Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
Подшипник закрыт с внутренней стороны крышкой / и упор
ной шайбой 4, а с наружной |
стороны — крышкой 7 и |
выжимной |
||||||||||||
шайбой |
8. |
Крышки |
надевают |
на выступающие |
борты |
головки |
||||||||
дышла |
и укрепляют |
|
к ней |
восемью |
болтами |
12. |
Сферические |
|||||||
поверхности |
шайб 4 |
|
и 8 имеют латунную наплавку |
и пазы для |
||||||||||
закладки |
уплотнения |
// . Для |
удержания |
конусной |
втулки 10 |
|||||||||
служит |
проставочное |
регулирующее |
кольцо |
9. Передняя |
голов |
|||||||||
ка дышла, |
так же как |
и у |
|
паровозов Л и |
|
Л В, |
оборудована |
|||||||
двухрядным |
игольчатым |
подшипником. |
|
|
|
|
|
|||||||
Дышла |
изготовляют |
поковкой из стали |
марки |
Ст5 |
(кроме |
|||||||||
паровоза |
ПЗб). Стальные |
запрессованные |
втулки |
изготовляют |
||||||||||
из стали |
|
марок: |
Ст5 и 45, |
плавающие |
втулки — из |
сплава |
||||||||
ЦАМ 9-1,5, втулки |
передней |
головки — из бронзы |
марки |
ОЦСН |
||||||||||
3-7-5-1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 74. СЦЕПНЫЕ ДЫШЛА И ИХ СОЕДИНЕНИЯ |
|
|
|
||||||||
Сцепные |
дышла. |
|
На |
паровозах |
с пятью |
спаренными |
осями |
(см. рис. 138) с каждой стороны расположено четыре сцепных
дышла: переднее, |
среднее |
переднее (центровое), |
среднее и |
зад |
||
нее; |
при четырех |
спаренных |
осях — три сцепных |
дышла: |
перед |
|
нее, |
среднее (центровое) |
и |
заднее. |
|
|
Паровозы первых выпусков имеют сцепные дышла с разъем ными (клиновыми) подшипниками. На паровозах последней по
стройки установлены |
неразъемные |
втулочные |
подшипники |
или |
||||||||
подшипники |
с плавающими |
втулками. На |
паровозах |
3 м |
под |
|||||||
шипник пальца ведущей оси (центрового |
дышла) |
сохранился |
||||||||||
разъемным, |
с клиньями |
(рис. 143). Задняя |
|
головка, |
соединяе |
|||||||
мая с пальцем |
ведущей |
оси, имеет |
форму |
прямоугольной |
рам |
|||||||
ки. В головке |
установлен |
бронзовый разъемный |
подшипник |
5, |
||||||||
состоящий из двух половинок и имеющий |
баббитовую |
заливку. |
||||||||||
Подшипник укреплен на шейке пальца и в рамке |
головки |
при |
||||||||||
помощи двух вкладышей 4 и двух |
клиньев |
/. После |
того |
как |
||||||||
плотность |
посадки |
подшипника |
на шейке |
отрегулирована |
и |
|||||||
клинья забиты, |
их прикрепляют к |
головке |
болтами 2. |
|
|
|
В верхне.й части головки расположена фитильная масленка, которая сверху закрыта крышкой с отверстием для заливки смазки. Сзади головка имеет хвостовик, которым центровое
дышло соединено со средним дышлом. Штанга центрового дышла паровоза Э М имеет пря моугольное или двутавровое сечение, однако на большинст ве паровозов она прямоуголь ного сечения.
Передняя головка центрово го дышла, соединяемая с паль цем второй сцепной оси, имеет круглую форму и в нее запрес сована втулка 6, называемая втулочным подшипником, втул ка имеет борт, предназначен ный для упора в головку дыш ла при запрессовке. Дополни тельно подшипник прикреплен к дышлу болтом 7. Такие под шипники изготовляют из спла ва ЦАМ 9-1,5 со стальным кар касом. Головка дышла имеет сверху масленку, а впереди хвостовик для соединения с пе редним дышлом.
Рис. 144. Переднее сцепное дышло
е-НО
При втулочных подшипни ках нет надобности произво дить их регулировку и крепле ние, что является преимуще ством перед клиновыми под шипниками, Однако нужно следить, чтобы износ втулок не превышал установленные нор мы, иначе появляется стук в дышловом механизме, особен но когда паровоз движется без пара. Разъемные подшипники изготовляют из бронзы.
На паровозах Е а |
клиновой |
|
подшипник центровой шейки |
||
заменен |
плавающей |
втулкой и |
вместо |
рамочного дышла по |
ставлено дышло с круглой го ловкой под втулку. Плаваю щие втулки поставлены также на шейках сцепных осей. В дышлах улучшенной конструк ции паровозов Э М , ЭР введены плавающие втулки центровой шейки ведущей оси.
Рис. 145. Втулочный подшипник паро воза Е а :
/ — каркас; 2 — заливка
ф№ |
РазІЇи8на. смазочных отверстий Нобтулке |
|
Разёернутая поверхность по Ф/42мм |
||
ФМ5 |
||
От8.фВ |
||
|
у°
ФШ
Рис. 147. Плавающая втулка паровозов Л и ЛВ:
/ — каркас; 2 — цинковый сплав
Плавающая втулка (рис. 147) имеет стальной каркас 1, ко торый армируется цинковым сплавом 2. По всей поверхности втулки просверлены смазочные отверстия диаметром б мм. Ко личество отверстий в плавающей втулке сцепного пальца, на пример, паровозов Л, ЛВ и СО — 31 шт. Смазочные отверстия во втулке, как видно из рисунка, просверлены по двухзаходной винтовой линии в шахматном порядке с шагом 52 мм.
Соединение стального каркаса / плавающей втулки с армировкой из цинкового сплава производится металлургическим способом: предварительно выполняют горячее оцинкование кар
каса, а затем заливают |
цинковым |
сплавом. Перед |
оцинковани- |
|||||
ем каркаса, которое необходимо для |
лучшего |
сцепления |
сплава |
|||||
со стальной поверхностью, его подвергают обработке: |
обезжи |
|||||||
риванию, промывке в горячей, а затем в проточной |
воде, |
трав |
||||||
лению, промывке в проточной воде, |
покрытию |
флюсом и |
под |
|||||
сушке флюса. Оцинкование производят в жидком |
цинке, |
рас |
||||||
плавленном в ванне, помещенной |
в |
электропечь. Для |
оцинко- |
|||||
ванйя применяют цинк марок Ц1 |
и Ц2. |
Температура |
цинка в |
|||||
ванне должна быть — 430—460°С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стальной каркас, покрытый флюсом и подогретый до темпе |
||||||||
ратуры 100—120°С, опускают в оцинкованную ванну. |
|
После вы |
||||||
равнивания температуры |
ванны и |
детали, |
удаления |
с |
поверхно |
сти всплывшего флюса оцинкованный каркас вынимают, встря
хивают для |
удаления излишнего |
цинка и |
быстро переносят в |
|
предварительно подогретую до температуры |
200—250°С |
форму. |
||
Установку |
оцинкованного каркаса |
в форму |
выполняют |
быстро, |
чтобы при заливке сплавом слой цинка был еще в жидком со
стоянии. |
Каркас заливают цинковым |
сплавом, расплавленным |
в тигле |
и нагретым до температуры |
450—480°С. |
В отличие от других паровозов передняя головка центрового дышла (ведущего пальца) паровоза П36 оборудована двумя роликоподшипниками с цилиндрическими роликами (рис. 148). В дышле /, изготовленном из качественной стали марки 35, на тугой посадке установлены роликовые подшипники 3, закрытые с
Лєдоє дышло |
5 4 6 |
Рис. 148. Центровое дышло паровоза П36:
/ — дышло; 2 — регулировочное кольцо |
н а р у ж н о е ; 3 — роликовый подшипник; 4 — |
упорные |
шайбы; 5 — уплотнение; 6 — крышки; |
7 — укрепляющий болт; 8 — регулировочное- |
кольцо |
|
внутреннее |
|
внутренней и наружной стороны крышками 6 и упорными шай
бами 4. Имеются регулировочные кольца: |
наружное |
2 и |
внут |
|
реннее 8. Между крышками и упорными |
шайбами |
поставлено |
||
уплотнение 5. Крышки |
укреплены болтами 7. |
|
|
|
Малая головка дышла, надеваемая на |
палец третьей |
сцеп |
||
ной оси, имеет стальную |
запрессованную |
и плавающую |
втулки. |
Подача смазки к подшипникам сцепных дышел осуществляется
через пальцы |
кривошипов. |
|
|
|
Соединения |
сцепных |
дышел. Сцепные |
дышла |
соединяют |
между собой при помощи шарнирных валиков. Для |
соединения |
|||
на концах соседних дышел сделаны хвостовик |
и вилка. На ма |
|||
ломощных паровозах для |
соединения дышел |
применяли вали |
ки, укрепляемые в дышле при помощи штифта или навернутой гайки. Недостатком таких валиков является невозможность уст ранения слабины в сочленении, возникающей в результате изно са при эксплуатации.
Сейчас на всех паровозах устанавливают шарнирные валики дышел с плавающей втулкой (рис. 149). Валик / имеет конус ную часть, которая входит в отверстие щеки вилки дышла. Ци линдрическая рабочая часть валика по длине равна ширине про ушины вилки. Вторая цилиндрическая часть валика меньшего диаметра расположена в другой щеке вилки. Между валиком и вилкой в этой щеке вставлено конусное разрезное кольцо 5. При затягивании корончатой гайки 7 конусная часть валика за жимается в вилке и одновременно шайба 6 прижимает конусное разрезное кольцо. От самоотвинчивания гайку предохраняет шплинт 8. Таким образом обеспечивается плотная посадка вали-
/ 2 З |
1 2 |
З Ч 5 |
В |
Рис. |
149. Валик с |
плавающей |
втул |
Рис. |
150. Валик |
с внутренней |
пода |
|||||
|
|
кой сцепных |
дышел: |
|
|
|
чей |
жидкой |
смазки: |
|
||
/ — валик: 2 — шпонка; 3 |
— запрессован |
/ — пружинное |
кольцо; |
2 — пробка; |
3—вой |
|||||||
ная |
стальная втулка; 4 — |
п л а в а ю щ а я |
втул |
лочная |
шайба; |
4 — шайба; 5 — валик; |
||||||
ка; |
5 |
— конусное |
разрезное |
кольцо; |
6 — клапан; |
7 — шплинт; 8 — прокладка |
||||||
6 |
—> шайба; 7 — гайка; |
8 — |
шплинт |
|
|
|
|
|
|
ка в вилке дышла. Ослабление валика в процессе эксплуатации устраняют подтягиванием гайки. В хвостовик дышла запрессо вана стальная втулка 3. Между этой втулкой и валиком с не большим зазором поставлена плавающая стальная втулка 4 с отверстиями для прохода смазки. Для того чтобы валик не вра щался, поставлена шпонка 2. Применение плавающих втулок в сочленениях дышел дает равномерную выработку валиков и зна чительно увеличивает срок их службы.
Кроме описанных, на паровозах иногда применяют |
шарнир |
ные валики с шаровой втулкой, которую устанавливают |
между |
валиком и втулкой, запрессованной в хвостовик дышла. Такая конструкция сочленения дает возможность поворота одного дыш ла относительно другого в горизонтальной плоскости. Подобные
валики применены для соединения первого |
и |
второго |
сцепных |
||||||||||||||
дышел |
|
паровозов О . |
На |
паровозах |
Е а |
и Е м также |
применены |
||||||||||
валики |
с шаровыми |
втулками, |
однако |
конструкция |
самого |
ва |
|||||||||||
лика |
несколько отлична — в |
нем отсутствует |
конусное |
разрез |
|||||||||||||
ное кольцо. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Валики |
изготовляют |
из стали |
марки |
Ст. 2 или |
10 |
с |
после |
||||||||||
дующей |
цементацией |
и закалкой. На |
паровозах |
Л, ЛВ |
и П36 |
||||||||||||
валики |
изготовляют |
из стали |
марки 45 с поверхностной закал |
||||||||||||||
кой токами |
высокой |
частоты, |
которая |
повышает |
их |
износоус |
|||||||||||
тойчивость. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Для смазывания |
шарнирного соединения |
на |
хвостовике |
дыш |
|||||||||||||
ла установлена масленка. |
Эта |
масленка |
бывает в |
виде |
привар |
||||||||||||
ной трубки |
или образованной |
в теле |
дышла камеры. |
Ряд |
паро |
||||||||||||
возов |
(Ем , Л, ЛВ, П36) имеет |
шарнирные |
соединения, |
у |
которых |
||||||||||||
смазка |
|
подается через |
валик. |
Шарнирный |
|
валик |
паровоза |
Е м |
имеет центральное сверление, куда запрессовывают полужидкую
смазку через масленку, установленную |
на наружном |
торце |
его. |
В валике просверлены три радиальных |
отверстия под |
углом |
120°, |