Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
Рис. 32. Жаровая труба
рис. 31), двойным цилиндрическим для жаровых (диаметры D2 и Z)3, рис. 32) и дымогарных труб и редко коническим.
Размеры раздачи и обжатия концов дымогарных и жаровых труб указаны в табл. 3.
В задней решетке дымогарные и жаровые трубы ставят на-про кладных кольцах, которые изготовляют из красной меди марки МЗ толщиной 1,5—3 мм в зависимости от диаметра отверстий в ре
шетке.
Прокладные кольца необходимы для лучшего закрепления труб
и создания плотности. |
|
Трубы в задней решетке устанавливают |
и укрепляют в следую |
щем порядке. В отверстия решетки ставят |
прокладные кольца и |
развальцовывают их, потом вводят концы |
труб, которые также |
развальцовывают; затем концы труб, выходящие из решетки, отги бают на угол 45° и отбуртовывают. После этого производят чекан ку бортов труб. После всех этих операций борты труб приварива
ют к решетке, |
когда котел наполнен подогретой до температуры |
40—60° С водой. |
|
В отличие |
от задней решетки трубы в передней решетке уста |
навливают без медных прокладных колец, не отбортовывают и не обваривают. Выступающие из решетки передние концы дымогар ных и жаровых труб отгибают на конус. Как исключение, иногда на паровозах ФД жаровые трубы в передней решетке отбортовывают.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Размеры труб, |
мм |
|
|
||
Наименование |
величины |
|
|
дымогарных |
|
|
|
ж а р о в ы х |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
51 |
|
57 |
|
133 |
|
152 |
89 |
|
Диаметр первого обжатия |
Dt |
. |
54 |
|
60 |
|
136 |
|
155 |
92 |
|
|
45(40) |
52[40] |
102(100) |
121 |
(76) |
||||||||
Диаметр второго обжатия |
D3 |
. |
(45) |
|
[50] |
112(110) |
130 |
(83) |
||||
П р и м е ч а н и я . |
1. Размеры |
в круглых скобках |
применяются |
только для паровозов |
эк |
|||||||
сплуатируемого парка при двойном цилиндрическом и |
коническом |
обжатии |
дымогарных |
труб и |
||||||||
коническом обжатии жаровых труб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2. Размеры в квадратных скобках относятся |
только к паровозам |
Т Э . |
|
|
|
|||||||
3. Обжатие концов жаровых труб размером |
133x4 паровозов |
Е а |
и Е М |
производят |
по |
р а з |
||||||
мерам £ >,' = 112 и О | = |
122 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У передней решетки температура уходящих газов значительно ни же, чем у задней, поэтому ослабления и течи труб здесь почти не бывает.
Трубы в решетках размещают таким образом, чтобы обеспечить
между ними достаточные |
водяные промежутки, а в |
решетке — |
||
достаточную величину «мостиков» между отверстиями |
для |
труб. |
||
Жаровые трубы обычно |
располагают по |
вершинам |
квадрата |
|
(см. рис. 28). Исключение |
составляет часть |
паровозов |
ФД, |
имею |
щих мелкотрубный пароперегреватель (трубы размером 89Х Х3,5 мм), у которых жаровые трубы расположены в шахматном
порядке |
(см. рис. 13). Дымогарные трубы на |
большинстве со |
|
временных паровозов располагают в шахматном |
порядке |
по вер |
|
шинам |
ромба вертикальными рядами (см. |
рис. 28); |
кроме |
того, их размещают между рядами жаровых труб и по краям ре шетки.
Жаровые и дымогарные трубы расположены веерообразно в на правлении передней решетки. Это необходимо потому, что в перед ней части трубы имеют больший диаметр и для их расположения в передней решетке требуется больше места.
§17. ДЫМОВАЯ КАМЕРА
Дымовая камера (рис. 33) предназначена для размещения дымовытяжного устройства, паровпускных труб, искрогасительных приборов, сифона, коллектора пароперегревателя, а иногда и водоподогревателя. Размеры дымовой камеры выбирают такими, чтобы в ней могли разместиться перечисленные выше приборы и оставал ся необходимый свободный проход газов из топки. Чем больше свободный объем дымовой камеры, тем создается более равномер ная тяга газов.
На современных паровозах дымовая камера имеет значитель ные размеры.Так, при диаметре дымовой камеры порядка двух метров она имеет длину: на паровозах Л—2300 и ФД—2880 мм, а на паровозе П36 — свыше 4400 мм.
Дымовая камера изготовлена обычно на двух сваренных между собой листов, из которых нижний лист имеет большую толщину. На некоторых паровозах барабан изготовлен из одного листа. Мате риал листов — СтО; толщина их 10—13 мм. Нижний лист быва ет толщиной до 17 мм. Для защиты нижней части дымовой камеры от прогорания и коррозии в ней установлен предохранительный лист.
Соединение дымовой камеры с цилиндрической частью котла показано на рис. 27. На старых паровозах это соединение произ водилось заклепочным швом, а на современных — сваркой.
Впереди дымовая камера закрыта так называемым фронтонным
листом, в котором для осмотра и очистки камеры |
имеется дверца. |
У старых паровозов фронтонный лист прикреплен |
болтами или |
заклепками; на паровозах ФД, СО, Л, П36 он подвешен на петлях и укреплен болтами. При необходимости ремонта и выемки из ды-
мовой камеры элементов или коллектора пароперегревателя откры вают фронтонный лист после удаления крепящих его болтов.
При несъемном фронтонном листе дверца дымовой камеры име ет диаметр до 1 500 мм; при фронтонном листе, установленном на болтах и петлях, — 900— 1000 мм. Дверцу штампуют из листовой стали толщиной 10—12 мм и для большей жесткости ей придают выпуклую форму. С внутренней стороны дверцы укреплен отража тельный лист для предохранения ее от прогорания. Для достиже ния плотности кромку дверцы тщательно пригоняют к фронтонному листу и закрепляют специальными зажимами-щеколдами. Фрон тонный лист должен плотно прилегать к торцу дымовой камеры. Все отверстия в стенках дымовой камеры (для прохода паровпуск ных труб, конуса, трубки сифона, люков и т. д.) тщательно заде лывают листами с прокладками.
На паровозах старой постройки несъемный фронтонный лист с дверцей большого диаметра при износе заменяют съемным фрон-
•тонным листом на петлях с дверцей диаметром 1000 мм.
Для удаления изгари и стока воды в нижней части дымовой ка
меры поставлена |
мусороочистительная труба диаметром |
160— |
|
200 мм, |
которая закрывается заслонкой (см. рис. 33). На |
парово |
|
зах ЛВ |
и П36 вместо трубы установлен люк-пробка. |
|
|
Исключительно |
важное значение имеет герметичность |
дымо |
вой камеры. При отсутствии надлежащей плотности в ее соедине ниях будет происходить подсос наружного воздуха, что снизит раз режение в дымовой камере и ухудшит тягу, а это приведет к пло хому парообразованию и пережогу топлива.
Дымовую камеру периодически очищают от изгари, чтобы не до пускать ее скопления. Кроме того, во избежание горения изгарь заливают водой при помощи заливательной трубки. Скопление го
рячей изгари в дымовой камере вызывает нагрев и |
коробление |
фронтонного листа и дверцы дымовой камеры. Поэтому |
плотность |
прилегания фронтонного листа и дверцы нужно систематически про верять.
Плотность соединений паровпускных труб и элементов паропе регревателя с коллектором должна быть проверена на горячем па ровозе пуском пара, так как пропуск его также ухудшает разреже ние в дымовой камере.
§ 18. ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЯ И ОБШИВКА КОТЛА
Для уменьшения потерь тепла от внешнего охлаждения весь котел, за исключением дымовой камеры, покрывают слоем тепло изоляции из таких материалов, как асбест, диатомит и известь, об ладающие низкой теплопроводностью и малым объемным весом. Перед покрытием изоляцией наружную поверхность котла в целях предохранения от коррозии окрашивают.
Цилиндрическую часть котла изолируют вулканитовыми плита ми толщиной 40 мм, которые изготовляют из изоляционной массы, содержащей 20% асбеста, 60% диатомита и 20% извести. Плиты
укрепляют на котле проволочным каркасом, а зазоры между ними заделывают вулканитовой обмазкой.
Наружную поверхность топки покрывают предварительно асбе стовой подмазкой, ,а затем кладут вулканитовые или асбоцемент ные плиты. Там, где невозможно уложить плиты, накладывают слой изоляционной обмазки при давлении пара в котле 2—3 кГ/см2.
Согласно нормам, утвержденным МПС, объемный вес изоляции должен быть не выше 400 кг/ж3 , а коэффициент теплопроводно сти— не более 0,087 ккал/м2-ч-°С. Практически объемный вес за ливочной изоляции колеблется в пределах 380—420 кг/м3.
Поверх изоляционного слоя котел покрывают обшивкой (листо вое железо толщиной 1,5 мм), которая защищает изоляцию от пов реждений. Для укрепления обшивки к стенкам котла приваривают стойки, кроме того, обшивку укрепляют поясами и винтами.
Г л а в а 4 ГАРНИТУРА КОТЛА
К гарнитуре котла относят приборы и принадлежности, пред назначенные для обслуживания процесса горения: дымовытяжное устройство, сифон, искрогаситель, колосниковую решетку, зольник, шлакоувлажнитель, топочные дверцы, сажесдуватель и др.
§ 19. ДЫМОВЫТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО
Чтобы обеспечить нормальный процесс горения в топке, к слою горящего на колосниковой решетке топлива или к факелу горяще го жидкого топлива должно быть подведено определенное количе ство воздуха. На каждый килограмм сжигаемого угля или мазута нужно примерно соответственно 10—14 или 16—18 кг воздуха. В
таком большом количестве воздух не может естественным |
иутем |
поступать в топку, а образующиеся при сгорании топлива |
газы не |
могут выходить по дымогарным и жаровым трубам из топки. Поэ тому в паровозном котле создают искусственную тягу газов при помощи дымовытяжного устройства.
Дымовытяжное (рис. 34) или конусно-вытяжное устройство на паровозе состоит из конуса и дымовой трубы, которые установлены
в дымовой камере. Это устройство отличается простотой |
конструк |
|
ции и эффективностью действия. |
|
|
Из цилиндров паровой машины отработавший пар |
давлением |
|
0,6—0,8 кГ/см2 направляется |
в конус, в сужающейся части которо |
|
го пар приобретает большую |
скорость (на современных |
паровозах |
до 250—350 м/сек). Паровая струя, выходящая из конуса и обла дающая большим запасом кинетической энергии, захватывает газы в дымовой камере и увлекает их в дымовую трубу и атмосферу. В дымовой камере создается разрежение (давление ниже атмосфер-