с ползуном.
Так как поршень воспринимает на себя давление пара, переда
ет это усилие кривошипно-шатунному |
механизму |
и, кроме того, |
находится в зоне высокой температуры |
пара, его |
изготовляют из |
материала повышенного качества и он имеет прочное соединение диска со скалкой и скалки с ползуном.
Отверстие в диске под скалку бывает конусным или цилинд рическим. Конусное соединение является прочным и более удоб ным для разборки, однако приточка конуса диска под запрес совку с одновременным упором его в борт скалки является труд ной операцией и зависит от опыта и квалификации токаря.
Сконусным соединением выпускались паровозы Е, Л, ЛВ и П36. Цилиндрическая посадка с натягом значительно проще в из
готовлении и при ней всегда гарантирован хороший упор в борт. Поэтому в унифицированных поршнях всех серий паровозов
|
|
|
|
|
|
принято цилиндрическое |
соедине |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ние. Поршневой диск напрессовы |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
вают |
на |
скалку |
под |
давлением, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
которое |
устанавливают |
в |
зависи |
||||||||
|
|
|
|
|
|
мости от |
диаметра |
|
цилиндра и |
||||||||
|
|
|
|
|
|
давления пара в котле. |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
- |
На |
паровозах |
ФД, |
Л, |
ЛВ, |
||||||
|
|
|
|
|
|
П36 сразу был применен |
поршень |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
без контрскалки. |
Такой |
поршень |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
легче и нет необходимости |
делать |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
отверстие |
в передней |
крышке |
и |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ставить |
сальник |
для |
уплотнения |
||||||||
|
|
|
|
|
|
контрскалки. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Поршень |
паровоза |
Л |
(рис. |
|||||||
Рис. |
120. |
Поршень |
паровоза |
Л: |
120) |
имеет диск 4 не |
плоский, |
как |
|||||||||
/ — заклепка; |
2—гайка; |
3—скалка; |
4—диск |
у |
многих старых паровозов, а ко |
||||||||||||
поршня; |
5—пружина уплотняющего коль |
нусообразной |
формы |
с |
выдаю |
||||||||||||
ца; |
6 — уплотняющие кольца |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
щейся вперед ступицей и несим |
|||||||||||
метрично |
размещенным ободом. |
Такая |
форма |
диска |
|
увеличивает |
|||||||||||
его жесткость и дает возможность лучше разместить |
|
сальник |
в |
||||||||||||||
задней крышке. |
3 под |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Головка |
скалки |
диск поршня |
выполнена |
цилиндричес |
|||||||||||||
кой. На нее до упора в борт напрессовывают поршневой |
диск, |
||||||||||||||||
имеющий |
отверстие. Давление запрессовки |
(в конце |
его) |
должно |
быть не менее усилия от пара по скалке для данной серии паро воза и не превышать его более чем на 50%. На скалке диск поршня укрепляют гайкой 2, которая удерживается от самопро извольного отвинчивания заклепкой 1.
Диск поршня многих паровозов отливают из стали марки 25Л или 15Л. Диск поршней паровозов Л, ЛВ и П36 штампуют из качественной углеродистой стали марки 35, что значительно сни жает вес поршня в сравнении с поршнями паровозов первых вы
пусков. Поршневую |
скалку |
изготовляют |
из |
стали |
марки |
40. |
||
Скалки паровозов Л, ЛВ и П36, изготовленные |
из |
стали |
марки |
|||||
40, для повышения |
износоустойчивости |
были |
подвержены |
по |
||||
верхностной |
закалке токами |
высокой частоты, |
а |
в настоящее |
||||
время упрочняют накаткой |
роликами. |
|
|
|
|
|
||
Поршневые уплотняющие кольца служат для создания |
гер |
|||||||
метичности |
между |
полостями |
цилиндра, |
чтобы |
не было |
пропус |
ка пара из рабочей полости цилиндра, заполненной свежим па ром, в нерабочую полость. На современных паровозах ставят поршневые секционные кольца (рис. 120 и 121). На паровозах первых выпусков взамен разрезных уплотняющих колец прямо угольного сечения также поставлены секционные кольца.
Секционное кольцо состоит из двух полуколец Г-образного сечения, которые вставляют в один ручей поршня. По окружно сти каждое полукольцо разрезано на пять частей (секций). В кольцевой канал, образованный полукруглыми выточками в по лукольца, вставлена круглая пружина, которая равномерно при-
жимает |
кольцо |
к стенкам ци |
|
|
|
|
|
|
|||||
линдра. |
|
Во |
избежание |
про |
|
|
|
|
|
|
|||
пуска пара полукольца в каж |
|
|
|
|
|
|
|||||||
дом ручье ставят со сдвижкой |
|
|
|
|
|
|
|||||||
на пол секции и в таком |
поло |
|
|
|
|
|
|
||||||
жении они удерживаются |
зам |
|
|
|
|
|
|
||||||
ком 3 |
(см. рис. 121), который |
|
|
|
|
|
|
||||||
приварен |
к одному из концов |
|
|
|
|
|
|
||||||
пружины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Диск |
поршня в нижней ча |
|
Рис. |
121. Секционные кольца |
поршня: |
||||||||
сти цилиндра |
опирается на за |
|
|||||||||||
плечики |
полуколец, не касаясь |
/ — у п л о т н я ю щ е е полукольцо; |
2 — п р у ж и н а ; |
||||||||||
|
|
3 — з а м о к |
|
|
|||||||||
стенок |
цилиндра. |
Суммарный |
|
|
|
|
|
|
|||||
зазор |
между |
|
секциями |
полукольца |
после |
вставки |
его в |
||||||
цилиндр |
должен |
быть в пределах 3—7,5 мм, а зазор |
между за- |
||||||||||
плечиком |
кольца |
и диском — 2 мм по диаметру. |
|
|
|
||||||||
На некоторых маневровых паровозах старых выпусков, име |
|||||||||||||
ющих |
поршни |
с контрскалками, |
где размеры |
дисков |
поршней |
||||||||
не. позволяют |
|
поставить |
кольца |
с |
заплечиками, |
ставят |
секцион |
||||||
ные кольца |
без |
заплечиков. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Уплотняющие |
кольца изготовляют из чугуна марки |
СЧ 21-40, |
|||||||||||
пружину |
секционных колец |
— |
из |
жаростойкой хромованадие- |
вой пружинной стали марки 50ХФА. Эта пружина не теряет сво
их упругих |
свойств |
при высокой температуре |
в цилиндре |
|
и обес |
|||
печивает постоянное |
равномерное |
прижатие |
|
уплотняющих ко- |
||||
лец к его стенкам. |
|
|
|
|
ползуном, |
имеет |
||
Задняя |
головка |
скалки, |
соединяющаяся |
с |
||||
конусность |
1:15. В ней сделано отверстие под |
клин с |
уклоном |
|||||
одной образующей |
отверстия 1:25. |
|
|
|
|
|
||
|
§ 67. ПАРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗОЛОТНИКИ |
|
|
|||||
На всех современных паровозах с перегревом пара |
установ |
|||||||
лены цилиндрические золотники с |
внутренним |
впуском |
пара. |
|||||
Как указывалось выше, цилиндрический золотник почти |
|
полно |
||||||
стью уравновешен, поэтому для перемещения |
золотника |
требу |
||||||
ется небольшое усилие, а |
кольца |
золотника |
и золотниковые |
втулки в процессе работы имеют небольшой |
износ. При цилинд |
|||||
рическом золотнике |
имеется |
возможность |
увеличить |
площадь |
||
паровпускных окон, так как они расположены по всей |
окружно |
|||||
сти золотниковой втулки, благодаря этому |
уменьшается |
мятие |
||||
пара. |
|
|
|
|
|
|
До недавнего времени на многих паровозах применяли жест |
||||||
кие цилиндрические |
золотники. У этих золотников |
диски |
были |
|||
неподвижно закреплены на скалке. Теперь от применения |
таких |
|||||
золотников отказались и на паровозах установлены |
раздвижные |
|||||
цилиндрические золотники системы И. О. Трофимова. |
Золотник |
|||||
системы Трофимова |
паровозов |
Э и СО (рис. 122) |
расположен в |
|||
двух золотниковых |
втулках / |
с внутренним |
диаметром |
250 мм. |
Рис. 122. Золотник системы Трофимова |
паровозов Э |
и СО: |
||||||
1 —< золотниковая втулка; 2 — |
паровпускные |
окна; |
3 — |
уплотняющие |
кольца; 4 — упор |
|||
ная |
шайба; 5 — н а п р а в л я ю щ а я втулка; |
6 — скалка; |
7— |
диски |
золотника |
|||
На скалку |
6 свободно |
надеты |
два |
диска |
7 |
с уплотняющими |
кольцами 3. На конусных местах скалки посажены две упорные
шайбы |
4, |
которые |
закреплены |
гайками |
и |
шплин |
|||
тами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В рабочем |
положении |
золотниковые диски |
свободно |
садятся |
|||||
на направляющие |
втулки |
5, |
которые |
надеты на |
скалку |
между |
|||
упорной |
шайбой |
и упорным |
бортом |
скалки. |
Диски давлением |
||||
пара прижимаются к упорным шайбам. |
|
|
|
На упорной шайбе и золотниковом диске расположены коль цевые притирочные ленты, предотвращающие пропуск пара. Раз
ность |
между диаметром |
внутренней |
расточки диска и наруж |
ным |
диаметром шайбы |
составляет 0,5 |
мм. |
По наружной поверхности диска проточено четыре ручья ши риной 15 мм. В каждом ручье установлено по два кольца 3. Уп лотняющие кольца изготовляют двойной обточкой из чугунно го барабана, который имеет наружный диаметр, несколько боль
ший |
внутреннего |
диаметра |
золотниковой втулки. Затем |
в коль |
|
цах |
вырезают |
прямые |
замки и подвергают |
термической |
|
обработке. |
|
|
|
|
|
При перемещении золотника уплотняющие кольца благодаря |
|||||
своим пружинящим свойствам плотно прижимаются |
к |
рабочей |
|||
поверхности втулки, создавая необходимое уплотнение. |
Кольца |