Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных уплотняющих кольца 3,

охватываемых браслетной пружи­

ной 2. Через промежуточное

упорное кольцо 5 фланцем 4,

шпильками и гайками сальник зажимается в горловине золотнико­ вой крышки. В выточке фланца заложено асбестовое уплотнение 6. Разрезы уплотняющих колец, материал колец, пружин и других деталей аналогичны поршневым лабиринтным сальникам. В перед­ ней золотниковой крышке для направления контрскалки установ­ лена бронзовая или чугунная втулка.

§ 69. АРМАТУРА ЦИЛИНДРОВ

Во время стоянки паровоза в цилиндрах может скопиться значительное количество воды, которая образуется вследствие конденсации пара. Кроме того, вода в цилиндры может попасть также при уносе ее с паром из котла, что бывает при резком открытии регулятора, слишком высоком уровне воды или заг­ рязненной котловой воде. Скопившуюся воду необходимо своев­ ременно удалять из цилиндров. Если этого не делать, то при наличии воды в цилиндре в момент подхода поршня к крайнему положению может произойти гидравлический удар, часто влеку­ щий повреждение деталей движущего механизма.

Для удаления воды из цилиндра и золотниковой

камеры

ус­

танавливают продувательные

клапаны. Для

паровозов ряда

се­

рий принят унифицированный

продувательный

клапан

(рис.

127)

с ручным рычажным приводом. Против каждого отверстия в пе­ редней и задней частях цилиндра, внизу, на чечевицеобразном прокладном кольце и шпильках ставят фланец /. Во фланец ввернут корпус 3, в котором установлен клапан 2 с хвостовиком. В нижней части корпус имеет прямоугольную прорезь, через ко­

торую

проходит поводок 5

привода. На

рисунке клапан показан

в закрытом положении, когда поводок

своим вырезом расположен

 

 

 

 

под

клапаном.

 

 

 

 

 

too

 

Для

открытия клапана

 

сдви­

 

 

 

гают поводок при помощи приво­

 

 

 

 

 

 

 

 

да, выведенного в будку машини­

 

 

 

 

ста. Сдвигаясь, поводок 5 своей

 

 

 

 

кромкой будет упираться в хво­

 

 

 

 

стовик, поднимать клапан и от­

 

 

 

 

крывать

отверстие

для

выхода

 

 

 

 

воды из цилиндра. Кроме двух

 

 

 

 

крайних

клапанов,

продувающих

 

 

 

 

цилиндр, в

средней

части

ци­

 

 

 

 

линдра

ставят

два

продуватель­

 

 

 

 

ных клапана,

соединенных

труб­

 

 

 

 

ками

с

полостью

золотниковой

Рис.

127.

Унифицированный

про­

камеры. Эти

клапаны установле­

дувательный клапан цилиндра:

ны на одном

фланце. Все

четыре

/ — фланец;

2 — к л а п а н ; 3—корпус;

4—про­

клапана

открывают и закрывают

 

кладка; 5 — поводок

 


одним

поводком,

имеющим

против

каждого

из клапанов вырез.

На

паровозах

ФД, Л, ЛВ, Еа ,

Е м ,

П36

применяют

более со­

вершенные

продувательные

клапаны

с

воздушным

приводом

(рис.

128).

В корпусе / установлены два

конусных гнезда 6 и 7.

В них помещен шариковый клапан (шарик) 8 диаметром 32 мм.

Оба гнезда зажаты нажимной пробкой

9,

ввернутой

в

корпус.

Пробка

закрыта

колпачком

10.

 

 

 

 

С другой стороны корпуса размещен поршенек 4,

закрытый

снаружи

упорной

пробкой 3.

Пружиной

5

поршенек

прижат к

упорной

пробке.

Корпус клапана при помощи штуцера

2 ввин­

чен в отверстие

цилиндра. На рис. 128

продувательный

клапан

изображен в открытом положении, т. е. при закрытом

регуляторе

(пар в цилиндре

отсутствует). В этом случае вода из

цилиндра

проходит через штуцер 2 и далее по.каналу, имеющемуся в при­ ливе а, попадает в отверстия нажимной пробки, откуда, минуя гнезда 6 и 7, по выпускному каналу в вытекает наружу.

Как только из цилиндра в клапан пройдет пар, он прижмет шарик к внутреннему гнезду 6 и закроет выход в атмосферу. В таком положении находится клапан при работе цилиндра с па­ ром.

Для того чтобы открыть клапан, когда в цилиндре находится пар, и удалить из цилиндра скопившуюся воду, в будке машини­

ста поворачивают кран и открывают доступ

воздуха

через от­

росток б в

камеру

между

поршеньком

и

упорной

пробкой.

Под действием сжатого воздуха,

преодолевая

усилие

пружины,

поршенек

сдвигается

влево,

своим

хвостовиком

отжимает шарик

от

внутреннего гнезда и таким образом открывает выходное от­

верстие.

 

При движении паровоза без пара, когда в цилиндре образует­

ся

разрежение, шарик перекатывается к наружному гнезду 7 и

г

Рис. 128. Продуватель­ ный клапан цилиндра с воздушным приводом:

/ — корпус;

2

 

штуцер;

3 — упорная

пробка;

4 — пор­

шенек;

5 — пружина;

6—вну­

треннее

гнездо;

7 — наруж ­

ное

гнездо;

8 — шариковый

клапан;

9

н а ж и м н а я проб ­

ка;

10— колпачок;

а

— при­

лив;

б — отросток;

 

в — вы­

 

пускной

канал

 



Рис. 129. Предохранитель­ ный клапан цилиндров па­ ровозов ФД:

/ — штуцер; 2 —' стержень; 3 — корпус; 4 — пружина; 5—ре­

г у л и р у ю щ а я

гайка; 6 — контр­

гайка;

7 — клапан

закрывает отверстие, чем предотвращается подсос пыли и песка в цилиндр паровой машины.

Во избежание повреждения цилиндра и

движущего

механиз­

ма при скоплении воды в цилиндре, когда

продувательные

кла­

паны

закрыты, на

передней и задней крышках цилиндров

паро­

возов более ранней постройки установлены

предохранительные

клапаны.

 

 

 

 

 

 

 

Предохранительный

клапан

цилиндров

паровозов

ФД

(рис.

129)

имеет

штуцер

/,

на который навинчен

корпус 3.

В корпусе

установлен

клапан

7,

который

пружиной 4

стержня 2

прижат к

притирочной ленте штуцера. Сверху корпуса ввернута регулиру­

ющая гайка

5.

Пружина

клапана отрегулирована на котловое давление плюс

1 кГ/см2.

В

случае превышения этого давления в результате

скопления

воды в цилиндре вода отжимает клапан с пружиной

и выходит наружу. Такой предохранительный клапан вследствие небольшого проходного сечения (55 мм) не может гарантиро­ вать от повреждения цилиндр или детали движущего механизма. Поэтому в эксплуатации нельзя допускать скопления воды в ци­ линдре или «бросания» ее из котла в машину. На паровозах по­

следней

постройки

предохранительные

клапаны

не ставят.

На

паровозах

Л разрешена

постановка

предохранительных

клапа­

нов на

цилиндрах. Кроме

продувательных

и предохранительных

клапанов,

на цилиндрах

устанавливают обратные

клапаны

для

смазки

и

маслораспределители.

 

 

 

 

 

 

§ 70. УХОД ЗА ЦИЛИНДРАМИ, ПОРШНЯМИ И ЗОЛОТНИКАМИ

 

 

Все части паровой машины должны находиться под неослаб­

ным наблюдением

паровозной бригады.

Сопрягаемые

детали

должны быть надежно соединены между собой, трущиеся части своевременно смазаны, все механизмы должны содержаться в чистоте. Обнаруженные неисправности необходимо немедленно устранять, так как в противном случае это может повлечь уси­ ленный износ и даже поломку отдельных деталей, нарушить нор­ мальную и безопасную работу паровоза.

Важнейшим условием исправной

работы

цилиндров, поршней

и золотников является регулярная

подача в

достаточном коли­

честве смазки к их трущимся поверхностям. Если будет прекраще­ на подача смазки, то это вызовет ненормальный износ и задиры на


поверхности цилиндров, золотниковых втулок и скалок, а также поломки поршневых и золотниковых уплотняющих колец. Вмес­ те с тем нельзя допускать чрезмерную подачу смазки к золотни­ кам и в цилиндры, так как это приведет к повышенному образо­ ванию на их стенках нагара.

Пресс-масленка, предназначенная для паровой

машины

(см.

гл. 23), всегда должна быть заполнена смазкой,

уровень

кото­

рой определяется по масломерному стеклу. Чтобы не допустить скопления воды в цилиндрах и избежать повреждения деталей движущего механизма и цилиндров, нужно следить за исправ­

ностью

цилиндровых

продувательных

клапанов. Если

ка­

налы клапанов засорены, их следует прочистить.

Периодически

проверяют действие привода продувательных

клапанов.

 

 

В зимнее время при стоянке паровоза во

избежание

замер­

зания

скопляющегося

конденсата цилиндры

прогревают

паром.

Продувательные клапаны цилиндров на

стоянке

паровоза

всег­

да держат открытыми. При трогании с места и при движении па­

ровоза нельзя допускать резкого открытия

регулятора, так как

это повлечет «бросание» воды в цилиндры и

повреждение дета­

лей машины.

 

По мере выработки поршневых и золотниковых уплотняющих колец появляется пропуск пара из рабочей полости в нерабочую,

что вызывает

потери и увеличение расхода топлива.

Паровозная

бригада должна своевременно выявить этот

дефект,

чтобы

он

был устранен

на очередном ремонте.

Пропуск

золотниковых

ко­

лец можно определить на стоянке по

шуму в дымовой камере

при Открытии

регулятора. Для этого нужно установить золотни­

ки в среднее

положение, чтобы паровпускные

окна

были пере­

крыты; если пар попадает в цилиндры, значит имеется пропуск колец.

Проверку плотности золотниковых и поршневых колец обоих

цилиндров паровоза производят следующим образом.

Паровоз

устанавливают так, чтобы кривошипы колес расположились

под

углом 45° к горизонтали. При проверке

плотности золотниковых

колец правой стороны переводной винт

устанавливают

на

зад­

ний ход, а при проверке левой стороны — на передний

ход.

За­

крывают вентиль прогрева цилиндров, открывают продувательные

клапаны цилиндров, затормаживают паровоз и

тендер

и затем

открывают регулятор. Если кольца золотника

имеют

достаточ­

ную плотность, пар будет слабо выходить из

продувательных

клапанов или совсем не будет выходить. При неплотности колец

обоих дисков золотника пар будет выходить

через

оба

откры­

тых продувательных клапана. Если же пар

выходит

из

одного

продувательного клапана, это значит, что имеется пропуск уплот­ няющих колец только на одном диске золотника с этой же стороны.

При проверке плотности поршневых колец с правой стороны переводной винт устанавливают на передний ход, а при провер­ ке с левой стороны — на задний ход. Плотность поршневых