Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
околоклапанные задние 2 длиной 640, 840 и 980 мм. Стандартный рядовой колосник представляет собой отливку, имеющую щели шириной 8—10 мм; с обоих концов колосник имеет углубления для шипов балок, а с одного конца — рычаг для привода.
Вдоль топки на кронштейнах, прикрепленных к топочной раме, устанавливают четыре боковые балки 8 и посередине — хребтовую балку 6. Эти балки, изготовленные из стального литья, имеют ши пы, на которые устанавливают поперек топки качающиеся колосни ки. Количество укладываемых рядовых колосников зависит от дли ны топки. В промежутках между колосниками и стенкой огневой коробки, а также в передней и задней частях устанавливают балки 7.
Для облегчения прокачивания колосников решетка разделена на четыре секции с отдельными приводами. Привод каждой секции состоит из тяги 12, соединяющей хвостовики колосников, тяги 11 и рычага 10, укрепленного на кронштейне и выведенного в будку паровоза. Откидные клапаны имеют самостоятельный привод 9. Наличие большого откидного клапана 3 с приводом в будку маши ниста облегчает чистку топки и создает удобства для паровозной бригады. По такой схеме оборудованы качающимися колосниками
вдва ряда все основные серии паровозов.
Вотличие от других паровозов в колосниковой решетке парово за ФД сделана откидная плита (клапан) с приводом наружу. Ко лосниковая решетка этого паровоза имеет стандартные колосники, хребтовую, боковые, переднюю и заднюю балки и привод для про качивания колосников, выведенный в будку. Откидная плита сое динена тягой и кривошипом с валом, который снаружи топки имеет рычаг с рукояткой для опускания плиты.
Качающиеся колосники дают возможность взламывать шлак, образующийся на решетке, легко очищать решетку от скопления золы и мелкого шлака, что особенно важно при отоплении много зольными углями. Очистку решетки прокачиванием производят на стоянке и на ходу при закрытом регуляторе.
Для облегчения труда паровозных бригад вместо ручной про качки колосников при помощи привода и рычагов, выведенных в будку машиниста, применяют пневматический привод (рис. 41)- Колосники прокачивают при помощи рычажного механизма и воз душного цилиндра 10, имеющего распределительный золотник. Для прокачивания секций колосниковой решетки нужно перемещать в одну и другую сторону рычаг 8, который при помощи тяг соединен с распределительным золотником цилиндра. Это вызывает переме щение поршня в цилиндре, а затем передается рычагу 9 и валу 7, на котором насажены рычаги 5. Соединяя рычаги 5 при помощи замков 4 поочередно с рычагами 6, которые в свою очередь соеди нены с секциями, приводят в движение колосниковую решетку. Независимо от автоматического привода решетку можно прокачи вать вручную при помощи накидного ключа 1, надеваемого на ры чаги 6.
Площадь колосниковой решетки исчисляют в квадратных мет рах и получают умножением ее длины на ширину. Размеры колос никовых решеток основных серий паровозов указаны в главе 1.
Для подвода в толку воздуха, необходимого для поддержания процесса горения, в колосниках сделаны щели. Сумма всех щелей в колосниках, выраженная в процентах по отношению ко всей ее
площади, называется ж и в ы м |
с е ч е н и е м . Колосниковые |
решет |
ки паровозов со стандартными |
качающимися колосниками |
имеют |
живое сечение в пределах 18—22%, что удовлетворяет условиям сжигания большинства смесей углей, применяемых на паровозах.
Чем больше площадь колосниковой решетки и чем больше на ней сжигают в единицу времени топлива, тем больше можно полу чить тепла для образования пара. Количество килограммов топли-
'ва, которое сжигается на 1 м2 площади колосниковой решетки в
течение |
1 |
ч, |
называют |
н а п р я ж е н н о с т ь ю , |
|
или |
ф о р с и р о в |
|||||||||||||||||
к о й к о л о с н и к о в о й |
|
р е ш е т к и . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 23. ЗОЛЬНИК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
На паровозах |
п е р в ы х |
в ы п у с к о в |
з о л ь н и к , |
и м е ю щ и й |
форму ч е т ы |
|||||||||||||||||||
р е х у г о л ь н о й |
к о р о б к и н е б о л ь ш и х |
размеров, |
расположен |
|
п о д |
т о п |
||||||||||||||||||
к о й . |
В передней |
и з а д н е й |
ч а с т я х |
э т о й |
к о р о б к и |
и м е ю т с я |
|
о т в е р с т и я |
||||||||||||||||
с к л а п а н а м и , |
через к о т о р ы е |
о ч и щ а ю т |
з о л ь н и к |
о т |
|
ш л а к а |
|
и п о д в о |
||||||||||||||||
дится в о з д у х |
в т о п к у . |
Открытие |
и |
закрытие |
к л а п а н о в |
п р о и з в о д я т |
||||||||||||||||||
р ы ч а ж н ы м |
п р и в о д о м , |
рукоятки которого |
в ы в е д е н ы |
в |
будку |
маши |
||||||||||||||||||
ниста. Подвод |
воздуха |
|
можно р е г у л и р о в а т ь |
величиной |
о т к р ы т и я |
|||||||||||||||||||
к л а п а н о в . |
|
Для |
того чтобы з о л а |
и |
шлак |
не в ы с ы п а л и с ь |
н а |
м е ж д у |
||||||||||||||||
п у т ь е , когда |
к л а п а н ы |
|
|
открыты, |
в |
отверстиях |
|
з о л ь н и к а |
установ |
|||||||||||||||
л е н ы |
сетки. Недостатками |
з о л ь н и к а т а к о г о т и п а |
я в л я ю т с я : |
н е б о л ь |
||||||||||||||||||||
ш о й |
объем, в с л е д с т в и е |
чего в н е м |
быстро с к о п л я ю т с я |
зола и шлак |
||||||||||||||||||||
и з а т р у д н я е т с я |
проход |
|
воздуха, |
|
а т а к ж е |
н е у д о б с т в о |
|
о ч и с т к и |
||||||||||||||||
з о л ь н и к а |
п о д |
п а р о в о з о м |
в о |
в р е м я |
остановки. На |
с о в р е м е н н ы х |
п а |
|||||||||||||||||
ровозах у с т а н о в л е н ы |
з о л ь н и к и б у н к е р н о г о т и п а |
( р и с . 42), |
и м е ю щ и е |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з н а ч и т е л ь н о |
б о л ь ш и й |
объем. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Верхняя |
ч а с т ь |
такого |
з о л ь н и |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к а ш и р е |
|
колосниковой |
ре |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ш е т к и |
и о х в а т ы в а е т |
|
в с ю |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ъозйух ее |
п л о щ а д ь . |
С |
|
обеих |
с т о - |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
р о н з о л ь н и к а |
|
в д о л ь |
|
т о п к и |
ус |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тановлены к л а п а н ы |
2 д л я |
п о д |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в о д а |
в о з д у х а . |
Регулировку |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о т к р ы т и я |
к л а п а н о в |
|
п р о и з в о |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д я т |
приводом |
1, |
выведенным |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
будку |
м а ш и н и с т а . |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нижняя |
|
ч а с т ь |
|
з о л ь н и к а , |
||||||
|
Рис. |
42. |
Бункерный |
зольник: |
|
которая |
д л я у д о б с т в а |
с м е н ы |
||||||||||||||||
/ - п р и в о д |
бокового |
|
клапана; |
2 - б о к о в о й |
ч а с т 0 |
д е л а е Т С Я |
|
|
ОТЪвМНОЙ, |
|||||||||||||||
клапан; 3 — бункер; |
|
4 — |
клапан |
|
бункера; |
»"•'-»>-' |
|
|
rt |
|
|
о |
|
|
|
' |
||||||||
5 —привод |
клапанов |
бункера; |
|
6 — |
рычаг для |
П р е Д С Т Э Б Л Я е Т |
|
СОбОИ |
|
СОЄДИНЄ- |
||||||||||||||
открывания |
|
клапанов |
бункеров; |
|
7 — рычаг |
НИЄ |
Двух |
ИЛИ |
Т р е х |
|
й и и м п п п |
|||||||||||||
для |
открывания |
клапанов |
подвода |
воздуха |
|
ОуНКврОВ . |
Количество и форма бункеров зависят от расположения тележки или сцепных осей под зольником, а также от размещения и раз
меров |
деталей |
паровозной рамы. |
Бункеры 3 |
имеют отверстия |
|||
с клапанами |
4, |
через |
которые |
производят |
удаление |
золы и |
|
шлака. |
На |
некоторых |
паровозах |
для очистки |
боковых |
стенок |
верхней части зольника, имеющих незначительный наклон, уста навливают трубки с отверстиями, через которые паром сдувается зола. Привод 5 клапанов бункеров также выведен в будку маши ниста.
Зольник укрепляют к топочной раме котла при помощи подве сок, шпилек и болтов. В настоящее время зольники делают только сварной конструкции из листовой стали марки СтО толщиной 4—5 мм.
Для заливки золы и шлака в зольнике устанавливают заливательную трубку, к которой вода подводится от инжектора или от водоразборной колонки.
На паровозах, отапливаемых антрацитами или тощими углями, в зольнике ставят шлакоувлажнитель, который представляет собой несколько трубок с отверстиями, расположенными по периметру колосниковой решетки. Струи пара, выходящие из шлакоувлажнителя, увлажняют шлак, несколько понижают температуру у самой решетки, способствуют образованию более пористого шлака и предотвращают шлакование решетки.
§ 24. ТОПОЧНЫЕ ДВЕРЦЫ
На маломощных паровозах устанавливали круглую 'поворотную дверцу, которую делали по форме топочного (шуровочного) отвер стия. Дверцу укрепляли к вертикальной оси, помещенной в крон штейне, закрепленном на лобовом листе кожуха топки. Вверху к оси прикрепляли рукоятку, при помощи которой дверцу открыва ли и закрывали.
На большинстве паровозов средней мощности применены раз движные двустворчатые дверцы 8 (рис. 43), которые состоят из двух створок, подвешенные на роликах 2, перекатывающихся по
Рис. 43. Раздвижные двустворчатые дверцы:
/, |
9 — планки; |
2 — ролики; |
3 — рукоятка; |
4 — |
рама; 5, 6, |
7, 10 — рычаги; |
8 — дверцы |
горизонтальной |
планке |
Планка прикреплена к раме 4, |
которую |
в свою очередь |
прикрепляют к лобовому листу кожуха. |
Внизу |
створки дверец удерживаются направляющей планкой 9, которая также прикреплена к раме. Дверцы и рама шарнирно связаны между собой рычагами 5, б, 7 и 10. При перемещении рукоятки 3, укрепленной на рычаге 7, дверцы будут раздвигаться или сдви гаться. С внутренней стороны они имеют предохранительные щиткиРаздвижные дверцы удобны в эксплуатации, не загромождают будку машиниста и не требуют полного открытия при пользовании кочегарным инструментом.
На паровозах с механическим отоплением последней постройки установлены двустворчатые раскидные дверцы 6 (рис. 44), подве шенные на осях 3, вокруг которых они могут вращаться. Оси уста новлены в чугунной раме 5, прикрепленной к кожуху топки. Двер цы, изготовленные из серого чугуна, вверху имеют зубчатые сек торы 10, которые всегда находятся в зацеплении. К правой дверце прикреплена рукоятка /. При освобождении рукоятки дверцы под действием собственного веса опускаются и закрывают топочное от верстие. Для удержания дверец в открытом положении рукоятка должна быть заведена в выступ стойки 4.
На паровозах ФД, Л В, Е м , Е а и П36 для открытия раскидных дверец имеется пневматический механизм. Над дверцами на привалочной рамке установлен воздушный цилиндр 9, к которому по трубке подводится воздух от главного резервуара. Поршенек ци линдра имеет палец, который шарнирно соединен с ушком 2 ле вой створки. Подачу воздуха в цилиндр производят открытием клапана 8 ножной педалью 7.
Рис. |
44. Раскидные двустворчатые дверцы: |
— рукоятка; 2 — ушко; |
3 — ось; 4 — стойка; 5 — рама; 6 — дверцы; 7 — педаль; 8 — кла |
пан; |
9 — воздушный цилиндр; 10 — зубчатый сектор |
§25. ПРИБОРЫ ОЧИСТКИ ЖАРОВЫХ
ИДЫМОГАРНЫХ ТРУБ
Поверхности жаровых и дымогарных труб, элементов паропере гревателя и в меньшей степени огневой коробки во время работы паровоза постепенно покрываются слоем сажи, являющейся про дуктом неполного сгорания топлива. Кроме того, жаровые и ды могарные трубы, особенно нижние ряды их, забиваются изгарью. Это приводит к ухудшению передачи тепла от газа к стенкам труб. Особенно вредна сажа, которая имеет низкую теплопроводность. Считают, что слой сажи толщиной 1 мм уменьшает коэффициент теплопередачи более чем на 20%. Для этих целей на многих паро возах малой и средней мощности применяют простейший перенос ный сажесдуватель. Он состоит из трубы диаметром 15—20 мм, длиной 2,0 — 2,5 мм, на одном конце которой имеется наконечник с соплами, а на другом — корпус с рукояткой и краном. К корпусу
присоединен |
гибкий рукав. Для |
отбора пара рукав присоединяют |
к инжектору |
или пароразборной |
колонке. Через топочное отвер |
стие наконечник прибора поочередно вставляют в трубы, выдер живают там в течение 3—4 сек и таким образом производят про дувку и очистку труб паром. Продувка труб таким прибором мо жет быть произведена только на стоянке паровоза, при хорошем огне в топке, закрытых клапанах зольника и давлении пара в кот ле не менее 10 кПсм2.
Продувать трубы переносным прибором можно как из огневой
• коробки, так и из дымовой камеры. Жаровые трубы целесообразно продувать из огневой коробки, так как здесь не мешают элементы пароперегревателя. Если продувка производится со стороны топки, то дверца дымовой камеры должна быть плотно закрыта, а сифон
слегка открыт. |
|
|
|
На паровозах ФД, |
СУ, СО применяют постоянно |
установлен |
|
ные в топке |
сажесдуватели — один с правой стороны, |
другой с ле |
|
вой. Каждый |
обдувает |
половину трубной решетки. |
|
Сажесдуватель фланцем 3 (рис. 45) прикреплен к фланцу тру бы, вваренной в стенки топки. Трубчатый валик 4 сажесдувателя проходит через направляющую втулку 8, установленную в коль це 2 фланца, и муфтой 9 соединен с трубкой 1, на конце которой укреплено сопло 10, выходящее в огневую коробку. Валик прохо
дит |
через отверстие в |
крышке 6, уплотненное сальником 7, |
и |
имеет |
||
на |
конце квадрат |
для |
насадки |
рычага привода. Пар от |
парораз |
|
борной колонки |
подводится к |
штуцеру, приваренному |
к |
трубе |
5, через прорези попадает во внутреннюю полость валика и подхо дит к соплу.
Струя пара, выходя с большой скоростью из сопла, попадает в жаровые и дымогарные трубы и сдувает сажу и изгарь. Для охвата всех труб сажесдуватель поворачивают при помощи привода, вы веденного в будку машиниста. Сопло сажесдувателя изготовлено из жароупорного сплава для предохранения его ог быстрого обго рання.